Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Хорошего человека употчуешь кусом, а худого не употчуешь и гусем.
 Седина в бороду, а бес в ребро.
 Плохо лежит - брюхо болит (прибавка: мимо пройти - дураком назовут).
 С рожи болван, а во всем талан.
 Не спится, не лежится, все про милого грустится.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К тетради 1991

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





ТЕТРАДЬ 1991


  Тетрадь не имеет названия. Текст начинается с указания даты: «10 янв. 1991 г.». Писчий материал - все тот же, «восходовский», только обложка необычного малинового цвета. Тетрадь использована почти полностью, 91 лист. Шариковая ручка, паста разного цвета, почерк Г.В.Свиридова.

 Думаю, что это один из наиболее интересных личных и, если так можно сказать, личностных документов эпохи «перестройки», писавшийся по следам событий. Фрагменты из этой тетради неоднократно публиковались в периодической печати и использованы в моей вступительной статье к 21-му тому Полного собрания сочинений Георгия Свиридова. Полностью текст тетради публикуется впервые с незначительными сокращениями.



1 - В ту знаменательную для меня встречу в начале января 1991 г. я должен был решиться на переезд в Москву, куда звал меня дядя на открывавшуюся вакансию должность директора Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Я долго колебался, потом как-то нерешительно согласился, но, в конце концов, совершил непростительную ошибку — испугался сделать этот шаг. Впрочем, после августа 1991 г. это уже было нереально, так как ни Министерства культуры СССР, ни самого министра (в смысле - должности), с которым была предварительная договоренность о моем назначении на работу в одном из учреждений культуры Москвы, уже не было. 10 января, как раз после утреннего горячего объяснения с дядей, мне было, откровенно признаться, не до общего, хотя и очень славного разговора...

2 - В 1980 г. фирма «Мелодия» выпустила альбом из двух пластинок под названием «Пушкин. Времена года» (1. Зимняя дорога. 2. Осень). На пластинке была записана литературно-музыкальная композиция В.С.Непомнящего, созданная на основе стихотворений Пушкина и ряда других поэтов в сочетании с музыкой Баха, Шостаковича и Свиридова. Альбом этот имел большой успех и быстро разошелся. Свиридов хотел помочь В.С.Непомнящему с переизданием. Но неумолимые события 1991 г. помешали этому.

3 - Михаил Владимирович Краснов (1926-1997) - композитор, заслуженный работник культуры РФ (1977), участник Великой Отечественной войны, имел орден Отечественной воины II степени, девять медалей, в том числе и «За победу над Японией». Доцент Муз.-пед. института им. Гнесиных. С 1971 г. работал в репертуарно-редакционной коллегии Управления музыкальных учреждений Министерства культуры СССР. С 1982 г. возглавил эту коллегию. Многие композиторы с уважением отзываются до сих пор о М.В.Краснове. Свиридов относился к нему с сердечной теплотой. Краснов обладал большим практическим опытом, и Свиридов часто советовался с ним по самым разным вопросам.

4 - После хорового пленума Свиридов несколько раз пытался привлечь внимание общественности к вопросу о состоянии отечественной хоровой культуры, судьба которой беспокоила композитора. Но 1991 г. был полон социально-политическими событиями, на фоне которых разговор о хоровом деле потерял всякий смысл.

5 - Работая над своим последним хоровым циклом «Песнопения и молитвы», Свиридов намеревался показать свои новые хоры на слова из православного обихода регентам. Отсюда обращение к крупнейшему знатоку и признанному специалисту, регенту Троице-Сергиевой лавры о. Матфею (Мормылю).

6 - Свиридов принимал участие в составлении нового ценника на хоровые произведения для закупочной комиссии при МК СССР. В духе времени в ценнике появились жанры, немыслимые для советского периода: литургии, мессы и пр. Композитор М.В.Краснов тогда возглавлял закупочную комиссию при Министерстве культуры РСФСР.

7 - Иван Сергеевич Вишневский - молодой тогда композитор, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, журналист. Несколько молодых людей из «Гнесинки», выпускников, тянулись к Свиридову. Среди них был и композитор Алексей Вульфов, ученик П.И.Пейко. Пейко был долгое время в очень близких отношениях со Свиридовым Позднее они как-то разошлись, но Пейко всегда высоко ставил талант Свиридова и свиридовская музыка постоянно звучала на занятиях в его классе. Из «Гнесинки» вышли и композитор Владимир Генин, и Михаил Аркадьев, замечательный музыкант. Георгий Васильевич относится к молодым с большой симпатией. По рекомендации Свиридова закупочной комиссией были приобретены два произведения Вишневского: кантата для смешанного хора с оркестром «Вечер на Украине» на слова А.М.Горького (по рассказу «Ярмарка в Голтве») и «Российской коммуне», песнопения для смешанного хора в сопровождении инструментального ансамбля на слова А.К.Толстого и С.А.Есенина.

8 - Свиридов очень высоко отзывался о ленинградском композиторе Алексее Захарове, ученике В.П.Чистякова. Ему нравились эти песни на слова Есенина, он считал их какими-то чистыми, незамутненными, родниковыми.

9 - Так никем и не написанную об этом замечательном малоизвестном, но талантливом композиторе... Отношу этот упрек и к себе самому.

10 - Вопрос о написании статьи о состоянии хоровой культуры все еще оставался актуальным для Свиридова зимой 1991 г. Он часто беседовал в это время на эту тему со своими коллегами-композиторами, с руководителями хоров, с чиновниками из Министерства культуры. По его просьбе я прислал ему свои тезисы для этой статьи (они сохранились в личном архиве композитора с его правками и замечаниями на полях). Из них, в частности, был приведен факт существования в США Русского хорового общества и сведение о намерениях этого общества издать многотомную антологию русской духовной музыки.

11 - Среди многочисленных замыслов написания «литургической музыки» конца 1980-х -начала 1990-х гг. у Свиридова существовала мысль тематического объединения отдельных песнопений в циклы. Здесь приводится один из композиционных планов «богородичного» цикла (см. мою вступительную статью «Хоровая "теодицея"Свиридова» в 21-м томе Полного собрания сочинений Г.В.Свиридова).

12 - В.В.Панченко в то время возглавлял Госконцерт СССР.

13 - Известная певица Нина Раутио (меццо-сопрано), тогда еще, кажется, солистка Малого оперного театра, незадолго перед описываемыми событиями начала января 1991 г. спела с большим успехом поэму «Отчалившая Русь» в Москве. Должны были состояться переговоры относительно будущих сезонов. Но 1991 г. был во многих отношениях роковым. Рушились государства, судьбы людей... Планы тоже рушились.

14 - Александр Сергеевич Дзасохов в то время был членом Политбюро и секретарем ЦК КПСС, ведал культурой.

15 - Ольга Евгеньевна Павловская была тогда заместителем директора по науке Музея им. А.Рублева. Она была увлечена идеей создания наbr / базе музея большого научно-исследовательского центра по изучению и пропаганде всех видов искусств Древней Руси. У нее возникла мысль создать попечительский совет, в который она хотела пригласить видных людей, чей авторитет помог бы ей, как она полагала, в осуществлении ее замысла. В том числе она обратилась и к Свиридову. Из затеи с попечительским советом ничего не вышло, но научный центр несколько более скромного масштаба ей все-таки удалось создать. Как бывший проректор по научной работе вуза догадываюсь, чего ей это стоило...

16 - Словесное описание одного из вариантов музыкального текста заключительного хора из цикла «Песнопения и молитвы» (см.: Свиридов Г. Полн. собр. соч. Т. 21. Песнопения и молитвы (ч. V. Другие песни, № 7).

17 - Здесь и далее - несколько набросков и заготовок к статье о русской хоровой культуре.

18 - Речь идет об ответах в анкете, присланной редакцией известного издания Оксфордского университета из серии «Who is who in music».

19 - Интересная деталь акустического решения произведения для голоса соло (меццо-сопрано) с симфоническим оркестром Мария приходит на могилу Христа: «Предваривший утро яже о Марии...», которое должно было войти в большое сочинение ораториального типа «Из литуртической поэзии» (см.: ПСП, № 102, 238). О замысле ораториального произведения см. мою вступит. статью к публикации «Песнопений и молитв» в 21-м томе Полного собрания сочинений Георгия Свиридова.

20 - Одно из последних свиридовских «открытий» - Новосибирский камерный хор, привлекший внимание композитора.

21 - Я приехал к дяде из Крыма, где отдыхал, 30 августа, и мы вместе с ним на даче в Жуковке смотрели по телевизору концерт «победителей» у Васильевского спуска. Нас обоих поразила чудовищная безвкусица, какая-то безудержная вакханалия, ликующее торжество черни. Дикторы всех каналов наперегонки соревновались в остроумии по поводу показа балета «Лебединое озеро» 19 августа, и казалось, что этот балет был им ненавистен ничуть не меньше советского строя, гибель которого они восторженно приветствовали... Новые революционеры апеллировали к чувствам толпы, заигрывая с ней. На Васильевском спуске мы видели именно толпу, Россия, народ, как обыкновенно. - безмолвствовали. Если говорить точнее, то все, что произошло в августе 1991 г., смогло произойти благодаря тому, что народ в тот момент просто молча отстранился от происходящего. Помню, после окончания трансляции концерта Свиридов сказал: «Если новая власть пришла с подобным, то она не сможет удержаться надолго...»

22 - Судя по контексту (см. предшествующий перед этим текст, озаглавленный «22 августа»), это набросок письма, адресованного М.С.Горбачеву. Письмо было написано и послано. Это подтвердил мне в личной беседе сам Михаил Сергеевич Горбачев.

23 - Перефразированные слова из дневниковых записей Ф.М.Достоевского за 1881 г. У писателя: «Жид и банк господин теперь всему: и Европе, и просвещению, и цивилизации, и социализму. Социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет христианство и разрушит ее цивилизацию. И когда останется лишь одно безначалие, тут жид и станет во главе всего» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. - Л.: Наука. 1984. Т. 27. - С. 59).

24 - Имеется в вилу баллада «Судья Горба» (1933), и местная также под названием «Судья ревтрибунала».

25 - Судя по содержанию, это набросок письма В.С.Непомнящему, отклик на его статью в журнале «Новый мир». См : Непомнящий В. Вне суеты [Рецензия на кн.] Музыкальный мир Георгия Свиридова. — М.: Советский композитор. 1990, 222 с.// Новый мир. - 1991. - № 2. - С. 252-253. (В рубрике «Книжное обозрение».) В беседе с В.С.Непомнящим мне удалось выяснить, что Георгий Васильевич так и не отправил это письмо.

26 - Я очень хорошо помню, что в 1970-1980-е гг. Свиридов не без интереса слушал зарубежную эстрадную песню, рок-музыку, в том числе и Битлов по радиоприемнику. В 1991 г. «плотина» была уже прорвана и Россию затопила мутная волна массового искусства, преимущественно англо-американского производства. В этой ситуации у Свиридова возникает иная оценка всего явления масскультуры и, в частности, песен Дж. Леннона и П.Маккартни. К тому же негативная оценка его здесь, в немалой степени
связана с просмотром фильма, нежели собственно с музыкой. Не говорю уже о его настроениях и его видении жизни в это время...

27 - Свиридов очень внимательно следил за политическими событиями 1991 г. Выдвигавшаяся в то время официальная версия путча ГКЧП и всех последующих событий вплоть до распада СССР, к чему уже явно шло дело, вызывала у него большие сомнения. Отсюда - подобного рода исторические аллюзии.

28 - Речь идет о палестино-израильской конференции, проходившей в октябре 1991 г. в Мадриде.

29 - Имеется в виду Г.X.Попов.

30 - Сокращенно от названия романа А.И.Солженицына «Раковый корпус».

31 - Увы, малоприятная для меня миссия объяснить эту резкую реплику в адрес очень почтенного человека, с которым Свиридов был в хороших, дружеских отношениих. Они были давно знакомы, им приходилось много раз участвовать во всякого рода мероприятиях, сьездах, комиссиях. В последний раз они встречались на заседаниях Российского фонда культуры, когда его возглавлял Лихачев и куда, кажется, по его инициативе был приглашен Свиридов. Свиридов регулярно читал труды ученого, мы часто говорили о нем с дядей, и я до сих пор помню его слова о том, что пока в Ленинграде есть Лихачев, город может считаться мировым культурным центром. В начале 1980-х гг. режиссер Галина Нечаева снимала на ленинградском телевидении передачу, посвященную диалогу ученого и композитора. Они выступили вместе в «Литературной гатете» (см.: Академик Д.С.Лихачев – композитор Г.В.Свиридов. Ощущать себя в столетиях. Диалог записала Гатина Нечаева //Литературная газета. - 1982. — 24 ноября. - № 47 (4905). - С. 8). Композитор всегда приглашал ученого и его супругу Зинаиду Александровну на свои авторские концерты, и Дмитрий Сергеевич, пока позволяло здоровье, посещал их. В 1994 г. Г.М.Нечаева снимала телефильм, посвященный 90-летию со дня рождения Лихачева, и приезжала в Жуковку, чтобы заснять выступление Свиридова. Как говорит сама Нечаева, «Георгий Васильевич не только произнес вдохновенную речь о Дмитрии Сергеевиче, но и размышлял в связи с его юбилеем о судьбе и о предназначении России» (после ухода Нечаевой с телевидения исходный материал и сам фильм, как водится, «размагнитили»).
  ...Их развели события 1991 г. и последующих лет. Особенно тягостное впечатление на Свиридова произвело подписанное Лихачевым небезызвестное обращение по следам событий осени 1993 г. О «милости к падшим» победителя в том обращении, как известно, подписавшие его не призывали...

32 - В одном из блокнотов сохранилась следующая запись Свиридова за 1993 г. : «...Булгаков, которого я узнал очень давно, еще в 20-е годы, через "юмористические рассказы" "Похождения Чичикова в Советской России", "Роковые яйца", кстати, Рокк-чекист из повести откликнулся литературным псевдонимом Вс. Меркулова (заместителя Берии). Он писал пьесы, и две из них были поставлены в Малом театре (увы!)» Речь идет о небезызвестном Всеволоде Николаевиче Меркулове, сотруднике Л.П.Берия, в конце тридцатых годов - зам. наркома внутренних дел СССР. Его литературный «дар» Берия оценил еще в начале своей карьеры в Грузии. Как драматург под псевдонимом «Всеволод Рокк» Предлагал свои пьесы разным театрам. Одна из упоминаемых Свиридовым пьес «Инженер Сергеев», посвященная разоблачению «фашистских прихвостней», шла в Малом театре во время войны.

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Величайшее поощрение преступления - безнаказанность.
Цицерон

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328706
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1444
2694
5778
16856

Сейчас: 2020-07-08 16:30:20
Счетчик joomla