Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Девки не люди, козы не скотина.
 Свяжись с дураком – сам дурак будешь.
 Барышник и сам себе без божбы не верит (прибавка: а побожится, люди не верят).
 Подо нрав не подбелишься.
 Скажешь спасибо, так ладно, а нет - и так хорошо.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К тетради 1987 (1)

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





ТЕТРАДЬ 1987 (I)


 С этой тетради (она имеет порядковый номер 14) открывается серия последних тетрадей конца 1980- 1990-х гг. Она стандартного формата. Обложка коричневого цвета. Записи содержатся на 45 листах из 96. «Стило» все то же - шариковая ручка с пастой разного цвета. Поздние тетради заполнял, как правило, уже сам Г.В.Свиридов. К этому времени у Эльзы Густавовны ухудшилось зрение и писать ей становилось все трудней. Почерк ее изменился, ибо она почти не видела написанного. Тетрадь начата 11 апреля 1987 г. Текст тетради публикуется впервые.



1 - Неточная цитата из второй части поэмы «Война и мир». Ср. у Маяковского: «Выволакивайте забившихся под Евангелие Толстых!/За ногу худую!/По камню бородой!/». См.: Маяковский В.В. Соч. В 2 т. Т. 2. Поэмы. Пьесы. Проза. - М.: Правда, 1988. - С. 41.

2 - Зная о непростом отношении Свиридова к Белинскому, предполагаю, что Свиридов нашел эти слова в какой-либо публикации стороннего автора. Мне не удалось найти точно именно эти слова выдающегося русского критика. Нечто близкое, но с другим смысловым акцентом можно найти в его статье «Иван Андреевич Крылов». Выписываю ряд суждений из этой статьи, в которых ключевым словом является «народность». Все цитаты приводятся по след. изд.: Белинский В.Г. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. Статьи и рецензии, 1841-1845, - М.: ГИХЛ. 1948. «…народность есть своего рода талант, который, как всякий талант, дается природою...» (С. 703); «способность быть народным в творчестве другой талант» (С. 705); «Так как способность быть народным есть своего рода талант, то она имеет бесконечные степени, подобно всякому таланту. Тут есть таланты обыкновенные и великие, есть гении» (С. 710); «Поэтому народность в поэте есть своего рода гениальность, не всегда в смысле глубины и многосторонности, но всегда в смысле оригинальности» (С. 710).

3 - Скорее всего с очерком В.Набокова «Николай Гоголь» Свиридов познакомился впервые по журнальной публикации (Новый мир. - 1987. - №4.-С. 173-227).

4 - Речь идет о статье театроведа Н.Хачатуровой, посвященной концерту Владислава Пьявко в Большом зале Московской консерватории. В. Пьянко был первым исполнителем поэмы «Отчалившая Русь» в редакции для тенора с фортепиано. См.: Хачатурова Н. Открыть публике новое//Сов. музыка. - 1982. - № 9. — С. 62.

5 - Речь идет о XX съезде ВЛКСМ, проходившем 15-18 апреля 1987 г.

6 - Неточная цитата из первой строки «Слово о погибели Русской земли». Следует читать: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля русская!» (цит. по: Памятники литературы Древней Руси. XIII век. - М.: Художеств. лит., 1981.-С. 130-131).

7 - Уверен, что здесь произошла бессознательная подмена имени. Конечно, здесь имеется в виду Владимир Федорович, а не Александр Иванович Одоевский.

8 - Имеются в виду следующие слова Д.Д.Шостаковича: «Коммунистическое воспитание, по сути, мне кажется, мало осуществимо, попросту невозможно вне коллектива, вне общности человеческого дела. «Совершенно ясно, - говорил Луначарский, <...> - что хороший специалист, не воспитанный коммунистически, есть не что иное, как гражданин американского типа, который, может быть, и хорошо делает свое дело, но прокладывает себе путь к карьере...» Действительно, надо, по-видимому, иметь душу совершенно особой чистоты и силы, чтобы сохранить ее от ржавчины, работая в одиночку» (Шостакович Д.Д, Молодость музыки//Сов. музыка. - 1966. - № 1. - Январь. - С. 7).

9 - Слова из «Бориса Годунова».

10 - Полное название балета Р.Щедрина: «Кармен-сюита». Транскрипция фрагментов оперы «Кармен» Бизе Для струнных и ударных. Балет в одном действии. Либретто А.Алонсо (1967).

11 - Набросок письма писателю Василию Ивановичу Белову.

12 - Думается, что Свиридов вспомнил чту книгу Ю.Фучика в связи с предшествующими словами о судьбе русских художников.

13 - Свиридов отрицательно относился к идее создания Всероссийского музыкального общества путем ликвидации Всероссийского хорового общества. Мне неизвестно, обращался ли дядя в высшие инстанции поэтому вопросу, но публично в тот момент он нигде не выступал. Однако я отлично помню, какие пораженческие настроения царили в самом Хоровом обществе, как Правление ВХО пыталось пойти на компромисс, полагая сохранить за собой руководство во вновь открывавшемся обществе (что, отчасти и удалось сделать, но какой ценой!). Помню, как в Ленинграде члены Ленинградского отделения ВХО покорно шли на заклание, единодушно голосуя фактически за свою самоликвидацию.

14 - Источник цитирования установить ие удалось.

15 - См.: Элик М. Что волнует сегодня?//Сов. музыка. - 1963. - № 1. - С. 17—24. Майя Абрамовна Элик действительно была человеком незаурядных дарований. У нее был прекрасный музыкальный слух (помню, как она пела «Лунного Пьеро» Арнольда Шенберга в одном из концертов в Малом зале им. М.И.Глинки Лениградской филармонии - сложнейшую вокальную партию), у нее был настоящий вкус и свое личное восприятие музыки (большая редкость среди музыковедов!), она обладала хорошим литературным слогом, свободно писала. Не знаю, связан был или нет ее уход из сектора музыки НИО Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии с описываемыми Свиридовым событиями, но это была большая потеря для нашего музыкознания. Говорю о ней в прошлом как о музыковеде, так как не знаю, чем она занимается в Германии, где ныне проживает.

16 - Имеется в виду стихотворение «Сергею Есенину» (1926).

17 - Полное название книги «О, Русь, взмахни крылами...»: Поэты есенинского круга /Сост. С.Ю.Куняев и С.С.Куняев. - М.: Современник, 1986.

18 - Режиссер Ю.Н.Белянкин (мать которого сумела спасти от уничтожения уникальные кадры кинохроники, на которых запечатлен момент взрыва храма Христа Спасителя в Москве) создал документальный телевизионный фильм «Георгий Свиридов» (ПО «Экран», 1987).

19 - Литературная газета. - 1987. - 6 мая. - № 19 (5137). - С. 2.

20 - Там же. с. 2—3.

21 - Там же, с. 3.

22 - Там же, с. 5-6.

23 - Там же, с. 7.

24 - Там же.

25 - Там же. с. 9.

26 - Доклад первого секретаря Правления Союза писателей СССР В.В.Карпова был опубликован в предыдущем номере «Литературной газеты». См.: Карпов В.В. Современность и литература//Литературная газета. - 1978. - 29 апр. - № 18 (5136). - С. 2-3.

27 - Со слов доктора искусствоведения Р.М.Левашова известно, что в 1987 г. в издательстве «Музыка» возникла критическая ситуация с дальнейшей публикацией серии «Памятники русского музыкального искусства». Главная трудность заключалась в изменении практики государственного финансирования, ввиду чего издание этой серии стало убыточным (шесть уже подготовленных редколлегией томов так никогда и не вышли в свет). В этот же период возникли разногласия между ведущими членами редколлегии Ю.В.Келдышем (который ориентировался на издание в основном светских произведений) и Г.В.Свиридовым (который считал нужным публиковать преимущественно духовную музыку). Свиридов видел выход в коренном изменении состава редколлегии и предложил директору издательства Л.С.Сидедьникову рассмотреть вопрос о приглашении Левашова в качестве председателя, но Левашов, будучи учеником Келдыша, естественно, отказался. От себя могу добавить, что помимо разногласий по этому вопросу Свиридов в это время вообще как-то охладел к Келдышу, одно из его программных выступлений в прессе просто высмеял, вспоминал РАПМовское прошлое Келдыша, его известные высказывания о Прокофьеве в 1929 г. К тому же в это время я пригласил Ю.В.Келдыша принять участие в составлении и редактировании сборника «Музыкальный мир Георгия Свиридова», и у нас тоже работа шла не очень складно. Георгий Васильевич хотел видеть в сборнике ряд статей, которые мы с Келдышем забраковали дли книги, считая их отчасти слабыми, отчасти не подходящими для сборника тематически. Состоялись объяснения, которые закончились тем, что Юрий Всеволодович обиделся и отказался руководить редакционной работой над сборником. Одну статью (В.Веселова) мне удалось довести с автором до кондиции, от двух других все же пришлось отказаться. Свиридов был человеком крутого нрава, и, не скрою, мне стоило больших усилий настоять на отказе от статей. Впоследствии Георгий Васильевич согласился сам с нашим отбором. Но в отношениях с Келдышем наступило охлаждение.

28 - Алик - мое «домашнее» имя. 16 августа 1987 г. - начало нашего обсуждения проблем будущего сборника «Музыкальный мир Георгия Свиридова». Галина Алексеевна Прибегина была в то время главным редактором издательства «Советский композитор», где издавался мой сборник.

29 - Намек на известное событие в Москве, кажется, в начале 1980-х гг.. когда бульдозерами решили уничтожить выставленные на улице картины художников-нонконформистов.

30 - Скорее всего эга запись является репликой на появившийся в то время в Москве кинофильм «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе (1987), получивший Ленинскую премию в 1988 г. Теперь об этом фильме мало кто помнит, но в то время вокруг него была создана какая-то необыкновенная атмосфера явления некоего чуда, чуть ли не откровения советской кинематографии. Не исключено, что на присущий свиридовской записи резкий тон оказал влияние очерк В.П. Астафьева «Ловля пескарей в Грузии», опубликованный в одном из номеров журнала «Наш современник» за 1987 г. Так или иначе, но эта запись отражает лишь мимолетное настроение, по причинам отнюдь не художественного порядка и никак не свидетельствует о подлинных чувствах, которые испытывал Свиридов к грузинской культуре и ее мастерам.

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Свою любовь истолковать умеет лишь тот, кто слабо любит.
Ф. Петрарка

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328875
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1613
2694
5947
17025

Сейчас: 2020-07-08 18:20:32
Счетчик joomla