Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Была бы охота, а то найдем доброхота.
 Гусь свинье не товарищ.
 Девки не люди, козы не скотина.
 Отдал убогий нищему последний пятак, а сам от богатого ушел и так.
 На весь мир и сам Бог не угодит.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К записям 1989-1990, (1996)

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





ЗАПИСИ 1989-1990, (1996)


 Тетрадь не имеет номера, на первой странице сверху рукой Свиридова сделана надпись: «Мои записи 1989 г.». Записи велись в основном в 1989 и 1990 гг. Лишь в декабре 1996 г. тетрадь, что называется, подвернулась под руку и в ней на последней странице появились наброски текстов новогодних телеграмм. Тетрадь из той же «восходовской» партии. Из 96 листов заполнено 57. Шариковая ручка, паста разного цвета, почерк Г.В.Свиридова. Некоторые фрагменты из «Записей» были опубликованы в упоминавшихся ранее «Независимой газете» и журнале «Музыкальная академия». Полный текст «Записей» (с незначительными сокращениями) публикуется впервые.



1 - Имеются в виду постановление ЦК ВКП(б) СССР от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В.Мурадели...» и постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца"...».

2 - Свиридов с иронией использует здесь расхожее слово, в своем роде слово-шибболет (пароль) постановления 1948 г.. где речь шла о «формалистическом, антинародном направлении».

3 - Имеется в виду получивший широкий общественный резонанс фельетон «Плесень» Б.Протопопова и И.Шатуновского (см : Комсомольская правда. - 1953. - 19 ноября. - № 273 (8753). - С. 3). Свиридов вспомнил этот фельетон не случайно. Дело в том, что в начале 1990-х гг. в «Независимой газете» появилась одна публицистическая статья, посвященная поэзии «шестидесятников». К сожалению, я не помню ни автора этой статьи, ни ее названия, но зато отлично помню, что там говорилось о «поколении плесени», на что обратил мое внимание дядя, читавший эту статью.

4 - Алексей Борисович Вульфов (р. 1963) - композитор, музыковед. Ведущий консультант Организационно-творческой комиссии (секция камерной музыки) СК СССР (1989-1992), заведующий эстетической кафедрой школы № 1349 г. Москвы.

5 - Краткая записка на память о фестивале отечественной хоровой музыки, который проводился с 23 января по 1 февраля 1990 г. в Москве. В проведении фестиваля принимали участие Министерство культуры СССР, Союз композиторов СССР и Всесоюзное музыкальное общество. Идея фестиваля принадлежала Г.В.Свиридову и отчасти сотрудникам организационно-творческой комиссии Союза композиторов СССР, главным образом А.В.Кочеткову и С.Р.Сапожникову. В пяти концертных залах Москвы было проведено 10 концертов при участии 13 хоровых коллективов из России, Латвии, Эстония, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии. На правах гостя приехал хор из Италии. Всего было свыше 1500 участников. Прошли заседания профессионального клуба хормейстеров (со всего Советского Союза), состоялась международная научно-практическая конференция, в которой принимали участие 23 иностранных ученых. Была организована прямая трансляция трех концертов фестиваля, запись в фонд радио всех концертов, проводились съемки документального кинофильма. Планировались выпуск серии грампластинок «По страницам фестиваля отечественной хоровой музыки», цикл радиопередач, обзорные статьи и рецензии. Короче, размах фестиваля был необыкновенным, подобного рода демонстрация хорового искусства в нашей стране не имела себе равных. Концерты фестиваля проходили при полных залах и имели большой успех. Тем не менее в организации и проведении фестиваля Министерство культуры СССР и ВМО приняли минимальное участие, ограничившись подготовкой отдельных документов и проведением оргконференций. Руководство Союза композиторов откровенно устранилось от активного участия. В самый трудный подготовительный период, осенью 1989 г. Свиридов заболел и вся тяжесть работы упала на плечи молодых сотрудников СК СССР А.В.Кочеткова и А.Б.Вульфова. Им помогали композиторы В.И.Рубин, а на конечном этапе подготовки - А.Г.Флярковский. Но неотвратимо приближались события, приведшие к развалу страны. Тут уже было не до хорового искусства, не до музыки вообще… Постепенно об этом крупнейшем концертном событии в истории отечественной хоровой культуры стали забывать. Да и сам Свиридов под давлением событий «отгорел», отошел от горячо любимого им хорового дела и в дальнейшем уже не предпринимал никаких действий в этом направлении.

6 - Борис Залманович Диментман (р. 1929) - секретарь СК СССР по организационной работе (1988-1990), заместитель главного редактора газеты «Музыкальное обозрение».

7 - Александр Георгиевич Флярковский (р. 1931) — композитор, народный артист России (1986), орден «Знак Почета» (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1975). В то время секретарь Правления СК СССР. Действительный член Академии киноискусства «Ника», профессор.

8 - Георгий Петрович Дмитриев (р. 1942) - композитор, лауреат премии Москвы (2000).

9 - Александр Владимирович Чайковский (р. 1946) - композитор, заслуженный артист РФ. В то время секретарь Правления СК СССР.

10 - Юрий Сергеевич Саульский (1928) - композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), орден Дружбы народов (1986). В то время член Правления СК СССР.

11 - Владимир Ильич Рубин (р. 1924) - композитор, лауреат Государственной премии РСФСР (1972). заслуженный деятель искусств РСФСР (1977).

12 - Александр Владимирович Кочетков (р. 1955) - в то время старший консультант Организанионно-творческой комиссии, ведущий редактор художественного отдела Московской государственной академической филармонии.

13 - Юрий Михайлович Мухин - руководитель организационно-обслуживающего отдела СК СССР.

14 - Владимир Леонтьевич Щербак - председатель Международной комиссии СК СССР.

15 - Владимир Федорович Логачев - консультант Международной комиссии СК СССР.

16 - Сергей Романович Сапожников - сотрудник административного аппарата СК СССР.

17 - Сергей Алексеевич Горячев - в конце 1980-х - до 1991 г. начальник Отдела снабжения Музфонда СССР.

18 - Продолжение аналитического разбора прошедшего фестиваля.

19 - Софья Константиновна Егорова (р. 1953) — журналист, член Союза журналистов РФ, начальник Отдела внешних связей и пресс-службы Центра музыкальной информации и пропаганды советской музыки (Центрмузинформ) СК СССР(1988-1990). Ныне директор Телевизионно-артистической фирмы «ТЕАТА».

20 - Не совсем ясно, о каком предполагавшемся участии музыковедов В.Келле и Т.Масловской идет речь. Они не были приглашены ни в качестве официальных критиков фестиваля, ни просто в качестве рецензентов. У Свиридова не было большого выбора, да и критиков, способных дельно писать о тонком хоровом искусстве. - раз, два и обчелся... Что касается равнодушного отношения к фестивалю со стороны руководства СК СССР, то здесь Свиридов абсолютно прав. После смерти композитора положение не только не изменилось, но и еще более усугубилось — хоровое искусство как было, так и остается изгоем в отечественной музыкальной культуре.

21 - Данный фрагмент является наброском ненаписанной статьи или выступления о концертах фестиваля и о звучавшей в концертах музыке.

22 - Цитата из рецензии на публикацию литературных трудов выдающегося русского ученого А.В.Чаянова. См.: Сербиненко В. «Словом, все было по-хорошему... »: А.В.Чаянов. Венецианское зеркало. Повести. — М,: Современник. 1989, 236 с.//Новый мир. - 1989. № 12. - С. 254-256 (цитата - со с. 256)

23 - Продолжение наброска статьи по итогам хорового фестиваля.

24 - Один из вариантов русского перевода текста Сцены и арии Риголетто из второго действия одноименной оперы Верди.

25 - На сегодняшний день это едва ли не единственное письменное свидетельство существования замысла оратории, возникшего у Свиридова еще в 1950-е гг. (см.: ПСП, № 1).

26 - Часто встречающаяся на страницах тетрадей критика в адрес Хренникова не отражает ни всей гаммы довольно разнообразных чувств, которые вызывал у Георгия Васильевича неизменный первый секретарь Союза композиторов СССР, ни историю взаимоотношений этих двух выдающихся личностей. Во-первых. Свиридов при всех его обидах на реальные, а иногда мнимые вины все-таки уважал Хренникова как очень умелого организатора с гигантским опытом руководства, ценил его за его сметливость, за его незаурядный практичный ум, благодаря которому он сумел «пересидеть» не одного Генерального секретаря ЦК КПСС, среди которых были и такие, кто не хотел его видеть во главе руководства Союза композиторов. К тому же Свиридов всегда помнил, что Союз композиторов среди всех творческих союзов в годы сталинских репрессий пострадал менее всего, и в этом он видел заслугу Хренникова. Во-вторых, он ценил в нем композитора, считая, что он во много раз талантливее его противников, которых у Хренникова хватало. Свиридов ценил его ранние произведения, считал, что он подавал большие надежды, вспоминал, как они в молодости часто встречались, показывали друг другу свои сочинения, делились впечатлениями (ведь они - люди одного поколения, одной судьбы – оба из провинции, завоевывали столицы), как он был рефери в соревновании между Хренниковым и Соловьевым-Седым на написание романса на слова Есенина... Много всякого было на их общем жизненном пути, и, конечно, записи Свиридова не вмещают всего многообразия их взаимоотношений.

27 - Отклик на Пленум ЦК КПСС 25 апреля 1989 г., когда произошло решительное обновление состава Центрального комитета КПСС, а в отставку подати 75 членов ЦК, 24 кандидата в члены ЦК и 12 членов Центральной ревизионной комиссии. См.: Информационное сообщение о Пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советскою Союза// Правда. - 1989. - 26 апреля. - № 116 (25834). - С. 1.

28 - См.: Емельянова И. Москва, Потаповский .. //Наше наследие. — 1990. - № I. - С. 51-63. Ирина Ивановна Емельянова – дочь О.В.Ивинской, возлюбленной Б.Пастернака.

29 - Имеется в виду роман Б.Пастернака «Доктор Живаго».

30 - Неточная цитата по памяти. Имеются в виду известные слова, якобы принадлежащие Пушкину, которые знал Л.Н.Толстой. В воспоминаниях о своем отце С.Л.Толстой приводит эту фразу: «Он <Л.Н.Толстой> говорил, что иногда действующие лица у писателя поступают неожиданно для него самого. Как пример он приводил слова Пушкина, сообщенные одним из современников Пушкина: "Какова моя Татьяна, какую штуку выкинула! Отказала Онегину!" См.: Толстой С.Л. Мой отец в семидесятых годах. - Высказывания его о литературе и писателях. (Цит. по след. изд.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. I. - М.: Художеств. лит., 1978. — С. 218.)

31 - Пересказанная (Пастернаком) строка из «Евгения Онегине» Пушкина («Или разыгранный Фрейшин/Перстами робких учениц»)

32 - Имеется в виду оценка, данная Блоком в отзыве для издательства «Всемирная литература» на пастернаковский перевод поэмы «Тайны» Гете (1920). В отзыве есть следующие слова, которые частично и приведены здесь Свиридовым: «Сам по себе перевод литературен, но пестрит очень многими выражениями, обличающими комнатность, неразвязанность переводчика; что-то кропотливое, домашнее, мало талантливое». (Цит. по изд.: Блок А. Полн. собр. соч. В 8 т. Т. 6. Проза 1918-1921. - М.; Л.: ГИХЛ, 1962. - С. 469.)

33 - Строка из стихотворения Б.Пастернака Нобелевская премия (1959).

34 - Имеется в виду характеристика, данная Ариадной Эфрон хозяйке квартиры в Туруханске: «Бабка — старая потомственная кулачка». Цит. по публ.: Письма Ариадны Сергеевны Эфрон. Сост., текстол. и примеч. Р.Б.Вальбе//Нева. 1989. - № 4. - С. 147.)

35 - Мусоргский М.П. Письма. - М.: Музыка, 1981. - С. 208.

36 - Там же, с. 217.

37 - Там же, с. 276.

38 - Из письма Л.И.Шестаковой в ночь с 28 на 29 октября 1874 г. – Там же, с. 150.

39 - Там же. с. 157. Свиридов цитирует с небольшими «погрешностями». У Мусоргского: «Великорусса я немножко знаю...».

40 - Там же, с. 159.

41 - У Мусоргского: «Раскаяние великое дело...». — Там же, с. 170.

42 - У Мусоргского: «Прочтя записки, почуял звук родной струны - обращение к образной, народной русской речи, к тому могучему слову, которое как будто намекнет, ан смотришь — уже и сказано...». - Там же, С. 82—83.

43 - Там же, с. 198-199.

44 - Там же, с. 52.

45 - Строка из стихотворения А.Белого Друзьям (1907). См.: Белый А. Стихотворения и поэмы. - М; Л.: Сов. писатель, 1966. - С. 249 (Библиотека поэта, большая серия)

46 - По-видимому, имеется в виду составленная Вадимом Кожиновым антология современной поэзии См : Страницы современной лирики/Сост. В.Кожинов. - М.: Детская литература, 1980. См. также примеч. 85 к Тетради 1978-1983.

47 - Ксения Михайловна Аствацатурова (1902—1969) вторым браком была за композитором Ю.В.Кочуровым. с которым Свиридов был в дружеских отношениях и Георгий Васильевич знал всю семью. В 1950 г. Ксения Михайловна помогла Свиридову попасть на лечение в Клинику нервных заболеваний при Военно-медицинской академии, где когда-то работал ее отец, известный военный врач, д-р медицины, профессор, руководитель кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии М.И.Аствацатуров (1877—1936). Надежда Платоновна Аствацатурова (урожд. Гургенбекова; 1878-1965) — мать Ксении Михайловны. Ляля - Вера Ивановна Раздольская — дочь Ксении Михайловны от первого брака, была замужем за дирижером Джемалом Далгатом (1920-1992).

48 - Один из вариантов полного композиционного плана блоковского хорового цикла, замысел которого созрел у Свиридова в конце 1980-х гг. (см.: ПСП, № 66).

49 - Программа первоначального варианта хорового цикла «Песнопения и молитвы», составившего впоследствии первую часть этого цикла «Неизреченное чудо». См.: Свиридов Г. Полн. собр. соч. Т. 21. Песнопения и молитвы.

50 - Первоначальный замысел второй части хорового цикла «Песнопения и молитвы». См. там же.

51 - Один из первоначальных вариантов состава третьей части цикла «Песнопения и молитвы». См. там же.

52 - Набросок текста телеграммы дирижеру В.И.Федосееву.

53 - Вероятно, это набросок текста телеграммы А.В.Руцкому в ответ на его поздравление с днем рождения. Композитор переписывался с Руцким, что называется, «болел» за земляка, внимательно следил за его политической карьерой начиная с 1991 г.

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


12 июля

1790 г. Французское Учредительное собрание отделило церковь Франции от Рима и причислили священников к гражданским служащим.
1917 г. Во время 1-й мировой войны в ходе Ипрского сражения германская армия впервые применила в качестве боевого отравляющего вещества горчичный газ, который по месту боев получил название иприт.
1943 г. Возле станции Прохоровка (недалеко от Белгорода) произошло крупнейшее в мировой истории танковое сражение. С советской и германской сторон в нем принимало участие до 1200 танков и САУ.
1988 г. В СССР запущена Автоматическая межпланетная станция «Фобос-2».

Родились:
1884 г. Амедео Модильяни, итальянский художник и скульптор.
1894 г. Юрий Александрович Завадский - главный режиссер Театра им. Моссовета.
1876 г. Сергей Исаевич Уточкин - один из первых русских летчиков. В 1910-1911 совершил публичные полеты во многих городах России и за рубежом (1876-1916).
1904 г. Пабло Неруда - чилийский поэт-коммунист, дипломат, нобелевский лауреат 1971 года.
1914 г. Петр Мартынович Алейников - советский киноактер («Семеро смелых», «Трактористы»)
1946 г. Валентина Васильевна Толкунова - советская и российская певица, Народная артистка России (1946-2010).

Из цитатника:


Человек любит считать свои беды, но не считает радостей.
Ф.М. Достоевский

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6336363
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
2029
1442
13435
24513

Сейчас: 2020-07-12 15:06:51
Счетчик joomla