Корнелий Николаевич Полтавцев (XII.1823 – 29.XII.1865(10.I.1866)) — русский актер-трагик. Родился в Курске в 1823 году. Несколько лет он воспитывался в доме генерала Бороздина и после переезда его семьи в Москву был определен в гимназию. Еще в гимназические годы начал проявляться артистический талант Полтавцева. После гимназии он был принят в Московское театральное училище, которое окончил в 1842 году. Благодаря безукоризненному знанию французского языка, приобретенному в доме Бороздина, он был зачислен актером во французскую труппу на московской сцене на выходные роли, иногда играл небольшие рати в русских спектаклях. Первые незначительные роли не принесли успеха. Но известный по тому времени актер Малого театра, обладающий тончайшем природной наблюдательностью. П.Г. Степанов заметил в нем талант:
— Послушай, Полтавцев, в тебе есть дарование, но здесь тебе трудно развернуть его… Ступай-ка в провинцию.
В 1845 году К.Н. Полтавцев получил отпуск «для усовершенствования себя в драматических искусствах на провинциальных сценах», занимая амплуа героя в трагедии и драме. Пять лет на сценах провинциальных городов в самых различных ролях. Начало его сценической деятельности в Одессе в труппе Гагарина, привезшего из Москвы несколько выпускников театрального училища, и среди них Полтавцева, в ту пору еще молодого актера «на все руки». Театр Гагарина открылся осенью 1845 года водевилями «Симон-сиротинка», «Зятюшка», «Стряпчий под столом».
В 1846-1847 годах К.Н. Полтавцев играет в Кишиневе. Роль Фердинанда в пьесе Шиллера «Коварство и любовь» закрепило за ним славу трагедийного актера. В 1847 — 1850 годах работает в Таганроге, Ростове-на-Дону, Воронеже и Туле. Первоначально успех его в провинции, по свидетельству композитора и музыкального критика А.Н. Серова, не был безусловным. Но уже в конце 40-х годов одаренность Полтавцева и уже приобретенный сценический опыт помогли ему завоевать успех. Особенно громкий успех принесло ему исполнение в Кишиневе роли Фердинанда. Известный русский артист оперы и драмы И.И. Лавров, видевший его в Таганроге осенью 1848 года, писал: «При его участии стали давать большие драмы и трагедии. Публике и нам всем он очень понравился. Он имел звучный голос, хорошую дикцию и много энергии». Манерой игры Полтавцев стремился приблизиться к знаменитому П.С. Мочалову. В 1850 году он был зачислен в труппу Малого театра на место скончавшегося Мочалова.
В августе 1850 года в одной из лучших ролей великого актера Мочалова, в драме Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин — Шуйский», Корнелий Николаевич с большим успехом исполнил роль Ляпунова. В последующие годы были сыграны роли Гамлета, Чацкого. Эдгара из «Короля Лира», Отелло, графа д’Обрриля, Жоржа Жемани, Нино, которые прежде были вершинами на творческом пути Мочалова. Большой талант в сочетании с. приятной внешностью помогал ему впечатляюще передавать эмоциональные состояния своих героев. В его звучном голосе были и сила и нежность, его темперамент позволял выразить накал страсти, порывы отчаяния и гнева, что помогали К.Н. Полтавцеву создавать яркие, неповторимые образы. Он пытался продолжать сценическую традицию П.С. Мочалова, создавать образы романтических героев, вступающих в борьбу против рабства и тирании. Эта сторона его искусства положительно отмечалась великим драматургом А.Н. Островским.
Основу репертуара Полтавцева составляли широко шедшие в то время мелодрамы. Наиболее полно его дарование раскрылось в современном французском репертуаре, заполнившем сцену Малого театра. Именно этот репертуар оказался близок свойственной актеру манере патетического трагизма, несколько напыщенного, с налетом сентиментальности. В числе самых прославленных ролей в этом ряду можно назвать Дон Сезара де Базана («Испанский дворянин», 1856), промотавшегося, опустившегося гранда, но честного и самоотверженного защитника слабых и гонимых, или мрачного, ожесточенного жизнью Делормеля («Детский доктор», 1857).
Последний раз Корнелий Николаевич выступил на сцене Малого театра в 1865 году в роли Романа Дубровина в пьесе А.Н. Островского «Воевода». Но тяжелый недуг заставил Корнелия Николаевича Полтавцева покинуть сцену.
Умер он в самом расцвете сил и своего замечательного таланта, горячо любимый публикой.