Поиск

Реклама

Календарь

<< < Июль 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Поможем

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 К милому и семь верст не околица.
 Рука руку моет - обе белы живут (или: хотят обе белы быть).
 Кто чаще смерть поминает, тот меньше согрешает.
 Бог отстанет, так ни один не встанет.
 Доведется ж и коту с печи соскочить.


Свиридов Г.В. Музыка как судьба - К тетради (1989), 1994

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.68 [19 Голоса (ов)]

Содержание материала





ТЕТРАДЬ (1989), 1994


  Тетрадь без названия, на первом листе проставлена дата: «16 октября 1989». Однако, кроме списков сочинений на первых четырех листах, с 1989 по 1994 т. тетрадь, по всей видимости, не использовалась. Основной массив записей относился к 1994 г. он и составляет главное содержание тетради. Поэтому мы решили датировать эту тетрадь 1994 г, отметив в скобках начальную дату. Эта тетрадь в известной мере последняя. Она и по настрою мыслей - финальная. После 1994 г. Георгий Васильевич перестал вести систематические записи — он понимал, что отпущенное ему Богом время уже стало измеряться минутами и что эти минуты нужно посвятить главному делу своей жизни, тому, что стало его судьбой - музыке...

Тетрадь - все из той же знакомой нам партии «восходовской» продукции с характерным коричневым переплетом. Всего заполнено 17 листов. Паста разного цвета, почерк Г.В.Свиридова. Впервые текст тетради был опубликован (с купюрами) в альманахе «Медный всадник» (2001. - № 8. - С. 47-100). Полностью текст тетради публикуется впервые с незначительными сокращениями.



1 - Один из редких датированных списков произведений, вошедших позднее в последние циклы Свиридова: Песнопения и молитвы из литургической поэзии (1980-1997). См.: Свиридов Г. Полн. собр. соч. Т. 21. Песнопения и молитвы. Для смешанного хора без сопровождения. Слова из литургической поэзии, Авторская редакция с исполнительскими коммент. В.А.Чернушенко. Общ. ред., вступит. статья А.С.Белоненко. — М.; СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001. Там же см. мою вступит. статью «Хоровая "теодицея" Свиридова» См. также ПСП, № 101, 102.

2 - Один из композиционных планов кантаты на слова Н.Рубцова «Золотой сон» (см.: ПСП, № 222 и 223).

3 – Впоследствии эта духовная песня входила в состав незавершенных цикла на слова Н.Клюева и кантаты «Русская природа» на слова русских поэтов. См.: «Духовные стихи старообрядческого толка» для солистов, хора мальчиков, мужского и смешанного хоров без сопровождения и в сопровождении симфонического оркестра или отдельных музыкальных инструментов и др. (см.: ПСП, № 103, 226, 245).

4 - Как и последующая запись, эта представляет собой один из многочисленных вариантов композиционного плана большого произведения на слова А.Блока, о котором уже шла речь выше. См. «Большой Блок» (ПСП, № 250).

5 - В личном архиве композитора сохранилось большое число рукописей и звукозаписей с вариантами музыкального текста элегии «Выхожу один я на дорогу» на стихи М.Ю.Лермонтова. Свиридов постоянно возвращался к этому произведению, но так и не завершил его (см.: ПСП, № 117, 251).

6 - Один из редких списков композиционного плана незавершенной кантаты на слова пушкинских эпиграмм. Первоначально это сочинение должно было войти в состав концерта для хора «Пушкинский венок» (1978). Кантата сохранилась частично в рукописях, а более полно - в звукозаписи авторского исполнения. Кроме кантаты существовал замысел сочинения под следующим названием: «Четыре эпиграммы: для баса соло, смешанного хора и симфонического оркестра» (см.: ПСП. № 60). Представленный в этой тетради план кантаты совмещает некоторые названия, которые в нотах существуют раздельно (ср. план кантаты «Бич Ювенала» в ПСП, № 59 с планом «Четырех эпиграмм»). Сопоставляя с текстами в нотах, можно в основном представить, какие стихотворения Свиридов положил в основу данного плана: «Бич Ювенала» «О муза пламенной сатиры...»; Графиня Орлова «Благочестивая жена душою Богу предана...»; «Три цензора» — «Тимковскнй царствовал...»; из Четырех эпиграмм здесь представлены: «Булгарин» - «Не то беда, что ты поляк...»; «Царь Александр I» - «Воспитанный под барабаном...» Единственную загадку представляет собой четвертый номер: Уваров - «Вот злодеев покровитель...». То ли это ошибка памяти, то ли мы имеем дело с какой-то редакцией поэтического текста, так как у Пушкина есть эпиграмма на кн. А.Н.Голицына, начинающаяся следующей строкой: «Вот Хвостовой покровитель...», но нет ни эпиграммы на С.С.Уварова, ни текста, начинающеюся строкой: «Вот злодеев покровитель...» (Кстати сказать, в Четырех эпиграммах Свиридов намеревался использовать именно подлинный пушкинский текст.)

7 - Один из вариантов циклического произведения для баса с симфоническим оркестром под названием «Из Пушкина» (см.: ПСП, № 227). В основе поэтических текстов лежат следующие стихотворения: «Старость»; «Поредели, побелели кудри - честь главы моей...»; «Гробница Кутузова»; «Перед гробницею святой...»; «Памятник»; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «Вечер у сводни»; «Сводня грустно за столом...».

8 - Скорее всего, это наметки плана совершенно неизвестного сочинения для меццо-сопрано с оркестром.

9 - Точно так же это один из вариантов плана какого-то большого сочинения для двух солистов, хора и оркестра.

10 - Имеется в виду цикл романсов для голоса в сопровождении фортепиано на слова А.С.Пушкина (1935).

11 - «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра на слова С.Есенина (1956).

12 - Юрочка - Г.Г.Свиридов, сын Г.В.Свиридова (см. о нем примеч. 52 в Тетради 1972-1980). У Г.Г.Свиридова была болезнь почек (пиелонефрит), последние годы он жил в Японии, где ему удалили одну почку и он жил с аппаратом искусственной почки (диализ). Сын скончался от сердечной недостаточности за неделю до смерти отца. Георгий Васильевич, сам бывший уже при смерти и последнюю неделю находившийся почти без сознания, так и не узнал о смерти сына...

13 - Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в миру Алексей Михайлович Ридигер (р. 1929). Его Святейшество знал Свиридова лично, общался с ним, ценил его как творца, мыслителя. После кончины композитора Его Святейшество отслужил панихиду по нему в храме Христа Спасителя Я бесконечно благодарен Его Святейшеству за то, что он удостоил благословения подготовку и выход в свет 21-го тома Полного собрания сочинений Г.В.Свиридова, посвященного последнему сочинению композитора - хоровому циклу «Песнопения и молитвы». См.: Первосвятитель. Посвящается 10-летию Патриаршей интронизации и 50-летию свяшениослужения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 2000.

14 - Иоанн, митрополит Ленинградский и Ладожский, в миру Иван Матвеевич Снычев (1927-1995). В моей памяти остался эпизод встречи митрополита Иоанна со Свиридовым в Большом зале Филармонии, куда я пригласил иерарха на петербургскую премьеру «Песнопений и молитв» в 1993 г. Концерт проходил в рамках Пасхального фестиваля, который митрополит благословил, в том числе и заключительный концерт духовной музыки в Казанском соборе, что было необычным делом на Руси... После исполнения «Песнопений и молитв» состоялся довольно продолжительный разговор, в котором митрополит высказал свое отношение к новому произведению, свое представление о традиции церковно-певческого искусства. Помню, что владыка выговаривал композитору за то, что он отступил от правила сохранения неизменными литургических текстов, за неправильные ударения в некоторых словах. Не думаю, что со всем, о чем говорил митрополит, композитор был согласен. Тем не менее Свиридов относился с большим почтением к митрополиту Иоанну, его воззрениям, разделял его озабоченность судьбой православия в России.

15 - Эльза - жена Г.В.Свиридова Э.Г.Свиридова. См. о ней примеч. 71 в Тетради 1972-1980.

16 - Имеется в виду публикация статьи Ольги Томпаковой «Иду сказать людям, что они сильны и могучи...». Учение А.Н.Скрябина и современные ему философы //Музыкальная академия. - 1993. — № 4. - С. 180-185. Фотография: портрет рыцаря Жиля де Пре (sic!) помещена на с. 182.

17 - Ю.И.Селезнев (1939—1984) скончался от сердечного приступа в номере гостиницы во время командировки в ГДР. Ю.И.Селиверстов (1940-1990) - тоже от сердечного приступа во время купания в Черном море.

18 - Имеется в виду двухтомник «...Из русской думы». - М.: Роман-газета, 1995. В книгу вошли портреты и фрагменты из писем, рецензий, литературных произведений и научных трудов А.С.Пушкина, П.Я.Чаадаева, Н.В.Гоголя. Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, М.П.Мусоргского, Л.Н.Толстого, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Григорьева, И.С.Аксакова и других выдающихся русских писателей, мыслителей. В московской квартире Свиридова сохранились портреты самого Георгия Васильевича и В.А.Гаврилина, выполненные Ю.И.Селиверстовым.

19 - Во Второй симфонии Шостакович использовал слова Л.Безыменского. См.: Вторая симфония. «Посвящение Октябрю» с заключительным хором на слова А.Безыменского. Для оркестра и хора. Си мажор. Одночастная. Соч. 14 (1927). В Третьей симфонии - слова С.Кирсанова («В первое, первое мая брошен в былое блеск...»). См.: Третья симфония. «Первомайская» с заключительным хором на слова С.Кирсанова. Для оркестра и хора. Ми-бемоль мажор. Одночастная. Соч. 20 (1929). Насколько известно, у Шостаковича на слова М.Светлова есть всего лишь Две песни для голоса с ф-но («Колыбельная» и «Фонарики»), соч. 72 (1945). Последняя песня была использована Шостаковичем в его оперетте «Москва. Черемушки» (1958). Поэтому в данном случае высказывание Свиридова, что Светлов - поэт Шостаковича, явно не точное, пристрастное. Что касается ранних симфоний, то известно, что Д.Д.Шостакович сам считал их не столь удачными, чисто экспериментальными сочинениями.

20 - Фэкс - Фабрика экспериментального актера, открытая Г.Козинцевым и Л.Траубергом в Ленинграде в 1920-е гг. Актеры, обучавшиеся на этой фабрике, назывались фэксами.

21 - Сам Георгий Васильевич в 1930-е гг. был большим поклонником «левого» искусства, а что касается опер Шостаковича, то он знал их хорошо и память о них пронес через всю свою жизнь. В одном из многочисленных разговоров на эту тему (примерно в середине 1980-х), Свиридов со вкусом и энтузиазмом говорил о блестящей оркестровке «Носа» (в это время он вновь вернулся к изучению партитуры оперы), о комических же эффектах говорил с легкой, безобидной усмешкой, как о своеобразном проявлении неуемной молодости Шостаковича. Оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Свиридов знал не просто очень хорошо, а досконально, играл страницами из нее наизусть и отмечал все достоинства и недостатки первой редакции. Он ценил спектакль в МАЛЕГОТе, считая его лучшим, находя в нем большее соответствие сценического воплощения «натурализму» самого замысла. Кстати сказать, он считал более удачными, соответствующими стилю музыки либретто и литературный текст первой редакции, отмечая при этом в ней перегруженность оркестровой партии. Между прочим, я запомнил из его слов, что относительно партии ударных в «Носе» Дмитрий Дмитриевич обращался к Самосуду и дирижер дал дельные советы, которыми Шостакович воспользовался.
 Нравственное осуждение содержания оперы «Катерина Измайлова» у Свиридова на склоне лет имеет свою культурную традицию, восходящую в конечном итоге к христианской морали, которой была пропитана великая русская культура, взрастившая Свиридова. Но были и другие влияния.
 Примечательно в этом смысле употребленное здесь выражение «цинизм». Именно этим словом охарактеризовал Б.Н.Асафьев представленные на экзамене по композиции в 1935 г. ранние фортепианные прелюдии Свиридова, отмечая влияние на юного композитора молодого Шостаковича. (Об этом после экзамена рассказал Юрию Свиридову декан теоретико-композиторского отделения Центрального музыкального техникума С.Н.Богоявленский.) Как мне рассказывал сам Свиридов, Асафьев и В.В.Щербачев относились к творчеству Шостаковича достаточно критически, если не сказать ревниво. Они надеялись, что лидером новой русской музыки станет ученик В.В.Щербачева Гавриил Попов, ровесник Шостаковича. Шостакович же был, как известно, учеником М.О.Штейнберга. В противостояиии Штейнберга и Щербачева отразилась долгая, незатухающая борьба двух школ, двух направлений, возникших и Петербурге еще на заре XX в., продолжавшаяся после революции. Это противостояние образовало полюса напряжения в ленинградской музыкальной жизни в целом, и, между прочим, эта соревновательность и создавала условия для прогресса, обеспечивала движение вперед. Это очень важно для понимания истории советского периода русской музыкальной культуры, так как до сих пор известные критические замечания Асафьева в адрес Шостаковича пытаются объяснить лишь конъюнктурой, сложившейся после появления известной статьи «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» в 1936 г.


Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#3 Александр 02.11.2019 13:36
Огромное спасибо за возможность читать эту книгу.
"Книга-это быть вместе"
Цитировать
 
 
#2 Михаил Трубицын 21.08.2019 13:03
Достоевский был сознательно забываем, преследуем все довоенное время, полузапретен. Первая мемориальная доска была установлена в Ст Руссе на доме, где он жил, во время войны. Доска была установлена
герм войсками.
Цитировать
 
 
#1 Людмила Ватюкова 05.02.2015 09:50
Замечательно! Люблю Свиридова.Интересно всё о нем, прочитаю все его заметки,вернее- литературные мысли. Спасибо Вам лично за сохранение и восстановление всех материалов о единственном Национальном композиторе (кроме.пожалуй. Гаврилина,)Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью Свиридова и Вашей.Спасибо!
Цитировать
 

Сегодня по календарю


8 июля

1709 г. Русская армия Петра I разбила шведскую армию короля Карла XII в Полтавском сражении.
1901 г. Во Франции введено ограничение скорости движения автомобилей в городах - 10 км/час.
1922 г. Впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
1926 г. Король Сауд создал Саудовскую Аравию.
1974 г. ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Родились:
1621 г. Жан де Лафонтен - французский баснописец.
1892 г. Николай Николаевич Поликарпов, российский и советский авиаконструктор.
1894 г. Петр Леонидович Капица, советский физик, лауреат Нобелевской премии (1894-1984)
1915 г. Николай Николаевич Крюков, советский актер театра и кино («Последний дюйм», «По тонкому льду», «Смерть под парусом» и др.).
1938 г. Андрей Васильевич Мягков - русский актер («Ирония судьбы», «Гараж», «Дни Турбиных», «Служебный роман»).
1952 г. Карен Георгиевич Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро»).

Из цитатника:


Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в возможность добиться чего-то значительного в жизни. Эта черта свойственна мелким душонкам.
Марк Твен

Реклама

Обратная связь

Для обратной связи пишите на почтовый адрес:
[email protected]

Счётчик посещений


6328648
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1386
2694
5720
16798

Сейчас: 2020-07-08 15:57:57
Счетчик joomla