Иван Михайлович Воронцов родился 12 ноября 1915 г. в деревне Игнатьево Рыльского района в семье крестьянина. Член КПСС.
В 1941 г. призван в ряды Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Награжден орденами и медалями СССР.
За успешное форсирование реки Одер командиру стрелкового батальона гвардии старшему лейтенанту Воронцову Ивану Михайловичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1950 года находился на партийной работе в Ростове-на-Дону.
__________________________________
Командир штурмующего батальона
У Ивана Михайловича Воронцова было безрадостное детство. Отец его Михаил Васильевич погиб в 1918 году от рук белогвардейцев. Оставшись старшим в семье, Иван стал помогать матери по хозяйству. Летом работал, зимой ходил в школу.
В числе первых семья Воронцовых вступила в колхоз «Красный доброволец».
Подростком Иван переступил порог кузницы, которая находилась на окраине деревни Игнатьево. Учителем его был известный на селе умелец кузнец Герман Шилин.
Ванюшка оказался старательным и способным молотобойцем. Шилин был им доволен. Но смышленому парнишке надо было учиться дальше. И по оргнабору рабочей силы на новостройки первой пятилетки семнадцатилетний юноша едет на строительство КРЭС в г. Киев. Работал арматурщиком, вечерами занимался на подготовительных курсах, а затем подтупил в электротехникум.
Техникум он закончил успешно, но работать по специальности не пришлось. Его призвали в армию.
Окончив полковую школу, был откомандирован для прохождения дальнейшей службы в одно из подразделений военного округа на должность командира отделения. Будучи командиром отделения, не баловал своих подчиненных, не давал поблажки. Его неподкупная честность, правдивость и внимание к человеку вызывали к нему особое уважение со стороны солдат.
Ни одного взыскания и десятки благодарностей в служебной карточке — таков итог срочной службы младшего командира Ивана Воронцова.
После окончания службы сержант запаса возвратился домой. Комсомольцы района на очередной районной комсомольской конференции избрали его секретарем райкома комсомола. Вскоре началась война.
2 июля 1941 года Рыльский районный военный комиссариат призвал сержанта запаса Ивана Михайловича Воронцова и направил в бронетанковое училище. Однако развивающиеся на фронте события потребовали дополнительных резервов. Еще курсантом в составе училища Иван Воронцов попал в войска Западного фронта, которые с первых дней Великой Отечественной войны на Смоленском направлении вели ожесточенные кровопролитные бои.
21 июля 1941 года в боях за город Ярцево Смоленской области, отражая очередную атаку оккупантов, Иван Воронцов впервые был ранен. До октября пролежал в госпитале.
В строй Воронцов возвратился в конце ноября в подразделение резерва 56-й армии.
Работая начальником штаба пересыльного пункта армии, старший сержант Воронцов проявил хорошие организаторские способности, которые были замечены командованием армии. Вскоре ему было присвоено звание младшего лейтенанта. А в июне 1942 года он стал командиром стрелковой роты 166-го гвардейского стрелкового полка 55-й гвардейской стрелковой дивизии.
В боях за город Краснодар личный состав роты, увлекаемый молодым и отважным командиром, проявил массовый героизм. Однако ее командиру не суждено было долго командовать. 6 февраля 1943 года лейтенант Воронцов вторично был ранен выстрелом вражеского снайпера.
Из госпиталя он попал на высшие стрелково-тактические курсы. Старший лейтенант Воронцов упорно занимался. В группе командиров батальонов его считали хорошим стрелком, из всех видов стрелкового оружия.
По окончании курсов он был направлен в распоряжение штаба 13-й армии. Вначале командовал резервным подразделением штаба армии, а через некоторое время был откомандирован в распоряжение командира 121-й стрелковой дивизии, входящей в состав данной армии, на должность командира первого стрелкового батальона 340-го гвардейского стрелкового полка. Не одну сотню километров прошел он с батальоном, теперь уже на запад, преследуя и уничтожая отступающих оккупантов.
На государственную границу капитан Иван Михайлович Воронцов вышел со своим батальоном опытным, зрелым командиром. О его личной храбрости говорили награды, украшающие грудь.
Как опытного и волевого офицера командир дивизии назначил капитана Воронцова командиром штурмового батальона. Этим назначением ему была оказана большая честь. На штурмовой батальон возлагались ответственные задачи. Он первым на участке дивизии осуществлял прорыв обороны противника.
Впереди была река Одер. В один из весенних вечеров командир дивизии генерал Червоний по телефону вызвал к себе Воронцова на командный пункт. Батальон Воронцова должен был с хода форсировать Одер в районе населенного пункта Хахельвицы и к исходу дня овладеть городом Раутден, расположенным на западном берегу в 18 километрах от реки.
Обсудив варианты возможного форсирования, уточнив взаимодействие с соседями, капитан Воронцов поблагодарил генерала за оказанную честь.
Ночь была тихая, относительно теплая. Собранные начальником штаба батальона командиры рот ждали возвращения своего командира. Разговор был коротким. Надо было до рассвета закончить все приготовления и вывести личный состав на исходный рубеж. Предстояло форсировать первую реку на территории Германии. Первую, но не последнюю на пути к победе. Форсировать на подручных средствах. Технических средств в дивизии и батальоне не было.
В условленное время штурмовой батальон капитана Воронцова, без артиллерийской подготовки, используя темноту весенней ночи, начал форсирование Одера.
Комбат Воронцов, в числе первых заняв место на корме единственной рыбацкой лодки, вместе с командиром первой роты старшим лейтенантом Пустоваловым, двумя связистами и двумя разведчиками поплыл к западному берегу. Быстрое течение заметно сносило лодку. Плыть было трудно. Но еще труднее было тем, кто плыл на подручных средствах. На реке ни звука. Надо было быстро с восточного берега на западный протянуть трос, который послужил бы опорой для тех, кого течение могло снести в сторону. Не проплыв и половины пути, батальон был обнаружен противником, который открыл огонь. В это время, как и было условлено, наша артиллерия открыла огонь по западному берегу. Заговорили и пулеметы, переправляемые на плотах.
Достигнув берега, разведчики закрепили трос за разбитый немецкий речной катер. Этот трос впоследствии явился основой для паромной переправы.
Батальон Воронцова, увлекаемый своим командиром, атаковал траншеи противника, и тот отступил, понеся большие потери в живой силе и технике.
С восходом солнца батальон занял населенный пункт Мельчат, а через два-три часа завязался бой за город Раутден, где враг оказал ожесточенное сопротивление.
К вечеру, взаимодействуя с соседями, саперами и артиллеристами, батальон капитана Воронцова вышел на западную окраину города, захватив большие трофеи и более двухсот вражеских солдат. До Берлина оставалось 80 километров.
В боях за город Форст, отражая очередную контратаку противника, капитан Воронцов в третий раз был тяжело ранен. День Победы застал Ивана Михайловича в тыловом госпитале.
Не возвратился больше в строй храбрый капитан. По инвалидности был демобилизован. А 8 августа 1945 года ему вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина.
После войны Иван Михайлович работал председателем Кировского райисполкома, секретарем Пролетарского райкома партии города Ростова-на-Дону,
А. Мошенский.