Русский музыкальный фольклор Сибири

 Русские народные песни Сибири — одна из ярких страниц отечественной музыкальной культуры.На протяжении четырех столетий — от первопроходцев Сибири до наших дней — на бескрайних просторах от Урала до Тихого океана складывались и развивались песенные традиции сибиряков. 
При всем многообразии этих традиций отчетливо проявляется особый строй песен русско-сибирского происхождения, который узнается среди самобытных местных стилей русской народно-песенной культуры, в первую очередь, по музыкальным признакам. Действительно, ни в жанровом отношении, ни в отношении поэтического содержания сибирский песенный фольклор не дает новых, отличных от фольклора европейских областей России, специфически сибирских форм.

Традиции песенной культуры русско-сибирского склада (песни старожильческого историко-культурного слоя) формировались в районах раннего расселения русских в Сибири (Прииртышье, Приобье, Алтай, Енисейский край, земледельческие районы Восточной Сибири, Забайкалье) на основе традиций, привнесённых из европейской части России, в процессе их преобразования в новых условиях. В этой связи сибирская песенность предстает как часть общерусской народной музыкальной культуры.

Своеобразие сибирских песен возникает в результате творческой переработки, переосмысления различных в стилевом отношении традиций переселенцев, в сложном взаимодействии и сочетании архаических основ музыкально-поэтического языка русской песни с новыми музыкально-стилевыми явлениями, определявшими характер музыкальной культуры России в XVIII-XIX веках. Особенности музыкального стиля сибирских песен в том и состоят, что, с одной стороны, в них рельефно выступают жанрово определенные черты, обобщающие национально характерное в интонации, ладовом и метроритмическом строе ранних пластов русской песенности. С другой стороны, музыкальная форма, фактура, излюбленные исполнительские приемы, складывавшиеся в музыкальном быту сибиряков в относительно поздний период русской истории, подчиняются художественным критериям нового времени. Отсюда возникают свойственные всем жанрам песенной культуры сибиряков-старожилов подчеркнутая уравновешенность песенной строфы, полнота хоровой партитуры при двух-трехголосном сочетании мелодически развитых линий, гармонически осмысленная вертикаль. Эти особенности придают различным местным традициям старожилов характер единства, черты моностилевой культуры.

Такая характеристика принципиально отличает фольклор сибирских старожилов от многообразных явлений музыкальной культуры переселенцев позднего времени (вторая половина XIX — начало XX вв.). Фольклор новоселов в репертуарном и музыкально стилевом отношениях, как правило, сохраняет тесную связь с традициями мест выхода переселенцев. Этим и объясняется чрезвычайная пестрота, характеризующая современное состояние традиций народного музыкального творчества русских в Сибири. Это многообразие усиливается благодаря процессам взаимодействия различных переселенческих традиций как между собой, так и с культурными традициями старожилов.

На пластинке представлены наиболее характерные образцы песен русско-сибирского склада из основных старожильческих районов Сибири — Тобольского района, Южного Алтая, Забайкалья.

Основу песенной культуры сибиряков Тобольского Прииртышья составляют песни свадебного обряда (1, 2) и хороводы (3, 4) — исключительно богатый в музыкально-поэтическом отношении, развитый цикл деревенских вечерочных «поцелуйных» песен. В напевах тобольской свадьбы явственно прослеживаются севернорусские истоки традиции. В то же время по мелодическому рисунку, ладовым краскам, структуре, характеру многоголосия (преобладание параллельного движения голосов) песни села Ушарово — типично сибирские. Исполнительское мастерство ушаровских певиц является показательным для всего обширного района Тобольского Прииртышья — наиболее раннего по времени формирования русского крестьянского населения района Сибири (конец XVI-XVII вв.). Голоса певиц из народа звучат мягко, собранно. Темп исполнения — сдержанный, неторопливый.

Песни Южного Алтая (5-11) представляют песенную культуру, сложившуюся к концу XVIII века на основе старожильческих традиций и традиций старообрядцев — выходцев из районов Стародуба и Ветки (так называемых «поляков»). Развернутая причетно-песенная система местного свадебного обряда, классические формы русской протяжной лирики и хороводных весенних песен составляют отличительные черты местной песенной традиции. Особое внимание привлекают свадебные песни (8 — опевальная, 9 — свадебный хоровой причет) с причитаниями невесты. Оживляют строгий, чинный местный свадебный ритуал величальные, корительные, просительные припевки девушек — подруг невесты (10).

Заметное место в сибирской традиции занимают песни о печали узников, томящихся в неволе (11).

Вершин русской протяжной лирической песни достигают мастера пения забайкальских сел Большой Куналей, Красный Чикой (18-21, 15). Своеобразие исполнительского стиля, свобода голосоведения, искусство мелодических распевов, удивительное чувство ансамбля и владение сложной формой протяжной песни — характерные черты культуры особой этнической группы русских старожилов Сибири, известных как «семейские Забайкалья». Чрезвычайную ценность представляют записи мужского ансамблевого пения — традиции, угасающей в настоящее время и сохранившейся в Сибири лишь в редких местах.

К забайкальской русской песенной традиции относится и искусство певиц из села Александровка Читинской области.

Необыкновенно богатые в историко-культурном и художественном отношениях песенные традиции сибирских старожилов сохранили для нас подлинные шедевры творческого гения русского народа.

Современное инструментальное народное искусство Сибири представляет наигрыш на балалайке, записанный от сельского виртуоза в селе Нижнеозерное Алтайского края. «Подгорная» — типичная для Сибири мелодия частушки.

Настоящая пластинка составлена по материалам фольклорных экспедиций В. Щурова (Южный Алтай, Забайкалье), А. Мехнецова и Ю. Марченко (Тобольск), В. Захарченко (Новосибирская область). Запись песни «Эх, в каменной-то ли Москве» выполнена в совместной экспедиции сотрудников Фонограммархива ИРЛИ АН СССР (Пушкинский Дом) и Бурятского института общественных наук СО АН СССР. Составителями использованы также звукозаписи из фондов Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи.

Над составлением пластинки работали В. Щуров, Ю. Марченко, В. Коргузалов и автор аннотации. Реставрация звукозаписей и монтаж осуществлены инженерами лаборатории звукозаписи Фонограммархива ИРЛИ АН СССР В. Шиффом и А. Осиповым.

А. Мехнецов

________________________________

Год выпуска: 1990
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:41:47
Битрейт аудио: 160 kbps
Размер: 48 Mb

Содержание:

Сторона 1

1. Вы перильца, перильца мои
2. Уж ты, мать-то моя ли, мамонька. Свадебные опевальные песни
3. Я качу, качу золото кольцо
4. Отродя тоски не бывало. Хороводные песни. Фольклорный ансамбль села Ушарово Тюменской области
5. Ты ляти, ляти, калена стряла
6. Ой, да уж ты, улица. Хороводные песни. Фольклорный ансамбль села Черемшанка Восточно-Казахстанской области
7. Ой, как у наших-то у ворот, лирическая протяжная песня. Фольклорный ансамбль села Бутаково Восточно-Казахстанской области
8. Эй, да вы, любезные мои, мои подруженьки, свадебная опевальная песня с причитанием невесты. Фольклорный ансамбль села Зауба Восточно-Казахстанской области
9. Да ты подуй, подуй да ли, матушка погодушка, свадебный хоровой причет с причитанием невесты. Фольклорный ансамбль села Черемшанка Восточно-Казахстанской области
10. Да во кармашках деньжонки шевелятся, свадебная величальная песня. Фольклорный ансамбль села Зауба Восточно-Казахстанской области
11. Ой, да уж вы, братцы, лирическая протяжная песня. К. Колесникова, Т. Денисова (село Черемшанка Восточно-Казахстанской области)

Сторона 2

12. То не ягодка по блюдечку катается, свадебная величальная песня
13. Ой, я малым, хороводная песня
14. Вокруг леса обошли, солдатская песня. Женский фольклорный ансамбль села Александровка Читинской области
15. Эх, в каменной-то ли Москве, историческая протяжная песня. И. и Е. Арефьевы (село Красный Чикой Читинской области)
16. Кумушки, скачите
17. Сею, вею белый-то леночек. Хороводные песни. Фольклорный ансамбль села Балман Новосибирской области
18. Ой, да что не пыль в полюшке запылилася
19. Полынь горькая в поле трава
20. Поселенцы вы наши, бродяги. Лирические протяжные песни
21. Уж вы, стары старики, хороводная плясовая песня. Мужской вокальный квартет села Большой Куналей Бурятской АССР Запевает А. Рыжаков
22. Подгорная, наигрыш на балалайке. А. Плешков (село Нижнеозерное Алтайского края)

Скачать для ознакомления: Русский музыкальный фольклор Сибири

Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: