Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Дожили, что и ножки съежили.
 И куслива собака, да хвост поджимает.
 Видит волк козу - забыл и грозу.
 Кому пироги да пышки, а нам желваки да шишки.
 И сладок мед, а в жары киснет.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - Тетрадь 1973–1980

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





Тетрадь 1973–1980
 


10/VI-79 — 35 конвертов

10 августа < 1973 г.>

   Радио

1. Три передачи по пластинкам Ведерников-Свиридов
2. Передача «Свиридов» - 1 час
3. «Время, вперед!» — запись
4. Проверить, как в текущих программах представлены отдельные сочинения Свиридова
5. Встреча с Заремба Гал<иной> Конст<антиновной>(1). Прослушать передачу 4-го октября на радио
6. [ Встреча с Калиненко(2)]
7. Передача о Юрлове 1 час выступление Свиридова составить Генкина(3) должна прислать письмо к сентябрю, если письмо не прислано - предупредить.
8. [30 сентября — «Патетическая оратория» - день рождения Маяковского]
9. Встреча с Максимом Шостаковичем(4)
10. 4 сентября - передача о Свиридове — 1 час по книге Сохора(5)
Прослушать эту передачу на радио



   Мелодия

1. Выход пластинки «Курские песни» и хоры - вышла в сентябре 1973 г.
2. Выход пластинки «Деревянная Русь» - вышла в августе 1973 г.
3. Записи:
    «Поэма памяти Есенина»
    «Весенняя кантата»
    «Петербургские песни»
    Пластинка с Нестеренко
    Классика с Ведерниковым
    «Время, вперед!»
    «Метель»
    «Воскресенье»
    «Царь Федор Иоаннович»
Часы отдать
4. Что продано за рубли?



   Филармония - Концерты

1. 15 сентября - открытие Малого чала Консерватории
Программа
I отд. Свиридов-Нестеренко Пушкинские романсы
2 Лермонтовских и 3 Блока
II отд. Трио, «Петербургские песни»
Концерт состоялся - замечательно

2. Встреча с новым директором Филармонии — Кузнецовым(6)

3. [Концерт в Ленинграде в начале октября - программа 6 октября репетиции с Ведерниковым]
Концерт состоялся

4. С Ир<иной> Ник<олаевной> Семеновой(7) сговориться о повторении концерта открытия сезона в Москве 15 сентября.

5. Повторить концерт в Ленинграде - тот, который был в Москве. Трио, «Петербургские песни» и Нестеренко. Исполнители: Писаренко, Образцова, Кибкало, Нестеренко, Федорова(8), Школьникова(9), Прийменко(10). Договориться в Ленинграде, где удобнее.

6. Срок - 1-я половина декабря или 1-я половина февраля. Сговориться с Семеновой.

7. Авторский концерт у Семеновой. Уточнить программу. Сговориться с Семеновой о хоре и камерном оркестре.

Отвезти в Ленинград программу Гороховской(11).



   Издания

1. Двухтомное издание в Лейпциге «Музыка»
    а) 4-й тем - корректура
    б) обложка
    в) предисловие Элик(12)
2. «Весенняя кантата» - срок выхода?
«Музыка» корректура была
3. Три песни на слова Блока. Срок выхода?
4. Что править в Лейпциге в 1975 году - «Курские песни»? «Поэму Есенина»? «Маленькие кантаты» - обязательно
5. Обязательна встреча с Фортунатовым К.А.(13)
Состоялась
6. [Как быть с Фришмановским сборником? Пока никак ](14)
7. Издать в 1974 году Пушкинский цикл - для среднего и низкого голоса



   Встречи деловые

1. Шауро(15)
2. Курпеков(16)
3. Кочемасов(17)
4. Кузнецов — Ленинград
5. Зайцев(18) - РСФСР
6. Александров(19) - РСФСР
а) Съезд
б) Хор - руководитель
В Ленинграде встреча с Гороховской после концерта.
Состоялась.
1. Встреча с Кузнецовым (Филармония)
2. Встреча с Здобновым(20)
3. С Маргаритой Федоровой(21)
4. [С Мининым]
5. С Максимом Шостаковичем
6. С Ерохиным(22)
7. Встреча с Фортунатовым
<...>



   1977 год

1. [Нестеренко и Шендерович(23). Подготовить вопросы (материал для Руденко(24))]

    * * *


Искусство без пения, без музыки, раскрывающей внутренний мир героя. Музыка хороша для изображения житейской пошлости, человеческого ничтожества. На таком искусстве не может вырасти великий артист, хотя большой артист и может принять участие в подобной работе. Здесь нет поэтического элемента, всегда скрытого в жизни, даже самой заурядной. Жизнь — не такова. В ней всегда присутствует скрытый поэтический элемент, «незримые, неведомые миру слезы».

Распространилось искусство имитации. Техническая сноровка, умение, владение ремеслом выросли. Композитор умеет имитировать все, любой стиль, манеру другого автора. Но не имеет своего собственного стиля.

Имитация

Компилятивное искусство. Если уподобить музыку - театру, то композитор из драматурга превращается в режиссера.(25)


Происходит, как по команде организованное, сознательное понижение культуры, опошление ценностей. Из великих произведений искусства и литературы умело вытравляется их сущность, их высокий нравственный смысл - та идея, во имя которой собственно и созданы эти произведения.

Заставить петь можно кого угодно и петь что угодно. Но это будет пение нот, т.е. сольфеджирование. Пение есть внутренняя потребность человеческой души.


Чрезмерная звуковая сложность — это очень часто недостаток внутреннего содержания. Чрезмерной сложностью, как правило, маскируется, прикрывается недостаток внутреннего содержания.


Образцова

Программа пластинки с Образцовой
Первая пластинка

    I сторона
Роняет лес...
Зимняя дорога
Предчувствие
Подъезжая под Ижоры...
В Нижнем Новгороде
Слеза
Изгнанник

    II сторона
1. Не мани меня ты, воля…
2. Невеста
3. Эти бедные селенья...
4. Русская песня
5. Осенью
6. Девчонка пела золотая


Образцова

Вторая пластинка

    I сторона
Как прощались...
Флюгер
За горами... лесами...
Утро в Москве
Песня под тальянку
Березка
В сердце светит Русь

    II сторона
нет

    * * *


Опера без пения — это не опера. Пение не есть сольфеджирование, пение в его естественном смысле есть непроизвольный акт, выражающий восторг, печаль, радость или иное движение человеческой души. Его нельзя заменить сольфеджио (мертвым сольфеджированием). Пение от ума — это чуждое природе, мертвое дело. Для этого (для такою искусства) не нужен великий артист, он не может никогда вырасти на подобной музыке. Ибо здесь дело сводится к умелому, хотя и сложному, сольфеджированию. Артист же начинается, если можно так выразиться, после нот. Т.е. там, где необходимо раскрытие глубокого душевного характера, душевного движения.

    * * *


В начале XX века Искусство становится выразителем бездуховного начала (как минимум просто развлекательного). Да и тематически - возврат к язычеству, скифству и проч.: Стравинский, Прокофьев и др. авторы, течение.

Произведения Рахманинова были последней вспышкой Христианства в Русской музыке, надолго после этого погрузившейся в мрак и находящейся в нем и по сей день. Смакование зла, всяческого уродства, воспевание дьявола, дьявольщины, убийства — все это делалось даже не без таланта и делается до сих пор у современных эпигонов.

    * * *


Симфонизм, омертвелый сам, — умертвил оперу.

Уйдя от традиционных форм как «условных», «неправдивых» к более «правдивым», по видимости, формам (похожим на драматический театр), опера впала в еще большую условность и неправдивость, в еще большую фальшь. Благодаря проникновению в театр «симфонических» форм, центр тяжести музыки переместился в оркестр, голосовые партии стали придатком оркестровой ткани. Актер обращен в марионетку, в чучело. Пение как выразитель внутреннего, душевного восторга (из коего оно возникает) превращено в говорок (по условным, приблизительным нотам) нотами или в сольфеджио. Народная песня исковеркана, опохаблена, лишена естественности, красоты, правдивости.

Берг - разгул Фрейдизма с его культом низменною. Отечественные эпигоны.


Программа концерта с Образцовой, спетого 25/ХП- 76 г, в Москве, в Большом зале Консерватории, в Ленинграде 18/V-77 г. в Большом зале Филармонии 20/V 77 г. в Малом зале Филармонии
I отд.

Роняет лес багряный свой убор... 
Зимняя дорога 
Предчувствие 
Подъезжая под Ижоры 
                слова Пушкина

В Нижнем Новгороде... Сл. Б.Корнилова
Слеза. Сл. народные

Как прощались, страстно клялись… 
Флюгер 
За горами... лесами... (sic!) 
Утро в Москве
               слова Блока

II отд.
Эти бедные селенья... Сл. Тютчева (с гобоем)
Русская песня. Сл. народные
Осенью. Сл. М.Исаковского

Не мани меня ты, воля... 
Невеста 
                Слова Блока

Песня под тальянку

Береза 
В сердце светит Русь...
                Слова Есенина

Бисы: Изгнанник (Исаакян), Девчонка цела золотая. (А.Прокофьев)(26)]



   Музыка и слово

Художник призван по мере своих сил служить раскрытию Истины (Истины Мира). Истина может быть заключена в синтезе Слова и Музыки. Для меня это — так! Музыка (сама по себе) — искусство бессознательного. Я отрицаю за Музыкой - Мысль, тем более какую-либо философию. То, что в музыкальных кругах называется «философией», — есть не более чем рационалистическая условность движения материи. На своих волнах (бессознательного) она (Музыка) несет Слово и раскрывает его сокровенный смысл. Слово же несет в себе Мысль о Мире (оно и предназначено для выражения Мысли). Музыка же несет Чувство, Отпущение, Душу этою мира. Вместе - они выражают (могут выразить) Истину Мира.

 Переписал 8 августа после приезда из Жижицы и Пушкинских тор(27).

    * * *


Театр современный, его катастрофическое падение связано с тем, что во главе его встал не художник, не творец, а организатор, посредник между автором, актером и публикой. Этот маклер стал тираном, навязавшим свою волю (часто бездарного человека) и публике, и актеру, и автору, подменил собою автора. Мысль бездарного человека: «Прочтя Шекспира внимательно, я знаю Шекспира». Между тем это чепуха или заблуждение, ибо миллионы раз читая Шекспира, не станешь Шекспиром и не почувствуешь так, как Шекспир, ибо, кроме слов или распорядка действия, там есть нечто такое, что между словами: ибо «Не всяко слово в строку пишется». Самонадеянность, чтобы не сказать наглость, этих господ ни с чем не сравнима. Будучи чуждыми всему искусству Европы (по духу своему!), основной корневой идее, эти люди борются, теперь уже открыто, со смыслом и намерением Шекспира.

    * * *


Не надо делать сознательно спорное, надо стремиться к чистоте истины, а спорное все равно будет.



   «Отчалившая Русь»

Хор поет №№ «Отчалившая Русь»

«Там, за млечными холмами» и «Гимн»(28)

    * * *


Маяковский - поэт Государства и это роднит его с Державиным. Он поэт праздника, патетического, торжественного состояния, либо гротеска — гиперболизированно-низменного.

    * * *


Подобно тому, как простые слова обретают значение символов, так и простые звуки должны передать символическое.

    * * *


В контакте между композитором и слушателем важную (важнейшую!) роль играет посредник: исполнитель или, вернее, исполнители, руководители исполнительских коллективов, художественные руководители музыкальных театров, учреждений, устроители концертов - вообще все те, кто определяет «музыкальную политику». Это довольно обширная среда, включающая в себя также представителей критики и даже музыкальной теории, значение которой для судьбы музыкального произведения весьма велико и является по существу решающим. Эта среда несет с собою присущий ей средний вкус.

    * * *


Библия — псалмы - тяжесть вековой мудрости, любви, сострадания.

    * * *


Первые произведения, которые поразили меня (не считая песен, которые мне нравились и которые я охотно пел).

Церковная музыка не производила на меня специального, отдельного сильного впечатления. Сильное впечатление производила вся церковная служба, храм, всегдашняя чистота его, запах воска (тогда свечи были восковые) и ладана, благовоние кадила, которым батюшка помахивал в сторону толпы, всем кланяясь одновременно, а толпа крестилась, картины на стенах, высота храма, лики святых. Пение хора входило составной частью в службу, довершая необычность обстановки, возвышенность и значительность происходящего.

В церковь я ходил большею частью с бабушкой, которая была очень религиозна. Длинные службы меня утомляли, тяжело было стоять на ногах. Я торопил бабушку, упрашивал ее идти домой, но она всегда была непреклонна, и я терпеливо отстаивал всю службу, зная ее характер. Особенно я любил службу Чистого четверга, которую бабушка отстаивала целиком, я же обычно с кухаркой и сестрой, когда она подросла, уходил раньше, неся домой фонарики. А иногда и бабушка возвращалась с нами после того, как пели Разбойника.

Мы жили поначалу на углу Фроловской и Херсонской улиц во дворе дома Исполкома. Прямо напротив нас находилась церковь святого Николая Угодника, но наша семья почему-то не ходила в эту церковь. В церкви св. Николая Угодника были изумительные колокола (из звонницы), а ходили мы в церковь Фроловскую (Фрола и Лавра) — маленькую, уютную церковь, кажется, из-за того, что там был хороший хор.

Хорошо помню возвращение из церкви на Чистый четверг перед Пасхой, особенно если Пасха была теплая. Улица вся была полна людей, возвращающихся из церкви с фонариками, которые заблаговременно покупались. Помню множество детей с этими фонариками. По возвращении домой бабушка делала при помощи этого фонарика копотью от свечи кресты на всех дверях (на притолках сверху), чтобы в дом не проникла нечистая сила.
 
В Курске было много церквей, надо сказать — одна красивей другой и ни одна не похожа на другую: церковь Николая Угодника, Фроловская, Знаменский монастырь, Ильинская церковь, Благовещенская, церковь женского монастыря (уже в ту пору разоренная), красивый собор на улице Максима Горького, который до сих пор сохранился прекрасно, Георгиевская церковь, Троицкий собор изумительной красоты, обломки которого сохранились до сих пор, еще другая церковь на Золотаревской улице. Помню также красивую церковь далеко за Барнышевым мостом на Цыганском поле, церковь в Стрелецкой слободе, Михайловская церковь и другая церковь в Казацкой слободе, церковь в Ямской слободе, две церкви: кладбищенская и другая на Ахтырской улице за Московскими воротами, церковь на кладбище за Херсонскими воротами. Помню, как во дворе монастыря лежал поверженный колокол, сброшенный оттуда, как мы детьми из школы бегали смотреть его. Огромный колокол лежал, он был разбит, отвалившийся от него большой кусок вошел в землю. Металл меня поразил своей белизной (говорят, в нем было много серебра). На Сейме за 8 км он был слышен — мы ходили туда купаться.

В Фатеже было 4 церкви: Соборная, где меня крестили (поп Иван Халанский по прозвищу Халан), Покровская (церковь св. Покрова), рядом с ней в одной загородке Тихвинская церковь (которую с превеликим трудом взорвали после войны). Тихвинская - маленькая, зимняя, Покрова зимой не работала - было трудно отапливать. Богоявленская церковь на кладбище, где похоронены отец и родные (деды).

Помню, летом 28-го года я все лето жил у бабушки Кати в Чаплыгино, а последний месяц август жил в Фатеже в доме у отца Константина, священника Покровской церкви. С младшим сыном его Витькой я играл (мы были приятели), на реке пропадали, ловили пескарей. У отца Константина было еще двое детей: Серафим — старший сын и дочь Алевтина, в то время уже молодая девушка. Помню хорошо, как вечерами мы из Чаплыгино шли в город: мимо бойни, мимо дома Иваницких, где мы жили во время Гражданской войны, а через улицу от нас (на значительном, впрочем, расстоянии), рядом с Иваницкими — дом Петровских, а дальше дом, в который попало...

    * * *


Недавно слушал две сонаты Д.Д.Шостаковича. М.С.Вайнберг говорил мне с год назад: «Сонату для в<иолон>чели (написанную им в молодые годы), знаю давно и, оказалось — помню ее всю прекрасно. Сонату для скрипки, написанную в двенадцатитоновой манере, я играл сравнительно недавно сам (был ее первым исполнителем вместе с сыном Ойстраха), но убей меня Бог, если помню оттуда хоть ноту» (его подлинные слова). Любопытное замечание, ведь у Вайнберга память — одна из самых диковинных.

Я думаю, и глубоко в том уверен, что «счетная» музыка лучше всего будет сочиняться машиной, для того приспособленной. Так же, как и в шахматной игре (и особенно в шашечной), машина (отработанная и усовершенствованная), несомненно, превзойдет человека.



    Сочинения в эскизе

А. Песни на слова Блока (29)
1) Ты и во сне необычайна...
2) Наш путь степной
3) Под насыпью во рву некошеном...
4) Свирель запела на мосту
5) Петроградское небо мутилось дождем...
6) Я не предал белое знамя...
7) Русь моя, жизнь моя...
8) Весна (Распустилась, раскачнулась...)
9) Рожденные в года глухие...
10) Сочельник в лесу
11) Когда в листве сырой и ржавой...
12) Барка жизни
13) Невеста
14) Ныне, полный блаженства...
15) Идем по жнивью...
16) Все ли спокойно в народе...
17) Видение
18) Голос из хора
19) Похоронят, зароют глубоко...
20) Вновь богатый зол и рад...
21) Спокойная метель
22) Флюгер
23) За горами, лесами...
24) Угро в Москве
25) Пушкинскому дому...
26) Петербургская песенка
27) Поздним вечером ждала
28) Когда невзначай в воскресенье...
29) Мы забыты один на земле... —
30) Был вечер поздний и багровый...
31) Вешние сумерки (Сумерки, сумерки вешние...)
32) Темно в комнатах и душно
33) Не мани меня ты, воля...
34) Ветер принес издалёка...
35) Пристал ко мне нищий дурак —
36) Стучится тихо —
37) Посещение —

Б. На слова Есенина
I. Светлый гость (Кантата)
а) О, Матерь Божья...
б) Господи, я верую...
в) Зреет час Преображенья...
г) Гляну в поле, гляну в небо...
д) Слава в Вышних Богу...
е) Покраснела рябина...

II. «Отчалившая Русь» (Поэма в 12 песнях)
1) Осень
2) Я покинул родимый дом...
3) Отвори мне, страж заоблачный...
4) Серебристая дорога...
5) Отчалившая Русь
6) Отрывок из поэмы «Пришествие»(30)
7) Где ты, где ты отчий дом...
8) Там, за Млечными холмами...
9) Отрывок из поэмы «Сорокоуст»31
10) По-осеннему кычет сова...
11) О, верю, верю, счастье есть...
12) О, Родина, счастливый и неисходный час...

III. Мужик оратория(32)
1) Мужик
2) Размахнулось поле русских пашен...
3) Душа грустит о небесах
4) Не от холода рябинушка дрожит
5) ?
6) Кобыльи корабли
7) Москва кабацкая
8) Синий туман. Снеговое раздолье...

Песни(33)
1) За окошком — месяц
2) Под красным вязом...
3) Метель... (хор)
4) Гой ты, Русь моя родная...
5) Братья-люди...

На слова Кайсына Кулиева(34)
1) Простая песенка
2) Когда час мой настанет последний
3) Горная рябина

Из Пушкина(35)
1) Памятник
2) Песня Мэри

На слова Б. Корнилова(36)
1) Река Керженец
2) Качка на Каспийском море

Разные
1) Берег. (За окном весна сияет новая...) Слова И.А.Бунина(37)
2) Как за речкою, да за Дарьею (найти весь текст!!!)(38)
3) Выхожу один я на дорогу (Элегия). Лермонтов.(39)
4) Нет на свете края, как страна родная. Сл. А.Прокофьева(40) Попросить поэта переделать текст
5) Волжские страдания(41)
«Я росла и расцветала...»

Песни о Гражданской войне(42)
Сл. А.Прокофьева
1) На майдане возле церкви 
2) Смерть комиссара I
                       из П.Тычины

3) Баллада о двух братьях
4) Баллада о гибели комиссара
5) По лесам, да по долинам...
6) Ой, шли полки...
7) И поныне на вспомине...
8) Яблочко
9) Песнь сестры об убитом брате «Два конца у песни»

Оркестровые сюиты(43)
1) «Воскресенье»
+ мазурка-вальс из «Пржевальского»
+ Церковь, не вошедшая
+ Звон   ”
2) Пржевальский
3) Доверие?
4) Скандербег
5) «Ода Ленину» (надо привести в порядок)(44)



   Об анализе

Музыковедческий анализ произведений есть чисто формальное изучение музыкальной материи. Глубокой ошибкой, заблуждением является та мысль, что посредством его можно узнать, почувствовать смысл и дух музыки. Весь материальный анализ, как бы он ни был замысловат или тонок, изощрен, умел и т. д., как бы бродит около смысла, около души музыки, не касаясь се, не касаясь главного, во имя чего, для чего создано творение.
 
Правда, есть музыка, в которой, как и в анализе, главное — это движение материи, столь же схоластическое, мертвое, движение мертвой, неодухотворенной материи, возникшей «без Божества, без вдохновенья», а умозрительно, от технического задания.

    * * *


Жизнь наполнена сплошным, глубочайшим мраком. Этот мрак — бесконечность, от нерождения до смерти. Короткая, ослепительная вспышка света - жизнь человека. Видя окружающий мрак, густой и непроницаемый, или «пылающую бездну» (Тютчев)(45) (что в сущности одно и то же — неразличаемый хаос), человек (одаренный художественным даром, талантом видеть, слышать и чувствовать) нет, не то...

Художник различает свет, как бы ни был мал иной раз источник, и возглашает этот свет. Чем ни более он стихийно одарен, тем интенсивней он возглашает о том, что видит этот свет, эту вспышку, протуберанец. Пример тому – Великие русские поэты: Горький, Блок, Есенин, Маяковский, видевшие в Революции свет надежды, источник глубоких и благотворных для мира перемен.

Долго ли продолжается такое свечение? Постоянен ли подобный свет мира? На это можно твердо сказать - нет. Такая вспышка, конечно, не есть постоянный, ровный свет. Да и есть ли такой? Может ли он быть вообще, длительный, ровный свет, наверное, есть.

Эпохи, в которые расцветало искусство, наиболее великое: например, Греческая трагедия, Шекспир, были очень короткие. Русское возрождение XIX века было ступенчатым движением с перерывами.

    * * *


Дирижеры, режиссеры, исполнители — пианисты, скрипачи и т. д. Паразитирующие на искусстве, самодовольные ничтожества, подменившие собою настоящих творцов, свысока требующие великое, амикошонски, панибратски обращающиеся с гениями. Наглость, выросшая до умопомрачительных размеров, подавляющая само искусство, заменяющая его, опошляющая, унижающая великое.

    * * *


Кино - эрзац искусства, смесь, паразитарный тип искусства.

    * * *


То, что в стихах возвышенно и прекрасно — то невыносимо в устах пошляка. Как можно легко опохабить прекрасную поэзию. Жизнь великого поэта, его гениальную поэзию пересказал суконным языком современного советского мещанина.

    * * *


26 февраля 1979 г.

Симфония — восприятие событий (жизни, мира) с точки зрения личности (индивидуализм). На смену ему приходит вокальный цикл, поэма, оратория, кантата — эпическое, народное. Далее эта струя (это народное) приводит к духовному восприятию мира. Эпическое, народное переходит в духовное, совмещается с духовным. Духовное, которое подразумевает также индивидуальную точку зрения на мир, так-же — личность, но уже в ином, новом значении.

Таким образом, духовное искусство является наиболее высокой формой искусства, ибо оно включает в себя эпическое, народное и индивидуальное (личность). Искусство европейского индивидуализма тесно связано с атеизмом, начало которому положил гуманизм XVII—XVIII веков. Гуманизм, поставивший в центр внимания не гармонию мироздания, а саму страдающую человеческую личность.

Уход от индивидуализма к высшей идее осуществляется по следующему пути: одинокая личность - народ - Бог - личность в новом понимании. На этом пути абсолютно нет места цинизму, гротеску, сатире, ничему мелкому, низменному. Это - только возвышенное искусство. Из всего этого проистекает совершенно новое понимание проблемы человеческой личности.

    * * *


Глинка и стихия русского вальса(46)

Минорность, вступление и собственно вальс. Построение мелодии - шеститакт по два трехтакта. Шеститакт: два + четыре такта.

Движение материала — чисто мелодическое.

Контрапункты Глинки.

Оркестровые пьесы Глинки

Миниатюра, образное мышление.

Форма — увертюры (?)

Путь русской оркестровой миниатюры: «Чухонская фантазия», «Интермеццо» Мусоргского, «В Средней Азии», «Король Лир» Балакирева. В основе их зримый образ. Лядов — высокая точка. «Светлый праздник» Корсакова, Глазунов.

Сюиты картинных миниатюр: «Маленькая сюита» Бородина, «Картинки с выставки» — не случайно ставшие оркестровыми сочинениями!

Поэтическая картинность — замкнутая в себе форма. Тематический материал - образный, не уродливый, не изуродованный симфоническим развитием.

Поэтизация внешнего мира. Самовыражение художника, но не путем лирического излияния. («Солнышко взошло», «Пастух играет» - «А я-то, я-то...»)

Не лирика, а трагизм («Червяк», «Старый замок». Тема Мусоргского - крушение, падение царств: «Эдип», «Поражение Сеннахериба», Иисус Навин, «Старый замок», «Хованщина», «Царь Саул»).

Симфония - жанр лирический — борение. Миниатюра же, как это ни парадоксально, ближе к эпосу, ближе к изначальному (например, Тютчев). Антипоэмность, антисимфоничность.

Оркестр Глинки

Аккомпанемент — танцы. Близость к французскому (Берлиоз), к итальянскому, Моцарт. Но это истоки, параллели, школа. Главное своеобразие синтеза и несравненное мастерство, совершенство.

«Руслан» — начало оперной и багетной пушкинианы

Руслан и открытие «злого начала»

«Руслан» - прославление русской государственности, а не только русского характера, обычаев, обрядов и т. д.

(Между прочим, «Хованщина» есть в полном смысле слова произведение Мусоргского. Ему принадлежит целиком вызревшая в нем самом мысль, идея этого сочинения, все художественные образы, увиденные, почувствованные и измышленные им.)

Фарлаф — швед — Карл XII. Наина, Хвин(47) — северогерманское, колдовство. [Ратмир - ислам.) Все это не национальное противопоставление конфликта, основа тут не в вере.

Дальнейшее развитие темы «злого», фантастического начала.

«Ночь на Лысой горе», Лядов - многое, поздний Корсаков: «Кащей», «Китеж», «Петушок». От «Петушка» и «Китежа» (Гришка Кутерьма) нити идут к Шостаковичу, у которого с Корсаковым (также поэтом зла) гораздо больше общего, чем это представляется нашему музыковедению, и по идее, и просто по музыке. Например: Гришка Кутерьма — Задрипанный мужичонок(48), шествие из «Золотого петушка» (еще поэтическое появление зла - великаны и карлики — прямое продолжение «Руслана») – середина второй части 8-й симфонии, где поэтическое доведено уже до брутальности, до
натурализма.

Далее: Стравинский - «Жар-птица», Фокусник и Арап из «Петрушки». Вообще, демоническое, злое исходит из находящегося рядом инорелигиозного начала, что характерно для России - христианской страны, сопредельной со странами ислама. То же наблюдается, например, в искусстве западных славян, сербов, болгар, а с другой стороны, в Испании.

В России же это все осложнено и противопоставлением православною, византийского — европейскому, римско-католическому.

У Глинки в «Иване Сусанине» - противопоставление национальных стихий: русской и польской. («У одного дышит (слышен) раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив мазурки» - Гоголь Н.В.(49))

У Мусоргского в «Борисе» и в «Хованщине» противопоставление русского и европейского (польского и немецкого) лишено собственно национальных черт, а уходит в глубину религиозною сознания.
Зло уходит корнями в иноверчество.

Романсы Глинки, наряду с симфоническими миниатюрами, — область наивысшего художественного совершенства композитора

Здесь — все поэзия, точна и нужна каждая нота и ни одной лишней. Здесь чувствуется еще близость эпохи Моцарта, Пушкина, эпохи предреволюционной, высшее совершенство, гармония, когда дальше уже некуда идти по линии совершенствования. Такое обыкновенно бывает перед крупными историческими потрясениями, которые вызывают к жизни новые формы искусства, которые, в свою очередь, стремятся достигнуть некоего совершенства, и так до бесконечности. Стремление человека навеки запечатлеть себя в произведении искусства, навеки оставить себя, является его ответом на
бессознательную, всегда живущую в нем мысль о смерти.

7) Глинка и народное начало

Русская песня, Восток, Финляндия, Испания, Украина и др.

8) Глинка — новый этап русской музыки, но не начало ее

9) Глинка. Опера.

   1. Героическое: Сусанин, Сабинин, Руслан
   2. Комический элемент: Фарлаф
   3. Лирические образы: женщины - Антонида, Горислава

Марш Черномора — влияние его: Марш Берендея, Трио из «Балета невылупившихся птенцов». Песня «Стрекотунья-белобока».

10) Глинка и вокальный исполнитель

Осмысленное пение. Новая русская вокальная школа (О.А.Петров, Петрова-Воробьева).

Продолжение этой школы: ученицы Даргомыжского, Л.А.Кармалина, Молас А.Н., Оленина-Д'Альгейм — русская камерная исполнительская школа.

11) Глинка и композиторы его эпохи

Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский. Начало блистательной эпохи русского романса.

12) Почему Глинка плюнул на русскую землю перед отъездом?

Образованное общество его приветствовало, например: Пушкин, Жуковский, Гоголь, Вяземский. Царь ходил обнявшись с ним в фойе театра на виду у публики. Царь поручил ему своих певчих.

13) Положение художника в обществе

Художник — народ, государство, профессиональная среда.

14) Музыка после Глинки

Консерватория, Чайковский, Могучая кучка, Рахманинов, Лядов, Прокофьев, Стравинский и стилизаторские тенденции. Выхолощение традиций, малоплодотворный путь.

15) Простота Глинки (Моцарт, Пушкин)

Гармоничность его стиля. О простоте и сложности. Какая простота ценна? О «глубине» искусства. Подмена глубины сложностью. Ценна ли сложность сама по себе?

Палестрина и Перголези. От Палестрины осталось громкое имя. От Перголези осталась музыка, живая и теперь.

Функция души — не рационального, то, чем человек менее всего может управлять. Такая простота часто произносится с эпитетом божественная, необъяснимая, удивительная, вдохновенная, вызывающая восхищение. Только такая простота ценна в искусстве. Вымышленная простота, т.е. нарочитый примитивизм, — такая же манерность, как и нарочитая сложность. Ценна простота только вдохновенная, простота — как откровение, озарение. Подобную простоту нельзя сконструировать, она — результат вдохновения, озарения, откровения. Ее трудно анализировать и ей нельзя научить. Подобная божественная простота Глинки, Моцарта, Шопена обычно соединена с душевной глубиной, каковую также нельзя измыслить.

В наше время появляется очень много измышленного искусства.

«Будет поэзия без поэзии, где все будет заключаться в делании, будет мануфактур-поэзия».

Гете(50)



   Эпиграф для статьи
   [о современной музыке]

Цитата из статьи Гениной нужна(51).

    * * *


О народной песне

Глинка необыкновенно бережно относился к народной песне, к ее мелодии.

«Божественная» простота — это не первая попавшаяся, а заветная, извлеченная из глубины души, изысканная там, т.е. возникшая в результате поисков, отшлифованная разумом и талантом художника.



   Глинка 

Глинка - первая крупная личность русского музыкального искусства. Прекрасная музыка в России существовала и до него. Художник - не просто сочинитель хорошей музыки, но первый художник, увидевший мир и, прежде всего, Россию и народ ее крупно, объемно, разнохарактерно.

Нет никакого сомнения в том, что в России уже задолго до Глинки существовала прекрасная, возвышенная, значительная музыка, выразившая народный характер, [воспевшая исторические события] музыка церкви, музыка Раскола, музыка народных празднеств, труда, обрядов и быта, музыка, выразившая душу парода в ее сокровенных проявлениях. Существовали несомненно и высокоталантливые творцы этой музыки. Но Глинка был первым среди музыкантов, увидевшим Россию как целое, как художественную идею. (Кроме всего того, что он увидел.)

Кроме мною упомянутого, что Глинка отразил в своей музыке, в музыке Глинки впервые выразился он сам как великая личность. Вот в чем его новизна.

Оценил Глинку только «золотой купол» русского образованного общества, по существу творческая его часть. Более широкий его слой, русское дворянство предпочитали итальянскую оперу доморощенному, скучному «Холмскому», искусству «кучерской» музыки, как называли оперу «Жизнь за Царя» светские меломаны. Однако Пушкин написал после премьеры: «Слушая сию новинку...»(52)


Знатоки и авторы знаменного распева. Напевы. Федор Крестьянин. Безыменные монахи, наподобие Андр<ея> Рубл<ева>.

* * *


Творчество — совсем не есть умышленное изобретение новых слов, «систем» или «средств». Например: знаменитый Крученых, придумавший «заумный» язык Дыр-бул, щыл и т. д.(53), вовсе не был поэтом и его новые слова никакого отношения не имеют к творчеству. Это и есть изобретение новых слов — не более.
 
Поэзия же истинная состоит, как правило, из известных слов, знакомых, если угодно, даже привычных, на которые душа воспринимающего искусство вибрирует особенно сильно. Люди любят слушать знакомую музыку. Это не потому, что они не хотят нового. (Слова Стравинского о сопротивлении «новизне» надо найти и подвергнуть критике.)(54) Человек, слушающий знакомое ему (мазурку Шопена) так же, как перечитывающий знакомое стихотворение, ждет, когда наступит особенно яркий поворот мелодии (или гармоническая смена, известная ему заранее!), чтобы ощутить трепет сердца. Вот в чем дело!

Слушание нового удовлетворяет сначала любопытство, любознательность. Иногда это новое поражает, потрясает человека, и это особенно сильное потрясение, т. к. неожиданное. Но есть большой круг людей около искусства, в т. ч. около музыки, которые жаждут нового, чтобы всем только кричать об этом, которые живут в постоянной жажде «новенького». Нужно убаюкать сознание людей привычным, чтобы разбудить его неожиданной искрой искусства.
 
В чем вижу я новое. Слова и звуки специально новые бессильны выразить значимое, тем более великое содержание. Только традиционное искусство не будет воздействовать на людей с большой силой. То, что было новаторством в первой половине века, то стало расхожим академизмом модернистского толка и перестало воздействовать. «Искусство попало в руки третьесортных дельцов», множащих свои изделия в невероятном количестве.

Возрождение традиции, а не прямое следование ей.

Мне показалось это тупиком. На осознание этого понадобилось много лет. Я много сочиняю, не все мои опыты опубликованы. Пытался я работать и в области симфонической, но прерывал, как правило, эту работу, не доводя ее до конца. Так у меня часто бывает. Самое большое удовлетворение я получаю от процесса сочинения. Я много при этом играю и пою. Нахожу материал наитием, эмпирически, а уже потом оформляю его. Работа такая трудная, требует много сил.

    * * *


Советскую музыку не упрекнешь в мелкотемье. Современные композиторы избирают для своих произведений самые разнообразные сюжеты, начиная от «Сотворения мира». В центре их внимания крупнейшие исторические личности: Петр I, Иоанн Грозный, Борис Годунов, Пушкин (как бытовой персонаж)(55) и т. д. Величайшие произведения мировой литературы (Шекспир. Гоголь, Толстой, Сухово-Кобылин и т. д.). Но сюжет - еще не тема.

О том, как молодой человек с целью грабежа убил двух женщин, можно написать детективную повесть, а можно сочинить «Преступление и наказание». Все зависит от глубины взгляда художника.

К сожалению, у нас бытует упрощенное, как мне кажется, несколько облегченное понимание истории, очень серьезных вещей, облегченная трактовка великих литературных произведений: «Свадьба Кречинского», «Смерть Тарелкина», «Любовь Яровая» в оперетте, Борис Годунов, Иван Грозный в балете (на одну и ту же музыку!). Оба эти героя пляшут под одну и ту же музыку, написанную композитором вообще по иному поводу(56). Все это стало обыденным явлением в нашей музыке, дело в этом направлении развивается вполне успешно.

Компилятивная музыка, прикладная, не имеющая самостоятельной художественной ценности. В ней можно найти все, что угодно: старых мастеров Европы, Чайковского, а более всего приемы из творчества Альбана Берга. Пендерецкого, которого прямо-таки целые страницы переписываются без зазрения совести.

«Шикарный», вульгарный оркестр. Вульгарный оркестровый «шик».

Выполнение заранее поставленного себе технического задания.

    * * *


Делегация Ленинградского Союза композиторов ехала на съезд РСФСР с лозунгом: «Покончим с "Деревянной Русью"»(57).

    * * *


Перед мировой войной 1914-1919 гг., когда Россия вступила в полосу великих событий и потрясений, музыка также была неравнодушна к пульсу жизни. Молодые музык<альные> лидеры Стравинский и Прокофьев проповедовали «скоморошно-скифский» стиль, трагически-шутовского «Петрушку», «Скифские сюиты». Центр тяжести Русского искусства перенесен был в балет, где разрешаюсь все проблемы бытия, исторические и личные судьбы.

Рахманинов был чужд этому воинственному и очень агрессивному направлению, активно поддерживавшемуся (что бы ни говорили теперь) критикой да и публикой, жаждавшей нового, «смелого», дерзкого. Вспомним, напр<имер>, стихотворение Бальмонта:

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым.
Хочу одежды с тебя срывать.
Хочу упиться роскошным телом!
Хочу из (чего-то, не помню) венки сплетать(58).

Этот вызывающий стиль, и ныне восхищающий многих, в значительной степени царил в искусстве и литературе того времени. Вспомним: Бальмонта, Кузьмина, Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Северянина, раннего Маяковского. Людей этих никак не назовешь бездарными.
 
На этом фоне, возможно, смешон был Рахманинов, писавший «Всенощную» или Литургию Иоанна Златоуста. Да он, по существу, мало был заметен, оставался в глубокой тени.

Официальное православие обходилось вполне без него (хотя, отчасти, и льстило церкви, что такой крупный талант отдал дань культовому искусству), имея отличную богослужебную музыку для обихода.
 
Естественно, передовая интеллигенция буржуазно-декадентского толка делала вид, что этого просто нет. Трудно совместить (конечно) это с Бродячей Собакой, «Сбросим Пушкина, Толстого с корабля» и т. д. Это - презиралось до глубины души. Например, Маяковский писал в автобиографии: «Бежал (с концерта!) от невыносимой мелодизированной скуки»(59). (Бежал, разумеется, с Бурлюком.) «Плосковатый американизм» Маяковского.
 
Я уже не говорю, конечно, о революционных кругах, где эта музыка расценивалась как прямо-таки враждебная идея. Таким образом, в устремлениях своих Рахманинов был весьма и весьма одинок. Можно найти немного сходных ему по типу творческих фигур, например: В.Васнецов, М.Нестеров, И.Бунин, Н.Метнер, в известной степени С.Танеев и А.Глазунов и, конечно, К.Станиславский. Кроме последнего, никто из них не играл в это время доминантной роли в искусстве.

И вот теперь мы можем увидеть, что этот художник, как мог, откликнулся на зов своего времени. Одни увидели в этом картонных балетных скифов или культ языческо-балетных жертвоприношений. Поэму Экстаза, Энигмы и т. д. Рахманинов же звал к духовному самоуглублению, звал к сочувствию, человеческому страданию, судьбе Христа, ибо в этом видел то, что предстояло пережить его Родине, которую он не только безмерно любил, а был сам частью этой родины, как кусок ее природы или дыхание ее духа.



    Серьезная тема!!
    Скоморохи и скоморошество

Скомороший стиль в Большой музыке пошел от «Камаринской» Глинки. «Камаринская» песня — более «дворовая» музыка, чем народная, песня пьяного «дворового» человека, психология «безземельности», скоморошества.

Бородин позднее развил эту тему в своем «Князе Игоре», написав бессмертные образы Гудошников-скоморохов, профессиональных музыкальных шутов, не привязанных к земле, служащих богатству, сытости, тому, кто больше ласт. Этот образ музыканта-профессионала очень глубок, его тип очень живуч до сего дня. Из Камаринской же вышел скомороший тип музыки раннего Стравинского и Прокофьева.

Стравинский начал служить «русскому» богатому искусству главным образом за границей (сначала русской буржуазии, потом эмигрантству, потом американо-еврейским дельцам и меценатам). А под конец писал «Библейские» (якобы!) сочинения по заказу государства Израиль(60). Все это не отнимает у него таланта, напротив — его большой талант дорого им и продавался.
 
Шостакович называл подобный тип художника «гениальные холуи» (сам от него слышал), и с этим определением трудно не согласиться. Современный тип скомороха почти начисто отрицает преданность Государству, как это было при «Железном занавесе». Но «продажность» буржуазного типа, напротив, называется «свободное творчество». Нет слов - регламентация во втором случае много меньше. Речь идет уже не о проповеди идей, с которыми иногда художник может быть не согласен, мягче говоря, не увлечен ими. Речь идет о том, чтобы служить развлечению, забаве, прихоти богатой и, даже иной раз, изысканной публики. Это льстит самолюбию художника, который из лакейского состояния (когда его презирают и выносят на тарелке деньги в виде, например, Премии) повышен в ранг гения, «законодателя вкусов». Но, по существу, остается «холуем», ибо служит прихоти, удовольствию, забаве богатых, а не истине. Возникает вопрос: «А в чем истина?» Не в комфорте ли? Не в хорошей ли жизни? Ведь именно это написано на знаменах. Но тут уже ответить не трудно.

    * * *


31 мая

Современный пышный, многозвучный, многонотный симфонический оркестр - опротивел, в руках некоторых современных наших композиторов он стал похож па безвкусно сделанный торт с огромным количеством жирного крема.

    * * *


Сейчас как будто бы начинается откатка, поворот к музыке более мелодичной с простыми элементарными гармониями. Но это всего лишь смена надоевшей «манеры», не более. Духовно эта музыка столь же пуста, как и шумная оркестровая полифония или кляксы. Делают ее одни и те же люди, которым, как кажется, нечего сказать. За душой нет ценных
чувств, о мыслях и говорить не приходится.



   О работе в разных жанрах

Считается обязательным работать в разных жанрах музыки. Именно так поступали многие (но не все!) большие композиторы XX века. Дело, мне кажется, не в этом. Важно, чтобы работа приводила к созданию ценностей. В каком угодно жанре и даже типе музыки. Притом история музыки знает много примеров, когда композитор работа! преимущественно в одном каком-либо жанре или типе музыки.

Есть и иные точки зрения! Литературному критику Ап.Григорьеву принадлежат, например, замечательные слова: «...и, подобно лубу, коренится односторонняя глубина»(61).

Пример Мусоргского, Верди, Вагнера — величайших гениев, подтверждает подобную точку зрения.

А.Н.Островский не писал романов, поэм, повестей и рассказов. Тургенев же писал романы, повести, рассказы, стихотворения, стихотворения в прозе, драмы, комедии и т.д. Достоевский не писал стихов и т. д. Грибоедов написал одну лишь знаменитую вещь, но это «Горе от ума», - совершенно неизвестную за рубежом и, я думаю, неинтересную и непонятную иностранному зрителю. Но в глазах серьезного человека это - великое творение, бессмертное, всегда современное.

    * * *


Маяковский, Пастернак, Ахматова, Цветаева, Гумилев, Мандельштам - поэты «избранного» общества, иногда понимавшие свою «отдельность» от народа, но стремившиеся к внутренней связи с народным (влияние Л.Толстого), а иногда нарочито обособлявшиеся либо в «избранности» отдельной, либо, как Маяковский (сверх-человеки), в «избранности водительской», как вожди народа, стоящие всегда выше, подчеркнуто, избранность не только поэтическая, художественная, но и иная (например, национальная).
 
Между прочим, у Пушкина Сальери тоже ведь не лицо коренной национальности, он итальянец, живущий в Австрии среди чужого народа (сравни, например, Булгарин, Греч, Каченовский, Сенковский).
 
Теперь, в наши дни, появились совсем уж карликовые «сверх-человеки», эпигоны этого (течения) движения. Среди этих людей Есенин стоит совсем особняком. Это - человек из простого народа, более крестьянский, чем мещанский, коренным образом связанный с народным сознанием и душой. Пытаясь оторваться чисто житейски: «кафейная жизнь» богемы, «скандальный» брак, не только в смысле общественного скандала, которым тогда никого нельзя было поразить (на фоне исторических событий), но скандальный по существу, изобиловавший скандалом. Попойки Есенина, его драки, в которых он бывал иной раз до полусмерти бит, ничего общего не имеют с «гедонизмом», веселым, беззаботным времяпрепровождением. Это «гибельный пожар», как у Блока(62).

Задыхаясь в этой жизни, не находя себе места, Есенин никого не ненавидел, никого не проклинал, ни на кого из людей не написал пасквиля, во всем виня судьбу, «рок событий».

    * * *


Тип лирического героя, открытый Стравинским в «Петрушке» (жалкая кукла вместо человека), оказался удивительно к месту и времени. Он как нельзя более соответствовал складу и типу характера, сложившегося в Русском (достаточно, впрочем, пестром по национальному составу!) интеллигентском обществе. Дальнейшее развитие этот тип получили в музыке, например у Шостаковича «Петрушка на войне» (когда-то я слышал эту мысль у С.Городецкого, но на нее никто не обратил внимания, а между тем она верна!). Тип этот, вызывающий жалость (вместо сострадания!), действительно был жалок, униженный, третируемый, как скоморох (что вполне заслуженно!) в годы народного бедствия. Но, получив известную свободу действий, он более полно проявил свой характер. Тут сказалась нетерпимость ко всему на свете, сознание своей избранности, самодовольное, сытое презрение к более низкому и к более высокому социальным слоям, непомерное честолюбие и ужасающий душевный холод и злоба. Безбожие и органически с ним связанное бездушие.

    * * *


11 июля 1979 г.

Подобно тому, как некогда Швейцария поставляла в разные страны наемных гвардейцев, обученных несению караульной службы, и, фактически, своего рода военную прислугу (от которой впоследствии произошли обыкновенные швейцары для охраны подъездов), теперь Советский Союз (а фактически это начала еще предреволюционная Россия) поставляет для значительной части мира своего рода музыкальных гвардейцев - хорошо обученную музыкальную прислугу: пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов, дирижеров, композиторов, состоящих на службе у своих «хозяев», исполняющих их поручения как полиции творческой, так и полиции чисто артистической.

Само собой разумеется, эта «интеллигентная» прислуга в известной степени говорит об «интеллигентности» пригласившего их хозяина (но только в известной степени!). Работа сия, впрочем, хорошо оплачивается, ибо прислуга такая является несомненной роскошью, а не предметом первой, второй или третьей необходимости.



   Маяковский – поэт города 

«На флейтах водосточных труб»(63). Но это было смолоду. А дальше он стал походить на большую канализационную трубу, недаром называл себя «ассенизатором»(64). Это - верно и не несет в себе чего-либо оскорбительного для памяти поэта.

Сколько злобы к людям в его произведениях, он истекал ею. Вспомним, о чем он писал: «Карьерист»(65), «Подлиза», «Сплетник», «Бюрократы»(66). Все поэты — «бездарные». Есенин - «подмастерье»(67). Рабочие: Фоскин, Присыпкин, Двойкин, Тройкин(68) — это от карточной игры, принятой в аристократической среде, каковою считало себя общество Маяковского (буржуазный салон, пришедший на смену старому салону). Но рабочий, который захотел вырваться из общежития (этой первой разновидности будущих лагерей), объявлялся сразу «Клопом», клеймился всячески. Советская буржуазия наиболее злобная из всех, может быть, только не злобнее американо-еврейской. А это была советско еврейская(69).

Салон Брик поругивал Маяковского за чрезмерное увлечение агиткой. Надо было прославлять мадам Брик, эту местечковую Лауру.

Но, кажется, поэт уже исчерпал тему, что и вызывало неудовольствие.

Единственное, о ком он писал хорошо, - это Ленин, Дзержинский, дип-курьер Нетте. Не был обойден вниманием и Сталин, тогда еще только-только входивший в славу.

Кого только он не опаскудил: Лев Толстой (и неоднократно). Пушкин, сначала отвергаемый, а потом обгаженный снисходительным восторгом, Станиславский (физического истребления которого он требовал на одном из собраний)(70), Булгаков, про которого он писал стихи-полицейский донос(71), Шаляпин, Горький, Есенин, Клюев и «крестьянские» писатели, которых он сравнивал с собаками(72), А.Н.Толстой, Рахманинов - «невыносимая мелодизированная скука», Глазунов, выжитый ими из России в конце концов. Маяковский был поэт Революции, и не он один, тоже - Блок, Есенин, А.Белый, но только он один стал поэтом Власти.

Это был по своему типу совершенно законченный фашист, сформировавшийся в России, подобно тому, как в Италии был Маринетти. Сшивший смолоду, он смердел чем дальше, тем больше, злобе его не было пределов. Он жалил, как скорпион, всех и все, что было рядом, кроме Власти и Полиции, позволяя себе лишь безобидные для них намеки на бюрократизм, омещанивание и т. д. Наконец, в бешенстве, изнемогая от злобы, он пустил жало в свою собственную голову. На его примере видно, как опасен человек без достаточного своего ума, берущийся за осмысление великого жизненного процесса, который он не в состоянии понять, ибо живет, «фаршированный» чужими идеями. Это человек, якобы «свободный», а в самом деле «раб из рабов», ибо не в состоянии не только осознать, но даже и подумать о своем жалком рабском положении. Его честолюбие, вспухшее, как налимья печенка, от ударов прутьями (так делают, говорят, повара) и сознательно подогреваемое теми людьми, коим он служил, задавило в нем все остальные чувства. Человек, продавшийся за деньги (или честолюбие), лишен любви, ибо одно исключает другое. Сколько вреда нанесли эти люди, и как их несет на своих плечах современное зло. Оно благословляет и плодит только им подобных.



   О понимании смысла творчества

у «Могучей кучки» и профессионала Чайковского.

О скоморошестве как профессиональном явлении (профессиональный юмор, проф<ессиональная> забава, проф<ессиональный> смех).

Скоморохи в «Князе Игоре» - грандиозность этих образов.

Противопоставление: с одной стороны, тип художника, в сущности, в народном его понимании — не обособленного от народной жизни, а являющегося как бы частью ее самой (ср. «Художество» Чехова). Он - поет народ, поет народную жизнь, исходя из внутренней необходимости, он является как бы божественным голосом самой этой жизни («божья дудка»)(71). О многообразии народной жизни - это его функция, - он явление подлинно органическое, необходимое для народной жизни, ее важная составная часть, возвышающая общество. Он присущ именно данному обществу, естественно рожден им и непредставим в другом месте.

С другой стороны - художник-профессионал, если можно так выразиться, - «обособленное ремесло», как бы эмансипированное в обществе, выделенное в отдельный клан, в отдельную социальную группу.
 
Если первый тип художника мыслим только как явление национальное, обязательно существующее внутри нации и несущее в себе дух, которым живет нация, то второй тип - явление наднациональное, космополитическое или, как теперь выражаются, глобальное. Это как бы «свободное» искусство. Недаром консерватории — эти учебные заведения, возникшие в Германии около 150 лет назад (в них, между прочим, не учился, кажется, ни один великий композитор, кроме Грига, во всяком случае, ни один германский композитор), давали своим выпускникам звание «свободного художника». То есть человека, получившего некую сумму знаний и умений в области искусства.

    * * *


Симфоническая культура, фуга, Германия (немецкая, католическая) - музыка движения, становления в борьбе.

Музыка пребывания, созерцания, состояния — Греция, Православие, гимн, песня.

Взаимопроникающие культуры, но вместе с тем враждующие.

    * * *


В давно прошедшие времена музыка (на Руси) была нескольких видов:

Храмовая, собственно духовная, богослужебная музыка

Духовно-народная музыка, песни раскола, гимны (слагаемые отшельниками, монахами, сектантами и т. д.)

Народная музыка (богатейшая!), музыка праздников, обрядов, календарные песни, свадебные, предсвадебные, похоронные, трудовые и т. д.

Скоморошья музыка, музыка профессионалов-шутов, созданная для потехи, для развлечения. Сия последняя была музыкой, исполнявшейся людьми, не имевшими подлинного человеческого достоинства, в сущности, - разновидностью дворовых лакеев. К этой песне принадлежит и «Камаринская».

Оркестровая музыка, как это ни странно, может быть, ведет свое начало именно от этой шутовской среды. Отсюда же идет стиль раннего Стравинского и Прокофьева (многое у Шостаковича) и в творчестве, и в психологии.

    * * *


Романс и Песня - наиболее распространенные, наиболее любимые виды музыки. Они проникают в самое сердце человека и живут в нем не только как воспоминания, ощущения; они живут в сердце сами, живые, можно вспомнить мелодию, запеть ее самому и т. д. В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. «Однозвучно гремит колокольчик», «Вот мчится тройка почтовая», «Соловей мой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан».

Бытовые приметы, воспетые в этой музыке, например: красный сарафан, ямщицкая тройка, домик-крошечка и т. д., давно уже ушли из жизни, а музыка все живет, волнует сердца!

Почему? Попытаться ответить! Что главное в музыке и стихах.

    * * *


Ни на кого и ни на что на земле надеяться уже нельзя. Остается либо умереть, либо надеяться на чудо. Надежда на чудо. Можно ли с этим жить? Однако есть люди, надеющиеся на себя. Они становятся концентратом эгоизма.

    * * *


Музыка сделанная, вымученная, невдохновенная, мало талантливая. Никакими декларациями, ни умело поставленной рекламой делу не поможешь, когда нет души, нет настоящего таланта.

    * * *


Увы, часто за всякими ухищрениями, нарочитыми сложностями языка скрыто самое ничтожное содержание, душевная пустота.

    * * *


Художники-импрессионисты - раскрашенный, размалеванный мир (не о французах, где это явление органично, подобно нашим передвижникам).



   О языке

9 января 1980 года

Мысли, на которые наталкивает слушание музыки Бородина. О русском музыкальном языке.

Искусство не эклектическое, цельное должно держаться на прочной (крепкой) национальной традиции. Эта традиция не есть нечто застывшее, окостеневшее, отсталое (от кого, от чего?), исчерпавшее себя, как пытаются иной раз представить. Напротив, традиция — есть живой, бесконечно меняющийся организм. Одна лишь сердцевина его — цельна. Она подобна цельному ядру, излучающему грандиозную энергию.

Это ядро - суть нравственная идея жизни нации, смысл ее существования. Оно и порождает художественную традицию, желание нации запечатлеть себя в вечности посредством искусства, ибо оно единое бессмертно в делах человеческих. Однако традиция есть то же, что и жизнь, меняющаяся ежесекундно, она должна постоянно обновляться, обогащаться, двигаться вместе с жизнью, постоянно на нее откликаясь.

Художественная традиция нации создает свой язык, положим, литературный или музыкальный.

Музыкальная традиция России и есть, собственно, русский музыкальный язык, на котором писали вес великие русские композиторы, каждый по-своему. Этот музыкальный язык в чем-то менялся, обогащался в чем-то, что-то из него уходило на время, а потом возвращалось, а что-то ветшало и умирало, уходило навсегда (совсем). Но основа русского музыкального языка остается незыблемой, как бы он ни менялся. И ныне музыкальный язык русских сохранил всю силу своего воздействия и своеобразие; и чем он ни более остается своеобразным, тем он выразительней.
 
Язык может в чем-то меняться, но существо его должно оставаться незыблемым, он полностью сохранил свою выразительную силу и нет необходимости заменять его каким-либо другим национальным или искусственно сконструированным языком. 



   О скоморохах

Великий А.П.Бородин в своей опере «Князь Игорь» вывел двух замечательных персонажей: это скоморохи Скула и Ерошка. Действующие лица эти не пришли (как будто?) в оперу из литературного первоисточника. Они всецело принадлежат фантазии Бородина. В этих образах Бородин выразил свое глубокое, если хотите - философское отношение к искусству и его месту и роли в народной жизни.

Музыка существовала в России издавна. Какова же была эта музыка?

Прежде всего существовала народная музыка, народная песня, музыка, сопровождавшая праздники, обряды, трудовые процессы. Быт, работа, отдых - все было пронизано музыкой. Творцами и исполнителями этой музыки был сам народ, выразивший в ней свои печали и радости, воспевший события национальной истории, мир и войну, судьбу человеческую и выразивший в музыке самые разнообразные черты своего национального характера. Этой музыке свойственна была исключительно самобытная богатейшая ладовая основа.

Второй тип музыки, бытовавшей в России, — музыка церковная. Пришедшая к нам из Греции вместе с христианской верой, музыка эта принесла в Россию богатство, изысканность и утонченность великой греческой культуры, соединившись, а иногда и смешавшись с музыкальной культурой древней языческой Руси, в которой было немало жестокого, «варварского», например — целотонные лады и т. д. Эта музыка несколько одичала в наших степях, хотя и сохранила мягкость и проникновенность христианства.

Исполнителями этой музыки были церковные певчие, а в сущности - тот же народ русский. Творцами ее (уже чисто русской церковной музыки) были монахи, знатоки церковного распева и т. д. Народ сам охотно пел в церквах — сотни лет молитвы церковного обихода знали все от мала до велика. В сущности, церковное искусство стало одной из разновидностей народного искусства.

О рассказе Чехова «Художество».

В любом уездном городе в любой церкви существовал хор. И народное, и церковное искусство - это было искусство для самою народа, духовное и мирское. Греческие ирмосы, попав к нам, в наши южные степи, постепенно обрусели и, если можно так выразиться, немного одичали, но вместе с тем приобрели особое своеобразие (развить эту мысль).

И наконец, в России была еще 3-я музыка - это музыка скоморохов, попавшая к нам из Европы в более позднее время.

Таким образом, музыка народная да и, в значительной степени, церковная пелась самим народом. Сам народ выражал в ней свою жизнь, свои чувства и веру, т.е. смысл своего существования. Искусство и народное, и церковное было безвозмездным, бескорыстным.

В противоположность этому, «скоморошье» искусство было первым в России «профессиональным» искусством, им занимались специальные люди - «артисты», которые работали за вознаграждение на «потеху», для развлечения, для забавы. Надо сказать, что во времена Бородина фактически зародилось профессиональное музыкальное образование - были открыты консерватории в Петербурге и Москве.

И в Европе профессиональное музыкальное образование началось в XIX веке. Первая консерватория (Лейпцигская) была основана Ф.Мендельсоном-Бартольди в ... году(74). Выпускники этой первой консерватории разъехались по различным странам Европы, откуда они были взяты для обучения в Лейпциге, и постарались организовать в своих странах подобные же учебные заведения.

Таким образом, два талантливых молодых музыканта из бессарабского местечка, братья Антон и Николай Рубинштейны (крещеные евреи), после окончания Лейпцигской консерватории сумели, пользуясь поддержкой при дворе, добиться права на организацию музыкальных учебных заведений в Петербурге и Москве, положив тем самым начало профессиональному музыкальному образованию в России. Все это, конечно, было ценным, но вопрос оказался не так-то прост! И не только в России, но и, например, в Германии. Общеизвестно, что как-то так получилось, вокруг консерватории и вокруг Мендельсона сплотился воинствующий музыкальный академизм (Сальери). Величайшие музыканты: Шуман, Лист, Вагнер - находились в резкой оппозиции к этому учебному заведению, а оно, в свою очередь, поносило их имена.

Надо сказать, что Антон Рубинштейн - сам очень талантливый и очень самоуверенный композитор, начал свою деятельность в России, как в дикой, варварской, музыкально-
необразованной стране.

Подобный взгляд мог, естественно, у него сложиться потому, что он Россию не знал и не имел желания узнать. Он чувствовал себя единственным проводником европейского музыкального образования и винить его за это особенно не приходилось. Это придавало ему вес в собственных глазах и при дворе его точка зрения разделялась полностью. 

Но не так смотрело на дело высокообразованное русское общество, среди которого были представители русской родовитой аристократии. Некоторые из них были, к тому же, одарены необыкновенными музыкальными способностями. Я имею в виду: Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Стасова, Балакирева. Такая точка зрения на музыкальную Россию казалась им несправедливой и глубоко оскорбительной для их национального достоинства. Точка зрения консерватории и группы молодых, национально мыслящих русских музыкантов, которых презрительно называли «Кучкой», вкладывая в это выражение обидный смысл (а Стасов в своей полемической статье назвал их «Могучей кучкой»), разошлась решительным образом во взглядах на пути музыкальной России. Отзвуком этой титанической борьбы за становление русской национальной музыкальной школы и явились, созданные Бородиным, типы музыкальных скоморохов Скулы и Ерошки.

    * * *


Европейская (католическая) хоровая музыка не имеет связи с живым языком. Она поется на мертвом латинском языке и сама приобретаем от этого мертвый характер. В ней нет живого слова с его конкретным смыслом, эмоцией и тайной глубиной. Моя же музыка исходит из живого слова (такое слово и нахожу в Русской поэзии), чтобы заставить его жить — нужна мелодия.

Когда слово мертво, то музыкант пишет не мелодию. Наоборот, он ищет чисто музыкантские ухищрения: контрапункты, гармонию, форму и т. д., уходя от мелодии. Наоборот, композитор, имеющий дело с живым словом, ищет интонацию.

    * * *


Современные поэты часто берут себе в помощь великих людей прошлого, заставляя их излагать мысли и чувства наших современников (как бы свои собственные). Эти современные нам мысли и чувства, как правило, не соответствуют ни глубине, ни величию мыслей и чувств самих великих людей прошлого. Происходит, фактически, принижение подлинного человеческого величия. Таким образом, мы имеем современные мифы: современного Петра Великого, современного Стеньку Разина, современного Микеланджело, современных Орфея и Эвридику и даже «современного» Христа. Само по себе желание понять и почувствовать людей прошлого - прекрасно. Это желание почувствовать связь времен - общность, непрерывность человеческой истории, человеческой культуры, более того, повторяемость, типичность жизненных положений. В осознании этой типичности, повторяемости и заключена доступная человеку мудрость, из которой он извлекает для себя поучение. Жизнь, однако, никогда не повторяется буквально, а всегда бесконечно разнообразна, поэтому такое поучение никогда не может быть раз и навсегда усвоенным рецептом для поведения.

    * * *


Творческая идея ничего общего не имеет с рациональной, придуманной идеей, идеей, которой композитор часто следует и которой определяет и подчиняет свое творчество (Шнитке). Творческая идея прежде всего выражается в музыке и только потом точно может быть прослежена и сформулирована словами. Это-то и отличает музыку от других искусств.

Творческая идея — плод таланта, вдохновения, прозрений, наблюдений, плод мировосприятия и мировоззрения художника. Поэтому гений несет в себе всегда свою творческую идею (хотя он - также всегда звено в цепи).

Художник может ставить перед собой определенные задачи, стремиться выразить определенные мысли и чувства (яркий пример — Мусоргский), может писать со словами или без слов — для творческой идеи это не имеет никакого значения. Ибо творческая идея — плод колоссального осознанного труда и бессознательного вдохновения. Отсутствие вдохновения, отсутствие этих таинственных, пока необъяснимых токов лишает произведение искусства еще одного, совершенно необходимого ему измерения и превращает его в произведение рациональное, придуманное, приближая, тем самым, труд художника к труду ученого. Вдохновение или прозрение приближает и превращает труд ученого в труд творца и художника (Павлов, Пастер, Ньютон).

В основе большого, крупного творчества обязательно лежит творческая идея. Эта творческая идея может быть осознана самим художником и даже сформулирована им, но она, несомненно, несет в себе и черты неосознанного, бессознательного, интуитивного. Ее не надо путать с сознательным подчинением своего духа измышленной, рациональной идее, пришедшей к творцу со стороны, из мира, из жизни, заданной ему. Например, Маяковский много говорил о теории «социального заказа» и подчинял ему, в значительной степени, свое творчество - этой осознанной, рациональной идее (здравому смыслу). Но собственно творческая идея Маяковского была иной. Именно ее имел он в виду, когда писал: «Наступил на горло собственной песне»(75). Рациональная творческая идея может, вообще говоря, нести в себе много ценного, полезного, нужного времени, но она никогда до конца не может стать внутренним «Я» художника. Это дастся ему от природы (врожденно).

    * * *


Вся работа канатоходца -
Только головоломный танец.
Победителю там венца нет,
А с искусством ничтожно сходство.

Наше дело очень простое:
Удержать вверху равновесье,
Верить в звездное поднебесье,
Как деревья, погибнуть стоя(76).



   Романсы Метнера

«Бессонница»(77).
Светланов изумительно играл.
Романтизм — немецкое.
Не хватает тематической, интонационной яркости. Общий элегический тон музыки.
Полный упадок которого мы переживаем ныне.



   Метнер – вечер по TV

Канцона(78), Ноктюрн(79), Танец(80) для скрипки и фортепиано.

Благородство чувств, благородство средств выразительности, чувство меры. И на смену этому пришел циничный, грубо- эстрадный стиль модерн. Пошлый, бесстыдный, мелкий.

О, исполнительская, ремесленная тупость, стандартность душ, сделанных из папье-маше!

Благородный, сдержанный академизм. Если говорить, чего ему не хватает, - интонационного своеобразия.

Чистота гармонии ... строгость… <неокончено. - А.Б.>



   Вульгаризация

Петр Великий пришел к нам не из жизни, выхваченный гением художника, не со страниц прекрасного исторического романа - он пришел...<фраза не завершена. - А.Б.>(81)

    * * *


Что внезапно в ней свершилось?
Тоскованье ль улеглось?
Сокровенное ль открылось?
Невозможное ль сбылось?

А.К.Толстой(82)

    * * *


Путь «левизны», путь разрушения исчерпан Русской музыкой до конца, как он исчерпан Русской культурой. Здесь нет уже ничего принципиально нового (можно насаждать это взамен старой музыки), можно только продолжать разрушение, громоздить руину на руину. Вслед за разрушением архитектуры идет разрушение театра, музыки, живописи и т. д.

Денисов выводит всю музыку теперешнюю по-прежнему из экспрессионизма «Воццека» А.Берга, из австро-еврейского «лере»(83) - ту ее часть, которую он считает ценной. Денисов — честный человек, его честность напоминает мне честность Шигалева из «Бесов», который говорил: «...предупреждаю, что другого пути нет»(84).



   Симфония псалмов (85)

(Эта музыка обрядовая, а не духовная)
Обрядовое, но не духовное искусство. (Искусство обрядовое - не есть искусство духовное.) Обряд есть внешняя форма духовности (духовного искусства), лишенного духовного содержания.

    * * *


Герой на сцене без выявленного музыкой внутреннего мира.

    * * *


Памятник Пушкину Аникушина — поет, певучая бронза.

    * * *


«Техницизм» как творческая идея. Техничное, по возможности более совершенное (безукоризненное) выполнение поставленного задания. При этом глубина, «тайный» смысл искусства вовсе отрицается, или он существует как бы отдельно, подразумеваясь. С ним как бы должен прийти слушатель уже в театр. Музыка же несет на себе временную организацию (организацию времени), организуя действие во времени (и темпе!).

То же — в исполнительстве. Это чрезвычайно сухое (стоящее по ту сторону добра и зла) искусство, если его можно так назвать.

    * * *


Организация, форма.

Между тем Глинка писал:
талант
форма(86)

Похоже на то, что вторым пытаются заменить первое.

* * *


Леди Макбет - проповедь беспредельного эгоизма(87) .

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


12 июля

1790 г. Французское Учредительное собрание отделило церковь Франции от Рима и причислили священников к гражданским служащим.
1917 г. Во время 1-й мировой войны в ходе Ипрского сражения германская армия впервые применила в качестве боевого отравляющего вещества горчичный газ, который по месту боев получил название иприт.
1943 г. Возле станции Прохоровка (недалеко от Белгорода) произошло крупнейшее в мировой истории танковое сражение. С советской и германской сторон в нем принимало участие до 1200 танков и САУ.
1988 г. В СССР запущена Автоматическая межпланетная станция «Фобос-2».

Родились:
1884 г. Амедео Модильяни, итальянский художник и скульптор.
1894 г. Юрий Александрович Завадский - главный режиссер Театра им. Моссовета.
1876 г. Сергей Исаевич Уточкин - один из первых русских летчиков. В 1910-1911 совершил публичные полеты во многих городах России и за рубежом (1876-1916).
1904 г. Пабло Неруда - чилийский поэт-коммунист, дипломат, нобелевский лауреат 1971 года.
1914 г. Петр Мартынович Алейников - советский киноактер («Семеро смелых», «Трактористы»)
1946 г. Валентина Васильевна Толкунова - советская и российская певица, Народная артистка России (1946-2010).

Из цитатника:


Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна.
Иммануил Кант

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6336422
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
2088
1442
13494
24572

Сейчас: 2020-07-12 15:37:48
Счетчик joomla