Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Кому страсти-напасти, кому смехи-потехи.
 От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся!
 Счастье со счастьем сойдется, и то без ума не разминется.
 Ста рублей нет, а рубль не деньги.
 От мила отстать – в уме не устоять.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К тетради 1972-1980

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





ТЕТРАДЬ 1972 - 1980


 Это первая по времени написания «толстая» тетрадь, хранящаяся в личном архиве композитора. Она пронумерована, порядковый номер ее - первый. Тетрадь действительно толстая - на 170 листах. Практически полностью заполнена. Запись велась шариковой ручкой пастой разного цвета. В ней два почерка Э.Г.Свиридовой и Г.В.Свиридова. Записи Эльзы Густавовны делались под диктовку Георгия Васильевича. Сам Свиридов в этой тетради вел записи систематически с 1972 по 1978 г. Потом тетрадь, по всей видимости, была отложена. И только и 1980 г. он возвращается к ней вновь, о чем свидетельствуют несколько записей в конце тетради с проставленными датами. Причем возвращается не в поисках свободных листов, а с целью редактирования старых текстов и написания новых, корреспондирующих со старыми. Более того, старые тексты редактировались им позднее, о чем свидетельствует цвет пасты правки (вставок, исправлений), отличающийся от цвета пасты, которой велась первоначальная запись. Впервые текст данной тетради был опубликован в журнале «Наше наследие» (№ 56, 2001. с. 74—97), Текст печатается в расширенном варианте с исправлениями опечаток в журнальной публикации.



1 - В процессе создания вокального произведения Свиридов часто вносил в поэтический текст те или иные изменения. Стихотворение А.К.Толстого «Не Божиим громом горе ударит...» (1857) изложено здесь в той редакции, какую композитор использовал при сочинении хора без сопровождения «Горе» ( нач. 1970-х гг.). См.: Свиридов Г. Сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении инструментального ансамбля. Т. 1. - М : Музыка, 1989. — С. 109-113, У А.К.Толстого первое четверостишие выглядит следующим образом (ср. выделенное жирным курсивом): «Не божиим громом горе ударило,/Не тяжелой скалой навалилося;/Собиралось оно малыми тучками,/Затянули тучки небо ясное...»/. Текст приводится по экземпляру книги, хранящейся в личной библиотеке композитора: Толстой А.К. Соч. В 2 т. Т. 1. Стихотворения. - М: Художеств, лит. 1981.-С. 79.

2 - Свиридов неточно цитирует по памяти У Толстого: «Не запишет. А запишет да в оперу всунет — все изгадит». См.: Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20 т.Т. 11. Драматические произведения 1864 – 1910 гг.- М.: Гос. изд-во художеств, лит., 1963. — С. 130.

3 - Имеются в виду так называемые «русские квартеты» Бетховена, посвященные графу А.К.Разумовскому. № 7-9, ор. 59. 1805-1806.

4 - Имеется в виду струнный квартет №1 П.И.Чайковского, во второй части которого, популярном Andante cantabile, как тема используется мелодия зтой песни.

5 - Речь идет об опере «Хованщина» и других сочинениях М П.Мусоргского, где используются в качестве тематического материала русские народные песни.

6 - Напев песни используется Н.А.Римским-Корсаковым в музыкальной картине «Сеча при Керженце» - антракте между первой и второй картинами второго действия оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

7 - Речь идет о финале 4-й симфонии П.И.Чайковского.

8 - Имеется в виду музыка С.С.Прокофьева к одноименному кинофильму.

9 – <…>

10 - <…> оратория Д.Д.Шостаковича «Казнь Степана Разина» на слова Евгения Евтушенко.

11 - Имеются в виду известные картины В.И.Сурикова.

12 - Цит. из статьи: Пунин Н.Н. Пути современного искусства (По поводу «Страниц художественной критики» Сергея Маковского) //Аполлон. - 1913. - нояб. - №9. - С. 56.

13 - Винокуров Е. Фундамент поэзии//Правда. - 1974. - 5 марта. - № 64 (20303). - С. 3. Винокуров цитирует (с пропуском двух строк) вторую половину стихотворения Я.Хелемского «Висят образчики абстракции...» (Париж, 1962). См.: Хелемский Я. Избранные стихотворения. - М.: Художеств. лит., 1974. - С. 298.

14 - Тексты стихотворений «Зверобой» («На серой куче сора...». 1895) и «Недотыкомка серая...» (1899) сверены по след. изд.: Сологуб Ф. Стихотворения СПб : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. - С. 151, 234.

15 - Текст стихотворений Песня (1893) и До дна (1901) сверен по след. изд.,
хранящемуся в личной библиотеке Г.В.Свиридова: Гиппиус 3.Н. Сочинения. Стихотворения. Проза. - Л.: Художеств, лит., 1991. - С. 50, 85.

16 - Цит. по: Толстой А. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева. - М.: Гос. изд-во художеств. лит., 1961. — С. 71, 72. Во второй цитате Свиридов добавляет свою фразу, помещенную в круглые скобки, «(действительной жизни)».

17 - Большой Блок (Из Блока) — рабочее название замысла многочастного сочинения для солистов, хора и сим<фонического оркестра на слова А.Блока. Постоянно трансформируясь, зтот замысел сопровождал Свиридова на протяжении десятилетий начиная с 1960-х гг. и до конца жизни (см.: ПСП, № 250).

18 - Вариант плана одной из свиридовских «петербургиан» на слова А.Блока. У композитора существовали замыслы создания кантат «Петер-бург» и «Прощание с Петербургом», которые должны были войти в цикл из четырех кантат под общим названием «Песни о России» (см.: ПСП, № 15). Приводимый в данной тетради план представляет собой вариант одной из этих кантат («Прощание с Петербургом»). В 1960-е гг. Свиридов пишет »Петербургские песни» для сопрано, меццо-сопрано, баритона и баса в сопровождении фортепиано, скрипки и виолончели (см.: ПСП, № 164), в
конце жизни - поэму для баритона с фортепиано «Петербург».

19 - Стихотворение Канун купалы (1903). Цит. по: Бунин И.А. Собр. соч. в 6 т. Т. I. Стихотворения 1888-1952. Переводы. - М.: Художеств, лит., 1987. - С. 129.

20 - Миша Дихтер (род. 1945) - американский пианист, ученик Розины Левин В 1966 г. стал лауреатом III Международного конкурса им. П.И.Чайковского (вторая премия). См.. Грум-Гржимайло Т. Конкурс Чайковского: История. Лица. События. - М.: Грантъ, 1998 - С. 74—75, 8З—84.

21 - Владимир Всеволодович Крайнев (род. 1944) - пианист, педагог. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, награжден <…>

22 - Николай Арнольдович Петров (род. 1943) - пианист, педагог. Народный артист СССР, народный артист России, лауреат международных Конкурсов, профессор Московской консерватории.

23 - Алексей Борисович Любимов (род. 1944) - пианист, клавесинист, органист и педагог Лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории.

24 - Скорее всего имеется в виду концерт для четырех музыкантов «Эль Симаррон» El Cimarron) немецкого композитора Ханса Хенце для баритона, флейты, флейты пикколо, альтовой и басовой флейт, гитары и ударных на текст М.Барнета (по Э.Монтехо) в нем. пер. Г.М.Энценсбергера (1969-1970).

25 - Воспроизводя эту фразу из записи Л.Н.Толстого в дневнике от 20 мая 1889 г.. Свиридов переставляет предложения. У Толстого: «Доброе есть признак истинного искусства. Признаки искусства вообще - новое, ясное и искреннее. Признак истинного искусства новое, ясное и искреннее доброе». Цит по: Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20 т. Т. 19. Дневники 1847-1894 гг. - М.: Художеств, лит.. 1965 - С. 374

26 - Запись в дневнике 23 марта 1894 г. Цит. по изд.: Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20 т. Т. 19. Дневники 1847 -1894 гг. - М.: Художеств, лит., 1965. - С. 497

27 - Цит. (с незначит, изменениями) по изд.: Стейнбек Дж. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 О мышах и людях. Повесть. Гроздья гнева. Роман Пер П.Волжиной. - М.: Художеств. лит., 1981. - С. 467—468. Текст сверен по книге, находящейся в личной библиотеке Свиридова.

28 - Цитату из Гете Свиридов приводит по публикации «Записной книжки» И.А.Бунина в 84-м томе «Литературного наследства» (см.: Литературное наследство. Т. 84. В 2 кн.. Кн. I. - М.: Наука, 1973. - С. З88. Публикация А.К.Бабореко). Впервые Записные книжки опубликовал сам Бунин в 1927 г. Как отмечает А.К.Бабореко (с. 381), «по содержанию и стилю они примыкают к мемуарным заметкам, которые были включены в собр. соч. 1934 - 1936 гг. (т. 1), а затем вошли в собр. соч. 1965-1967 гг.» («Из записей» — т. 9, с. 270—298). Ключевое слово для определения своих литературных опытов - «Записи» - Свиридов нашел, видимо, не без влияния Бунина. К сожалению, публикатор не указывает источник цитаты из Гете. Нам не удалось найти его в изданиях гётевских текстов на русском языке. Это «удивительное предсказание» Гёте недавно вновь процитировал молодой поэт Павел Белицкий в своей статье -О деле поэзии и поэзии деланной» (журнал «Арион», 2000, № 2, с. 17—24), Гетевский источник цитаты Бунина указал нам заместитель директора библиотеки Культурного центра им. Гете в Москве Иван Успенский. Сличение источника с цитатой из нее показывает, что Бунин свободно, но достаточно точно по смыслу воспроизвел слова Гёте из его беседы с филологом Ф.В.Римером. См.: Goethe J.W.Weimarer Ausgabe V, 2. Gesprach mit Reimer, F.W.November. 1806. S. 112-113.

29 - Цзедун М. Куньлунь. Пер. Л.Эйдлина. Цит. по изд.: Антология китайской поэзии. Пер. с китайского. Под общ. ред. Го Мо-жо, II.Т.Федоренко. Т. 4. - М.: Гос. изд-во художеств, лит., 1958. - С. 17.

30 - Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович». Для смешанного хора без сопровождения (1973).

31 - Концерт памяти А.А.Юрлова. Для смешанного хора без сопровождения. В трех частях (1973).

32 - Поэма памяти Сергея Есенина. Для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Слова С.Есенина (1955 — 1956).

33 - Юрий Темирканов принимал участие в концертах фестиваля советской музыки в Париже в 1974 г. В личном архиве Г.В.Свиридова сохранились рецензии французских критиков, опубликованные в парижских газетах.

34 - В концертах фестиваля 1974 г. в Париже принимала участие Республиканская академическая русская хоровая капелла. После смерти А.А.Юрлова хор возглавлял дирижер К.В.Ухов.

35 - Замысел так и ненаписанного произведения для баса, смешанного хора и симфонического оркестра (в личном архиве Г.В.Свиридова сохранился еще один композиционный план этого произведения с иным определением жанра - оратория) (см : ПСП, № 16).

36 - 19 декабря 1973 г. в Большом зале Филармонии состоялась ленинградская премьера Трех хоров из музыки к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» и Концерта для хора памяти А.А.Юрлова в исполнении Республиканской академической русской хоровой капеллы, дирижер Ю.Ухов.

37 - В нотных рукописях из личного архива удалось обнаружить одну, содержащую в себе известный монолог для баса в сопровождении фортепиано «Голос из хора» в виде кантаты для баса с оркестром (см.: ПСП, № 6).

38 - Это название встречается и в других свиридовских рукописях, но, к сожалению, не удалось обнаружить какой-либо план его. Скорее всего речь идет о Трех миниатюрах для смешанного хора без сопровождения на слова Блока и народные, над которыми Свиридов работал в середине 1970-х гг. (см.: (ПСП.№ 49).

39 - Родная сестра Г.В.Свиридова Тамара Васильевна Белоненко, урожд. Свиридова (1920-2002).

40 - Василии Григорьевич Свиридов (1886-1919).

41 - Елизавета Ивановна Свиридова, урожд. Чаплыгина (1894—1973).

42 - Данный план не названного композитором сочинения сохранился в записи только в этой тетради. Ни в других тетрадях, ни в нотных рукописях не удалось обнаружить что-либо близкое этому плану. Элегия на слова М.Ю.Лермонтова была создана Свиридовым еще в конце 1930-х гг. и входила в состав первой редакции цикла романсов на слова поэта (см.: ПСП, № 117)

41 - Имеется в виду оркестровая версия песни дня баса «Изгнанник» на слова А. Исаакяна в пер. А. Блока. Рукопись (автограф). Личный архив Г. В. Свиридова.

44 - Имеется и виду оркестровая версия песни для баса «История про бублики и про бабу, не признающую республики» на слова В.Маяковского. Намерение создать оркестровую версию, вероятно, так и не было осуществлено композитором. Отрывок из «Облака в штанах» должен был послужить поэтической основой одного из номеров «Патетической оратории», но не был дописан.

45 - «Синий туман. Снеговое раздолье...» для смешанного хора с оркестром. Произведение не завершено. Рукопись (автограф), эскизы. Личный архив Г.В.Свиридова.

46 - «Москва кабацкая» для смешанного хора и оркестра. Этот хор сочинен в середине 1950-х гг., и у Свиридова в то время было намерение включить его в свою «Поэму памяти Сергея Есенина». Введение этого хора в композиционный план оратории «Мужик» было еще одной попыткой использовать его Произведение так и осталось частично завершенным. Рукопись (автограф). Клавир. Личный архив Г.В.Свиридова.

47 - «Мы/ в сотню солнц/ мартенами/ воспламеним Сибирь» - строка из стихотворении В.В.Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1929), текст которого лег в основу пятого номера («Здесь будет город-сад!») «Патетической оратории».

48 - Константин Афанасьевич Титаренко (род. 1917) —музыкальный редактор, сотрудник издательства «Музыка». Г.В.Свиридов в течение многих лет предпочитал работать над изданием своих сочинений с этим опытным, знающим работником. Незадолго до своей смерти Георгий Васильевич совместно с К.А.Титаренко подготовил к печати рукопись своего последнего сочинения для смешанного хора без сопровождения «Песнопения и молитвы».

49 - См.: «Три пьесы из "Альбома для детей"» для смешанного хора без сопровождения.

50 - Евгений Евгеньевич Нестеренко (род. 1938) — бас, солист Большого театра, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Много сотрудничал с Г.В.Свиридовым.

51 - Невестка Р.М.Гофмана.

52 - Как пианист Свиридов был выдающимся интерпретатором не только своих сочинений. Он прекрасно знал русский классический романс, и приходится только сожалеть, что не по вине Свиридова этот замысел так и остался неосуществленным. Композитор сетовал на то, что так и не смог записан, пластинку романсов русских композиторов-классиков с А24 - Скорее всего имеется в виду концерт для четырех музыкантов «Эль Симаррон» El Cimarron) немецкого композитора Ханса Хенце для баритона, флейты, флейты пикколо, альтовой и басовой флейт, гитары и ударных на текст М.Барнета (по Э.Монтехо) в нем. пер. Г.М.Энценсбергера (1969-1970)..Ф.Ведерниковым.

53 - Имеются в виду «Три пьесы из "Альбома для детей"» для смешанного хора без сопровождения (см.: ПСП, № 54).

54 - Юра - Георгий Георгиевич Свиридов (1948-1997), сын Георгия Васильевича от второго брака. Филолог-японист, переводчик. Кандидат филологических наук, профессор. После завершении учебы на японском отделении филологического факультета Ленинградского государственного университета и защиты диссертации работал научным сотрудником (позднее ученым секретарем) Института востоковедения АН СССР (Ленинградское отделение). Последние годы своей жизни провел в Японии. Был профессором Осакского университета экономики и права, вел курс средневековой
японской литературы. Основной научный труд - перевод и научные комментарии к памятнику средневековой японской литературы «Повести, собранные в Удзи» (XIII в.). Автор свыше 60 научных и популярных статей о японской культуре, русско-японских культурных связях. Перевел на русский 11 японских романов.

55 - Парафраза известной строки монолога Бориса Годунова из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» «Ни власть, ни жизнь меня не веселят»

56 - Мария Илларионовна Твардовская (1908—1991) — супруга А.Т.Твардовского.

57 - Борис Иванович Равенских (1912 — 1980) — известный советский режиссер. О Б.Равенских см.: Театр Бориса Равснских / Авт.-сост. Т.Б.Забозлаева. Кн. 1-2. - СПб.: Borey-Рrint, 1997. Первая совместная работа режиссера и композитора состоялась в 1950 г. в Ленинградском театре миниатюр Аркадия Райкииа над сатирическим обозрением В.Полякова «Вокруз света в 80 дней». В 1973 г. Борис Равенских пригласил Свиридова для работы над спектаклем по трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» в Малом театре. Остались их воспоминания друг о друге. См.: Равенских Б. Георгий Свиридов// Театр Бориса Равенских. Кн. 1. - СПб., 1997. - С. 162-164. Воспоминания Свиридова о режиссере см. там же. Кн. 2. - СПб., 1997. - С. 62-69.

58 - См.: Николаев А. Вокальный никл на стихи Марины Цветаевой: Для среднего голоса с фортепиано. - М.: Музыка, 1975.

59 - Свиридов цитирует по памяти стихотворение М.Цветаевой, послужившее текстом третьей части («Глаза») вокального цикла А.Николаева. «Была бы бабою простой — / От солнца б застилась рукой, / Качала бы — молчала бы, / Потупивши глаза. // Шел мимо паренек с лотком... / Спят под монашеским платком / Смиренные — степенные — / Крестьянские глаза». См.: Цветаева М. Избранные произведения / Вступ. статья Вл. Орлова: Сост.. подгот. текста и примеч. А.Эфрон, А.Саакянц. - М.; Л.: Сов. писатель, 1965. - С. 135-136.

60 - По всей видимости, данная запись представляет собой набросок плана какой-то статьи. «Красота и польза» - снова из статьи А.Блока «Три вопроса» (1908).

61 - В русском переводе картина более известна под названием «Ночной дозор» (Die Nachtwache, 1642, Amsterdam, Rijksmuseum).

62 - Музыкальные символы: от рррррр... (пианиссимо, очень тихо) до ffffff…(фортиссимо, очень громко).

63 - Неологизм Свиридова. Имеется в виду имеющее распространение в России в начале XX в. отрицательное отношение части русского общества, особенно высших «просвещенных» сословий, к религии, к Православной церкви, к Евангелию, что отразилось и на русском искусстве того времени.

64 - У Свиридова было сложное, неоднозначное отношение к Фр. Ницше. Не приемля многое в его учении, особенно антихристианетво, Свиридов как музыкант отдал дань идеям, заключенным в «Рождении трагедии из духа музыки», тем более что этот первый большой труд Ницше был в известной степени инспирирован Р.Вагнером, одним из самых любимых композиторов Свиридова. К тому же дань некоторым сторонам философии Ницше отдал А.Блок, любимый поэт Свиридова. Ср., например, конспект «Происхождения трагедии» в записной книжке А.Блока (Книжка пятнадцатая, декабрь 1906 г.) с высказыванием Свиридова «О главном для меня» ниже в этой тетради.

65 - Исполнители: Александр Ведерников (бас), Нина Исакова (меццо-сопрано). Республиканская академическая русская хоровая капелла, худ. рук. Александр Юрлов, оркестр Московской государственной филармонии, Гарри Гродберг (орган). См.: Георгий Свиридов. Каталог записей. М.: Телерадиофонд, 1990. - С. 8 (ПКС-07436 14.10. Перепись 1973 г.).

66 - Исполнители: Алексей Масленников (тенор). Республиканская академическая русская хоровая капелла им. А.Юрлова, худ. рук. Юрий Ухов. Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. См.: Георгий Свиридов. Каталог записей. - М.: Телералиофонд, 1990. - С. 7 (ПКС-010175 35.48 9 рол. Перепись 1975 г.).

67 - О цветовой символике в поэзии С.Есенина и ее отражении в музыке Свиридова см.: Белоненко А. Метаморфоз традиций (Наблюдения и мысли по поводу некоторых хоровых сочинений Г.В.Свиридова последних лет) //Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания Статьи. Заметки / Сост. А.А. Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - С. 164-185.

68 - Данный фрагмент, вероятно, представляет собой предварительные наброски текста одной из серии телепередач музыкальной редакции первого канала, которые вел Ю.М.Богатыренко.

69 - Судя по содержанию, это мысли, набросанные Свиридовым перед его выступлением на гражданской панихиде 14 августа 1975 г в Большом зале Московской консерватории. Ср. со стенограммой свиридовского «Слова о Д.Д.Шостаковиче» в сб.: Шостакович Д. Статьи и материалы. — М.: Сов. композитор, 1976. – С. 13-15

70 - Соната для фортепиано. В 3 ч. (1944) «Памяти Ивана Ивановича Соллертинското».

71 - «Песни на слова Роберта Бернса» для баса в сопровождении фортепиано (1955).

72 - Исаак Давидович Гликман (род. 1911) - литературовед, театровед, музыковед. Кандидат филологических наук. Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. В те годы, о которых вспоминает Свиридов. И.Д.Гликман был секретарем Шостаковича. Об этом эпизоде и отношении Шостаковича к Свиридову в это время см.: Письма к другу: Письма Д.Д.Шостаковича к И.Д.Гликману/ Сост. и коммент. И.Д.Гликмана. М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993.

73 - Софья Васильевна Шостакович (1878—1955) - мать Д.Д.Шостаковича

74 - Эльза Густавовна Свиридова (урожд. Клазер: 1925 -1998) — жена Г.В.Свиридова.

75 - Симфония для струнного оркестра. В 4 ч. (1940) Рукопись (автограф). Партитура. Личный архив Г.В.Свиридова. Впервые симфония была исполнена публично 29 декабря 1940 г. в Большом зале Ленинградской филармонии. Исполнители — группа струнных Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Дирижер Э.Грикуров. В Ленинградском Союзе композиторов прослушивание, о котором упоминает Георгий Васильевич, проходило 15 мая 1941 г. Через 60 лет. 28 июня 2000 г. в том же Большом зале Филармонии состоялась, если можно так сказать, повторная премьера этой симфонии в исполнении ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Бешмета. См. первую статью о симфонии для струнных, которую пенил Свиридов: Вайнкоп Ю. Две симфонии //Советская музыка. 1941. - № 5. - С. 19-25.

76 - Цитата по памяти. У Мусоргского в его автобиографической записке: «Искусство есть средство дли беседы с людьми, а не цель» (цит. по: М.П.Мусоргский. Письма и документы с приложением подробного комментария. хронографа жизни М. П. Мусоргского, писем, адресованных к нему, неизданной сцены из оперы «Млада», указателей, пяти портретов и снимков с рукописей собрал и приготовил к печати А.Н.Римский-Корсаков при участии В.Д.Комаровой-Стасовой. - М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1932.-С. 424).

77 - Данный фрагмент представляет собой набросок статьи (или радиопередачи) о музыке к спектаклю Малого театра по трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович».

78 - В постановке Н.Акимова и А.Ремизовой. Художник Н.Акимов. Премьера состоялась в 1941 г. (см.: ПСП, № 297).

79 - Во время войны в Барнауле, где находился Московский камерный театр, А.Таиров поставил с музыкой Свиридова героическую музыкальную комедию В.Вишневского, А.Крона и В.Азарова «Раскинулось море широко» (премьера 23 февраля 1943 г.) и пьесу К.Паустовского «Пока не остановится сердце» (премЬера 25 декабря 1943 г.) (см.: ПСП, № 294, 300).

80 - Слова Лебезятникова из романа «Преступление и наказание», воспроизведенные По памяти Георгием Васильевичем. У Достоевского:« ..если б они <отец и мать> еще были живы, как бы я их огрел протестом!» (Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 10 т. Т. 5. - М.: ГИХЛ, 1957. - С. 382).

81 - Волков В. Три деревни, два села Записки библиотекаря //Наш современник. - 1973. - № 3. - С. 2-76.

82 - Анатолий Павлович Василевский (род. 1929) - русский писатель. Повесть «Ратниковы» опубликована в журнале «Наш современник» (1974, № 7).

83 - В пятом и шестом номерах журнала «Наш современник» за 1974 г. была опубликована повесть В.П.Астафьева «Последний поклон».

84 - В седьмом номере журнала за 1973 г. был опубликован рассказ В.И.Белова «Мальчики».

85 - В 1973 г. в третьем номере журнала «Наш современник.» был опубликован рассказ Евгения Носова «Шопен, соната номер два», в восьмом номере повесть «Не имей десять рублей...».

86 - В 1973 и 1974 гг. произведсния Федора Абрамова в журнале «Наш современник» не публиковались. В 1972 г. была напечатана повесть «Алька» (1972. -№ 1.-С. 3-36).

87 - В десятом и одиннадцатом номере журнала за 1974 г. публиковалась повесть В.Г.Распутина «Живи и помни».

88 - Повесть «Люблю тебя светло» (Элегия) В.И.Лихоносова была опубликована в десятом номере журнала за 1973 г., повесть «Чистые глаза» - в третьем номере за 1973 г.

89 - Имеется в виду рассказ под названием «Золотое зерно» (Наш современник. - 1972. - № 4. - С. 70- 77).

90 - В личной библиотеке Г.В.Свиридова хранится несколько изданий со стихами Андрея Вознесенского. Судя по времени написания данного отзыва, скорее всего в руках композитора была книга «Витражньзх дел мастер» (М.. 1976).

91 – Отто Штрассер (1897-1974). В 1925-1930 гг. был членом НСДАП, ее леворадикального крыла. В 1920-е гг. — главный редактор газеты «Берлинер арбайтер цайтунг». Автор известных на Западе воспоминаний о Гитлере, опубликованных в Лондоне в 1940 г. См.: Штрассер О. Гитлер и я: [Воспоминания]. Ростов н/Д: Феникс. 1999. Скорее всего Свиридов имеет в виду его брата, Георга Штрассера, который в 1924 г. начал издавать информационно-агитационный листок «НС-Бриф», редактором которого был Паул Йозеф Геббельс. О братьях Штрассерах см.: Фест И.К. Гитлер. Биография.
Т. 1 - Пермь, 1993. - С.57; Толанд Д.. Адольф Гитлер. Т.1. - М .1993. - С.72.

92 - Из известных в литературе выступлении В.В.Маяковского по поводу постановки во МХАТе пьесы М.А.Булгакова «Дни Турбиных» см. опубликованные фрагменты стенограммы выступления поэта на диспуте «Театральная политика советской власти» 2 октября 1926 г. в Комакадемии. – В кн.: Маяковский В. Поли собр. соч. В 13 т. Т. 12. - М., 1959. - С. 301-305. Об этом диспуте и выступлении В.В.Маяковского на нем см.: Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. - М.: Искусство, 1989. - С.129-145 (Гл. 3. Обретение дома, раздел «Суд над "Белой гвардией"»), В разговоре со мной Георгий Васильевич воспроизводил диалог, в котором после жестокой инвективы Маяковского в адрес Булгакова поэту задают вопрос: «Ну. вы, очевидно, говорите об уничтожении в переносном смысле?» - и он якобы отвечает: «Нет, почему же, я бы поставил Булгакова к стенке и сам собственноручно расстрелял его», Георгий Васильевич не уточнял в беседе ни источник сведений, ни дату и место диспута, на котором выступал В.В.Маяковский. В литературе подобный факт мне не встречался. Возможно, что это одна из «легенд», услышанная Свиридовым от кого-либо из литературного мира. Заметим также, что когда в конце 1980-х гг. началась волна «разоблачительной» критики в адрес Маяковского, Свиридов решительно восстал против нее. «Что бы ни говорили, при всех его ошибках, у этого человека была великая, возвышенная душа» — это подлинные слова Свиридова. Существует первоначальный набросок будущей первой части «Патетической оратории». Вместо известной контаминации из «Левого марша» и «Нашего марша» здесь были строки из поэмы «Облако в штанах». Раннего, дореволюционного Маяковского Свиридов носил в памяти своей души...

93 - Об этом известном, вероятно, театроведам случае (реальном или вымышленном) политического доноса Вс. Мейерхольда на спектакль МХАТа я слышал от Г.В.Свиридова Ему об этом рассказывал академик Федор Львович Шапиро(1915-1973),страстный театрал, отец которого В 1920-е г. работал, кажется, администратором во МХАТе. В отечественной литературе о В.Э.Мейерхольде я не встречал упоминания об этом факте. Как известно по воспоминаниям Н.К.Крупской. Ленин не любил Ч.Диккенса за «слезливую сентиментальность» и ушел с середины спектакля.

94 - Об отношении В.И.Ленина к «памятникам футуристического пошиба» (А. В. Луначарский) см.. например, след. источник: Луначарский А.В. Ленин и искусство. - В кн.: В.И.Ленин о литературе и искусстве. - 6-е изд. - М.: Художеств, лит.. 1979. - С. 661-664.

95 - Слова из записки Ленина Луначарскому от 6 мая 1921 г. См.: Наумов Е.И. Ленин о Маяковском (новые материалы). В кн. : Литературное наследство. Т. 65. Новое о Маяковском. - М : Изд-во АН СССР, 1958. С. 210. Там же (с. 208) см. факсимильное воспроизведение этой записки.

96 - См. факсимиле титульного листа экземпляра книги «150 000 000», поднесенной Маяковским Ленину с надписью рукой поэта: «Товарищу Владимиру Ильичу Ленину с комфутским приветом». В кн.: Литературное наследство. Т. 65. Новое о Маяковском. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 213.

97 - «А почему не атакован Пушкин?», «Забыли Растрелли вы?/ Время/ пулям/ по стенке музеев тенькать./ Стодюймовками глоток старье расстреливай!» - строки из опубликованного в газете «Искусство коммуны» стихотворения Маяковскою «Радоваться рано» (1918). В той же газете (№ 4 от 29 декабря 1918 г.) с возражением выступил А.В.Луначарский («Ложка противоядия»). Судя по всему, газета закрылась сама собой, в условиях разгоравшейся Гражданской войны, без официального запрета со стороны партийных или государственных органов.

98 - По мнению крупнейшего современного специалиста по творчеству А.М.Горького, главного научного сотрудника ИМЛИ РАН Л.А.Спиридоновой, это слово Горький употреблял по отношению к другим литераторам. Однако сходная оценка Маяковского со стороны Горького все же была. См., например, его отзыв о поэте, сохранившийся в записи на двух листках блокнота от начала декабря 1935 г.: «Я хорошо знал Маяковского с 14 по 17-й год. В ту пору он пребывал в настроении анархиста; это настроение, свойственное его натуре, нередко выражалось в хулиганстве. Утверждаю, что хулиганство результат его истеричности, осложненной болезненно раздутым самолюбием и столь же болезненной застенчивостью, которая всегда характерна для самолюбцев» (журнал «Урал» (Екатеринбург). - 1994. - № 6. - С. 283). С одним «р» слово «революционный» у Горького все же встречается в письме к М.М.Зощенко от 25 марта 1936 г.: «Указать бы, что и "революционный" поэт Маяковский кричал...» Эту фразу, как и само письмо к Зощенко, весьма знаменательное, Свиридов знал. В его библиотеке есть том Литературное наследство, в котором приводится его письмо (Литературное наследство. Т. 70. Горький и советские писатели. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 168).

99 - Свободное переизложение текста Свиридовым. У Достоевского: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом. Прибавлю, однако ж, что кроме моего разрешения общественной формулы не может быть никакого». См.: Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. Бесы. Роман в 3 ч. - М.: ГИХЛ. 1957. - С. 421-422.

100 - Цитата из «Письма к издателю» А.С.Пушкина. См.: Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. 12. Критика. Автобиография. - М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — С. 97. Курсив Свиридова.

101 - Начальные строки стихотворения «О чем писать?» (1970).

102 - Судя но всему, это набросок статьи, посвященной выходу в свет следующей пластинки: Чайковский Б.А. Концерт для фортепиано с оркестром (1971). Исполнители: партия фортепиано— автор, Московский камерный оркестр под управлением Р.Баршая. «Мелодия». Стерео 33 С10-06427 и С10-06428. Какую вторую пластинку имел в виду Свиридов, сейчас сказать трудно.

103 - Имеется в виду опера А.Берга «Воццек». В личной библиотеке Г.В.Свиридова сохранился клавир оперы А. Берга «Воццек». Это литографированное издание 1920-х гг. вышло в свет в Ленинграде в тот период, когда опера готовилась к постановке на сцене Мариинского театра. Приехавший в Ленинград в 1932 г. Свиридов не слышат оперу на сцене, но знал ее хорошо В 1980-е гг. он вспоминал и наигрывал из нее отрывки наизусть.

104 - Судя по некоторым деталям, этот фрагмент представляет собой отклик на балет Р.Щедрина «Анна Каренина».

105 - Строка из стихотворения Б.Пастернака «Актриса», посвященного А.П.Зуевой (1957)

106 - Слова из стихотворения Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (1825). У Пушкина: «Что слава? - Яркая заплата/На ветхом рубище певца».

107 - Имеется в виду стихотворение Е.Евтушенко «К Есенину» (1973) «Чем он чертушка! - /русский народ подкупил?/Тем, что не подкупал и некупленным был» (цит по: Евтушенко Евг. Избранные произведения. Т. 2. 1966-1974. Стихотворения и поэмы. - М.: Художеств, лит.. 1980 - С. 345).

108 - Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) - композитор. Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, народный артст России. См.: Гаврилин В. Русская тетрадь: Вокальный цикл для меццо-сопрано с фортепиано. Слова народные. - М.; Л.: Музыка 1967. Его же. Вечерок. Вокальный цикл для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано. Ч. I. - Л.: Сов композитор. 1984.

109 - Вадим Федорович Веселов(1931-1990) - композитор См.: Веселов В. Апрельские песни. Из вокального цикла: Для голоса в сопровождении фортепиано. Слова А.Блока. - Л.: М.: Сов. композитор, 1973.

110 - Роман Семенович Леденев (род. 1930) - композитор. Народный артист России См.: Леденев Р.С. Некрасовские тетради: Для баса и фортепиано. Соч. 24/Слова Н.Некрасова. - М.: Сов. композитор. 1984. Посвящено А.Ф.Ведерникову.

111 - Борис Александрович Чайковский (1925-1996) - композитор. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.

112 - Речь идет об опере О. В. Тактакишвили (1924—1984) «Похищение луны». Премьера состоялась 25 марта 1977 г. в Большом театре Союза ССР. См.: Тактакишвили О. Похищение луны. Опера в трех действиях. Клавир / Либретто О.Тактакишвили по одноименному роману К.Гамсахурдия; Стихи Ш.Нишнианидзе; Русский текст И.Мазнина — М.: Сов. композитор, 1979. Среди многочисленных работ о Тактакишвили упомянем недавно вышедшую в свет книгу родного брата жены Отара Васильевича Георгия (Гоги) Чиракадзе «Рядом с Отаром Тактакишвили» (Тбилиси: б.и., 1999, 156 с. На рус. и груз. яз.). В этой книге есть страницы, посвященные дружбе двух композиторов.

113 - Вельо Тормис (род 1930) - эстонский композитор. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и Эстонской ССР. О постсоветском периоде жизни В.Тормиса и его отношениях со Свиридовым см.: Тевосян А. Эстонские встречи. Десять лет спустя. С Вельо Тормисом (в) «Con amore»// Музыкальная академия. - 1999. - № 2. - С.173-177.

114 - В десятом номере журнала «Советская музыка» за 1974 г. была помещена статья Н.Зейфас, посвященная В.Тормису, «Художник честный, принципиальный» (с. 8 - 11). В этом же номере на с 12 - 26 помещена подборка статей под рубрикой «Обсуждаем симфонию А.Шнитке» <…>

115 - <…> Вея, Бо Цэюй-и и Хэ Чжи-чжана, Пер. с китайского Ю.Шуцкого (1941 — 1942). Рукопись (автограф). Личный архив Г.В.Свиридова.

116 - См.: Песни А.Берга: Песни для высокого голоса с фортепиано. Сост. С.Апродов. Рус. текст С.Гинзберг. Тетрадь 2. - М.: Музыка, 1971.

117 - Имеется в виду опера С.С.Прокофьева «Игрок» по роману Ф.М.Достоевского.

118 - Имеется в виду опера Д.Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Н.С.Лескова (название первой редакции оперы).

119 - Это замечательное произведение В.Веселова на слова А.Блока так и осталась неопубликованным. Георгий Васильевич отмечал его как удивительную находку. Я слышал его в исполнении автора.

120 - Скорее всего это цитата по памяти из рецензии А.Блока на пьесу В.Мейерхольда и Ю.Бонди «Алинур» (1918). У Блока: «Надо убаюкать зрителя простым и натуральным, чтобы затем разбудить его отдыхающее воображение неожиданной игрой искусства (цит. по Блок А. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. Проза. 1918-1921. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. - С. .321).

121 - Неточная цитата по памяти. Имеются в виду известные слова, якобы принадлежащие Пушкину, которые знал Л.Н.Толстой. В воспоминаниях о своем отце С.Л.Толстой приводит эту фразу: «Он <Л.Н.Толстой> говорил, что иногда действующие лица у писателя поступают неожиданно для него самого. Как пример он приводит слова Пушкна, сообщенные одним из современников Пушкина: «Какова моя Татьяна, какую штуку выкинула! Отказала Онегину!» См.: Толстой С.Л. Мой отец в семидесятых годах. Высказывания его о литературе и писателях. (Цит. послед, изд.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников В 2 т. Т. 1. - М.: Художеств, лит., 1978. - С. 218.)

122 - Название произведения Д.С.Мережковского.

123 - Александр Иосифович Константиновский (1906—1958) - театральный художник, книжный иллюстратор. Заслуженный деятель искусств РСФСР. См. о нем статью Г.М.Левитина в сб. «Ленинградские художники театра». - Л., 1971. - С. 33-64.

124 - Парафраза стихотворения А.Блока «Балаганчик».

125 - Хаксли О. Шутовской хоровод. Роман (1923). Рус. пер. (1936).

126 - Итало-французский фильм режиссера Алекса Жоффра (1960). В советском прокате появился в 1961 г.

127 - Судя по дате, поставленной перед заглавием фрагмента, речь идет о кинофильме «Умереть от любви» режиссера Андре Кайятта (Франция, 1970), где главную роль играла А.Жирардо. «Среда заела» — фраза Ф.М.Достоевского, неоднократно им употреблявшаяся. См., например, Дневники писателя.

128 - Мысли о поэзии А.Блока можно встретить и в других записных тетрадях Свиридова, в его нотных рукописях. Вероятно, данный материал представляет собой заготовку текста к радиопередаче или к статье. См. также статью Свиридова о поэте, которая была опубликована в газете «Правда» под заглавием «Музыка поэзии» в рубрике «К 100-летию со дня рождения А.Блока» 27 ноября 1980 г. (№332 /22762/. - С. 3). См. перепечатку этой статьи в Книге о Свиридове (сост. А.А.Золотов) под заглавием «Блок и музыка» (М.:Сов. композитор, 1983 – С.258).Сам Георгий Василбьевич был удовлетворен этой статьей и пытался написать новую, но так и не написал.

129 - По всей видимости, это ошибка памяти Свиридова. У Блока в стихотворении «Голоса скрипок» (1910) из цикла «Арфы и скрипки» есть похожая строка: «В отчизну скрипок запредельных».

130 - Наряду с «Гимном критику» в 1915 г. Владимир Маяковский пишет целый «цикл» сатирических гимнов: «Гимн судье». «Гимн ученому». «Гимн здоровью», «Гимн обеду».

131 - Стихотворения, книга вторая. Разные стихотворения (1905). Свиридов положил стихотворение на музыку (см.: ПСИ, № 22, 186, 250).

132 - См. стихотворение «Валкирия. (На мотив из Вагнера)» (1900).

133 - «Так Зигфрид правит меч над горном:/То в красный уголь обратит,/То быстро в воду погрузит - /И зашипит, и станет черным/Любимцу вверенный клинок.../Удар - он блещет, Нотунг верный,/ И Миме, карлик лицемерный,/В смятенье падает у ног!» (18—24 строки Пролога поэмы «Возмездие»).

134 - Из цикла «Родина» (1914).

135 - Отдельное стихотворение (1907).

136 - Из цикла «Осенняя любовь» (1907). Это стихотворение Свиридов положил на музыку (см.: ПСИ, № 211, 250).

137 - Скорее всего от Н.Клюева, из его писем или в устной передаче А.Блок узнал текст сектантского стиха, приведенного им в статье «Стихия и культура» (см.: Блок А. Собр. соч. В 8 т. Т. 5. - М.: Л.. 1962. - С. 359). На этот текст Г.В.Свиридов написал хор «Любовь святая», вошедший в Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович». Со слов самого Георгия Васильевича, первая редакция хора возникла еще в 1949 г. В семейном архиве Свиридовых сохранился рукописный автограф первоначального замысла этого хора под заглавием «Кант».

138 - Речь идет о романсе «Ночью в саду у меня», соч. З8, №1 (1916). Слова А.Блока (Из Исаакяна).

139 - Имеются в виду следующие сочинения на слова А.Блока: Мясковский Н.Я. Шесть стихотворений А.Блока. Соч. 20 // Мясковский Н.Я. Вокальные сочинения. Для голоса в сопровождении фортепиано. В 2 т. Т. 1. - М.: Музыка,1981; Щербачев В.В. Семь стихотворений А.Блока. Соч. 11 («Косы Мэри распущены..». Л.: Тритон, б. г.; «Здесь дух мой злобный...». — М.; Пг.: Гос. изд.-во «Музсектор», 1923; «Я сегодня не помню...». — Л.: Тритон, б.г; «Не снят, не помнят...». - Л.: Тритон, б. г.; «Дым от костра». — Л.: Тритон, 6. г.; «Та жизнь прошла...». - М.: Гос. изд-во «Музсектор», 1924; «Мэри». - М : Гос. изд-во «Музсектор». 1924); Шапорин Ю.А. Далекая юность: Песни для голоса с фортепиано / Слова А.Блока. Ор.12. - М.: Музгиз, 1940. Свиридов упоминает здесь этот ряд имен далеко не случайно. Он хорошо помнил музыку этих композиторов, которых он знал, и относился к ним (особенно к В.В.Щербачеву и Н.Я.Мясковскому) с безграничным уважением. Кажется, не без влияния опыта своих предшественников он пишет в 1938 г. свой первый цикл романсов на слова А.Блока.

140 - Скула и Ерошка — персонажи оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина. В Тетради 1973—1979 (№ 2) этим персонажам Г.В.Свиридов посвятил отдельное, довольно пространное эссе.

141 - Балет не был поставлен, так как заказчику. С.П.Дягилеву, не понравилась музыка. Она почти целиком вошла в «Скифскую сюиту». См.: Нестьев И. Прокофьев - М.: Музгиз, 1957. - С. 109, 115-118.

142 - Один из вариантов композиционного плана большого ораториального сочинении на слова А.Блока, о котором пойдет речь ниже (см. следующий фрагмент под заголовком Форма сочинении). В него составной частью входила трехчастная кантата «Барка жизни». Другие упоминающиеся здесь песни входили в состав его грандиозного сверхцикла под условным названием «Большой Блок» (см. сн. 143). Стихотворение А.Блока «Задебренные лесом кручи...» Свиридов собирался положить на музыку. Песня «Сочельник» («Сочельник в лесу») так и не была завершена.

143 - Одно из редких, сохранившихся письменных авторских свидетельств о существовании замысла большого сочинении на слова А.Блока. Скорее всего это была трансформация старой, восходящей еще к концу 1950-х — началу 1960-х гг. идеи создания оратории. В личном архиве Г.В.Свиридова сохранилась подборка его сочинений на слова А.Блока (папка под заглавием «Большой Блок») со списком из 37 названий рукой автора. Первые пять названий объединены в одно целое: оратория «Песни о России» (вариант названия — «Пять песен о России»). Насколько я помню слова самого Георгия Васильевича, в мистерии, наподобие церковной службы, наряду с пением должно было быть чтение текста. Георгий Васильевич предполагал включить в мистерию тексты из дневников и ряда статей А.Блока. Кроме того, предполагалось наличие чисто инструментальных, оркестровых «ритурнелей». В рабочих нотных тетрадях сохранились эскизы некоторых из этих ритурнелей в клавирном изложении.
 Теперь, уже когда составлен полный список произведений Г.В.Свиридова, могу свидетельствовать, что ни Пушкин, ии Есенин, никакой другой поэт, а именно А.Блок занимает первое место в творчестве композитора, по крайней мере, в количественном отношении. Замысел мистерии так и остался нереализованным, но наряду с ним, параллельно с Блоком, у Свиридова зрел уже иной замысел, связанный с литургической поэзией, который в конечном итоге привел его к созданию монументального хорового цикла «Песнопения и молитвы».

144 - Имеется в виду рассказ «Песни на деревне» (1909).

145 - Персонаж из маленькой трагедии А.С.Пушкина «Пир во время чумы». В конце 1970-х — начале 1980-х гг. у Свиридова было намерение написать оперу на этот сюжет. В личном архиве композитора сохранились аудиокассета с записью фрагмента в авторском исполнении и рукопись (автограф) с потактовой разметкой, с указанием инструментов, размеров, частично с тематическим материалом и гармоническими комплексами. В клавире завершена была только Песня Мери и частично Гимн Вальсингама.

146 - Это скрытая цитата из известного афоризма А.К.Лядова: «Бога — нет, отца - в зубы, жизнь - копейка» (привожу по памяти).

147 - Шайе, точнее Шайи (Chailley) Жак (1910-1999) - композитор, музыковед, крупнейший специалист в области музыкальной медиевистики и истории музыки эпохи Возрождении. Профессор, член-корреспондент Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, действительный член Бельгийской Королевской академии, вице-президент Французского музыковедческого общества. Пройдя большой путь от дирижера различных хоровых коллективов, занимал ряд ответственных постов. В 1937 г. был назначен генеральным секретарем, а в 1947 г. - заместителем директора Высшей
национальной консерватории в Париже. С 1953 г. профессор истории музыки в Парижском университете, а с 1954 по 1972 г. - директор Института Музыковедения при нем. В 1964—1966 гг. - президент Национального комитета по музыке. В то время, когда Свиридов слышал его выступление в Сорбонне, он читал курс истории музыки на филологическом факультете в Парижском университете, будучи одновременно директором известного Высшего музыкального заведения Франции - Школы канторум (Schola cantorum). основанной в 1894 г. по инициативе известного французского
композитора Венсана л'Энди (с 1954 г. — Академия музыки). В 1972—1973 гг. - председатель французской Академии грамзаписи, с 1973 г. генеральный инспектор Министерства просвещения по делам ну зыкального образования.

148 - Владимир Гофман - сын французского музыковеда Р.М.Гофмана.

149 - «Он <Белинский> знал, что основа всему - начала нравственные» (Достоевский Ф.М. Из «Дневника писателя»: Из «Дневника писателя» за 1873 год// В.Г.Белинский в воспоминаниях современников. - М.: Художеств. лит, 1977 - С. 520). (Из «Серии литературных мемуаров»).

150 - Строка из стихотворения Ф.Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?» (начало 1830-х гг.), См.: Тютчев Ф.И. Соч. В 2 т. Т. I. Стихотворения. - М.: Художеств, лит., 1984. - С. 78.

151 - Имеется в виду американский мюзикл «Скрипач на крыше» Д.Бока и Д. Стайна.

152 - Мюзикл английского композитора Эндрю Ллойда Узббера (1970).

153 - С академиком В.Л.Гинзбургом Свиридов встречался обыкновенно на дорожках академических дач в Ново-Дарьино. Я помню долгие совместные прогулки этих современных «перипатетиков», разговоры, весьма откровенные, всегда почти переходившие в спор, ибо оба собеседника придерживались разных, порой диаметрально противоположных взглядов по многим вопросам. Это не мешало композитору приглашать академика на свои концерты, а ученому, когда позволяло его весьма насыщенное делами
время, посещать их.

154 - См.: Толстой А.Н. Голубой плащ (О театре)// Толстой А.Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. Публицистика. Рассказы Ивана Сударева. - М., 1986. - С.23.

155 - Имеется в виду балет петербургского композитора Бориса Тищенко.

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


12 июля

1790 г. Французское Учредительное собрание отделило церковь Франции от Рима и причислили священников к гражданским служащим.
1917 г. Во время 1-й мировой войны в ходе Ипрского сражения германская армия впервые применила в качестве боевого отравляющего вещества горчичный газ, который по месту боев получил название иприт.
1943 г. Возле станции Прохоровка (недалеко от Белгорода) произошло крупнейшее в мировой истории танковое сражение. С советской и германской сторон в нем принимало участие до 1200 танков и САУ.
1988 г. В СССР запущена Автоматическая межпланетная станция «Фобос-2».

Родились:
1884 г. Амедео Модильяни, итальянский художник и скульптор.
1894 г. Юрий Александрович Завадский - главный режиссер Театра им. Моссовета.
1876 г. Сергей Исаевич Уточкин - один из первых русских летчиков. В 1910-1911 совершил публичные полеты во многих городах России и за рубежом (1876-1916).
1904 г. Пабло Неруда - чилийский поэт-коммунист, дипломат, нобелевский лауреат 1971 года.
1914 г. Петр Мартынович Алейников - советский киноактер («Семеро смелых», «Трактористы»)
1946 г. Валентина Васильевна Толкунова - советская и российская певица, Народная артистка России (1946-2010).

Из цитатника:


Мало славы служить из одной корысти; нет... послужи-ка ты... под оговором, под клеветою, верою и правдою, как служат на Руси, из одной ревности да из чести.
В.И. Даль

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6336422
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
2088
1442
13494
24572

Сейчас: 2020-07-12 15:39:31
Счетчик joomla