Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Богатый совести не купит, а свою погубляет.
 Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад (т. е. чем поделишься).
 У пьяного кулаки дерево рубят, у трезвого и топор не берет.
 Пришла беда, разлилась вода: переехать нельзя, а стоять не велят.
 На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как вода.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К тетради 1981-1982

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





ТЕТРАДЬ 1981-1982


 Тетрадь имеет порядковый номер 10. Крайние даты в тексте: 11 октября 1981 г. — 3 июля 1982 г. Из той же «восходовской» партии, что и предыдущие тетради, только с обложкой темно-зеленого цвета. Из 96 листов использовано 93, один лист оторван. Паста разного цвета, почерки Э.Г.Свиридовой и Г.В.Свиридова. Впервые текст из этой тетради был опубликован в июльском номере журнала «Роман-журнал XXI век» за 2000 г. (№ 7 (19). — С. 54-68). В журнальной публикации, к сожалению, были опечатки, исправленные при подготовке текста настоящего издания.



1 - Редкое свидетельство замысла произведения с участием оркестра народных инструментов, что не характерно для творчества Свиридова. Он любил народные инструменты, сам играл на балалайке, воспел в своих произведениях этот инструмент, так же как гармонь, но для оркестра народных инструментов практически не писал. Все переложения его произведений для такого оркестра были сделаны аранжировщиками. Песня на слова В.Саянова «Сибирь»: «Только с севера коршун сердитый.» известна в редакции для баса в сопровождении фортепиано (см.: ПСП, № 174). Для такого же состава исполнителей сохранилась песня на слова А.Т.Твардовского «Солдатская шинель»: «Эх, суконная, казенная, военная шинель...» (см.: ПСП, № 194). Песня «Станция Починок» известна в редакции для баритона и трехголосного хора в сопровождении фортепиано (см.: ПСП, № 45).

2 - Песня «За озером»: «За озером долго играла гармонь...» для голоса в сопровождении оркестра на слова А.Твардовского так и не была завершена (см.: ПСП, № 209). Но в черновой рукописи есть точное указание автора об использовании инструментов симфонического оркестра (кларнета, челесты, арфы, струнных). Песни па слова А.Т.Твардовского были написаны композитором в начале 1960-х гг., во время их тесного совместного сотрудничества в работе над проектом гимна СССР («Взвивайся, Ленинское знамя...»).

3 - Две песни из пьесы Ф.Дюмануа и А. Деннери «Дон Сезар де Базан» (см.: ПСП, № 127).

4 - Две песни из драмы В.Гюго «Рюи Блаз» (см.: ПСП, № 146).

5 - Две песни на слова С.Виленского (Памяти Хулиана Гримау и Утренняя песенка) (см.: ПСП, № 171).

6 - Один из первых планов однотомного издания хоровых произведений Свиридова (См.: Свиридов Г. Сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении инструментального ансамбля. - М.: Музыка, 1986). Данный план будущего тома интересен тем, что прямо перед глазами читателя разворачивается процесс редакторской работы композитора над своим сочинением. По правке видно, как из первоначального замысла кантаты «Несказанный свет» (ПСП, № 50) рождается новая редакция - кантата под названием «Ночные облака» (ПСП, № 64). Здесь же помещен план одной из первых редакций хорового цикла на слова А.Блока (позднее он получит название «Песни безвременья»). Как видно из этого плана, хор «Балаганчик» первоначально замышлялся в составе этого цикла. Свиридов изымает хор и ставит его под номером пятым вместо хора «Несказанный снег», что и привело к образованию новой редакции кантаты, получившей новое название - «Ночные облака». К двум хорам на слова А.Пушкина прибавится третий, составив цикл «Три стихотворения А.С.Пушкина» (см.: ПСП, № 63). Здесь же присутствуют хоры на слова Ф.Сологуба, которые впоследствии обретут название: Гимны Родине (ПСП, № 57). Помещенная здесь же последовательность произведений на слова А.Прокофьева позднее будет разбита на две составляющие: хоровую поэму «Ладога» (ПСП, № 65) и «Четыре песни на слова А.Прокофьева», куда отойдут Песни военного времени: «Давайте песню запоем» и «Слева поле - справа поле...» (см.: ПСП, № 76).

7 - Рильке Р.М. Письма молодому другу. (Виареджио, окрестности Пизы (Италия), 23 апреля 1903 г.): «...Быть художником - это значит: отказаться от расчета и счета, расти, как дерево, которое не торопит своих соков и встречает вешние бури без волнений, без страха, что за ними вслед не наступит лето». Цит. по изд.: Рильке Р.М. Новые стихотворения. Ч. 2/Издание подготовили К.П.Богатырев, Г.И.Ратгауз, Н.И.Балашов. М : Наука, 1977, - С. 334 (серия «Литературные памятники»). По всей видимости, Свиридову не понравился перевод Г.И.Раттауза, и он приводит текст Рильке в своей редакции.

8 - Цитата из «Гамлета» (акт III. сцена вторая) по памяти. Ср. точный текст этого эпизода:
      Гамлет:
Видите вы вон то облако в форме верблюда?
     Полоний:
Ей-богу, вижу действительно, ни дать ни взять - верблюд.
     Гамлет:
По-моему, оно смахивает на хорька.
     Полоний:
Правильно: спинка хорьковая.
     Гамлет:
Или как у кита.
     Полоний:
 Совершенно как у кита. (Шекспир У. Гамлет, принц датский/Пер. Б.Пастернака. - Ижевск. 1981.- С. 99-100.

9 - Имеется в виду роман «Ягодные места», опубликованный в журнале «Москва. (1981. - № 10). - С. 3-123; № 11. - С. 52-111). Возмущение Свиридова вызвала следующая фраза из романа: «А что такого плохого сделал в жизни Есенин? <...> Если в чем виноват был, так покаялся и сам себя наказал».

10 - Здесь намек на события конца 1920-х гг., времени усиления влияния «пролетарских» организаций, в том числе и РАПМа, на проводимую последним кампанию по борьбе с «церковщиной» в музыке. В Московской консерватории (она называлась тогда «Высшим музыкальным техникумом им. тов. Феликса Кона») проводилась под видом инвентаризации чистка библиотеки от вредной религиозной музыкальззой литературы и православные церковные ноты сжигали прямо во дворе консерватории. Этот факт «борьбы с церковщиной» на «музыкальном фронте», известный Свиридову, относится не только к 1929 г. Подобная практика уничтожения нот существовала на протяжении почти всех лет советской масти, быть может, не в таких масштабах и без элементов театрализации, которыми так увлекались в конце 1920-х - начале 1930-х гг. организации типа Общества воинствующих безбожников.

11 - «. Именно в это время характерно демонстративное преподнесение с эстрады Большого зала консерватории бывшими самодержавно-церковными композиторами различных арий из "Жизни за царя" под гром оваций и черносотенные крики охотнорядской аудитории, именно это время характерно исполнением совершенно упадочнических, мистических, православных произведений Рахманинова ("Всенощная" и др.). Это была мобилизация реакционных сил. <...>. Конечно, можно и должно говорить о творчестве Сергея Прокофьева как о творчестве также фашистском». — Лебединский Л. 8 лет борьбы за пролетарскую музыку (1923- 1931). - М., 1931. - С. 41. Лев Николаевич Лебединский (1904-1992) - советский музыковед. Член КПСС с 1919. Участник Гражданской войны (в 1919-1920). В 1930 г. окончил научно-композиторский факультет Московской консерватории. В 1923-1932 гг. один из руководителей РАПМ (в 1925—1930 г. председатель, в 1930—1932 гг. ответственный секретарь). В 1930 -1932 гг. зав. муз. секцией Института литературы, искусства и языка Комакадемии. В 1965 г. возглавил Фольклорную комиссию, созданную при СК РСФСР, куда был приглашен Д.Д.Шостаковичем. По инициативе Свиридова был вынужден покинуть этот пост в 1968 г.

12 - Состав оркестра предполагавшейся Свиридовым инструментовки поэмы «Отчалившая Русь», первоначально написанной для голоса с фортепиано.

13 - Свиридов делится своими впечатлениями с С.И.Субботиным о присланных им стихах Клюева. Поэма «Деревня» была прислана в виде правленой ксерокопии с ее перепечатки в альманахе «День поэзии 1980» (М.: Современник, 1980. - С. 27—28). Остальные тексты стихов были скопированы Субботиным с Клюевских автографов, хранящихся в ИМЛИ АН СССР. В то время они еще не были опубликованы в СССР (публикацию их см., например: Клюев Н. Сердце Единорога. - СПб.: РХГИ, 1999. - С. 578-579, 573-577, 550-551, соответственно). «Порванный невод» был скопирован с прижизненной газетной публикации (газ. «Звезда Вытегры». — 1919. — 3 авг); перепечатка была осуществлена позднее. См.: Клюев Н. Красный набат. Вступит. статья, подготовка текстов и примеч. С.И.Субботина//Москва. - 1987. - № 11. -С. 20-32 («Порванный невод» - с. 28-32).

14 - Свиридов дает свою оценку деятельности редакции журнала «Советская музыка» тех лет.

15 - Это ошибка памяти Свиридова. Статья под заголовком «Небесная "идиллия" или фашизм в поповской рясе: (К концертам А.Коутс 5 и 6 марта <1931 г.>)», опубликованная в журнале «За пролетарскую музыку» (1931. - № 2(20). - С. 27-28), принадлежала перу критика Н.Выгодского.

16 -См. примеч. 14.

17 - Цитаты, соответственно, из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу», из стихотворения «Радоваться рано», из цикла «Я», из поэмы «Война и мир». «Если даже Казбек помешает — срыть!» — строка из стихотворения «Владикавказ - Тифлис» (1924). Цит. по: Пощечина общественному вкусу: Стихи. Проза. Статьи. - М., 1912. - С, 3; Маяковский В.В. Соч. В 2 т. Т. I. Я сам. Стихотворения. Мое открытие Америки. - М.: Правда. 1987.-С. 238.

18 - Конечно, Свиридов знал о существовании Русского отдела Эрмитажа. Но значение этого отдела, его удельный вес в общей коллекции музея, площадь экспозиции, да и просто качество русского собрания несоизмеримы со всеми остальными разделами Государственного Эрмитажа.

19 - Это одна из легенд, не имевшая под собой оснований.

20 - В разговорах со мной Свиридов упоминал рецензию Н.И.Бухарина на оперу Д.Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», которая якобы была опубликована в газете «Правда» в 1934 г. Мне так и не удалось найти эту статью.

21 - В одном из наших разговоров Георгий Васильевич вспомнил слова И.И.Соллертинского: «Лебединский относился к революции как к любовнице, которая изменила». И.И.Соллертинский, со слов дяди, считал, что Лебединский был страстным поклонником Л.Д.Троцкого и ненавидел И.В.Сталина. На почве ненависти к последнему и состоялось, вероятно, эпизодическое сближение Шостаковича с Лебединским (к тому же еще имеющее прозаический смысл, так как Лебединский в трудную пору личной жизни Дмитрия Дмитриевича оказывал ему некоторую помощь в быту).

22 - Источник цитирования не установлен. Возможно, что это цитата из книг Ю.И.Селезнева «Достоевский» или «В мире Достоевского».

23 - Цитата взята из книзи Ю.И.Селезнева «Достоевский» (М.: Молодая гварлия,1985. - С. 465).

24 - Оттуда же, с. 464.

25 - Оттуда же, с. 439.

26 - Оттуда же, с. 360.

27 - Цитата приводится по памяти из статьи Ник. Пунина «Пути современного искусства (По поводу «Страниц художественной критики» Сергея Маковского)» из журнала «Аполлон», 1913, ноябрь. № 9, с. 56. Ср. подлинный текст Ник. Пунина: «Там, где для созерцания прекрасного нужны знания, а не только духовное богатство или даже духовная культурность, там кончается искусство».

28 - Очевидно, речь идет о книге, которая вышла позднее, когда режиссера уже не было в живых. См.: Велехова Н.А. Одна жизнь, или История Бориса Равенских - М.: Искусство, 1990.

29 - Свиридов, конечно, знал о том, где родился Метерлинк, но относил его творчество к явлениям французской культуры.

30 - Вероятно, Свиридов отвечал на вопросы или намеревался дать статью для одного из сборников, посвзященных памяти А.Н.Сохора. М.Г.Арановский, один из инициаторов и главный редактор сборников, к сожалению, не помнит, велись ли какие-либо переговоры с композитором на эту тему.

31 - Набросок письма Ст. Куняеву. Свиридов цитирует заключительную строфу стихотворения Ст. Куняева «Непонятно, как можно покинуть...». В авторском изложении эта строфа выглядит гак: «Синий холод осеннего неба/столько раз растворялся в крови - /не оставил в ней места для гнева - /лишь для горечи и для любви». См.: Куняев Ст. Озеро безымянное. Книга стихов. — М.: Современник, 1983. — С. 54. Подборку стихов см.: Куняев Ст. Бесшумные реки твои...//Советская Россия. - 1981. — 4 августа. - № 178
(7629). - С. 4.

32 - Известные слова К.Маркса.

33 - «Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве» (Начальная фраза из манифеста «Пощечина общественному вкусу». См.: Пощечина общественному вкусу: Стихи. Проза. Статьи. - М.,: 1912. - С. 3.

34 - «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» (И.В.Сталин). Цит. по изд.: Маяковский В.В. Избранные стихи/Под ред. Л.Ю.Брик. Предисл. И.Беспалова. - М.; Л.: Аcademia, 1936. — С. 7.

35 - Цитата приводится по: Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л., 1984. - С. 96.

36 - «Мира восторг беспредельный/Сердцу певучему дан/В путь роковой и бесцельный/ Шумный зовет океан» - строки песни Гаэтана из драмы А.Блока «Роза и крест». Эту песню Свиридов положил на музыку, причем сочинение сохранилось только в виде звукозаписи в авторском исполнении и в нотах не зафиксировано.

37 - Свиридов писал музыку ко второму фильму («Красные колокола») киноэпопеи «Я видел рождение нового мира» по книге Дж. Рида. Сценарий Сергея Бондарчука и Антонио Сагуэры, постановка С.Бондарчука (см.: ПСП. № 331). См. также примеч. 30 к Тетради 1979-1983.

38 - Это не совсем верно. У Блока можно найти и мысли о «гнетущей немузыкальности», и сетования на «нету музыку» («Нет уж, не то время, не та музыка»), но все же он не отказывал Революции в музыке, призывая: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». («Интеллигенция и революция», 1918)

39 - По-видимому, это образный план-программа музыки к кинофильму «Красные колокола», о котором шла речь выше.

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных.
А.С. Пушкин

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328779
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1517
2694
5851
16929

Сейчас: 2020-07-08 17:10:34
Счетчик joomla