Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Убогий мужик и хлеба не ест; богатый – и мужика съест.
 Голод живота не пучит, а натощак веселей (свежей).
 Вали с больной головы на здоровую.
 С него всякая беда, как с гуся вода.
 Не бей в чужие ворота плетью - не ударили бы в твои дубиной (или: обухом).


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К тетради 1973-1980

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала




ТЕТРАДЬ 1973 – 1980


 Тетрадь имеет порядковый помер 2. Внешне напоминает тетрадь № 1, только обложка желтого цвета. В тетради 145 листов (есть оторванные листы и один лист, прикрепленный скрепкой). Почерки Э.Г.Свиридовой и Г.В.Свиридова. Использовалась шариковая ручка с пастой разного цвета. В отличие от первой тетради она содержит немного деловой информации, которую частично сохраняем, чтобы читатель мог составить себе представление о подобного рода записях.

Эти записи рукой Эльзы Густавовны Свиридовой велись погодно, с 1972 по 1976 г., каждый год отмечен на отдельных листах и листы за год были соединены скрепкой. После 1976 г. деловые записи обрываются, уступая место мыслям самого Свиридова. В отличие от первой тетради здесь практически нет выписок и цитат из произведений художественной литературы, почти нет записей стихотворений. Тетрадь стал заполнять сам Георгий Васильевич.

Впервые тетрадь № 2 была опубликована в журнале «Наш современник» (2000. - № 12. - С. 85-108). Текст печатается с дополнениями и уточнениями.



1 - Галина Константиновна Заремба (1923—1986) старший редактор Главной редакции музыкального радиовещания Гостелерадио СССР. Свиридов относился с большой симпатией к этой талантливой, преданной своему делу, знающей женщине, отличающейся тонким вкусом, искренней любовью к музыке Свиридова.

2 - Константин Кириллович Калиненко в то время перешел из Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» на работу в Главную редакцию музыкального радиовещания ГостелерадиоСССР, где он возглавил отдел симфонической музыки.

3 - Римма Иосифовна Генкина (даты жизни неизвестны) - завотделом музыкально-образовательных передач Главной редакции музыкального радиовещания Гостедерадио СССР.

4 - Максима Шостаковича Свиридов знал еще ребенком. Георгий Васильевич счиал, что Шостаковичами был сделан правильный выбор специальности дирижера для Максима. Дмитрий Дмитриевич сумел показать и рассказать сыну все необходимое для верной интерпретации своих произведений. И Максим Шостакович естественно и вполне заслуженно стал одним из последовательных и наиболее серьезных исполнителей музыки Д.Д.Шостаковича. Максим неоднократно исполнял и произведения Свиридова. Георгий Васильевич считал, что если бы не фамилия, которая часто вызывает чувство зависти, ревнивое отношение со стороны коллег-дирижеров, то к Максиму относились бы просто как к профессиональному дирижеру, без всяких скидок или преувеличений.

5 - Имеется в виду вышедшее в 1972 г. второе, дополненное издание монографии А.Н.Сохора «Георгий Свиридов».

6 - Александр Константинович Кузнецов (р. 1938) был назначен на должность художественного руководителя, директора Московской государственной филармонии в 1973 г. На этой должности оставался до 1981 г.

7 - В музыкальной жизни Ленинграда всегда были люди, которые на какое-то время становились средоточием и хранителями традиций высокой культуры города. К таким людям относилась и Ирина Николаевна Сеченова. С 1958 по 1978 г. Семенова была художественным руководителем Малого зала им. Глинки. Малый зал в то время отличался своими замечательными программами. Там любили выступать выдающиеся музыканты. Этот зал любили Шостакович и Свиридов. Высокой простотой и в то же время содержательностью отличались вступительные слова Ю.Я.Вайнкопа. Это были ослепительные осколки старой, безвозвратно ушедшей эпохи высокого Петрограда-Ленинграда... Свиридов знал Семенову еще по консерваторским годам. В середине 1940-х они общались в Союзе композиторов, где молодая выпускница консерватории заведовала бюро переписки нот. Свиридов очень ценил ее как настоящего профессионала, человека, знающего дело, обладающего безупречным вкусом.

8 - Маргарита Алексеевна Федорова - пианистка (ученица Г.Г.Нейгауза). лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории. В то время, помимо сольной концертной деятельности, участвовала в составе фортепианного трио вместе с Нелли Школьниковой (скрипка) и Татьяной Прийменко (виолончель). Данное трио, вместе с перечисленными ранее певцами, - участники концерта 15 сентября 1973 г. в Малом зале Московской консерватории, в котором были исполнены «Петербургские песни». См.: ПСП, № 164. После отъезда Нелли Школьниковой за границу трио распалось.

9 - Нелли Школьникова - скрипачка (ученица Ю.И.Янкелевича), лауреат международных конкурсов, солистка Московской государственной филармонии В середине 1970-х эмигрировала за границу. Вместе с пианисткой Федоровой и виолончелисткой Прийменко Школьникова играла в трио, которое распалось после ее отъезда за рубеж

10 - Татьяна Прийменко - виолончелистка, лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории. В составе с Маргаритой Федоровой и Нелли Школьниковой была исполнительницей фортепианного трио Свиридова.

11 - Евгения Станиславовна Гороховская - певица (меццо-сопрано), солистка Мариинского театра, профессор Петербургской консерватории, Свиридов ценил голос, безукоризненный вкус и музыкальность этой талантливой певицы. Он очень хотел с ней работать и намеревался подготовить с ней концертную программу. К сожалению, этот замысел так и не был осуществлен.

12 - См. Предисловие Майи Элик в: Свиридов Г. Романсы и песни для голоса с фортепиано. Т. 1. - М.: Музыка, 1975. - С. 7-10.

13 - Константин Александрович Фортунатов (1915-1996) - скрипач, участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды. В 1950-е гг. начал работу в издательстве «Музгиз», пройдя путь от редактора до главного редактора. С 1966 по 1981 г. - директор издательства «Музыка».

14 - Речь идет о составленном музыковедом Д.В.Фришманом сборнике статей «Георгий Свиридов». (Георгий Свиридов: Сборник статей/Сост. и общ. ред. Д.В.Фришмана. — М.: Музыка. 1971). Георгий Васильевич высоко оценивал и сам сборник, и способности музыковеда Фришмана. Он хотел, чтобы этот сборник был переиздан. Но Д.Фришман эмигрировал, в связи с чем возникли трудности с переизданием.

15 - Василий Филимонович Шауро (р. 1912) – в то время заведующий Отделом культуры ЦК КПСС. Свиридов лично не обращался к В.Ф.Шауро, так как Василий Филимонович курировал деятельность Союза композиторов СССР, но они встречались на заседаниях, общих приемах. Свиридов ценил этого достойного человека, участника Великой Отечественной войны. В телефонном разговоре со мной Василий Филимонович произнес и просил запомнить его слова: «Для меня Георгий Васильевич Спиридов - дорогой, святой, великий человек».

16 - Юрий Константинович Курпеков (1932-2000) — в то время заведующий сектором музыки Отдела культуры ЦК КПСС. Свиридов познакомился с Курпековым в 1960-е г., когда Юрий Константинович пришел на работу в аппарат ЦК. С того времени у них завязалась дружба, продолжавшаяся до последнего дня жизни композитора. Курпэ, как он его в шутку звал, был рядом и поддерживал Свиридова в самые трудные моменты жизни. После кончины композитора и вдовы, Э.Г.Свиридовой, он помог нашей семье в первые дни нелегкой московской жизни. Юрий Константинович стал одним из учредителей Национального Свиридовскога фонда (1999).

17 - Вячеслав Иванович Кочемасов (19I8-1998) - крупный государственный деятель. Прошел обычный для того времени путь от комсомольского работника до посла. Председатель Антифашистского комитета молодежи (1948), секретарь ЦК ВЛКСМ (1948-1955), член Всемирного совета мира, с 1955 по 1960 г. работал в Посольстве СССР в ГДР, с 1960 г. возглавил отдел Германии в Министерстве иностранных дел СССР. С 1962 по 1983 г. был заместителем Председателя Совета Министров РСФСР, курировал культуру.
Впоследствии посол СССР в ГДР. Кочемасов был одним из тех редких руководящих работников, с которым у Свиридова установились теплые, дружеские отношения.

18 - Евгений Владимирович Зайцев (р. 1925) - в то время первый заместитель министра культуры РСФСР, с 1983 по 1986 г. - первый заместитель министра культуры СССР, с 1986 по 1988 г. - первый заместитель заведующего отделом культуры ПК КПСС.

19 - Георгий Петрович Александров (р. 1923) - в 1970-е гг. заместитель министра культуры РСФСР.

20 - Ростислав Николаевич Здобнов (р. 1926) – в то время заместитель директора Московской филармонии, впоследствии директор Государственного музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки.

21 - В репертуаре Федоровой как концертирующей пианистки были произведения Свиридова. У Федоровой и ее мужа Здобнова были давние дружеские отношении с Г.В.Свиридовым. Дружили и общались семьями.

22 - Александр Павлович Ерохин пианист-аккомпаниатор Московской филармонии, работал в ансамбле с З.А. Долухановой, Е.В.Образцовой и многими другими выдающимися певцами.

23 - Евгений Михайлович Шендерович (1918-1999) - пианист-ансамблист, педагог, композитор, концертмейстер. Заслуженный артист РСФСР (1981). Преподавал в Ленинградской и Московской консерваториях. Работал со многими певцами. Был постоянным партнером Евгения Нестеренко. В репертуаре Нестеренко и Шендеровича постоянно были романсы и песни Свиридова. После отъезда в Израиль - профессор Академии музыки в Иерусалиме (Rubin Academy of Music). Между Шендеровичем и Свиридовым были хорошие, дружеские отношения. После кончины Евгения Михайловича его вдова Сусанна Семеновна прислала копии писем Георгия Васильевича, сохранившиеся в архиве Шендеровича. В личном архиве Г.В.Свиридова хранятся письма и открытки замечательного музыканта.

24 - Непонятно, о ком идет речь. Это может быть известная певица Белла Руденко, с которой сотрудничал Шендерович, или В.И.Руденко, сотрудник Музея-квартиры Н.С.Голованова, где Шендерович часто выступал.

25 - Поводом для данного и ряда последующих наблюдений, касающихся оперного жанра и музыкального театра, послужило, очевидно, знакомство с произведением Р.Щедрина «Мертвые души»: Оперные сцены по поэме Н.В.Гоголя в трех действиях. Либретто автора музыки (1976).

26 - «Русская девчонка», третья песня на слова А.Прокофьева из цикла «Слободская лирика».

27 - Это было одно из ярких событий жизни Свиридова. Вместе с Евгением Нестеренко и командой телевизионщиков из Музыкальной редакции первого канала во главе с режиссером Ю.М.Богатыренко Свиридов поехал на открытие Дома-музея М.П.Мусоргского, где давали концерт из произведений Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Свиридова. Затем они побывали в Пушкинских Горах у легендарного Семена Гейченко, к которому Свиридов относился с трепетным чувством. Плодотворная поездка, масса впечатлений, разговоры с Гейченко оказали благотворное влияние на Свиридова. Он много тогда работал и многое успел завершить

28 - О том, что Свиридов намеревался оркестровать поэму «Отчалившая Русь», было известно. В библиотеке композитора сохранились изданные ноты поэмы (для голоса с фортепиано), в которых его рукой указаны инструменты и намечена оркестровая фактура. Данная запись в тетради – одно из редких свидетельств существовавшего у композитора намерения использовать в поэме хор. Под «Гимном» имеется в виду последняя часть поэмы «О родина, счастливый и неисходный час!».

29 - Один из вариантов замысла под условным названием «Большой Блок». См. примечание 17 к Тетради 1972-1980 гг. Песни, отмеченные знаком минус, скорее всего так и не были написаны. Они не встречаются ни в нотных рукописях, ни в аудиозаписях.

30 - В окончательной редакции поэмы «Отчалившая Русь» эта часть получила название по первой строке отрывка поэмы Есенина «Пришествие»: «Симоне, Петр... Где ты? Приди...»

31 - Отрывок из поэмы «Сорокоуст» послужил поэтической основой для девятой части поэмы «Трубит, трубит погибельный рог!».

32 - Неполный композиционный план оратории, так и не дописанной Свиридовым (см.: ПСП. № 16).

33 - Список произведений на слова С.Есенина для хора без сопровождения или с оркестром, частично созданных в разные годы, а также планируемых (например, таких, как «За окошком - месяц...», наброски которого сохранились в нотах или «Под красным вязом...», вероятно, так и не написанное).

34 - Незавершенный вокальный цикл для голоса в сопровождении фортепиано(см.: ПСП, № 199).

35 - Один из вариантов замысла 1970 - 1980-х гг. создания вокального цикла на слова А.С.Пушкина (см.: ПСП, № 195, 196, 227. Там же см. Монологи и гимны для баса с оркестром на сл. А.С.Пушкина, № 197).

36 - Песня для баса с оркестром «Река Керженец» («Мы идем рука в руке...») первоначально входила в сослав кантаты (не путать с ораторией!) «Мужик» на слова И.Бунина, С.Есенина и Б.Корнилова (см.: ПСП, № 17). Что касается второй песни, то она даже фрагментарно не встречается ни в нотных рукописях, ни в аудиозаписях. По всей видимости, она так и не была написана вообще.

37 - Это незавершенное произведение встречается в одном из вариантов композиционного плана кантаты «Мужик» (см.: ПСП, № 17).

38 - Про татарский полон. Слова народные. Обработка для голоса в инструментальном сопровождении. Произведение не завершено (см.: ПСП, № 112).

39 - Созданная в 1938 г., Элегия входила в цикл романсов на слова М.Ю.Лермонтова (см.: ПСП. № 117). Впоследствии Свиридов неоднократно возвращался к ней. В личном архиве композитора сохранилась вторая редакция Элегии для голоса с оркестром (в виде дирекциона).

40 - Для смешанного хора с симфоническим оркестром. Произведение не завершено (см.: ПСП, № 41).

41 - В личном архиве Г.В.Свиридова это произведение в нотной записи пока не обнаружено. Но зато «лирическое страдание» сохранилось в авторском исполнении на аудиокассете. Теперь оно переписано на компакт-диск и хранится в звуковом архиве композитора.

42 - Одна из редакций композиционного плана незавершенной оратории Г.В.Свиридова для сопрано, меццо-сопрано, баса, мужского и смешанного хоров и симфонического оркестра, к которой он постоянно возвращался на протяжении 1960-1980-х гг. (см.: ПСП, № 13).

43 - Очень важное авторское свидетельство о намерении создать ряд сюит на основе музыки к кинофильмам. Этот замысел был осуществлен лишь частично. Сохранилась сюита ( в двух авторских редакциях) из музыки к кинофильму «Великий воин Албании Скандербег». Ноты музыкалыных номеров к кинофильму «Воскресение», безуспешно разыскиваемые самим композитором, по всей видимости, утрачены. Во всяком случае, в Нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии ни партитуры, ни партий не сохранилось. Музыка к другим кинофильмам, помимо звуковых дорожек, сохранилась в виде партитур.

44 - Вероятно, речь идет о песне «Мы не верим!» для баса, смешанного хора и симфонического оркестра на слова В.Маяковского, созданной в 1960 г. (см.: ПСП, № 26). Свиридов так и не вернулся к этому замыслу.

45 - Из стихотворения Ф.Тютчева «Сны» (1830).

46 - Данная запись представляет собой развернутый план с тезисами работы, посвященной Глинке, В 1979 г. исполнилось 175 лет со дня его рождения. По решению правительственной комиссии по подготовке юбилея было решено обратиться к Свиридову с просьбой выступить на торжественном вечере по случаю юбилея в Большом театре со Словом о Глинке. Это выступление состоялось 31 мая 1979 г. На основе своего выступления Свиридов решил написать статью, посвященную Глинке. Как в устном выступлении, так и в статье Свиридов выразил свое, очень важное для него самого,
понимание народности искусства. Данные наброски и план отражают ход работы над Словом о Глинке. Текст Слова Свиридова опубликован А.А.Золотовым. См.: Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки/Сост. А.А.Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - С. 215—221.

47 - В шутку Свиридов называл Хвином персонажа оперы Глинки Финна.

48 - Персонаж оперы Д.Д.Шостаковича «Катерина Измайлова».

49 - Из «Петербургских записок 1836 гола» Н.В.Гоголя.

50 - См. примечание 28 к Тетради 1972-1980.

51 - Сейчас трудно сказать, какую конкретно работу музыковеда Л.С.Гениной Свиридов хотел процитировать. Но упоминание о ней в контексте следующего затем рассуждения о песне лишний раз подтверждает, что в поле свиридовского слуха были любые явления песенного жанра, в том числе и жанра массовой советской песни. И, конечно, он знал статьи специалистов-музыковедов, посвященные этому жанру.

52 - «Слушая сию иовинку./Зависть, злобой омрачась. Пусть скрежещет, но уж Глинку/ Затоптать не может в грязь» — пушкинское четверостишие из коллективного стихотворения «Канон в честь М.И.Глинки» {Пушкин А.С. Полн. собр. соч Т. 3 (1). Стихотворения 1826-1836. Сказки. - М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1948. - С.490).

53 - «Мы дали образец иного звуко- и словосочетания: дыр бул щыл/ убещур/скум/ вы со бу/ р л эз (кстати, в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина)» - Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое. - М.. 1913. — С. 9.

54 – Возможно, Свиридов имел в виду заключительные страницы «Хроники моей жизни», в частности, следующие слова И.Ф.Стравинского: «К несчастью, чем ярче проявляется индивидуальность автора, тем реже полное взаимопонимание между ним и публикой. Чем более он устраняет все, что приходит извне, что не является им, что не содержится в нем, тем более он рискует обмануть ожидание широких масс. Непривычное всегда способно их оттолкнуть» {Стравинский И. Хроника моей жизни. - Л.: Музгиз, 1963. - С. 248).

55 - Имеется в виду главный персонаж балета А.Петрова «Пушкин: размышления о поэте» для чтеца, меццо-сопрано. хора и оркестра. Либретто Н.Касаткиной и В.Василева по Пушкину (1978).

56 - Вероятно, имеются в виду следующие два балета середины 1970-х гг., поставленные на музыку С.С.Прокофьева: хореографическая трагедия «Царь Борис», либретто и постановка Н.Боярчикова (1975) и балет «Иван Грозный», поставленный Ю.Григоровичем в ГАБТе (1976).

57 - Слова эти были произнесены музыковедом М.С.Друскиным в поезде «Красная стрела», когда большая делегация ленинградцев ехала на съезд СК РСФСР (1973), на котором Свиридов не был переизбран на второй срок.

58 - Неточная цитата по памяти. У Бальмонта: «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,/Из сочных гроздий венки свивать/ Хочу упиться роскошным телом,/Хочу одежды с тебя сорвать!» См.: Бальмонт К. Избранное. Стихотворения. Переводы. Статьи. - М.: Художеств. лит., 1980. - С. 151.

59 - Маяковский В.В. Я сам. См.: Маяковский В.В. Соч. В 2 т. Т. 1. Я сам. Стихотворения. Мое открытие Америки. - М.: Правда. 1987. - С. 32.

60 - Имеются в виду следующие произведения: «Потоп», музыкальное представление (1962) и «Авраам и Исаак», священная баллада (1963).

61 - «Ибо есть какой-то тайный закон, по которому недолговечно все, разметывающееся в ширину, и коренится, как дуб, односторонняя глубина...» (Григорьев А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Цит. по: Григорьев А. Литературная критика. - М.: Художеств, лит., 1967. - С. 177).

62 - «Гибельный пожар» - парафраза из стихотворения А.Блока «Как тяжело ходить среди людей...» (1910). У Блока: «...жизни гибельной пожар» (Блок А. Сочинения в одном томе: Стихотворения Поэмы. Театр. Статьи и речи. Письма / Редакция, вступит. статья и примечания Вл. Орлова. - М; Л.: ГИХЛ, 1946. - С. 170).

63 - «А вы/ноктюрн сыграть/могли бы/на флейте водосточных труб?» - строка из стихотворения В.Маяковского «А вы могли бы?» (1913).

64 - «Я, ассенизатор и водовоз.» - из поэмы В.Маяковского «Во весь голос. Первое вступление в поэму» (1930).

65 - Нам не удалось найти стихотворения В.Маяковского с таким названием. Скорее всего Свиридов имел в виду какой-то персонаж или образ из стихотворения с иным названием.

66 - Вероятно, здесь имеется в виду стихотворение «Бюрократиада».

67 - «У народа,/ у языкотворца,/ умер/ звонкий/ забулдыга-подмастерье» - из стихотворения «Сергею Есенину» (1926).

68 - Присыпкин (Пьер Скрипкин) - «бывший рабочий, бывший партиец» - персонаж феерической комедии «Клоп» (1928—1929), Фоскин, Двойкин, Тройкин — «рабочие» - персонажи драмы «Баня» (1929-1930).

69 - За этим «этно-социологическим» обобщением скрываются вполне конкретные вещи. Здесь сплелись представления Свиридова о частных салонах и обществах в США, куда были вхожи Сергей Есенин или Владимир Маяковский, с личными наблюдениями композитора, знавшего, к примеру, Лилю Брик и ее окружение. Я помню, как мне рассказывал дядя, что Д.Д.Шостакович (до войны) не советовал ему ходить в дом Бриков. И дело тут не только в неприязни к В.В.Маяковскому, которую, как известно, испытывал по отношению к поэту Шостакович. Дмитрий Дмитриевич считал, что это, говоря без обиняков, чекистский салон. Пастернак высказывался более осторожно, говоря, что квартира Бриков напоминала ему «отделение московской милиции». Ср. со словами А.Ахматовой: «Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков, где писатели встречались с чекистами» (Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Кн. I. 1938-1941. - М.: Книга, 1989. - С. 94-95). См. также описание квартиры Бриков в рассказе французского писателя Поля Морана «Я жгу Москву» (Золотоносов М.Н. М/Z., или Катаморан: Рассказ Поля Морана «Я жгу Москву» с комментариями. - СПб., 1996).

70 - По всей видимости, Свиридов имеет в виду диспут «Театральная политика советской власти» 2 октября 1926 г. в Комакадемии, на котором шла речь о постановке во МХАТе пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных». См.: Маяковский В. Полн. собр. соч. В 13 т. Т.12. - М., 1959. - С. 301-305 См. также ззримечание 85 к Тетради 1972—1980.

71 - Имеется в виду стихотворение «Буржуй-нуво» из поэтической дилогии «Лицо классового врага» (1928).

72 - Свиридов намекает на следующие слова из стихотворения В.Маяковского «Юбилейное» (1924): «Ну Есенин, мужиковствуюших свора».

73 - Так назвал себя Есенин за два дня до гибели. См.: Устинова Е.А.Четыре дня Сергея Александровича Есенина//Воспоминания о Сергее Есенине/Под ред. Ю.Л.Прокушева. - М.: Московский рабочий, 1975. - С. 459.

74 - Лейпцигская консерватория была основана Ф.Мендельсоном в 1843 г., но была отнюдь не первой в XIX в. См. статью А.А.Николаева «Консерватория» во втором томе Музыкальной энциклопедии Гондольера - Корсов). - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Стлб. 909-913.

75 - «Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне» - строка из поэмы «Во весь голос» (1929-1930).

76 - Авторство и источник цитирования установить не удалось.

77 - Из цикла Пять стихотворений Ф.Тютчева и А.Фета для голоса с фортепиано, ор. 37, № I. Слова Ф.Тютчева (1918).

78 - Вероятно, одна из пьес цикла Две канцоны с танцами для скрипки и фортепиано, ор. 43 (1924)

79 - Возможно, имеется в виду пьеса из цикла Три ноктюрна для скрипки с фортепиано, ор. 16 (1908).

80 - См. выше примечание 78.

81 - Судя по всему, эта незаконченная мысль является попыткой сформулировать свое отношение к появившейся в эти годы на сцене опере А.Петрова «Петр Первый», либретто Н.Касаткиной и В.Василева (1975).

82 - Строфа из стихотворения А.К.Толстого «Алеша Попович». См.: Толстой А.К. Соч. В 2 т. Т. I. Стихотворения. - М.: Художеств, лит.. 1981. -С. 218.

83 - Имеется в виду техника композиции в двенадцати тонах, разработанная и изложенная в виде методического пособия для композиторов Арнольдом Шенбергом.

84 - См. примечание 99 к Тетради 1972-1980 гг.

85 - Имеется в виду произведение И.Ф.Стравинского (1930).

86 - Скорее всего неточное цитирование по памяти. В письме В.Н.Кашперову (б. д.) Глинка пишет: «Все искусства, а следовательно, и музыка, требуют: 1) чувства (L’art c’est le sentiment). 2) Формы Forme - значит красота, то есть соразмерность частей для составления стройного целого. Чувство зиждет - дает основную идею; форма - облекает идею в приличную, подходящую ризу. Условные формы. как каноны, фуги, вальсы, кадрили и пр., все имеют историческую основу. Чувство и форма - это душа и тело» (Глинка М.И. Литературные произведения и переписка. Т. 2. — Б. м., 1977. — С. 148).

87 - Имеется в виду опера Д.Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного - и вы дойдете до идеала нравственного воспитания.
Н.И. Пирогов

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328627
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1365
2694
5699
16777

Сейчас: 2020-07-08 15:51:44
Счетчик joomla