Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Ты раскинул ей печаль по плечам, ты пустил сухоту по животу.
 Счастье ума прибавляет, несчастье последний отымает.
 Хочешь есть калачи - так не сиди на печи!
 И то бывало, что и мы кашу едали, а ныне и тюря в честь.
 Что в людях живет, то и нас не минет.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - Тетрадь 1991

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





Тетрадь 1991
 


    10 янв<аря> 1991 г<ода>

Третий день Святок. У нас в гостях И.Б.Роднянская, В.С. и Татьяна Евгеньевна Непомнящие. Чудесный, тихий Рождественский вечер, хорошая, содержательная беседа, легкий, свободный, спокойный тон. Славные люди.

Под конец вечера пришел Алик, сидел, молчал как камень часа полтора. Повеление его странное, что он думает, о чем думает, совершенно невозможно определить, понять Иногда думаю: здоров ли он? Или он просто глуп и испорчен лживостью. Очень это все грустно. Мешает жить даже(1).



   11 янв<аря> 

Пластинки - о переиздании пластинки В.Непомнящего «Пушкин»(2). Прив<езти?> и свои пласт<инки>.



   М.В.Краснов (3)

Дать свои соображения по вопросам русск<ой> хор<овой> культ<уры>. (Руководство хорами, кого рекомендовать, как готовить руководителей (конкурс?) Укрепление хоров (состав). Система руководства и проч. (Ставки!)(4)

Хор Лавры, о. Матфей, его телефон, нужна встреча. Нов<ые> сочинения(5).

Ценник (музыкальный)(6).

Ив<ан> Серг<еевич> Вишневский(7). Есенинск<ие> хоры показать М.В.Краснову, звонить ему.

Ал<ексей> Н<иколаевич> Захаров - 3 песни Есенина тенор (с орк<естром>) с ф-но(8). Найти ноты – поиграть М.В.Краснову.

    * * *


1) Статья о Веселове(9).

2) Русская муз<ыкальная> (хор<овая>) культура и ее судьба.

    * * *


ВААП (обсудить все вопросы правовые и т.д.). (Обговорить все с юристом.) Оплата, % валюты.

    * * *


Валерий Евгеньевич Санков, пресс-бюро Мин<истерства> культ<уры> СССР.

Статья о положении дел в хоровом искусстве России (все вопросы)(10).



   12 января
    Три образа Богородицы (11)

«Не имамы иныя помощи» и т. д. Икона — «Всех скорбящих» Радости [или «Казанская»]
«Всепетая Мати»
«Достойно есть»



   15 янв<аря> Завтра 16-го

оехать к Панченко Владимиру Всеволодовичу](12) Неглинная 15 Госконцерт
[Раутио](13)
[Письмо А.С.Дзасохову М.В.Краснов](14)
[Вечером Б.Чайковский]
[Советы по вопросам авторского права Марина Дозорцева (из Союза композ<иторов>)]
Музей Рублева. Войти в Попечительский совет.
Ольга Евгеньевна (?) Павловская(15)
Лариса Михайлова. Автора для интервью в газету.



   Очень важное

   Се жених грядет...(16)

Все - на полтона выше в ре-мажор.
После затакта ввести голос 2-го тенора с ноты ля в малой октаве (педальный).
Альт соло (в середине) «да не смерти предана будещи».
Далее хор оставить ppp (три piano). Тенор соло сделать за сценой, поющий издали.
Конец «Свят, свят, свят еси Боже весь» хор — а заключение ррр (полхора).

    * * *


Великие Русские хоровые музыканты, деятели недавнего прошлого: Смоленский, Николай Михайлович Данилин, Михаил Георгиевич Климов, А.В.Свешников, А.А.Юрлов. Деятельность каждого из них обозначила эпоху в развитии русской хоровой музыки. В тяжких условиях, под гнетом правящего воинствующего марксизма, фундаментом которого было воинствующее Антихристианство, они делали все, что было в их силах для того, чтобы не дать погибнуть русскому (профессиональному) хоровому искусству (в особенности духовной музыке), пользовались первой же возможностью показать его высокие художественные возможности(17).

    * * *


Р.С.Леденев — хороший человек, благородный и честный, но несколько всеядный.<...>

Записанное о Р.С.Леденеве не совсем верно сформулировано. Речь идет о его «всетерпимости» (даже к заведомо дурным явлениям). «Неразборчивая доброта», это, кажется, верно.



    20 июня
 
Дело с ВААП. Данелия на среду.

Материалы в Кембридж(18). Н.Петр. Бродянская. Проверить перевод анкеты. Подписать оба письма. Отослать деньги (295 $) через банк с 1-м письмом.



   Предварившыя утро (19)

Ангел=микрофон=альт



   О критике и гласности

Человек, производящий некоторые ценности, чаще всего бережет свое имя.

Он бережет сознательно, а чаше всего даже инстинктивно, свое творчество, т.е. то, что он произвел как художник — лучшую часть своей души, лучшую часть самого себя. Художник, в сущности, беззащитен (чаще всего), за исключением людей бойцовского темперамента, новаторов, революционеров или, наоборот, консервативно настроенных деятелей искусства, традиционалистов, сторонников эволюционного развития жизни и творчества как одного из ее проявлений.

Художник редко ввязывается в борьбу, за исключением людей, имеющих борьбу главной идеей, пронизывающей творчество их, в первую даже очередь. Художник же инстинктивно бережет свое доброе имя, если оно у него есть благодаря талантливости его сочинений.

Так называемый критик редко имеет доброе имя. Подобные люди, разумеется, есть, хотя полемика дурно, в общем, отзывается на глубине творчества.

Но современная «гласность» и ее исполинские размеры всякого ниспровержения всех и вся - фактически духовная (или «бездуховная»?) революция.

Человек, у которого нет никакого доброго имени, - он свободен от заботы о том, что он произвел, сотворил. И критик, иной раз «нанятой», таких мне приходилось в жизни читать великое множество раз.

Газеты «абонируют», приглашают на гастроль, когда есть необходимость облаять, оскорбить заведомо порядочного, честного, а иной раз и выдающегося человека.

Что взять с такого «критика»?

Да - нечего! Да ничего не возьмешь. Нет ни совести, ни доброго имени. В большинстве своем это нанятые люди, которым не откажешь в знаках и регалиях. Наводнив художественный мир, они составили касту «неприкасаемых». Иные боятся к ним прикоснуться — террор этих людей ужасен, дело доходит до прямого уничтожения.

Союзы композ<изоров> состоят из никчемных людей, неспособных к полезному делу, живущих паразитической жизнью и живущих припеваючи.

Весь этот мир дармоедов — зловредная опухоль на жизни. Они владеют своими журналами и газетами, где пишут, что им угодно. Это советские сверхчелопеки.<...>



   Кающиеся разбойники

Тяжкое впечатление производит лицезрение многолетних партийных властителей страны. Государства и партии, недавних членов Политбюро, ныне стоящих со свечой на публичном молебствии. Кого может обмануть этот бесстыдный маскарад, он позорит и Церковь. Люди без каких-либо принципов, безо всякого подобия совести, голое честолюбие и властолюбие.

Я могу понять заблуждение, иди — покайся. Вчера он держал в руке партийную нагайку или наган, сегодня — свечу, завтра он отдаст приказ уничтожить страну: свою или чужую, ему все равно. Честолюбивый глупец способен на все, он может спалить Рим, отсечь голову кому угодно: своему приятелю [или великому человеку], священнику.
 
У него нет ничего своего, его потребности: жрать и командонать. Для удовлетворения этих страстей он способен сделать что угодно. Такой человек не имеет ни ума, ни воли, он не произнес ни одного серьезного слова.

Это кукла, надутая дурным воздухом. Игрушка, марионетка в руках всемирных палачей, уничтожающих целые народы и, прежде всего, русский народ.

    * * *


Разговоры о России, о Санкт-Петербурге — это чудовищный обман русских людей, которым хотят сменить лишь форму рабства, не более. Нас ждет большая беда. За свою бесценную землю, залитую кровью наших предков, народ получит соевую похлебку и американскую консервированную тушенку. Нового русского «Дядю Тома» надо подкормить, чтобы он получше работал. Продают людей, торгуют женщинами (рынок невольниц).<...>

Общество — тот же Человек, ведь оно состоит из людей. Как отдельный человек может быть болен, возбужден, надломлен в своей психике или здоров, нормален в своих поступках и т. д., так и целый народ или общество может проявлять нравственное здоровье.
 
Опытный и умелый нравственно здоровый врач для исцеления больного пользуется разумными способами лечения. Точно так же врач неумелый, но незнанию, а хуже того — умелый, но злой и корыстный, имеющий свои интересы, сознательно губит дело, вызывает постоянное, систематическое раздражение, вызывает злобу, сеет в неимоверном количестве плевелы лжи, которой, кажется, нет уже предела. Даже подобие правды начинено ложью.

От нее нет спасения. Она преподносится в неисчислимых количествах в средствах массовой информации. Но это уже не информация, т.е. достоверное изложение некоторых фактов, событий и др. Вместо этого мы слышим злобную политическую пропаганду, которой занимаются люди, нанятые для этой цели. Как попугаи, они с увлечением повторяют, «тиражируют» то, что им пишут те, кто нанял их. Спрос с них невелик, через некоторое время тут будут другие. Сами эти люди являются гигантскими рупорами лжи.

Практически целыми страницами, систематическими передачами и каналами владеют несколько людей, например: «Взгляд», «Браво». Расистские вкусы и симпатии. Вы не увидите здесь достойного, приличного человека. Неимоверное богатство русской культуры обращено в якобы ненужный хлам.

Систематически просвещает нас литературный критик Лакшин, театровед Н.Крымова. Это люди специфического типа и образа мышления. Они заряжены ненавистью к… <далее неразборчиво. - А.Б.>

Откуда они взялись за последнее столетие, по чьей команде они наводнили нашу страну и завладели всеми «узлами» жизни — властью, прессой, торговлей, искусством, к которому они абсолютно бездарны, неспособны произвести...<...>
 
Хозяева Мира, а они - есть, и не надо кричать о «демократических свободах». Всему миру известно, что демократическая Америка является суперколониальной державой, кровью и деньгами устанавливающей мировое Господство, не останавливаясь перед истреблением целых народов. В этом смысле новейшая история наследует традиции древней Иудеи, пример чему был подан Октябрьским переворотом.

    * * *


Новосибирск<ий> кам<ерный> хор, дирижер Игорь Викторович Юдин(20).

    * * *


22 авг<уста>. Жуткие, мрачные события последних дней, потрясающие, кроме прочего, чудовищным скудоумием, какой-то фантастической легкомысленностью. Люди - по ту сторону добра и зла (но, может быть, и не все, правда). Неустойчивость жизни ужасающая, речи - полнейшая безграмотность, явление «шпаны» стало всеобщим: в семье, на работе, среди так называемой «интеллигенции», в политической жизни, в искусстве, которое все заражено шпанскостью, и даже в церкви это есть вроде Варлаама на митинге(21).

    * * *


Идет скоропалительное создание класса паразитов

Смысл, сама идея их существования: борьба за власть над другими, над всеми, среди которых они находятся, за власть путем вооруженной силы, силы денег, золота, коварства и обмана; доказательство любым способом того, что они всегда правы, что бы они ни говорили, что бы ни доказывали или кричали в виде лозунгов, всегда лживых, ибо в основе их существования лежит одна и та же идея. Неспособные к созидательному труду, ничтожные в творческом отношении, они способны лишь уничтожать, разрушать.

    * * *


Я и вся моя семья глубоко потрясены событиями последних дней и сильно пережинаем за Вашу судьбу(22). Вы возбудили надежды у многих людей, но особенно эти надежды у нас - русских. Мы так устали и измучились, существуя под чужой рукой. Я говорю это, прожив на свете много лет.

Мы достойны лучшей участи и особенно устали от бесконечного унижения своей нации, хотя я сам отчетливо вижу ее недостатки: проистекающее от отчаяния безумное легковерие, вялость ума, отсутствие всякой морали. Но вдруг выявился - и где? - на вершине пирамиды власти человек добрых побуждений. Это поистине чудо.

    * * *


Русские революции и войны нашего века были не так уж и бесполезны для иных людей и иных народов. «Благодетель» нищей России - г-н Хаммер (и многие другие) — сколотил чуть ли не миллиардное состояние, вывозя драгоценности (золото и серебро) целыми железнодорожными составами в обмен на оружие, необходимое большевикам для победы в Гражданской войне и закабаления сбитого с толку народа.

Они посадили его, этот народ, на железную цепь, бесконечно унижая его, третируя, истребляя его святыни, его веру Православную, его культуру, а главное - сам этот народ, который служил своей безликой массой своим палачам и тиранам, кровью своею питая их чудовищную, беспощадную власть.

Падение России — как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах. Теперь эти собаки делят его тело и одежды. Кроят карту мира.



   Демократия

Итак, Демократия - т.е. власть демоса — народная власть.

В который раз, господа, она возглашается? За свою жизнь я слышу ее беспрерывно, безостановочно, неумолимо, каждый раз она подразумевает как будто бы разное, а в самом деле абсолютно одинаковое. Прежле всего - единообразие и диктаторскую неумолимость. Только демократия и ничего более. Кто же доказал, что она единственный ныход из создавшегося тупика, главное - единственный и притом знаемый безошибочно вождями, а главное - возглашателями-пропагандисгами.

Демократия и ничего более. Любая другая точка зрения подозрительна, враждебна, отрицается, подлежит громкому посрамлению, искоренению, уничтожению. Сколько людей за эти годы, высказывавшие хоть какое-либо сомнение в абсолютной верности избранного пути, загоняются из политической и из общественной жизни, сходят на нет, да просто ли изгоняются? За судьбой их интересно было бы последить. Какова она есть или будет — эта судьба?

Открытые работники служб ЦРУ, вроде дикторов по ТV, состоящие в услужении пропагандистской <машины?>, построенной по типу откровенно фашистскому – желанные гости, перешли на работу в радио и ТV бывшего Советского Союза, а ныне неизвестной страны, не имеющей опять даже названия, кроме аббревиатуры РСФСР, которая в дни моего детства расшифровывалась: «Ребята, смотрите – Федька сопли распустил». И теперь налицо правящая неумолимая диктатура, пока, кажется, без массовых расстрелов, но это ведь только пока. За этим дело не станет.

Все те же люди, доканчивающие разгром великой Русской империи и уничтожение Русского народа (а это их главная цель — истребить русскую нацию, перебить ее, перестрелять, рассеять по свету). Все это совершается под крики со всех сторон «анти». Приветливые крики, ибо <враг> все тот же самый, что был и в начале века, и во время Октябрьского переворота, в эпоху истребления крестьянства, и в эпоху спровоцированной и запланированной ими же войны с Германией, в которой у Русского народа была безысходная, безвыигрышная позиция, одинаково [трагическая].

    * * *


Главной пружиной перестройки становится делец, капиталист, приобретатель, биржевой маклер, Чичиков... со своей таинственной шкатулкой - Сатанинская фигура, исчадие ада в сущности. Гоголь все это почувствовал и ужаснулся.
 
Достоевский же придал этому явлению вполне конкретные черты: «Настоящий хозяин в Европе - жид и его банк» («Записки писателя»)(23). С той поры это гибельное для мира явление выявилось в очевидности. Оно приобрело уже территориально-государственные черты и нависло над миром в образе новоявленного Иуды: в одной руке (левой) — звенящий кошель с тридцатью серебрениками, в другой руке - ядерная бомба.

    * * *


В 1991 году исполнилось 170 лет со дня рождения и 110 лет со дня кончины Ф.М.Достоевского. О его значении говорить много не приходится. Преследуемый русскими прогрессистами (замечу к слову, не всегда русскими), сторонниками прогресса, улюлюкающими ему при жизни, участник и действующее лицо общественно-литературной борьбы, занимавший в ней крайне правое крыло, церковник и монархист, друг Константна Петровича Победоносцева, впоследствии руководителя Синода, кажется, помните, того самого, который «простер над Россией совиные крыла» — эффектно сказано Блоком, мишень всяческих карикатур, шаржей, литературных «хохм» бульварных остряков, Достоевский сошел в могилу за два месяца до злодейского убийства императора Александра II бесами того времени: С.Перовской, распутной дочерью, производителем бомб Желябовым, метателями поляками Гриневицким, Кибальчичем, Рысаковым, Гесей Гельфман — беременной девицей, собиравшей бомбы.

Эта банда убийц увековечена во всем русском обществе, во всей России (уже гиблой): в названиях улиц, площадей, больниц, школ и т. д. при обязательном изучении всеми русскими детьми ее биографии и историческою подвига. Ибо убийство, само по себе, стало предметом восхищения и подражания, предметом воспитании: герой - сын, предающий отца (кинофильм знаменитого Эйзенштейна), стихотворение Симонова «Убей немца!».

Стихотворения чекистских поэтов - Михаила Светлова (Шейнкмана), «Красный судья Горба» Михаила Голодного (Эпштейна)(24), осуждающий на смерть всех, кто предстает перед его красным столом, в том числе и родного брата, что особенно поощрялось вождями и руководителями. В основе этого супертеррора лежали не только классовые интересы. Да и о каких «классовостях» у Зиновьева, Троцкого, Каменева, Свердлова можно говорить?

Несомненно — в основе геноцида, истребления христианских (главным образом) народов лежали мотивы Религиозного подвига, завоевания земли, истребления иных, иноверных племен, борьба с иноверцами-христианами. Никакими классовыми признаками нельзя объяснить неслыханные за последние 2000 лет казни: дворян, купечества, фабрикантов, помещиков, высокого духовенства и простых монахов, рабочих и десятков миллионов крестьян, солдат и матросов, генералов и офицерского корпуса, армии и флота. Истреблялись не сословия, а народы. И если бы не нужен был рабский слой для рабского труда, были бы истреблены все русские до единого человека, за исключением немногих, связанных семейным родством с ними, и то - строго по выбору.

Бесовский шабаш по Достоевскому, вечер (в присутствии начальства) его памяти. Выступления «писателей» Карякина, Адамовича, Евтушенко. <...>



   Музыкальные деятели

Разница между авангардистами-атеистами типа Денисова-Булеза и многими другими. Русские, французы, итальянцы и т. д. Это не воинственные, не воинствующие антихристиане. Их злоба (легендарная, как пишут дружественные им критики, <например> Голеа) вызвана стремлением удовлетворить свое болезненно разбухшее честолюбие, ниспровергнуть все и всех, их главный двигатель - честолюбие. Они сводят музыку к сумме математических приемов, комбинаций; они отлично знают музыкальную литературу, начитанные, образованные люди. Материалисты - некоторые из них пришли в музыку из математики. Но это не идейная ненависть, отрицающая христианскую веру, христианское искусство, все последние 2000 лет человеческой истории. Искусство как способ передачи душевного движения, что так характерно именно для Христианской идеи, Христианской культуры. <...>

    * * *


Целые отрасли искусства уничтожались и уничтожаются, ставятся под контроль людей, открыто враждебных нашей национальной природе. Для того чтобы стать писателем, надо не просто знать русский язык (что не так часто встречается среди так называемых литераторов), но писатель, и особенно поэт, должен чувствовать природу языка, его тайны, его коренные свойства, его глубокий смысл и, наконец, его музыкальную природу. Именно в этом - таинственность поэтического дарования.

Это все надо развить.
 
Книжность, начитанность - дело, конечно, хорошее, но безкорневое. Беспочвенное искусство - это еще не искусство. Книжное, фарисейское — ему противостоит жизненное, природное, почвенное искусство. Образованность, конечно, - хорошая вещь, но гениальность — первороднее, предпочтительнее. Разумеется, и гению нужна культура, она дает широту взгляда, лоск и шлифовку дарованию, но само дарование дается от природы, от Бога.

    * * *


Слепота государственных людей, движимых, главным образом, желанием играть роль в истории - и только! Они губят <...> целые народы стираются с лица земли.

    * * *


Дор<огой>...

Истекшая половина года была для меня весьма трудной обилием накопленных неприятностей и неурядиц, недомоганиями и пр.

Вот эти несколько месяцев собирался написать Вам письмо, да это трудно сделать мне, не привыкшему изъясняться на бумаге. Хотелось бы сказать немногими м. б. словами многое, существеннейшее для меня. Среди общих невзгод, у каждого из нас выявились и частные, их - много.

Не могу даже Вам сказать, что за впечатление я испытал от чтения Вашей замечательной статьи в «Н<овом> Мире». Сказать по правде, я познакомился с ней еще до публикации (благодаря И.Б.Роднянской), но не говорил об этом никому почти, из чувства суеверия. Среди развала и разброда, царящего в жизни, где утрачены, кажется, уже все надежды, кроме надежды на Всемогущего.

Подобной статьи о музыке и музыканте-композиторе мне не приходилось за всю мою жизнь читать. Вместо критики - наклеивание ярлыков.

Предмет исследован, можно сказать, со всех сторон, Ваши собственные впечатления как слушателя и ценителя сливаются с впечатлениями самых разнообразных других: профессионалов и любителей, объявленных и необъявленных.

С большим интересом я ждал знакомства со статьей, и оно превзошло всякие ожидания. Разговоры такого масштаба совершенно исчезли из музыкального обихода. Я это говорю вполне основательно.  Скудость музыкальной среды ужасающа, Вы не можете себе представить. Увы! Она такова и в Европе, где утеряно теперь все, даже составлявшее ее былую славу. Воцарение голого музыкального материализма привело искусство в тупик, к полному развалу. Буквально на моих глазах разрушалась музыкальная культура Франции. Нисходящая линия от Равеля, Пуленка, Мессиана до нынешних сочинений - пусто звучащих математических формул — очень впечатляет. Еще сравнительно недавно Германия ...<на этом текст обрывается. - А.Б.>(25)

    * * *


 И не нужно валить все на Ст<алина>. Чудовищный, поистине библейский террор начался до его воцарения. И до него действовали библейские палачи, получившие целую, и притом великую, страну на поток и разграбление. Этот поток и разграбление продолжаются и до сего дня.
 
Часто рассуждают: на кого похож сын грузинского сапожника? Ищут аналогии в образе Ивана Грозного, Петра Великого, Ленина, Сталин - это Ленин сегодня (параллели приводились и художественной литературой, и драматургией, и т. д.). Но он более всего напоминает библейских владык, уничтожавших выборочно целые народы и племена: «хананеев нечестивых», амаликитян (кого еще?) и т. д. И не был он тут первым. Как не вспомнить, например, т. Зиновьева (предтечу председателя нынешнего Петросовета, переименовавшего себя в «Мэры»), уничтожившего население Петрограда и заселившего город в значительной части представителями из черты оседлости - своими, верными людьми.

    * * *


Швондер и Шариков - эпохальные новые типы, герои Нашей эпохи послереволюционной, увиденные юрким глазом Михаила Булгакова, человека, наделенного не только литературным даром, но и большим умом. В руки этих героев попала Россия, с которой они обошлись беспощадно и жестоко, в конце концов окончательно ее уничтожив. Первый из них представлял из себя воплощение идеи уничтожения Великой Православной Державы. Второй – воплощение низменности, порождение города, его миазмы: пивные, собачьи клетки. Я помню их с детства по Курску, они существовали в б. ...<фраза оборвана. — А.Б.> Моссоветы с их МКХ— все это управлялось уже не русскими. Помню фамилию Цивцивадзе, были и другие, поделившие Россию «Дети Арбата», которых С<талин> сортировал, убирая одних и сажая на их место других.

Это была накипь, гнилостные бациллы, возникавшие в неисчислимом количестве на больном, начавшем уже загнивать теле России. В конце концов эти Шариковы, распространившись повсюду, решили «все поделить».

    * * *


В русской литературе, увы - ущербной, «серебряного»(Фраже) века стали процветать высокомерие и надменность (Маяковский, Ахматова, Набоков и другие, абсолютно чуждые великой Русской литературе Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Гончарова). Демоническая гордость Лермонтова не имеет с этой тщеславной позой ничего общего. Здесь налицо безысходный трагизм существования личности, своего рода «обида на Бога» за какую-то свою «недостаточность», «недоделанность», «недоношенность»: «Недоносок» Баратынского. Недотыкомка Ф.Сологуба.

    * * *


«Шпана» - словцо Як<овлева> - есть род самокритики Кому, как не ему, знать эту среду до тонкости, он один из ярких представителей этой категории.

    * * *


В течение 6-7 лет воспитывается агрессивное поколение здоровых, но слепых, послушных молодых людей, готовых на все, знающих ложь и зло, выдаваемые им за правду, добро и истину.

Так было в самом начале 30-х годов. Я сам принадлежал к людям этого возраста. Мне стоило огромного труда и великих усилий найти в себе волю противостоять этому. Мне помогло занятие чтением, искусствами, особенно, конечно, музыкой, которой я тогда самозабвенно увлекся.

Из этих молодых людей сформировалась Ст<алинская> гвардия, заполнившая структуры партии, особенно же секретных служб и т. д.

Сейчас я вижу то же самое.

    * * *


Человек, увлеченный идеей оздоровления жизни, он изменился на глазах. Но не это нужно, к сожалению, тем, кто направляет мировую жизнь, во всяком случае ее главное, стержневое печение — «стрежень». Здесь налицо – самая злобная из деспотий, генетически рабовладельческая. Таково [само] их духовное миросозерцание. Мир завещан им от Бога — в рабстве.

    * * *


Видел по ТV: немец - отсидел 36 лет, пожизненное заключение в одиночной камере. Выдержка - однако! Его слова во время свидания (с адвокатом, кажется, или начальством тюремным — в Польше): «Я получил персональную ложу и могу наблюдать мировой спектакль». Слова пастору (перед смертью) о себе: «Я хотел изменить мир, но потерпел неудачу».

9 или 10 октября

    * * *


Чудовищные передачи о певцах «Битлз». Исчадия ада. Они помогают держать мир в рабстве. Сгнившие на корню молодые поколения, теперь это пришло к нам. Гибнут не только поколения, гибнут целые народы. Железная организация зла, держащая в руках страны и континенты(26).

    * * *


Люди у власти, не имеющие никакой власти, шурупы со свинченной резьбой, ни к чему не пригодные. Существуют для видимости. Тяжелые, опаснейшие времена впереди. Не знаешь, что и делать! Работа кажется бессмысленной, ненужной, никчемной. Между тем волчок может закрутиться в обратную сторону. Но мир, кажется, уже необратимо катится в пропасть.

    * * *


Гришка Кутерьма - человек «ни к селу ни к городу» - предатель, указавший захватчикам путь в родной Китеж-град. Образ страшный, выявившийся в искусстве 20-го века. Это гигантская аналогия «босякам» Горького, будущим эсдекам типа Ленина или Бухарина.

Эти люди готовы служить кому угодно. Лишенные родного дома, семьи, а главное - земли, они продаются и покупаются.

«Кто дал меду корец, стал родной нам отец, кто дал каши котел, тот за князя сошел». В наше время таких людей стало великое множество и тон здесь задают государственные люди, получающие за продажу целых народов миллионные суммы, а если надо - и миллиардные, под видом авторского гонорара за их «книги», сочиняемые услужливыми «авторами».

Страна и народы, ее издревле населяющие, проданы с потрохами навечно купцу, владеющему несчастной страной, беззастенчиво грабящему нас и безжалостно истребляющему всех нас.

Издаваемые во всех странах «мемуары» госдеятелей, лживые насквозь, сочинены нанятыми <...> авторами, носящими в насмешку фамилии замечательных русских людей, а подчас и великих, являются формой взятки <фраза не закончена. — А.Б.>

    * * *


Мы живем в эпоху мировых конфликтов, носящих прежде всего религиозный характер, во вторую очередь - национальный и, менее всего, характер социальный. Именно такой и была прежде всего Октябрьская революция, Октябрьский переворот. Он проходил под знаком истребительной борьбы против Христианства и, в первую очередь, Православного Христианства. Истребилось уже в наши дни окончательно православное государство, почти весь православный народ, главным образом, русские. Любопытно, что это слово нынешние враги нашего народа <фраза не закончена. — А.Б.>

    * * *


Слепые, безграмотные люди, а еще хуже - малограмотные, воображающие себя образованными и культурными. Образование как таковое абсолютно отсутствует в Советском Союзе как идея, как способ совершенствования человеческой природы. Ибо оно оторвано от самого фундамента всей культуры последних 2000 лет, от христианского миросозерцания. Бескрылый, тупой, примитивный как мертвое одноклеточное марксистский <...> материализм (от Спинозы - прямая дорога к современности) не может считаться никаким учением, он лишь руководство к террористической деятельности.

    * * *


Некто Гефтер, выступающий по ТV с лекциями. - это новый вид антихристианского террора, пришедший на смену террору Губельмана-Ярославского, Троцкого-Бронштейна, Кольцова-Фридлянда. <...>

    * * *


Полная растерянность русских, расчлененность их на части, на крошечные партии с ничтожными, якобы социальными программами, в то время как им противостоят большие, цельно-устремленные коллективы, объединенные не только своей национальной принадлежностью, но и символами своего религиозного верования.
 
Я не говорю уже о солидарном, слитном, спаянном, по-военному организованном еврейской диаспорой национальном ядре - государстве, обладающем атомным арсеналом, разведкой «Моссад», ныне блестяще разгромившей, вместе с ЦРУ, наше военное устройство, нашу государственную безопасность.



   30 октября

Почему-то вспоминается (и часто) 1933 год, поджог Рейхстага(27), знаменитый Ван-дер Люббе и все последующее, что из этого вышло: судебный процесс в Лейпциге, Димитров (огнеупорный), Попов и Танев (все — болгары) — крепкие люди. Последние двое, впрочем, быстро погибли в Ст<алинских> лагерях (много знали). Немец Тортлер — соперник Тельмана - раскололся на суде, подпортил дело немного. Поджог и процесс - начало истребления немецкой коммунистической партии.



   Коммерческие магазины

Масло сливочное (посредственное) — 80 р. кило, сыр (говенный) — 120, колбаса — 162 р. кило.

Радости перестройки — потеряна Россия, прекратилась ее история, потеряна Русская земля, потерян (и это — главное!) народ русский. Русских в стране как будто бы и вовсе нет. Татары населяют Татарстан, узбеки — Узбекистан, таджики — Таджикистан, черкесы — Черкесию, грузины — Грузию, латыши — Латвию. Русский же народ, давший свое имя (Россы) стране, ныне уравнен в правах по названию: все — Россияне. Но россияне — это не национальность, это всего лишь знак проживания в определенном месте.

Таким образом, народ наш, уже во второй раз в нашем столетии, лишен национального признака. В первый раз это было после Октябрьского переворота, ныне отвергаемого теми, кто на деле совершил его вновь, выполняя замысел уничтожения России как Государства и истребления нас как нации, целиком. И выродившиеся русские поощряют самоистребление в своей тупости, низости и слепоте.

    * * *


Торговля прекрасными картинами из музеев (Эрмитажа и др.). Ну и что? Жалко ли? Гордиться этими картинами как-то глупо. Ведь они — куплены (или захвачены силой), а теперь их покупают те, кто побогаче. Только и всего. Конечно, существует гордость коллекционера, гордость богача, купца, биржевого маклера, ростовщика и т. д.

Иное дело — гордость созидателя, творца, художника. И в этом смысле сознание своей одноплеменности с Гением может быть предметом гордости - дескать, знай наших! Не скажу, чтобы такая гордость (как и всякая гордыня вообще) сильно украшала человека, но в ней нет ничего плохого. Есть уважение к таланту и труду, уважение к своему народу,
наконец. Беззавистное, благородное чувство.

Поэтому Русский музей и Третьяковская галерея, церкви и часовни деревянные и каменные, золотые маковки куполов, дивная колокольная музыка, несравненные русские хоры, поющие православные гимны и народные старинные песни, все это — свое, первородное. Русское <фраза не завершена. — А.Б.>

    * * *


В Мадриде - конференция но поводу непрерывных беспорядков на Ближнем Востоке(28)... Ее смысл и дух говорит о том, что Война (а она - Единая - уже идет во всем мире) имеет глубочайший религиозный смысл. Потревожен Родовой Пуп Земли, мистический, жизнедаюший Орган, захвачен Иерусалим, священный город человечества или, по крайней мере, - половины его. Дело это, думается, Бог знает какое опасное. Оно отзовется повсюду и отзывается уже, в том числе и у нас.



   О продажности

Она достигла за это столетие размеров общего бедствия. За деньги люди готовы на все. Деньги - Кумир, Божество. Мнится, что над миром во весь рост возвышается какой-то гигантский ИУДА, потрясающий своим кошельком с тридцатью серебрениками. Утеряно всякое чувство стыда, всякое (самое даже малое) чувство уважения к своей стране и народу. Наоборот - поощряется всяческая продажность.

    * * *


5 ноября в 12 часов передача телевизионных новостей. Диктор, или кто иной, восклицает: «Вот и будут работать - ваши фермеры и наши фермеры». Замечу в скобках: сказать «крестьяне» — совсем нельзя (главный вопрос именно в том, что надо отнять у коренных народов их землю, на которой эти народы взросли, а, прежде всего, русский народ - Душа великой страны. Поэтому, возвращаясь к передаче по ТV от 5 ноября в 12 часов дня, приведу слова из нее, обращенные, как видно, к американскому гражданину (какой он нации - я не разобрал): «Ну что же? С Богом! (какой верующий и какой Бог?) Идите и правьте нами!»

Станислав Чекалин. Вот так, знаете ли!

Записал по свежему впечатлению.
5/ХI 1991 г.

    * * *


Третьего дня видел по ТV снятый английскими операторами момент изловления (толпою и штурмовиками) бывшего Секретаря московского комитета Партии Прокофьева. Его растерзанный вид, лицо человека, ведомого на казнь. Ужасная сцена, впихнули в машину и кадр закрылся. Большой саван шьется.

    * * *


Торговали картинами из музеев, продавали их американским банкирам: Рокфеллеру, Хаммеру, Дюпону, еще кому-то в этом духе.
 
Сейчас торгуют людьми. В прямом смысле слова, без всякой аллегории. Специальные торговые агенты, под видом конкурсов красоты, собирают женщин (главным образом русских) для морганатических забав людей относительно богатых и среднего достатка. Так это афишируется. Для публичных домов, стриптиза и разнообразного разврата. От русских девиц - отбоя нет! Десятки, сотни охочих продаться. Тургеневские девушки.

Россия медленно зрела до рассвета, а погибает стремительно.

5/ХI

    * * *


Прослушав большое количество православной церковной музыки, приходишь к мысли, что с ее развитием фактурный элемент, небогатая гармония (но красивая и «сладкая», как мироздание, этого не отнимешь, здесь сказалась Эллада) и различные фигурации, проходящие ноты и пр. занимают основное место. Мелодический же элемент (может быть, личностный, что так характерно для христианской веры, для христианства вообще как смысл Эры) - менее интересен и значителен, а подчас почти вовсе отсутствует. Утрачено значение Слова, его сокровенный смысл, который и выражается интонационно, а между тем центр тяжести молитвы именно в нем.

    * * *


Мы переживаем эпоху третьей мировой войны, которая уже почти заканчивается и прошла на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые (а отчасти и большие) народы получают условную «независимость», безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны - людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестает существовать как целое, как нация. И это при том, что имели 6 лет назад относительно боеспособную армию, ядерное оружие, танки, авиацию и ракеты.

Как быстро все произошло. С какой быстротой оказалась завоевана «Великая» держава. Чудны дела твои, Господи.

Начальные деятели перестройки, заработавшие миллионы и миллиарды на этом страшном деле, частично переселились в Америку. Подготовка тотальной войны велась здорово: всеми средствами массовой информации, дипломатией и прочим.

Угодили в «крысоловку».



   О новой современной церковно-православной музыке

Ее написано за последние три года - горы. Тома церковных хоров, десятки литургий, всенощных бдений, месс, кантат, реквиемов, стихир, молитв и песнопений. В большинстве случаев это имитация церковной служебной музыки русского православия, большей частью начиная с эпохи Александра III и до почти полного искоренения религии, разрушения церквей, приравненных к тяжелейшему государственному преступлению в эпоху торжества большевизма.

В подавляющем большинстве эта музыка несет на себе следы «фабричного» производства, серийного стандарта, имитирующего стиль и приемы русского православия, главным образом, Московской школы: П.Чайковского, Чеснокова, Рахманинова, Архангельского, отчасти Никольского и других мастеров этого жанра, больших, а подчас и великих мастеров своего дела — несравненных знатоков стиля, церковного канона и обихода. Люди эти были, несомненно, глубоко религиозны, что сообщало их музыке ...<фраза не закончена. — А.Б.>

Музыка нужна художественно-творческая - индивидуальная, содержащая в себе хотя бы крупицы гения, хотя бы и самые незначительные, без которых нет искусства, нет творчества. Бог — есть символ творческого духа и его невозможно заменить технической сноровкой и умением, профессионализмом, т.е. эксплуатацией уже ранее найденного. В искусстве нужен стихийный поиск, вдохновение, озарение, культура же и национальная школа — суть прилагаемые для того, чтобы создать новое, ценное.

Это толстенные литургии с обязательными фугами, канонами и прочим музыкально-богослужебным инвентарем пышного стиля Русского православия конца XIX - начала XX века.

Место церкви теперь - в народе. Миллионные города (новые!) живут вовсе без признаков Христианской веры, без церквей. Русские населяющие их люди — суть дикари по своему духу, миросозерцанию.

    * * *


О Зощенко написать надо большую заметку, совершенно отдельно.
 
Дмитрий Дмитриевич о нем в тридцатые годы = подарок Зощенко: «Шостаковичу, знаменитому и гениальному современнику». Мнение Зощенко о себе было, как кажется, исключительно высоким. Думается, «отсутствие смирения» погубило его. Он слишком тяжело, совершенно открыто и безо всякой хитрости воспринял оскорбительные слова на свой счет.

    * * *


Петушиное слово атеизм на деле означает дикарство, преступное отношение к человеческой жизни и всякой жизни вообще. Рассадником преступности в духовном смысле служат и средства массовой информации, особенно дикторы ТV открыло призывающие народ к смуте и крови, к убийству, к уничтожению.

Глубокое отвращение и брезгливость вызывает деятельность руководителей ТV типа Попцова и Яковлева — гигантские провокаторы, чья деятельность является преступлением против человечества. Иначе я назвать их и не могу.



   Вопрос вопросов

Вопрос вопросов - это вопрос о Земле. Жулики большевики именно с него начали свою революцию. Октябрьский переворот, обещая «Землю — крестьянам». Все наши беды заключены в трудности, в неумении, В незнании - как распределить в народе землю.
 
Между тем в самом названии «Русская земля» заключен ключ к пониманию этой проблемы. Когда говорили предки о русской земле как о народной собственности, имелось в виду, что собственниками земли являются коренные народы страны: русские, мордва, татары Казанские и Крымские, коренные народы всех республик, немцы Поволжья (вообще - немцы, которых в России принято было поругивать, а они помогли поставить нам армию, науку, медицину и многое другое. Русский флот и мореходное дело славны именами Крузенштерна, Беринга, адмирала Шефнера - деда талантливого, прекрасного поэта Вадима Шефнера).

В Ленинграде, где я учился в 30-е годы, моим другом по консерватории, по классам композиции был композитор Сергей Мусселиус, успевший к тому времени окончить химико-технический институт и работавший там преподавателем. Его отец Ричард Владимирович был крупным специалистом по корабельной артиллерии. Это была высокоинтеллигентная (в старом, уже почти утраченном смысле и значении этого слова) семья. Бывать гостем в их доме было истинное удовольствие и притом полезно.

    * * *


Мэр Москвы(24). Платон Дымба из чеховской «Свадьбы». «Иностранец греческого звания по кондитерской части».

    * * *


Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу «нецивилизованности» России, «нецивилизованности» русских, главных образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Менделеева, Гоголя, Склифосовского, геометра Лобачевского, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, П.Чайковского.

Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о Слове о полку Игореве, а не о позолоченном унитазе.

Можно, разумеется, понять эти сетования, нужда ужаснейшая, но ведь нищета на улицах есть всюду, в том числе и в «цивилизованных» державах, отлично живущих без высоких запросов. И не надо обольщаться обилием денежных знаков, их сознательное мельтешение перед глазами тех, кто смотрит ТV, родит лишь злобу и раздражение против всех и вся.
 
Но, как видно, руководитель ТV являющийся и руководителем небольшого (пока) газетного концерна, ведом революционной идеей, запах русской крови, видно, особо сладок.

    * * *


«Все границы — это остатки варварства!» - восклицает <...> политический лидер Казахов, и ему не приходит, очевидно, в голову, что эти слова могли бы говорить Варвары, сокрушившие великий Древний Рим.
 
Ничего не осталось от Варваров. Рим был сокрушен, но даже то немногое, что от него осталось, здания и храмы, триумфальные колонны и праздничные колесницы, гениальные стихотворения (Горация, Катулла, Овидия), скульптурные портреты, обломки водопровода, Аппиева дорога, многое, многое еще и. наконец, само слово - Рим - остается для тех из нас, кто еще живет в соприкосновении с культурой прошлого и настоящего, той, что создается и теперь в нашей стране, под нашим русским небом...

А варвары... что ж, они и есть варвары, люди утилитарного, «современного» строя мыслей, неспособные ни понять, ни, тем более, создать великое, ни оценить его. Их задача - иная: разрушить Христианство.

Миру угрожает установление «рыночного» строя, рабовладельческих отношений. Его, этот строй, с одной стороны, приблизил Сталинский тип государства, а с другой стороны - нынешний американский тоталитаризм. В этом они сходятся. Вот почему с такой яростью набросились на идеи перестройки бывшие марксисты-сталинисты-сионисты. Но у России есть свои идеи, которые надо стремиться осознать.

Мир необъятно богат возможностями, нации молодые, с живой, незаплесневелой кровью - должны искать пути движения к идеалу развития и совершенствования Человеческой Личности, являющейся отблеском Христа-Бога на Земле. Лагерные, общественные, школьные кормушки, рассадники «Рака»(30), рыночная психология жизни, это уподобления человека - скоту.



    30 ноября 1991 г.

Вечерний ежедневный шабаш по ТV. Ликующие дикторы Центрального и Российского вещания: «развал Империи», «гибель Империи», смакование «конфликтов», умело направляемых в своем развитии, поддержание постоянно тлеющего огня. Все это для отвлечения мыслей русского человека в сторону, в стороны от того факта, что он, этот русский человек, потерял все: Землю Русскую, завоеванную и освоенную его предками, государственное устройство, всякую защиту себя и своих близких - это народ на грани полного, почти физического уничтожения. Он уже не способен, терроризируемый и уничтожаемый как личность, как человек он содержится на границе голода, которым его все время вдобавок пугают, и не в состоянии ничего понять под воздействием титанической силы госпропаганды (радио, ТV, газеты, журналы, кино и пр.), находящейся всецело почти в руках известных людей.
 
Незначительные малочисленные органы печати (несколько газет и журналов, постоянно преследуемых, третируемых, существующих под угрозой ареста) - общественно-политическое гетто для русских не имеет никакого значения для общественной жизни ввиду своей малочисленности, малотиражности и тонет в океане лжи.

    * * *


Постоянно торчит в Т\/-яшике академик Лихачев(31), выступающий против государства с преобладающим религиозным сознанием. Где и когда оно было иным? Между тем Россия, сытостью и достатком которой теперь принято восторгаться, так сказать, отнимая у народа естественную ностальгию по невозвратно прошедшему времени <...>.

    * * *


Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация - жертва, обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей — религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мировым владыкам, злодеям, которых еще не знал мир. По сравнению с Бушем или Шароном и Т<роцкий>, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат.

    * * *


Итак, Третья мировая война началась и Советский Союз уже проиграл ее, сдав страну почти без боя, погубив наш русский народ, его вековую историю, которая закончилась так позорно и бесславно. Вечное проклятие апостолам зла и сатанизма и всем их пособникам.

    * * *


Для того чтобы завоевать Россию окончательно, надо еще многих из нас просто перебить, как собак, к чему, как видно, идет дело. Но для этого требуется время, которое у них есть, кажется, в избытке. Буш, однако, торопит закруглиться к Новому году, чтобы успеть еще обеспечить победу на новых президентских выборах. Миром владеют мировые разбойники, уничтожающие целые народы. И большие народы, целые православные, инорелигиозные государства.

Гигантская мировая мистификация. Старшие поколения обрекаются на нищету и быструю гибель, молодым приготовлена рабская участь.

    * * *


Разговор по ТV военного министра Шапошникова, нарушившего присягу «Служу Советскому Союзу» и из рядовых генералов произведенного в фельдмаршалы. В своей беседе с представителем <...> официозной газеты, называемой себя «Независимой» (!) - от кого??? <...>, на вопрос корреспондента о том, каким образом он перешел на сторону врагов Советского Союза (который он обязан был защищать, согласно принятой присяге «Служу Советскому Союзу»), маршал бодро отчеканил: «Понять, в чем дело (т.е. смысл событий) мне помогла жена» (это я слышал своими ушами!) и, улыбнувшись (а он улыбается беспрерывно, очевидно, даже подавая команду открыть огонь), добавил: «Наш человек!»

Вот так!



   О профессии консультанта, общее рассуждение

Когда видишь иных современных «консультантов» при разномасштабных политических деятелях, в памяти возникает образ главного Консультанта, выведенного в известном романе Булгакова («Мастер и Маргарита»). Это - сам Сатана. Домысел гениального человека. Им угадана структура власти: Швондер - Шариков. Противостояние: Ф.Ф.Преображенский - Швондер (безымянный, а ныне — часто и бесфамильный, весь в «псевдониме»). Профессор Персиков — Рокк (тут в фамилии угадана личность будущего суперчекиста – Мерк(32)).

Русский гений - одна из тем Булгакова (также Стравинский, кумир художественной жизни Парижа, ставшего центром русской эмиграции 20-х годов), испытавшего, несомненно, чувство неприязни и отвращения к с<оветской> власти, унижавшей и уничтожавшей все русское: людей, образованное сословие, «интеллигенцию», культуру, религию, православную веру и ее адептов.

Новая поросль художественной интеллигенции изо всех сил, не жалея таланта и фантазии, глумилась над православием, над попами, которых сотнями тысяч, вместе с семьями, истребляли как насекомых. Художественная интеллигенция изо всех сил подсвистывала власть имущим, глумясь над всем русским и получая за это славу и большие дивиденды, деньги и почести - в них не было недостатка.



   О Твардовском

Главным делом А.Твардовского-редактора было собирание молодого поколения русских писателей, писавших «по-русски» и о русском, о людях России, о ее жизни сколь возможно правдиво. Венцом этой деятельности, величайшим делом своей жизни (не считая, понятно, творчества своего) Твардовский считал печатание, всемерное поощрение и, по возможности, Государственное премирование повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича», тем самым легализации мощнейшей темы «лагеря», в котором перебывали десятки миллионов. Когда А<лександр> Т<рифонович> говорил о Солженицыне, лицо его светилось восторгом и восхищением. Это я сам видел [и не раз].

 Дело еще в том, что замечательнейшая повесть была не только честной, разоблачительной, но явилась уникальным художественным созданием по силе характеров и, наконец, по свежести русского литературного языка. Это совсем не возвращение к стилистике А.Толстого, в чем есть всегда момент примата чисто литературного интереса. Нет, это был новый писатель, новый язык, поражавший своей свежестью, силой, явивший новую русскую мысль из-под спуда лжи, грязи, литературных штампов, сразу сделавший видимым изъяны жаргонного языка: Кавериных, Фединых, Толстого, в известной мере и Шолохова, прочно засевшего в жаргоне своих «казацких» героев.

Он <Твардовский> прилагал для этого все свои усилия, вложил всю душу свою. А когда это дело не удалось, секретарем ЦК тогда был крайне малоприятный Ильичев, возглавлявший Анти-Солженицынскую кампанию, он - рухнул.

<...>

    * * *


Вчера 2 апреля слушал концерт из произведений Н.А.Римского-Корсакова БСО под управлением Сашки Ведерникова. Очень хорошо играли «Шехерезаду», «отделанная», шикарная партитура, шикарно сыгранная с мелкими, пустяковыми огрехами. Молодой дирижер - исправный, отличный музыкант с хорошим вкусом, с тактом. К его достоинству относится простота исполнительской манеры, без фиглярства, без «нажима», с красивыми кульминациями и замечательными находками в оркестре, декоративном, пышном, «восточном». Сколько отсюда вышло! Глазунов («Раймонда»), Равель (восточный) и бездна эпигонов. Но самому Корсакову не хватало яркости мелодического ядра, что выгодно для движения формы, для «процесса», поделает музыку «преходяшей», образно-бледной, не западающей в память. Особенно это заметно было в I отделении: Концерт для фортепиано (смешной) «кустарный», бесконечные двойные октавы (мешок с октавами), пассажи-массажи, рамплиссажи... и «Светлый праздник», очень меня разочаровавший, в котором есть один яркий кусочек имитации возгласов дьякона (тихий тромбон) и хора (ответ струнных). Скучно, пусто, «бездуховно», формально, по сколько из этого вышло, и как этому многие научились. Ритмофраза из Увертюры к «Руслану» с … и кусочки из начала Увертюры к «Хованщине» (альты и другие струнные) - мелодия, идущая вверх по трезвучию с секстой (а не пассаж, как это стало у Корсакова). А у М.П.Мусоргского это было — откровение: коротко, а не прием, длинно и многоповторно.
 
Но «Шехерезада», конечно, изумительна. Лучшая, наверное, его вещь - как целое. В «Китеже» — феноменальные куски. Декоративное, волшебное письмо, дивные рассказы-образы: море, пляски и прочее - волшебно. Изумительная находка - конец - бледный рассвет - ее нежные, усталые речи (скрипке не хватило (немного!) страсти). Слышно теперь - откуда Корсаков зто взял (более молодой из «Кучки»), Глинка, Балакирев, Бородин, Лист — понятно. Но все это здорово, что называется цельно. Перекличка есть и с Сен-Сансом (у того тоже экзотика - «Самсон», как вообще у французов-буржуа: Бизе, например, и вообще «восточное»).

Но все равно - хорошо. Оркестр огромный: 9 С-b <контрабасов>, 10 V-с <виолончелей>, очень много скрипок, замечательная медь и дерево - хоральные и сольные. Изумительная игра музыканта на тарелках. Получил большое наслаждение: расцвет пышного, шикарного оркестра этапа конца XIX века - романтика Востока. Сколько она держалась: у французов (Наполеон, поход в Египет), у Байрона — понятно, у русских персидский колорит и т. д. Все это совсем уже прошлое.

Саша Ведерников - профессиональный, тактичный, скромный (простой!), хорошее качество. Но своего еще не нашел. Только бы не опустился в погоне за деньгами. Приобретает навык (ремесленный), а надо бы расти самому как художнику, искать свое. Есть ли оно у него? Желаю ему успеха, только чтобы деньги его не сгубили.

    * * *


6 апреля был в концерте в Малом зале. Квартетный вечер в честь Д.Д.Шостаковича. Квартет Бородина. Хороший первый скрипач, много и хорошо играет в высокой позиции на низких струнах, выразительно, но кантилена, длительная более или менее — от этого все скрипачи отвыкли. Дм<итрий> Висс<арионович> Шебалин замечательно играет на альте - строго, серьезно, выразительная, певучая фраза.
 
Очень понравился 11-й квартет - свежая форма типа «новеллеты». Замечательный конец — исчезновение. Механическая музыка не всегда довлеет, есть тематизм и настроение глубокой печали. Прекрасная вещь!

Публика больше всего хлопала Польке из «Золотого века».



   Об использовании фортепиано в оркестре

Как правило - это очень вульгарный прием. Даже у Шостаковича, в 5-й симфонии, например, 1-я часть или в Скерцо 1-й симфонии, например. Но Стравинский в «Петрушке» - это здорово: буффонада, клоунада, а с другой стороны, хрустальные звуки в танце балерины. В театральном оркестре Стравинского это очень со вкусом.

Немцы этого, кажется, избегали, например Хиндемит? Не говорю о камерном оркестре, там это другое дело.

Но, Господи, как быстро деградировала музыка, как и жизнь сама!

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.
Сократ

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328672
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1410
2694
5744
16822

Сейчас: 2020-07-08 16:12:05
Счетчик joomla