Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Большая рыба маленькую целиком глотает.
 Хоть со ангелы ликуй, только с нами не будь (только нас минуй)!
 Поено да кормлено, а дома не помолено.
 Тот не унывает, кто на Бога уповает.
 И почище нас, да слезой умываются.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - Тетрадь 1987 (1)

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





 
Тетрадь 1987 (1)



    11 апреля 1987 г.
    Ц<ентральная> Кл<иническая> больница

Смотрел ТV программу «Фестивали ... конкурсы ...». Вела О.И.Доброхотова - очень хорошо: свободная речь, грамотная, вразумительная, очень простая и богатая словами. Программа, что я застал (без начала, очевидно): К.Шимановский - прелесть, изысканная, чудесная музыка, настоящая Польша. Более всего похоже на Шопена, а это прекрасно, т. к. этот Шимановский - продолжение Шопена, и своего много: хрупкого, тонкого.

Вила Лобос (после Шимановского), «эстрадный» Бах — с талантом, но без высокого вкуса, чувства несколько вульгарны.

Концерт из Берлина: хор из оперы «Виндзорские кумушки» О.Николаи — тихая, патриархальная немецкая музыка, поют и играют отличнейше и хор, и оркестр, и дирижеры все — немцы. Терцет из «Кавалера роз» - три певицы в прекрасных костюмах (все разные) очень хорошо пели.
 
Рихард Штраус — наиболее традиционный из нем<ецких> композиторов XX века, наиболее устойчивый, впитавший, кажется, всю предшествующую культуру Германии, особенно, конечно, романтизм (но [и классику] не только романтизм). Последний классик немецкой музыки. После него Хиндемит или Орф - манерноваты, а Венская школа - уже откровенные разрушители, губители великого искусства.

После этого — фольклорные №№. Великолепная певица из Зимбабве, голос как труба и дивная выразительность. Японская дикая музыка с барабанами разной величины, в том числе и весьма большими, на которых наяривают полуголые, худощавые японские мужики с очень противными, злобными лицами. После барабанного стука - игра на флейтах (ничего особенного по выразительности), а потом опять барабаны.
 
Р.Шанкар — староватый индус, виртуоз (изумительный) на огромном банджо или таре, или ситар (как называется по-индийски, не запомнил). С ним играет еще и барабанщик (индус) — обоим аккомпанирует б<ольшой> симфонический оркестр (неплохая, простая партитура с прихотливой ритмикой a la Стравинский) под управлением Зубина Меты — необыкновенный дирижер. Какая страсть! Какая воля, какие руки! Нечто удивительное. Его мне очень хвалил Светланов.
 
Очень интересный в целом концерт. Для знакомства, для познавания, для информации. Это хорошо послушать один раз. Но для поляков Шимановский, для немцев О.Николаи и Р.Штраус - это родное, свое, всегдашнее.
 
Во всех почти странах все же хранят фольклор: народную песню, движение, танец, костюм. Мы же - интернационалисты — уничтожили свою древность, свою духовность. У нас во всей стране нет ни одного зала, похожего на зал в Берлине, где были концерты в честь 750-летия города.

Уничтожены почти все храмы, потеряны бесценные сокровища. Такого не было и во времена Татарского ига. Надо более старательно сберегать остатки ценного. Об переустройстве церквей и устроении в них концертных, органных залов. Зачем? Чтобы играть церковные же католические хоралы и фуги. Почему же нельзя петь свою русскую хоровую музыку. Надо больше внимания уделять развитию хорового дела.

    * * *


Стихи Маяковского, так же, как и поэзия Ахматовой и других «избранных» (сами себя избрали) поэтов, дышит лютой сословной ненавистью к простонародному, переходящей у Мандельштампа <sic!> в ненависть ко всему русскому. Отсюда их органическая ненависть к Есенину, ко всякому народному Гению, в свое время: к Ломоносову, Кольцову, Менделееву, Горькому.

Это явление типическое и до сего дня, хотя сегодняшние избранники несколько иного социального, духовного и национального корня по своему происхождению. Исключением среди них были Городецкий и Пастернак. Первый – по аристократизму своего происхождения, второй - по сознательному (движению) принципу крещеного неофита, для которого примером был Л.Толстой.

Вспомнить надо лубочное изображение крестьян в агитках и иронических стихах великого пролетарского поэта, типа «Схема смеха» и многое другое. В противовес высокомерной иронии по отношению к Русским, ко всему Русскому («Вынимайте забившихся под Евангелие Толстых за ногу худую, об камни бородой!»(1) и т. п.), своим подлинным хозяевам М<аяков>ский служил с собачьей преданностью, купленный безграничной лестью, тешившей большое и раздраженное самолюбие. Вот механизм его славы, жизни и самой смерти — фальшивой, декорированной. Причина равнодушия народа к безмерно, болезненно честолюбивой (заполненной этим) поэзии Маяковского, Ахматовой и др. – в чуждости народного сознания, живущего «миром», общно, подобным индивидуалистическим категориям. В Религии личное, индивидуальное выявлялось лишь в смерти за свои убеждения, за веру, и это глубоко проникло в народ. <...>

    * * *


Что было бы с Пушкиным, проживи он еще? (Чичиков - странная фамилия, простая, но, кажется, невстречающаяся?) Куда шел Пушкин? Можно ли сказать, угадать? Думается - можно, разумеется в общем определении. Он шел туда же, куда шел и Гоголь. Судя по последним стихам поэта, его путь, в общем-то, обозначился. И не случайно Пушкин и Гоголь вместе с Жуковским, молодым Хомяковым встречались у Смирновой (фрейлины). Кажется так, если я что-либо не путаю. Круг вопросов, который обсуждался там, включал и глубокие беседы па религиозные темы. Духовная жизнь времени, а ее-то и аккумулируют гении, шла в высоту, тогда как в меркантильной жизни обозначался приход Чичикова. (Мысль, кажется, верна - слова не найдены.)

12 апреля 1987 г.

    * * *


Ни один композитор в истории не насаждался так, как насаждался при жизни Шостакович. Вся мощь государственной пропаганды была направлена на то, чтобы объявить этого композитора величайшим музыкантом всех времен и народов. Надо сказать, что и музыкальная среда охотно поддерживала эту легенду. Он был, в полном смысле слова, государственным композитором, откликавшимся на все важные события общественной и политической жизни не только своими бесчисленными статьями, но и бесконечными сочинениями: от симфоний, ораторий до танцев, песен, песенок и т. д. И, несмотря на это насаждение государственным и «квадратно-гнездовым» способом, народным художником он так и не стал ни в своих ремесленных поделках, ни в своих музыкально-философских концепциях, хотя, при всем при том, по отборе от него останется много хорошей, а иногда и прекрасной музыки. Но народность, в том смысле, в каком ее понимали Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рахманинов, — это какое-то другое дело. Какая-то особая (высшая, м. б.) форма искусства.

«Способность быть народным — это особый талант и очень редкий».

Белинский(2).

    * * *


Советскую музыку последнего времени не упрекнешь в мелкотемье. Наоборот, все как на подбор берутся за величайшие темы. Подумать только, у нас написаны и «Петр Первый», и «Фауст», и «Мертвые души», и «Анна Каренина», и даже «Сотворение мира». Все воплощено в музыке нашими композиторами. То, на что понадобились литературе и драме - века, наша доблестная советская музыка сумела состряпать за какие-нибудь 20-25 лет. Нам есть чем гордиться! Есть! Есть, черт побери, чем гордиться!

    * * *


Любопытная уловка современных деятелей искусства и культуры (из породы Растиньяков). Писатель (Набоков в заметках о Гоголе(3)), находящийся под влиянием теорий Фрейда, фрейдизма, изо всех сил иронизирует над фрейдистами, показывая свою якобы духовную самостоятельность, которой - нет! Другой (композитор), отъявленный делец и пройдоха, пишет о том, что к искусству надо подходить с чистыми руками и в «белых» или «белоснежных одеждах». Третий (популярный поэт)... Много случаев - вспомнить их.

    * * *


Идет перестройка, больше всех шумят о ней все те же и оне же: поэты-куплетисты Евт<ушенко>, Вознесенский, смертельно всем надоевшие, десятки лет треплющиеся по любому поводу, не могущие найти ни единого свежего слова. Каждое их слово уже по десятку раз продано [деньги давно получены].
 
В руководстве Союзов (творческих), в т. ч. и в ССК, нужны свежие люди. Нам нужны свежие мысли. В нашей печати нет ничего, невозможно читать какое десятилетие подряд бездарные разглагольствования Ген<иной> и Корева - людей, имеющих к музыке чисто формальное отношение, но не творческое. Эти люди без всяких творческих принципов бесконтрольно владеют журналами, вроде Ин. Попова.

Хренников — изработался, он не имеет свежего взгляда ни на музыку, ни на жизнь, им руководят другие люди, люди совсем не из ЦК партии, а со стороны. Люди, которые не только обделывают свои делишки и живут безбедно, а люди, направляющие искусство на пагубный путь. Дурному, эклектичному, заемному создан режим наибольшего благоприятствования, «подражателей лелеют, самостоятельных топят».



   Метаморфоза жизни

Дети тех, кто сжил со свету Мих<аила> Булгакова, теперь ставят Булгакова, пишут о Булгакове, хвалят Булгакова, говорят «наш Булгаков!», «великий Булгаков» и т.д. Ставят Булгакова, причем ставят на свой лад, переделывая Булгакова, перелицовывая его, меняя смысл его книг на противоположный. Христос у Булгакова — недосягаем в своем страдании и в своем величии. Между прочим, Христос в книге сириец. Родом из Сирии. Идиоты и сознательные антихристиане уродуют, корежат, извращают книгу Булгакова. Приспосабливают ее для проповеди своих идей, диаметрально противоположных идеям Булгакова.

    * * *


Мы разучились радоваться успеху друг друга - Гаврилин, Тормис, юбилейный <вечер> Б.Чайковского (60 лет композитору), на который не пришел ни один из руководителей Союза. Групповые интересы захлестнули деятельность руководителей [организации РСФСР, Ленинграда] Союза композиторов.



   Журнал

О премьере «Отчалившей Руси».

Дело доходит до того, что заметку о концерте, в котором среди других сочинений исполняется премьера нового крупного сочинения советского автора, заказывают вообще никому неизвестному, непрофессиональному музыканту, абсолютно некомпетентному в творческих вопросах. Разумеется, такой автор пишет об исполнителе, а о новом сочинении цедит несколько слов в меру своего понимания. Это называется откликом на премьеру ненавистного редакции композитора(4).



   Нет мелодии

Слушал после молодежных передач с безликой, безмелодичной, раздрызганной музыкой арии из оперетт Легара и Кальмана. Как талантливо. Музыка эта еще вполне живет.



   Слушаю 3-й день подряд передачи Съезда комсомола (5)

Очень много интересного в выступлениях: не по смыслу, скорее, а по настроению, по готовности к действию. Интересна музыка. Отсутствие движения - нет маршевого ритма! Его заменило дрыгание, трепыхание на месте.

    * * *


Сознательное отучение от русской художественной традиции, воспитание пренебрежения к ней.

    * * *


Древнее русское хоровое искусство сродни «Слову о полку Игореве», «Слову о законе и благодати», «О дивно дивные Земле русские!»(6) и др. шедеврам нашей литературы. Воздействие этой музыки на современного слушателя, отечественного или иностранного, поистине неотразимо.



   [Вопросы к беседе]

Союзы. Их цель, творческие вопросы. Качество творчества и его направленность. Русские Союзы, Русская традиция. Исчезновение Русской интонации.
 
Издавна крестьянский слой служил интонационной опорой музыки. Исчезновение его лишило нашу музыку интонационной опоры. Русский человек ныне поет и пляшет под чужую дудку. Диковина! Боже, как государство охраняет хиппи, «панков» - упаси Бог тронуть их! Между тем, слово «панки» в переводе значит «падшие», «подонки». Популярный журнал «Огонек» стал государственным защитником, оберегателем этой городской «рвани», в среде которой процветает всякая нечистота. Но, оказывается, это не «нечисть», это - чистота и целомудрие. Важно, чтобы молодые люди не задумывались бы над серьезными вопросами жизни: как быть дальше, для чего я существую, кто нами правит? и т д.



   Вопросы к беседе

1) Союзы.
2) Учебные заведения, консерватории. Воспитание композитора.
3) Журналы, печать Союза композиторов. Агрессивность.
4) В чьих руках воспитание. Насаждение чужих навыков, художественных систем, чужих идей под видом «новых средств выражения».

Сотни и тысячи начетчиков от музыки, «(музыкальные) симфонические цадики», как их называл Мусоргский, объясняющих народу, что он туп, истинное искусство не понимает, не дорос до него. К русскому искусству - снисходительное пренебрежение прививается.

В руках подобных людей находится почти все общественное мнение о музыке, вся печать, лекторское дело, издательства. Они пользуются любым случаем для изложения своей точки зрения. В их руках все журналы, издательства с бесчисленными сборниками и т. д. Музыкальная среда, подобным образом воспитанная, является монолитным государством в государстве. Педагогия вся в их руках, их дело — воспитание себе подобных.

Русская мысль о музыке: А.И.<sic!> Одоевский(7), А.Н.Серов, В.В.Стасов, В.Г.Каратыгин, Б.В.Асафьев.

Русская музыкальная культура. Она уничтожена. Систематическое воспитание пренебрежения к ней. Где она теперь! Причины, по которым она исчезла.

Филармонии и театры.

Б<ольшой> театр.

Комитеты по премиям (оба). Сговор, круговая порука.

Деятельность СК РСФСР. Это покушение на нашу культуру, на наши национальные ценности.

Постановка сочинений, сознательно измельчающих, опошляющих отечественную классику. В чьих руках находится государственный Б<ольшой> театр СССР? Он сохраняет статус Государственного театра только в качестве финансовом: Государство отпускает дотации на его содержание. По своему смыслу учреждение это должно быть культурным очагом, своего рода Третьяковкой, музеем мировой музыкальной культуры и прежде всего отечественной классики. Никакого порядка в театре нет, никакой идеи в его деятельности нет. Хозяевами его являются функционеры СК, театр забит их сочинениями — одно посредственней другого, чтобы не сказать хуже. Он стал ареной для сомнительных художественных экспериментов ловких людей с непомерными претензиями и весьма посредственными творческими способностями.

Над Советской музыкой нависла зловещая тень дельца, саморекламиста, умело за деньги организующего рекламу, не брезгающего и саморекламой, о котором, еще при его появлении в руководстве СК, Д.Шостакович писал в журнале «Сов<етская> музыка»: «У нас появились дельцы амер<иканского> типа, ставящие свои интересы выше интересов пашей организации (СК)»(8).

Концентрация непомерной власти в одних руках, власти бесконтрольной, власти надгосударственной. Руководители Союзов: Щ<едрин> — все посты, Казенин – четыре поста, Волков - вдруг получает два крупнейших поста. Кто он? Что он сделал для этого? Его творческий авторитет абсолютно ничтожен. Кто на месте Кабалевского в Министерстве Культуры СССР? Годится ли он для выполнения сложнейших обязанностей Члена Коллегии Министерства Культуры РСФСР в этот ответственнейший для русского музыкального искусства период?
 
Министр Культуры РСФСР. Человек, нелюбящий музыки, не имеющий своего государственного взгляда на музыкальное искусство, не руководствующийся интересами муз<ыкальной> культуры, активно помогающий развалить Гос<ударству> хоровое дело, великую культуру. Жалкое зрелище представляет личность, находящаяся на побегушках у председателя СК РСФСР, управляющая, среди прочих дел, музыкальными делами Республики - и какой Республики! Притом не неся никакой ответственности за свои действия.

Гос<ударственный > Фаворитизм.



   Додекафония

Математически организованная какофония, сплошное тотальное неблагозвучие, долженствующее изобразить извечный хаос мира, в котором избранным людям надлежит навести порядок.

Замечательно устроенная мышеловка, в которую многие попадаются.

На воцарение додекафонии истрачены миллиарды денег, долларов и иной валюты, мобилизовано национальное сознание целых народов, коим внушена мысль об их извечном превосходстве перед всеми другими.

    * * *


Разрушены и разграблены десятки тысяч церквей. Но воистину - краденое не в прок! Уничтожены церковные здания по всей Руси Великой, говоря словами Пушкина(9). Расколоты иконостасы, а несколько обломков теперь фарисейски выставлены в ГТГ для всеобщего обозрения. Этим Г<осударство> показывает охрану памятников старины. Организовано О<бщест>во охраны памятников старины — эта воистину опереточная организация, которая не охранила ни единого здания от продолжающегося их разрушения. Практически уничтожена древняя русская музыка.

В этом смысле мы являемся уникальной, единственной стр<аной> на свете, в которой совершается подобный вандализм. Но этого мало. Теперь дошла очередь до разрушения
литературы, музыки. Каким же способом это разр<ушение> делается?



   О спекуляции на русской классике

Переделки, оперы, балеты, пьесы, киносценарии и т.д. Узаконенный Г<осударст>вом разбой, при котором:

уничтожаются нравственные идеи русской культуры, ее художественное достоинство, понижается весь духовный потенциал России, ее место в мировой истории;

зарабатывается неимоверное количество денег, ибо все эти спекулятивные поделки, вытравляющие смысл великой р<усской> культуры, приносят современным дельцам огромные, миллионные прибыли, ставящие их в особое, «независимое» положение в нашем обществе;

народные массы кормятся бездуховным суррогатом культуры, узаконивающим их бездуховное существование.



   О рекламе

Бесстыдной рекламе, сопровождающей весьма посредственные сочинения и таких же посредственных композиторов.

    * * *


Слушал «Кармен-сюиту» (безграмотное название)(10). Совершенно ничтожно. Попурри из великолепных мелодий. Умозрительно, как будто бы хорошо продуман оркестровый состав. Но получился малокрасочный - академический оркестр. Краску, столь необходимую Бизе, дают лишь ударные. Это становится похоже на красочность [рекламной бумажки от конфет] парикмахерской рекламы. Вкус автора [сильно] подгулял. Делать обработку надо лишь в том случае, когда увеличивается художественный эффект. Здесь же он – явно умаляется. Есть пословица: «Овчинка не стоит выделки». Это когда сырье — плохое. Как над ним ни работай, из него нельзя сделать ничего. Здесь — другое: выделка не стоит сырья. Сырье, матерьял требует иной выделки. Бизе прекрасно знал, что он делал.



   К статье

Все творчество — миф о России. Она предстает в музыке в самых разнообразных и различных ипостасях.

Лирический герой музыки: «Отчалившая Русь», 10 песен Блока.

Вокальная музыка — классический романс и песня – дал новую жизнь этим жанрам. Р<оманс> и П<есня> Г<еоргия> С<виридона> заняли важное место в его творчестве. Этот вид музыки получил большое распространение в XIX столетии, а в наш век можно считать, что к<омпозитор> дал ему новую жизнь.



   В.Белову (11)

Вас постараются сейчас рассортировать и поссорить, рассорить (верное ли это слово?). Способ этот старый, но очень действенный. Для этой цели - одного возвышают, другого унижают. Ни один [достойный] настоящий русский художник не избежал глумления. Ни один, поверьте, будь он [литератор] поэт, либо музыкант, либо живописец: Есенин, Горький, Бунин, Рахманинов, Прокофьев.

Скрябин - возвышался с поэмами Сатаны, Л.Андреев <...> (к нему был прикомандирован специально Чуковский для критической обслуги): Анатэма, Иуда Искариот и пр., и пр. Рахманинов, Прокофьев, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин.

«Репортаж с петлей на шее». Книга(12).

    * * *


<...> Е.Нестеренко спел мой Бернсовский цикл в этом сезоне в следующих городах: Дрезден (ГДР), Будапешт (Венгрия), Венеция (Италия), Фукуока и Токио (Япония), Франкфурт-на-Майне (ФРГ), Стокгольм (Швеция) и теперь еще поедет в Финляндию. Вот это пропаганда музыки! И все сделано от души, с любовью, без какого-либо нажима со стороны, без какой-либо выгоды.

    * * *


Минин должен поехать в Австрию (Вена), в прошлом сезоне был во Франции (Париж и другие города).

Образцова пела в прошлом сезоне на Фестивале в Испании.

Архипова дала хороший вечер: Танеев, Метнер, Прокофьев, Свиридов в Лондоне с большим успехом и хорошей, как она говорит, прессой.

    * * *


<...>
Слово «народ» вышло из употребления в 20-х годах (считалось, что народа вообще нет, а есть классы) и было заменено словом «массы» <...>.

    * * *


Базарный стиль, который принесли в русскую литературную и художественную жизнь футуристы, воскрешен в наши дни. Он получил даже особый - «шпанский» оттенок.

    * * *


Бездарная современная музыка отвращает публику и от классического искусства, заведомо компрометирует его.
 
Профессиональная и дружеская солидарность, переходящая в круговую поруку, ведет к образованию в СК военизированных групп, действующих в гос<ударствеиной> печати, гос<ударственных> учреждениях и от имени государства.

    * * *


Взрыв песенного (антисимфонического) мышления. Песня обнаружила необыкновенно разнообразные, поистине неисчерпаемые возможности. Это царство мелодии.

    * * *


Эти люди вросли в государственный> механизм, они посадили или купили целый ряд чиновников, занимающих весьма важные (подчас министерские) посты. Многие крупные акции, проведенные по инициативе Союза, иначе как вредоносными - не назовешь. Достаточно вспомнить всю аферу с созданием Муз<ыкального> общества(13).



   Разрушение культуры

Музыка.

С введением додекафонии и воцарением дисгармонии, тотального диссонанса, Музыка перестала быть носителем мировой гармонии. Ее (додекафонии) предтечей была сонатная форма - борьба гармонии и диссонанса, который постепенно одолел ее. Это еще писал Р.Роллан о Бетховене: «открыл ящик Пандоры»(14). Музыка перестала быть носителем духовного начала мира и стала носителем разрушения, всяческой смеси, противоестественной стилевой мешанины. Понятие мелодии по сути исчезло, так стал называться всего лишь ряд произвольно выбранных звуков, ничего не выражающих и являющихся лишь...

Насажденная силой додекафония (натиск ее – конец 50-х, а у нас начало 60-х годов) родила естественный противостиль — песню, ограниченную форму (возврат к классической форме), восстановление лада (ладового мышления), возврат к романтизму, контакт со словом.

Все это было угадано в проницательной (единственной) гениальной статье музыковеда М.Элик(15), которая впервые заговорила о кризисе симфонического мышления, о возврате к мелосу, мелодическому мышлению, к контакту со словом. Словом, угадала будущее движение музыки.
 
Как водится, проницательная М.Элик была осмеяна, оплевана, а статья ее объявлена политически «вредной» (со слов музыковедов и композиторов, конечно) тогдашним первым секретарем МК Партии Н.Егорычевым. Как сейчас помню это собрание в помещении М.К. Партии. Почти целый год (!) в журнале «С<оветская> М<узыка>» печатались возражения композиторов и музыковедов из всех республик. Это был 1961 или 62-63 год. Элик была изъята из музыковедения, а впоследствии совсем исчезла из музыкальной жизни, о чем приходится пожалеть. Общаясь с ней, я всегда понимал, что имею дело с талантливым человеком, слышащим музыку очень индивидуально и по существу. Восторжествовала инертная мысль эпигонов, подчас бездарных, которые получили поддержку у начавших движение сов<етских> додекафонистов (Волконский, Каретников, Денисов).

    * * *


Когда я впервые поехал во Фр<анцию> (дело было в 1961 году, в дни полета Г<агарина> в космос), [ я думал, что] из современной живописи у нас был известен лишь один-единственный вездесущий Пикассо.

    * * *


Целый день танцы и песни молодых людей, дрыганье на месте, декларации (фальшивые). Общие танцы. Поколение смертников. Обреченность, топтание на месте. Мелодий — или нет, или они краденые. Ни одного талантливого певца. Примадонны и солисты почти все из «наших». Чешка — бездарная певица. Одна девица из Венгрии (с очень истасканным рылом) на вопрос - чего она ждет от новой весны, ответила, что, наконец-то, она хочет «настоящей, большой любви» (все остальное было небольшое и ненастоящее). Ни одной хорошей песни, кроме белорусской из ансамбля «Сябры». Все похоже одно на другое. Кошмарная своей развязностью еврейка из Риги. Америка съела всех с потрохами. Американизация полная. Духовно мы уже смирились с этим.



   Нашествие

Сознательное отторжение современной псевдокультуры от великой русской, да и мирового классического искусства, но особенно от Русского.

    * * *


Молодая поэтесса возглашает по ТV в Первомайский день - ведомая (уж конечно!) Розовым, Алексиным и тому подобными: «Мы вышли, мы себя обозначили и мы себя утвердили». Непохвальная, наглая философия агрессии, волюнтаризма и бездарности.

Утверждать себя должны не мы или они, утверждать себя должно само искусство, творчество, а у нас полно утвержденных талантов и гениев, гениальность которых нельзя ни проверить, ни подтвердить, ибо созданное ими давно умерло, да и существовало лишь на пропагандном допинге, а ныне естественной смертью погибло, не выдержав отбора, критериев, предъявляемых к великому искусству. Правда, на смену этому, уже не существующему искусству, срочно выдвигается новое - такое же.
 
Ложные ценности: Эйзенштейн [Демьян Бедный]. Абстрактное искусство, пригодное лишь для обоев и рекламы. Бесконечная цепь реформаторов театра и т. д. Из которых были, есть и остались живыми в своем наследии, в своих последователях (например, Чехов, Качалов — это можно сейчас слушать!) одни лишь Станиславский и Немирович-Данченко, открывшие новые пути, на которых немедленно же обозначились ложные последователи, продолжатели и оппоненты, тут же обильно рекламируемые, объявленные подлинно-революционными, современными (и т.д.), а больше всего рекламированные сами <собою>.

Станиславский и Художественный театр, в том числе Булгаков, чудом [и силой сопротивления] уцелели от разгрома, да и прямого уничтожения, к чему призывал, например, радикальнейший, бескомпромиссный и такой, по свидетельству его друзей, «ранимый», чутчайший по отношению к собственной персоне, требовавший особого внимания к себе, В.Маяковский. Маяковский — «затравленный», хочется спросить: кем? Ермиловым, которому он давал сдачи, и это вообще была потасовка друзей при распределении пустых мест в Р<усской> литературе без Горького, Бунина, Блока, Есенина и целого ряда блестящих писателей, изгнанных из страны новой троцкистской властью.
 
Какое существование вел великий живописец М.Вас.Нестеров, семнадцать лет не выставлявшийся, отлученный от выставок, безгласный, пришибленный, казалось бы, окончательно. Нестеров принял постриг, стал священником и тем спас себя и свою душу, и свой великий талант, который снова засиял в его произведениях 30-х годов. Я помню его персональную выставку 1933 года.

Нам <он> открылся благодаря М.Горькому. Сталин упросил Горького вернуться в СССР для важного дела - сохранения, сбережения культурных сил после страшного разгрома, учиненного бандой троцкизма. И Горький постарался выполнить свою историческую миссию. Пусть не все удалось ему спасти, не удалось защитить имя Есенина, не удалось защитить Булгакова, Платонова, возможно, не удалось сделать и многое другое, о чем я, может быть, даже и не подозреваю. Но зверская травля русской интеллигенции была прекращена, получили гражданство в искусстве многие писатели, художники, композиторы. Был снят запрет с исполнения музыки великого Рахманинова, хотя и
не целиком.

    * * *


Торжествующее, ликующее стихотворение Маяковского «На смерть Есенина» - «крокодиловы слезы»(16). А чего только стоит фраза: «Для чего же увеличивать число самоубийц, лучше увеличь изготовление чернил»? Только имея синтетическую душу, можно было так писать. Не правда ли, очень остроумно, и сюжет для острословия выбран подходящий (но ликование скрыть было невозможно, оно, что называется, перло наружу). И это в тот момент, когда по России прокатилась волна самоубийств среди молодежи. Помню, что подобный случай был и в нашей Курской школе № 4 имени Ленина.

    * * *


Под видом атеистического сознания или мировоззрения насаждается нигилизм, безверие, пустодушие, растут люди, не верящие ни во что на свете: ни в отца, ни в мать, ни в Бога, ни в дьявола, не верящие никому на свете.

    * * *


Книга «Поэты Есенинского круга»(17) — имеет силу обвинительного акта.

    * * *


Пастернак как поэт, он имеет больше достоинства, хотя отсутствие чувства языка, его интеллигентский, московско-дачный жаргон вместо богатой русской речи...

    * * *


Злоупотребление музыкой. Это вызывает отвращение к музыке вообще. Злоупотребление звуками на ТV — инфляция звука. Вред, наносимый музыке как культуре, как носителю высокого сознания, национального сознания, убийство гения.

    * * *


Современные поэты: Понькин, Пронькин, Прошкин и Кацнельсон седьмой.

    * * *


За последнее время широко пропагандируется некоторыми кругами критиков поэзия Цветаевой.

Что касается поэзии Ахматовой, то ее любовная лирика снискала также широкую славу, особенно в избранных, м. б., даже несколько специфической избранностью, кругах. Тут ее сравнивают с древней Сапфо или Сафо. Хотя тону этой поэтессы свойственно некоторое, сознательно культивируемое, высокомерие, как и Маяковскому (дворянскому дегенерату), а проще сказать - надменность. Ленингр<адские> любители поэзии относились к Ахматовой с большой симпатией и даже ласково звали ее «бабушка русского лесбоса». <...>

    * * *


3 мая 1987 <года>

Найти человеку верный путь в жизни — всегда непросто. В наши хаотические дни это стало неимоверно трудно. Масса людей — потерявших всякие ориентиры, масса — избравших неверный путь, чреватый большим Злом. Многие живут вообще без пути, без движения, лишь шевелясь на месте, как черви в сортире. Боже! Помоги выйти на дорогу всем близким и любимым, не утратив света во тьме!

    * * *


Поэты-дегенераты: Хлебников и Маяковский, последние в роду (каждый). Акц<ионерное> общество Бурлюк-Брик и К торговали ими, умело эксплуатируя их таланты и болезнь (несомненно свойственную обоим). Бесконечной лестью, ежедневным уверением в гениальности, исключительности, уверением в преданности оно изолировало этих стихотворцев от жизни, окутав их лживым фимиамом.

    * * *


Возрождение жанра возможно только при условии активного современного творчества в этом жанре. Именно живое современное искусство дает проекцию на классику, заново ее открывает нам. Так было в годы активизации и расцвета советского симфонизма, давшего как бы новую жизнь искусству Бетховена, Чайковского и других великих композиторов.

Активная, подвижническая работа С<виридова> в жанре [высокого] романса и художественной песни, увенчавшаяся выдающимися художественными результатами, дает как бы новый стимул вечно живому, классическому романсному искусству Глинки, Даргомыжского, Чайковского. Рахманинова.

    * * *


Комитет по премиям СССР.

Взять мастеров, а не функционеров: Нестеренко. Эрнесакс, Тормис, Б.Чайковский, Гаврилин. Эшпай (?), Светланов, а не Петр<ов>, Пах<мутова>, Щ<едрин>. Хрен<ников>.

Кто комплектует состав? Судить должны не функционеры, а мастера.

Аппарат - больной вопрос. Почему нет крупнейших советских писателей: В.Быкова, Залыгина, Астафьева, Белова, Распутина, Носова?



   TV и Радио

Человек все больше приближается к машине, к механическому роботу. Музыка вся наполнена ритмом и движением. увлекающим своей механичностью, бездумностью. Такое же бездумное искусство, сосредоточенное вокруг двух-трех проблем. Чувственность - главная из них. Такое впечатление, что программы TV перестроены по указаниям человека, много жившего в Америке и перенесшего к нам в жизнь ее ритмы, навыки, радио- и телебыт.

Ритм жизни резко увеличился, стал суетливым, подфокстротным.

    * * *


Видел телефильм о С.Т.Коненкове. Гениальный человек с лицом Гения. Видел фильм о художнике Е.А.Кибрике. Прекрасные иллюстрации. Много известного, знакомого: Кола Брюньон, Борис Годунов, «Как закалялась сталь» и т. д. Лучше всего - совсем Древние богатыри: изумительно, могуче, мрачно.

    * * *


По своей природе художник смотрит вперед, в даль времени, в будущее. Он работает для будущего. Поэтому чрезмерное погружение в повседневность мельчит его, убивает творческий дух.

Если смотреть каждый день TV - никогда не появится желание сочинять.

    * * *


Как быть с телефильмом Ю.Н.Белянкина?(18)

    * * *


Я принадлежу к числу тех композиторов, чье сочинительство и исполнительская деятельность (довольно большая в последние годы) почти полностью игнорируются журналами, подконтрольными руководству Союза <композиторов>. Мне ежегодно приходилось бывать в эти годы в Ленинграде, куда я часто приезжал на концерты с крупнейшими артистами: Архииовой, Образцовой, Нестеренко. Вл. Федосеевым и его оркестром. Приезжая в город, мне приходилось читать восторженные статьи о концертах Лен<инградской> музыки, написанные в самых восторженных тонах, как пишут о высоких произведениях классического искусства.
 
Между тем концерты эти проходят часто при пустых залах, где присутствуют лишь родственники исполняемых авторов, да несколько случайных людей. В областных газетах появляются восторженные громадные статьи, читая которые можно подумать, что речь идет об исполнении произведений П.И.Чайковского, Шумана или Бетховена. В сущности - позорное явление для нашей государственной и партийной печати, которая находится под полным контролем правления ЛОСК почти во всем, что касается музыкальных дел. Задаю себе вопрос: почему это происходит? Потому, что Обком партии целиком и полностью отдал музыкальное дело в руки Петрова и окружающей его камарильи. Этот государственный и партийный фаворитизм наносит страшный ущерб развитию пашей культуры. Ведь в руках этих людей находится музыкальное образование, особенно композиторское. Вряд ли можно вообразить, что перестали рождаться люди с музыкальным талантом. Но они калечатся смолоду, изначально. Им выворачивается голова набок или задом наперед, и с этой вывороченной головой <они> живут, взрослеют и умирают. Государство щедро оплачивает творчество сов<етских> композиторов, не жалея средств. Бюджет СК составляет многие десятки миллионов рублей ежегодно. Оба министерства культуры также тратят ежегодно миллионные деньги на государственные заказы композиторам.

    * * *


Россия XIX века. Мощный взлет национального самосознания после победы в Отечественной войне, давший величайшие завоевания в духовной области, в области литературы и искусства.

XX век характерен, наоборот, нашествием в Россию чужеземного духа, интернационализма, борьбой с национальным сознанием, искоренением сложившегося национального сознания, искоренением национального самосознания. После войны с Германией (2-я половина века) начинается зарождение и новый подъем национального сознания русских, без которого невозможен расцвет и подлинное величие искусства. Этот подъем национального художественного сознания еще продолжается. Он происходит в очень сложных, трудных условиях (Есенин, Булгаков, Платонов, Солженицын и далее целая плеяда блестящих писателей, художников, скульпторов, композиторов) и до какой степени расцвета он дойдет, сказать пока невозможно.

    * * *


Художник Зинаида Евг<еньевна> Серебрякова. Внучка А.Бенуа, дочь Е.Лансере, вторым браком замужем за М.В.Добужинским - блестящая художница, большой, прекрасный, красивый талант.

    * * *


Нынешнее (насильственное) тотальное насаждение чужой, стереотипной, «легкой» для усвоения музыки в ее бесконечно однообразных разновидностях — есть насаждение того, что можно назвать диаметрально противоположным тому духовному движению в нашем обществе, возникшему из самых его глубин. Я имею в виду так называемую «деревенскую» прозу - истинно сокровенное искусство русского духа наших дней.

    * * *


Слушал по радио концерт Обуховой П.А. (запись 1953 г.). Русский романс. Волшебное пение. Трогает до слез. Какие артистки: Обухова, Преображенская, Максакова, Архипова, Образцова = какая цепь имен, какая плеяда! А в журнале «Советская музыка» никакой памяти, никакого, почти, упоминания о существовании этих великих артисток. Какое чванное презрение к русскому, какая зоологическая ненависть к нашей культуре!

    * * *


Пленум Союза писателей СССР

Ценные выступления («Лит<ературная> газета» 6 мая 1987 года)

    1) Нил Гилевич(19) = о национальной несознательности, отсутствии интересов к истории, культуре. О невнимании к родному языку, искоренении его из школьных программ - дикость какая-то!
    2) Б.Олейник(20). О «наскоке» на талантливых людей. О «перекосах» в оценках. Лакейская психология, угодливость перед всем заграничным. О пришивании «великодержавного шовинизма» - русским писателям и критикам.
    3) Юрий Сергеев(21) (Северо-Осетинская АССР). О вредности «масс-культуры». Ложные ценности заняли весь фасад нашей культурной жизни. В защиту журнала «Наш современник».
    4) С.Викулов(22) — много ценного, верного. О водке. О «репатриантах» по ТV.
    5) С.Куняев(23). Против «фальшивых якобинцев». О людях, которые жаждут диктатуры.
    6) Вознесенский(24). Провокационное, жульническое, лживое насквозь выступление. В каждой фразе - ложь.
    7) Очень хорошее выступление Проскурина(25) (гораздо лучше, чем статья в «Правде»). Верные, глубокие, ценные мысли. Но реализуются ли они?

Доклад Карпова(26) - хитрющий и написанный с «их» позиций. Все вроде бы: «Пусть цветут все цветы», но «наши» цветы - лучше, талантливее. Они - первые, они представляют литературу, ее бессмертное будущее.

    * * *


Гос<ударственный> фаворитизм. Некоторые люди, находящиеся у власти в течение десятков лет, превратились в своего рода гос<ударстненных> фаворитов.

    * * *


Об информации по искусству программы «Время» — она крайне небеспристрастна, необъективна. Годами мы видим на ТV одних и тех же людей, для которых программа «Время» стала средством усиленной рекламы.

    * * *


Будущее - пехтерь с сеном, привязанный перед мордой запряженной лошади. Она бежит, бежит, бедная, надрывается из последних сил, но ей не пожрать (вкусить) своею корма: пехтерь с сеном бежит перед нею и она никогда его не достигнет.

    * * *


С<оюз> композиторов, в своей попытке Шенбергизировать всю советскую музыкальную культуру и, прежде всего, русскую, постепенно самоизолировался от народной муз<ыкальной> жизни, превратившись, в значительной мере, в снобистскую секту додекафонистов. Разумеется, эта попытка была весьма смелой, но недостаточно продуманной, ибо не учитывала силы почвенной, которая, несомненно, возьмет свое, ибо я не верю в мировое господство какой-либо одной нации ни в литературе, ни в музыке. Хотя попытки узурпации власти и установления чуждого нам по всем параметрам диктата имелись и имеются. Нельзя не отметить, что частично они имели успех и нанесли огромный вред нашей муз<ыкальной> культуре. Вред, который мы уже ощутили и еще долго будем ощущать.

    * * *


Владимир Минин, несомненно, является крупнейшим русским хоровым дирижером наших дней. Имя его известно и ценимо любителями музыки многих стран мира. С работой Минина связаны большие надежды, большие перспективы композиторского творчества.

    * * *


1) Нужно обновить руководство изданием и изучением музыки Древней Руси.
2) Левашов, Тевосян, Ручьевская, Белонеико. Кто еще в Ленинграде? Привлекать ценных теоретиков, например, Кручинина, Г.Белов (привлечение аспирантуры, молодых, нельзя бросать позицию в великом городе!).
3) Кто знает о работе древников? Никто! Они варятся в собственном соку, не имея выходов в прессу, в издательства.
4) Тоталитарное руководство музыковедением: Тараканов, пришибленный додекафонией и до сих пор не могущий опомниться. Нужно искать людей, не занимающих экстремальные позиции.
5) Наши журналы, в редакции которых царит, как минимум, равнодушие по отношению к русской культуре.

    * * *


Велик интерес молодежи к хоровым концертам. Полно молодежи! Так же, как проснувшийся за последние годы интерес к нашей отечественной культуре, к отечественной истории, к отечественному искусству.



   Левашев (27)

Издания старой музыки в Музгизе: кто стоит в редколлегии? Приготовить план изданий стихир - вообще старинной духовной музыки, а не светской музыки XVIII века. Списки. Состав редколлегии (новый). Связь с Фондом культуры!!

    * * *


Закон об охране памятников - это филькина грамота.

    * * *


Композиторы, которых не люблю:

Бах 2) Моцарт 3) Гайдн - все трое механистичны, как заведенные машинки. Двое последних удивительно однообразны интонационно. У Моцарта — прекрасны последние сочинения: симфония g-moll (вся!), Менуэт из Es-dur'ной симфонии, некоторые сонаты для ф<ортепиа>но и, особенно, скрипичные. У Баха хороши лишь некоторые маленькие фуги, части из концертов. Но все целиком прослушать трудно.



   Воскресение 17 мая

В передаче об охране культуры по ТV фальшивое выступление Антоновой о том, что в мировых музеях изящных искусств нет Русского отдела. А в ее музее (Музей изящных искусств)? А Эрмитаж, в котором нет русского раздела? Хотя бы икон.



   Статья

Молодые силы русского музыковедения где они?

    * * *


16/VIII Воскресенье с Аликом.
Прибегина.
Келдыш.
Вступит<ельная> заметка Алика(28).
Идея - maximum.
Идеи - частности: а) журнал.
Телефильм. Звонить Белянкину 20-21/ VIII.

    * * *



Другие нанимают для этой цели своих критиков, ведь у нас в СК много критикой: на каждого композитора по одному или, кажется, по полтора критика. И нее неплохо живут, занимаясь своим делом. Один пишет, другой тут же объясняет слушателям, что первый хотел сказать своими новаторскими звуками. Часто, к сожалению, это бывает похоже на рекламу или саморекламу.

    * * *


В наши дни есть композиторы, которые очень любят выступать по телевидению и рассказывать о своей музыке, объяснять ее и т. д. Надо сказать, что иные из них приобрели даже большую сноровку в этом деле и умеют цветисто подавать свои творческие изделия. Я не из их числа. Мне все как-то кажется, что музыка должна идти всегда впереди самого композитора.



   Разговор о музыке

Абсолютный беспорядок, полная бесхозяйственность, заброшенность культуры привели к тому, что многое, если не все, перешло в руки ловких, предприимчивых дельцов от искусства, особенно из числа композиторов-бюрократов и исполнителей. Такая жизнь - рай для рвачей. Они купаются в этой жизни, делают все, что хотят. Их деятельность не только бесконтрольна. Они сами установили контроль над музыкой, над ее исполнением, пропагандой за рубежом, изданиями, пластинками, учебными заведениями, союзами композиторов, превратившимися в гигантские механизмы, служащие для творческого самоутверждения крупных музыкальных бюрократов. Они контролируют театры, концертные залы, Госконцерт, назначают и снимают министров и их заместителей, или сохраняют на постах совершенно непригодных людей, типа Мелентьева, находящихся в прямом, рабском подчинении у честолюбивого Председателя СК РСФСР, который управляет музыкальными делами Министерства через своих людей, типа Каз<енина> или Волк<ова>.

Отлаженный механизм, работающий не только вхолостую, но, прямо-таки, во вред. СК — это гигантский Бульдозер(29), разваливающий Русскую культуру.

    * * *


Предприимчивые деятели Грузинской культуры спекулируют на развенчании, на посрамлении Сталина. Торгуют своими литературными, драматическими и киноизделиями(30). Подобно тому, как раньше на всех Московских рынках они торговали лавровым листом.

Грузинские коммерсанты.

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.
Екатерина II

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328855
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1593
2694
5927
17005

Сейчас: 2020-07-08 18:03:27
Счетчик joomla