Грузинский Пётр Николаевич

 Пётр Николаевич Грузинский родился в Курске 19 декабря 1837 года в семье небогатого помещика. Художественные способности у него проявились очень рано. В детстве самостоятельно занимался рисованием, а 14-летним подростком был определен в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где его зачислили в класс баталиста проф. Б.П. Виллевальде. В 1860 году ему была присуждена Малая золотая медаль за программу «Цыганский табор», а в 1862 году Большая золотая медаль за картину «Последний штурм Гуниба».

В 1863 году Петр Грузинский как пансионер Академии на шесть лет едет за границу. Он провел эти годы в Германии, Италии, Франции. В 1864 году он отсылает в Петербург на академическую выставку три картины: «Пикет зуавов на маневрах во Франции», «Рынок в Фонтенбло», «Пляска итальянцев на одной из улиц Парижа». Но Совет Академии напоминает своему пансионеру, который чересчур увлекся жанровыми сценами, что он должен заниматься исключительно батальной живописью.

Оставаясь пансионером Академии, П.Н. Грузинский в 1865 году едет на Кавказ для работы над картиной «Оставление горцами аула при приближении русских войск». Окончив эту картину, он пишет несколько произведений из русского народного быта «Тройка и метель», путевые кавказские сцены «Путешествие художника по Кавказу».

В 1872 году за картину «Оставление горцами аула» художник получил звание академика. Спустя год эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Вене, а в 1882 году — на Всероссийской выставке в Москве. В 1889 году Грузинский написал батально-историческую картину «Взятие обоза маршала Даву лейб-гвардии уланским полком под Красным 5 ноября 1812 года».

Лучшие произведения П.Н. Грузинского связаны с военной тематикой. К таким картинам относится прежде всего его произведение «Последний штурм Гуниба». Сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах. По своему характеру и силе это произведение принадлежит к лучшим образцам русской реалистической живописи 2-й половины XIX века.

Значительный интерес представляет также большая картина П.Н. Грузинского «Оставление горцами аула при приближении русских войск». В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1873 год дается описание этой картины: «Художник своим прекрасным произведением воскрешает перед нами недавнюю драму покорения Кавказа… На первом плане картины, по сторонам шагающих волов, впряженных в арбы с ранеными и женами наиба, перемешиваются в нестройную массу люди и домашний скот. Поодаль от тяжело ступающих волов черкешенка тащит на себе ношу одежды, ведя за руку смуглого, полунагого босого мальчика — сынишку, боязливо взглядывающего на новую для него сцену суматохи и общего ужаса… Вслед за рабами с семьей наиба виден и значок еще в толпе нукеров. Новая ватага подходит к скользкому спуску. Вдали — разрушенная сакля, а перед нею, у камня, женщина остановилась, словно ошеломленная». Автор заметки называет художника «талантом глубоким и оригинальным».

Батальные картины П.Н. Грузинского сдержанны. Это своего рода драмы, варианты темы тяжких дорог войны. И этот лаконичный драматизм впечатляет особенно.

В своих картинах на военные темы Петр Николаевич Грузинский предстает художником-реалистом, вносившим в батальную живопись черты простоты и жизненной правды.

В иллюстрированных изданиях 2-й половины 19 в. часто воспроизводились его многочисленные рисунки и акварели. Русские и иностранные журналы и газеты публиковали лестные отзывы о творчестве художника. В 1889 г. Петр Николаевич передал Академии художеств большую коллекцию черкесских, курдских, имеретинских и турецких одежд, собранную им во время поездок на Кавказ. Творчество Грузинского оказалось несколько в стороне от магистрального направления, по которому развивалось отечественное изобразительное искусство, представленное в то время, прежде всего, Товариществом передвижных художественных выставок.

После преждевременной кончины [20.V (1.VI).1892 г.] художник был почти забыт. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Произведения Грузинского находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

 *   *   *

 

Для увеличения — нажмите на изображение

 Домой. 1881

 

Для увеличения — нажмите на изображение

 Масленица. 1889

 

Для увеличения — нажмите на изображение

 Почтальон. 1861

 

Для увеличения — нажмите на изображение

 Рынок в Фонтенбло. 1864

 

Для увеличения — нажмите на изображение

 Оставление горцами аула при приближении русских войск. 1872

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: