Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Рубаха к телу близка, а смерть ближе.
 Правда твоя, мужичок, а полезай-ка в мешок!
 Друга узнать – вместе пуд (куль) соли съесть.
 Начало премудрости – страх господень.
 Резвого жеребца и волк не берет.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - Тетрадь (1989), 1994

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





Тетрадь (1989), 1994
 



16 октября 1989

   Молитвы (1)

1) Святый Боже, Святый крепкий...
2) Христос Воскресе = (есть лишь хорошее начало, далее неясно, м. б. нужен оркестр).
3) Рождественская песнь.
4) Величание Пасхи = (дописать с черновиков).
5) Величание Креста, с орк<естром> = (запись на магнитоф<оне>, есть в тетради все куплеты, без ритурнелей).
6) Свят, Свят, Свят с орк<естром> = (переписать с черновиков в тетрадях).
7) Русский псалом м<ужской> хор (Клюев) = свести рукопись с черновиков.
8) Слава Отцу и Сыну (быстрая) = варианты: а) для м<ужского> хора; б) для смеш<анного> хора.
9) Слава Отцу и сыну ... бас соло и смеш<анный> хор.
10) Аллилуйя сопр<ано> соло и хор.



   Рубцов (2)

1) Ухожу из деревни (есть).
2) Лесная дорога (сделать по эскизам).
3) Пасха (оформить эскизы).
4) Золотой сон (есть).
5) Ночной всадник (магнит<офонная> запись погибла, сделать по эскизам). Есть и магнитоф<онные> записи (скачки).



   Клюев (3)

Невечерний свет



   Блок бас с орк<естром> (4)

1) Видение.
2) Когда невзначай в воскресенье.
3) Мы встретились с тобой на закате.
4) Ты проходишь без улыбки.
5) Петербургская песенка.
6) Голос из хора.



   Блок

1) Вешние сумерки (тенор).
2) Сердца нал бездной (сопрано высокое).
3) Я - отрок (тенор, хор, м<алый> орк<естр>).
4) Когда я прозревал впервые.
5) Я вырезал посох (бас (барит<он>) с м<алым> орк<естром>). Сделать чистый вариант клавира по эскизам.

    * * *


Лермонтов<ский?> цикл с эскиза 1937 г. + Выхожу один я на дорогу. Элегия (ля минор)(5).



    Пушкин (6)
    Бич Ювенала
    Бас, Хор, Рояль

1) Бич Ювенала.
2) Графиня Орлова.
3) Три цензора (Тимковский, Бирюков и Красовский).
4) Уваров, «Вот злодеев покровитель...».
5) ?
6) Булгарин.
7) Царь А<лексаидр>



   Пушкин (7)
    Бас

1) Старость.
2) Вечер у сводни.
3) Памятник.



   Меццо-сопрано (8)

1) Песня Мэри <sic!> Пушкин.
2) Русская природа Бальмонт.

Невечерний свет.



   Песни с оркестром (9)
   Бас (и меццо-сопрано + хор)

1) Синее небо Есенин орк<естр>.
2) Гробница Кутузова, поэма Бас + м<ужской> хор, орк<есстр>.
3) Бунин Отплытие (Берег).
4) Есенин Гой ты, Русь моя родная.
5)



   Пушкинский цикл (10)

Одна из лучших моих вещей. Его бы надо назвать «Бедная юность». Именно такой была моя юность. Бедная, нищая (с той поры я навсегда смирён с нищетою, никогда на нее не обижался, не сетовал), бесприютная, бездомная. Такой стала вся моя жизнь и жизнь исей России, всего русского народа, лишившегося дома, крова над головою каждого человека. Надежды сулила лишь сама жизнь, судьба, бессознательная надежда на Бога. А помощи было ждать неоткуда. При первой же возможности я сам стал помогать бедной моей матери. В последние дни стал много о ней думать, вспоминать ее... Наверное зовет меня!

«Зимний вечер» надо сделать заново, по смыслу. Вьюга за окном тихая, негромкая (скрытая сила), буря жизни окружает человека со всех сторон. Образы Пушкина — от Русской природы и сходной с ней жизни. Жизнь всякого человека связана с Природой, со сменой времен года, со сменой дня и ночи (а в России много ночи, много ночного).

Боже, как печальна моя жизнь, как одинока, бездомна (всегда была!), бесприютна.

    * * *


Оркестр — мое горе, мое неумение и помочь мне некому. То, что мне нужно, что я сам ощущаю (хорошо, но смутно) - никому не объяснишь. Совсем новое, тихое, простое, без напряжения, без пафоса, без игры фантазии - вот в чем загвоздка! Как бы ее и не существует (а на самом деле она есть), а все: каждая нота, аккорд и звук - все есть порождение фантазии, а она сама незаметна.

Мюллер — преподаватель гармонии в Московской консерватории - при первом исполнении «Есенинской поэмы»(11) в зале Чайковского говорил Карену Хачатуряну (а тот передал его слова мне): «Что за странность? Кажется, что это чепуха (он выражался более решительно), ничего нет (в смысле техническом, музыкальном), а производит такое впечатление!»



    1 мая 1994 г.

Христос Воскресе! Георгий Васильевич!

Сегодня первый день Пасхи, поздней, светлой, теплой, после ужасной, тяжелой, холодной, безнадежной (казалось) зимы.

Вчера отправил письмо Юрочке(12) моему бедному, моему милому и дорогому. Очень тревожусь за него.

Ужасна — беспомощность, моя совершенная прибитость, угнетенность духа, полная и безнадежная.

Вечером смотрел по телевизору выступление перед Заутреней Патриарха грустное, но спокойное, потом водружение Святого Креста на купол Казанского собора в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Не знаешь, как и назвать этот город, наиболее пропитанный Злом (больше даже, чем Москва или грязная Одесса, полная теперь малороссийского тупого национализма, но все же не столь и полностью дьявольского, как Зиновьевский Ленинград - эта северная Одесса).

Но все же именно там был вчера водружен светлый Золотой Крест Христа на оскверненном Казанском соборе. Выступление Патриарха(13) — некая казенная выдержанность и спокойствие.

Боже, неужели это не фарс, а подлинное Возрождение, медленное, трудное очищение от Зла? Но кажется иногда, что именно это наиболее верный путь. А народ расслоился: с одной стороны, окончательное падение в бандитизм, проституцию во всем, с другой стороны - Церковь и интерес к жизни Духа. Далее была речь (маленькая, короткая, трогательная, строгая по тону) Иоанна Митрополита(14).

Потом смотрел (с Эльзой(15)) Заутреню из Александро-Невской Лавры. Величественно, красиво, культура службы, культура хорового пения, несколько академичного, чистого. Поют по нотам, хороший регент с красивым, мягким жестом, отличный архидьякон — молодой, увлеченный, чисто поет.
 
Все строго, вся служба и причт весь строгий, дисциплинированный, в духе сегодняшнего, военного, в сущности, времени. Даже более военного, чем Пасхальная служба в 1945 году у Спаса-Преображения. Тогда было более мягко, более светло.

Помню, неимоверное количество народу на всех улицах, вокруг церкви на улице Пестеля-убийцы (Пантелеймоновской) до перекрестка с Гагаринской. Была смертельная усталость людей, но и Надежда. Теперь надежда лишь в спокойствии и ТЕРПЕНИИ (опять и опять). Кажется, что это есть в церковных людях. Терпение, но и действие. Пошли, Господи, блага и здоровья всем близким. Помилуй нас!

    * * *


Утром сыграл почти все романсы А.П.Бородина, по тетрадке. Чистота звуков - удивительная. Аристократизм, «княжеское» в каждой ноте, в каждом аккорде, во всей их гармонической системе,

Такое теперь уже невозможно. Как ужасна, как грязна вся «современная» музыка, особенно та, что насаждается «квадратным и гнездовым способом». Страшное, всепроникающее зло. <...> Как спаслись от этого?

В журнале «Музыкальная академия» (Бред!!!) <...> прочел статью о Сатанисте Скрябине(16); там же портрет средневекового Чикатилы - секс-извращенца графа Жиля де Ре. Придворный человек, маршал Франции. Вспарывал животы изнасилованным, убил более 100 человек. Портрет этого изверга висел в кабинете композитора почти в качестве иконы. Работа какого-то художника, не поймешь, с какой фамилией. Тут же рядом кощунственное изображение некоей сладострастной Богородицы. Откуда возникают подобные люди и подобные замыслы?

Но откуда возникают (время от времени) Робеспьеры и Мараты, Ленины, Троцкие, Зиновьевы (ну эти, впрочем, более ясны по своей генеалогии). Но дворяне: Бакунины, Савинковы и другие подобные выродки? А ныне? Сколько их (с разной мерой вины)? Ведь кровь льется нескончаемым потоком. Большевики, эсеры, диссиденты - несть им числа.

    * * *


29 мая 1994 г.

Вспомнил двух людей: Юрия Ивановича Селезнёва и Юрия Ивановича Селиверстова, сыгравших некую роль в моей жизни. Притом роль благотворную. Оба были напряжены к истине, горячо любили Россию и Русское духовное начало. Оба они погибли безвременно и совершенно неожиданно. Селезнёв (кажется мне всегда) был насильственно устранен из жизни, Юра Селиверстов тоже как-то странно погиб(17). Помню его похороны, панихиду в церкви на Брюсовском, потом кладбище и все остальное. Хорошие портреты из «Русской думы»(18) остались. Их бы надо переиздать.

    * * *


5 июня 9 часов утра

ТV.

6-я программа, 9 часов утра.

Гигантские негры играют в мяч, бегают, падают, кидают в сетку. Соответствующие физиономии.

1-я программа.

Русские дети играют в «конструктор», разбирают кубики из пластмассы.

Балет классический, перемежаемый беготней великанов-негров, бросающих мяч в корзинку («баскетбол»).

Лица у балетных белых (или голубых) и у черных — одинаковые по выразительности.

Программа 6.

Американская картинка. Пирушка у блядей в разных платьях с одинаковыми продажными физиономиями Мужчины, очевидно люди бизнеса, — усталые штампованные рожи, вялые мины. Дамы стараются их сексуально подбодрить разными способами. Утреннее пробуждение, попарное возлежание (в костюмах), дамские ляжки и прочее.

9.30 утра, сегодня суббота.

Фильм — очевидно, зарядка на выходной день для колониальных русских рабов.

Остальные программы (бегло просмотрел их) в этом же духе.
 
Один из фильмов, со слабым детективным элементом. Тощий молодой герой, которого преследует атлетический толстяк — (в американском стиле) — шофер. Бросает где-то в степи, на зное бедного героя, тот попадает в тощий оазис, который оказывается суть - мишень для тренирующихся бомбардировщиков и т. д. Немыслимая абракадабра.

«Пища духовная» для недочеловеков. Какой-то ужас все это!

    * * *


Несмотря па свои слабые силы, набравшись смелости, он все же решился (через головы своих знаменитых предшественников) протянуть руку Глинке и Чайковскому, Даргомыжскому, Мусоргскому, Бородину, Корсакову и Рахманинову.



   Симфонизм - казенное искусство тоталитарной Эпохи

Ш<остакович> и начал свою деятельность с политизированного симфонизма: 2-я симфония - Октябрю, 3-я - Первомайская; его поэты: Светлов (певец ЧК), Безыменский -
такой же(19).

Его симфонизм, революционный и военный, питала в большой мере прикладная работа в кино, которой он уделял огромное внимание. Написал, кажется, музыку более чем к 50 фильмам. В этих фильмах Революция изображалась (всегда) как гигантская суматоха, вселенская суетливость, толпы людей-статистов без судеб, без индивидуальностей, безнародная, безликая масса, какой казался и кажется теперь верховодителям событий наш русский народ, представляемый ими по пословице «все китайцы на одно лицо». Страшные мордовороты, какие-то «свиные рыла» (которых называли Фэксы(20)), которыми были полны картины Эйзенштейна, Козинцева, Трауберга, Эрмлера и других, подобных им, корифеев советского кинематографа. Они задавали тон всему революционному искусству.
 
Опера «Нос»(21), в которой талантливый автор умело изобразил утренний п<... - А.Б> просыпающегося героя, половое сношение в опере «Леди Макбет», переданное глиссандо тромбонов. Весь этот музыкальный арсенал «шикарного» цинизма, помню, вызывал большое восхищение молодых советских снобов (им очень бравировали в те годы!) и был визитной карточкой новой (советской) художественной аристократии.

В самом деле, это было большим шиком после Вагнеровских сезонов в Мариинском театре, опер Чайковского и Верди, после «Бориса», «Князя Игоря», «Хованшины», «Китежа», не говоря уже о «Жизни за Царя» Искусство XX века, что говорить, внесло свой вклад в снижение уровня духовности культуры, в насаждение цинизма, скотоподобный человек стал в центре внимания искусства. Обгадить человека стало первейшей задачей искусства, тогда как искусство прошлого идеализировало русскую старину, веру, народ русский и его исторические деяния. Идеализировало Россию в целом, т.е. Государственную власть (от Бога!) – защитницу народа от иноземных врагов и т. д.

Россия стала беззащитной. Ее народ не охранялся более Государственной властью, а должен был сам, погибая, защищать чуждую и, в сущности враждебную ему, деспотическую власть, которой он вынужден был подчиниться под воздействием ужасающего систематического террора.

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Ф.М. Достоевский

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328866
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1604
2694
5938
17016

Сейчас: 2020-07-08 18:11:52
Счетчик joomla