Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Пес космат - ему тепло; мужик богат - ему добро.
 Что у читого (трезвого) на уме, то у пьяного на языке.
 Вору воровское и будет.
 Собака есть, так палки нет; палка есть – собаки нет.
 Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К тетради 1987 (2)

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала






ТЕТРАДЬ 1987 (2)


 На шмуцтитульном листе тетради рукой Г.В.Свиридова указана дата начала записей: «1 июня 1987 г.». Последняя запись в згой тетради сделана 17 января 1988 г. Одна из «сверхтолстых» тетрадей, свыше 200 листов. Переплет - дерматиновый, вишневого цвета. Как правило, чем толще тетрадь, тем меньше записей. И эта заполнена чуть больше чем на четверть (62 листа). Действительно, писать в такой тетради очень неудобно, тем более что Георгий Васильевич мог делать записи когда и где угодно, хоть на скамейке в саду или лежа в постели... Шариковая ручка, паста разного цвета, почерк Г.В.Свиридова. Текст тетради публикуется впервые с незначительными сокращениями.



1 - Песня Б.Фомина «Сыновья» на слова И.Финка (1939). Первой исполнительницей этой песни была Клавдия Шульженко с джаз-оркестром под управлением В.Ф.Коралли. Леонид Утесов записал эту песню на пластинку позднее, в 1944 г.

2 - «Только советская нация/будет/и только советской расы люди!» (Михаил Кульчицкий. Самое такое (Поэма о России). Часть 5. Поколение Ленина. См.: Кульчицкий М. Вместо счастья. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания о поэте. — Харьков: Прапор. 1991. — С. 94.)

3 - Имеется в виду действительно очень эффектное, театрально зрелищное третье действие оперы.

4 - Свиридов не только хорошо знал современную русскую поэзию, но и внимательно следил за литературным процессом в целом, в том числе и за идейной борьбой в мире словесности. Отсылка к С.Ю.Куняеву объясняется тем, что в эти годы между композитором и поэтом наладились довольно близкие, дружеские отношения, и они часто общались. Отсылаю читателя к недавно вышедшей в свет книге Станислава Куняева «Поэзия. Судьбы. Россия» (М . Наш современник, 2001).

5 - Начальная строка стихотворения «Рыбак Боков варит суп». См.: Вознесенский А. Витражных дел мастер. - М.: Молодая гвардия, 1976. - С. 298.

6 - См. примеч. 33 к Тетради 1979-1983.

7 - Речь идет о гравюре с картины нидерландского художника Квентина Массейса (1466—1530), висящая в комнате Музея-квартиры А.Блока. Свиридов, не особенно любивший подобного рода музеи (был только в Пушкинских Горах у С.Гейченко), пришел в музей-квартиру и долго рассматривал эту гравюру. Этот эпизод запечатлен в кадрах документального телефильма Ю.Белянкина «Георгий Свиридов».

8 - Имеются в виду высказывания А.Г.Рубинштейна в его «Коробе мыслей».

9 - Ср. оценку деятельности сектора музыки ВНИИ искусствознания МК СССР в приводимой ниже Тетради 1991 г.

10 - Речь идет о молодом немецком летчике Матиасе Русте, совершившем 28 мая 1987 г. скандально известную посадку самолета «Сессна 172 П» на Красной площади в Москве. Эта туманная история вызвала у Свиридова соответствующую историческую аллюзию с событиями в Германии в 1933 г.

11 - Имеется в виду сборник критической прозы О.Мандельштама. См.: Мандельштам О. Слово и культура. О поэзии. Разговор о Данте. Статьи, рецензии. - М.: Сов. писатель, 1987.

12 - См.: Любомудров М. «...Как слово наше отзовется. Ответ оппонентам»//Наш современник. - 1987. - № 7. - С. 167—175. Любомудров возглавлял сектор театра в НИО Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. В 1987 г. его не переизбрали на очередной срок. Я работал младшим научным сотрудником сектора музыки того же НИО, и у меня все это ироисходило на глазах. Не зная всех подробностей, могу сказать, что со стороны это было похоже на расправу за убеждения.

13 - Этот редкий список своих ранних сочинений Свиридова, как и его воспоминания о жизни в Курске, о годах учения в Ленинграде в известной степени были инспирированы намеченной нами с Георгием Васильевичем работой по созданию его новой биографии. Сохранились также записанные на магнитофон его воспоминания (частично они воспроизводились в телефильме «Неизвестный Свиридов», выпушенном ГТРК «Культура» в 2000 г.). Кроме того, сохранилась аудиозапись нашей совместной беседы, которая состоялась в мае 1986 г., в то время когда я собирал сборник «Музыкальный мир Георгия Свиридова» и готовился написать для этого сборника статью, она вышла в этом сборнике под названием «Начало пути (К истории свиридовского стиля)». См.: Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Составитель А.С.Белоненко. — М.: Сов. композитор, 1990. - С. 146-164.

14 - В нашем семейном архиве сохранилась тетрадка первых ученических работ Юрия Свиридова. Она датирована самим юным композитором 1932 годом. В нее вошли три пьесы. Первая - без названия, вторая - Прелюд, третья - Вальс. И хотя Свиридов указывает 1933 г., судя по всему, именно об этих пьесах идет здесь речь (см.: ПСП, № 281).

15 - Это произведение, по всей видимости, не сохранилось (см.: ПСП, № 282).

16 - Суля по всему, речь идет о следующем сочинении: Две пьесы для флейты, скрипки, альта и виолончели (рукопись, вероятно, утрачена) (см.: ПСП, 270).

17 - Местонахождение рукописи неизвестно (см.: ПСП, № 283).

18 - Местонахождение рукописи неизвестно (см.: ПСП, № 284).

19 - Единственное упоминание об этом произведении. Оно не фигурирует ни в одном из нотографических справочников, большая часть которых составлялась по устной легенде самого композитора.

20 - См.: ПСП, № 285.

21 - См.: ПСП, № 271.

22 - См.: ПСП, № 115.

23 - К сожалению, рукопись партитуры или оркестровые партии до сих пор не удалось никому найти. Они должны были храниться в оркестровой библиотеке Ленинградской филармонии. Но их там нет, так же как нет их и в архиве Филармонии, хранящемся в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Санкт-Петербурге (см.: ПСП, № 266). Поразительно, что в том же году Свиридов, будучи еще на первом курсе консерватории, писал одновременно фортепианный концерт и симфонию.

24 - Рукопись этих шести пьес, считавшихся утраченными, благополучно лежала (на открытом доступе!) в библиотеке Петербургской консерватории (см.: ПСП, № 286).

25 - Если «Сибирская песенка» дошла до нас, то вторая песня не сохранилась. Она не упоминается ни в одном из нотографических справочников.

26 - В рукописи-автографе указан 1935 г. Романсы хранятся в личном архиве композитора.

27 - См. примеч. 22. Я все еще не оставляю надежду найти ноты концерта. Последний, кто кроме дяди помнил этот концерт, был А.С.Леман, который наигрывал мне темы из него незадолго до своей смерти.

28 - По всей видимости, имеется в виду песня на сл. А.Безыменского «Молодая гвардия», с мелодией немецкой народной песни.

29 - Авторство «Авиамарша» неоднократно подвергалось сомнению, но тем не менее никто не сумел до сих пор доказать, что это произведение создано не Ю.Хайтом. При всем, несомненно, «интернациональном» характере его интонационного строя он пошел из России в Германию, а не наоборот. Об истории его распространения в Германии см.: Бирюков Ю.Е. «Авиамарш»: правда о песне//Муз. жизнь. - 1988. — № 3. - февраль. — С. 7-9. 

30 - Отклик на появление в 1987 г. в журнале «Дружба народов» (№ 4-6) первой публикации романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата».

31 - В «Литературной Газете» от 30 сентября 1987 г. № 40 не публиковались стихи 3.Гиппиус. Нам не удалось установить источник цитирования. Первое из этих стихотворений («1917») произвело сильное впечатление на Свиридова. Сохранились черновые наброски его сочинения для баса с оркестром на эти слова под названием «Россия и ее дети» (см.: ПСП, № 232). Имеется также и аудиозапись этого произведения в авторском исполнении.

32 - «Я любовь узнаю по щели./Нет! - по трели/Всего тела вдоль!» - строка из стихотворения «Приметы». См.: Цветаева М. Соч. В 2 т. Т. I. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М.: Художеств. лит., 1980. - С. 278. Примечательно, что за эту же строку критиковал Марину Цветаеву А.М.Горький. См.: Цветаева А. Поездка к Горькому. Встреча с Мариной. В кн.: Цветаева А. Воспоминания. - 3-е изд., доп. - М.: Сов. писатель. 1983. - С. 656.

33 - Юрий Михайлович Богатыренко (р. 1934) В 1956 г. окончил театральное училище им. Щепкина, в 1962 г. — Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. С 1956 по 1993 г. - режиссер-постановшик Главной редакции музыкальных программ ЦТ. В числе поставленных на ЦТ спектаклей: опера С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (первая постановка в СССР, премия I Всесоюзного фестиваля телефильмов в 1966 г.), видеофильм «Незавершенные шедевры» (опера М.Мусоргского «Женитьба», опера Д.Шостаковича «Игроки» - первая постановка; премия XI Всесоюзного фестиваля телефильмов в 1985 г.); оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург», опера Д.Шостаковича «Катерина Измайлова» и др.
 Сделал на ТВ несколько работ совместно со Свиридовым:
    1. 1968 г. - телепостановка оперы М.Мусоргского «Женитьба» (к 100-летию со дня рождения композитора). В ролях - Панкова (Сваха), Торопов (Кочкарев). Потапов (Полколесин) и др. Вступительное слово о Мусоргском и создании «Женитьбы» - Свиридов.
    2. 1969 г. - телепередача к 100-летию завершения первой редакции «Бориса Годунова» М.Мусоргского, не принятой дирекцией Императорских театров. Слово Свиридова об истории создания «Бориса Годунова», о значении оперы, о новациях.
    3. 1977 г. — а) авторский концерт Свиридова с Е. Образцовой в Большом зале Ленинградской консерватории (18 мая 1977 г.); б) двухдневная репетиция этого концерта на даче в Новодарьино (ст. Перхушково Белорусской ж/д).
    4. 1979 г. - к 140-летию со дня рождения М.П.Мусоргского. Поездка Свиридова и Е.Нестеренко в бывшее сельцо Карево Торопепкого уезда - месторождения Мусоргского. Рассказ Георгия Васильевича о детстве и отрочестве композитора, об историческом значении его творчества.
 Сам Ю.М.Богатыренко прокомментировал запись в Тетради 1987 г. следующим образом: «1987 год. Я искал себе материал для работы и случайно наткнулся в библиотеке на историческую повесть Роальда Добровенского "Рыцарь бедный" — о жизни М.П.Мусоргского, вышедшую в 1986 г. в Риге, в изд-ве "Лиесма". Исследование трагической судьбы великого художника и неожиданные, не хрестоматийные выводы автора произвели на меня огромное впечатление. Через два года должно было отмечаться 150-летие со дня рождения Мусоргского. Мне показалось, что "Рыцарь бедный" может стать основой игрового видеофильма. Но в музыкальной редакции эта тема никого из руководства не взволновала. Эфир был захлестнут всевозможными эстрадными поделками, на которые спускались и на которых делались все новые и новые деньги. Поток делячества победно топил творчество. Бойкая пошлость становилась полнонравной хозяйкой "творческого процесса", эталоном вкуса. Каким диссонансом всему этому безобразию становилась великая Псковская земля - поразительной красоты приволье, озера, поля, леса и маленькое сельцо Карево, где родился, провел детство, впитал в себя изумительные мелодии русской деревни Модест Петрович Мусоргский.
 Мне был необходим союзник, и я был убежден, что обрету его в лице дорогого моему сердцу Георгия Васильевича. С толстым фолиантом "Рыцаря бедного" я отравился в Новодарьино, где на даче жил Свиридов.
 Георгий Васильевич с интересом выслушал мои впечатления от книги Добровенского, оставил ее у себя и пообещал, что осилит ее в ближайшие дни.
 После этого, как всегда, начались расспросы про музыкальную жизнь на студии и вокруг. Я невесело рассказывал, а он внимательно слушал, что-то записывал и время от времени вставлял реплики, по которым становилось ясно, что он в курсе всего, что творится вокруг, что все это его беспокоит и печалит, он говорил о необходимости каких-то действий, об одурманивании сознания и уничтожении души молодого поколения. Сетовал, что скоро практический успех придет на смену всем прочим истинам. Помню его слова о том, что "совестливость стала считаться выдумкой блаженных" и что "интерес людей друг к другу будет основываться только на денежной или служебной пользе". Он много говорил об американизации нашей жизни, подчеркивал, что сами американцы берегут свою музыку "кантри", развивают традиции хорового пения, создают симфонические оркестры при университетах. Называл нас "Иванами, не помнящими родства". Говорил и об ответственности руководства СК СССР и РСФСР. Москвы и Ленинграда за то безобразное положение, в котором оказалась российская музыка, российская культура.
 Спустя несколько дней Георгий Васильевич позвонил мне, сказал, что прочел книгу, что считает решение Р.Добровенского чрезвычайно оригинальным, и пожелал мне успеха в работе.
 На студии, конечно, сделали все, чтобы завалить работу над сценарием "Рыцаря бедного". Тянули время, бесконечно откладывали принятие решения. В конце концов я плюнул, и "Рыцарь бедный" вышел в эфир в 1989 г. в Главной редакции музыкальных программ Всесоюзного радио. В радиоспектакле играли замечательные актеры: И.Смоктуновский, В.Абдулов. Т.Пельтцер, Т.Панкова, Г.Кирюшина и многие, многие другие. Георгию Васильевичу очень понравилась эта работа. Вместе с Е.Нестеренко он поздравил меня с победой». Беседы с Богатыренко и послужили дополнительным толчком к вызревавшему к тому времени намерению Свиридова выступить с публицистическим словом по телевидению или в прессе относительно музыкальных дел в России.

34 - Имеется в виду проект В.П.Морозана и возглавляемого им Русского хорового общества США (как это ни грустно признать, но такового общества нет в России) издать многотомную хрестоматию русского православного церковного пения. См.: Памятники русской духовной музыки: Тысяча лет русского церковного нения 988-1988: Серия I. Т. 1/Гл. ред. В. Морозан. — Вашингтон: Русская музыка. 1989: Monuments of Russian sacred music. One thousand years of Russian church music 988-1988. Series 1, Volume 1/Vladimir Morosan, Editor-in-Chief. –Washington: Musica russia,(1989).

35 - Цитата по памяти. У Стасова в брошюре «Памяти Мусоргского» (1885): «Мусоргский принадлежит к числу тех людей, которым потомство ставит монументы». Цит. по: Собрание статей В.Стасова о М.Мусоргском и его произведениях. - М.; Пг.: Музсектор. 1922. — С. 97.

36 - Это еще один незавершенный набросок текста, с которым Свиридов намеревался выступить в печати или в каком-либо общественном собрании в начале перестройки. Уже в концу 1980-х у него пропало желание вмешиваться в музыкально-общественную жизнь, так как он уже понимал, что за частной логикой событий музыкальной, шире - культурной, жизни стоит более общая логика исторического развития, приведшая, как он предугадал, к распаду огромного Советского государства, к новому витку революции, точнее, к реставрации капитализма в России.

37 - Пресловутая система Кабалевского, внедрявшаяся поистине железной рукой в советское музыкально-массовое образование и воспитание, не оставила равнодушным Свиридова. Сам он нигде не выступал публично с ее критикой. Однако он одобрил мою статью «Десять минут... на пение», и по его просьбе эта едва ли не единственная в тот момент критическая статья была опубликована 7 октября 1985 г. в газете «Советская культура» (№ 121 (6065), с. 4). Статья была робко поддержана Отделом культуры ЦК КПСС при условии не называть по имени автора новой образовательной программы. Это обещание я выполнил. Уже тогда нам с дядей было ясно, что все это делается для создания иллюзии так называемой гласности. Между тем статья вызвала живой отклик, в газету посыпались письма, у редакции было робкое намерение затеять дискуссию Но вся эта затея ничем не закончилась, бунт музыкально-педагогической общественности был задушен на корню, и система была единодушно одобрена и с большой помпой принята.

38 - Фраза из рассказа А.Яшина «Директива» (1961). Свиридов выписал ее из публикации в журнале «Наш современник» № 10 за 1987 г. (с. 77).

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.
Аристотель

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328819
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1557
2694
5891
16969

Сейчас: 2020-07-08 17:33:54
Счетчик joomla