Поиск

Реклама

Календарь

<< < Декабрь 2021> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

От В.И.Даля на всякий день и на разный случай:


 Не мил телом, не угодить (неугодлив) и делом.
 Обиженна слеза не канет на землю, а все на человеческую голову.
 Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
 Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа.
 Деньгами души не выкупишь.


«Их страданиями очистится Русь» - Свмч. Константин Голубев

1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]

Содержание материала




Не ведают, что творят

Священномученик Константин Голубев


Бесчислен сонм мучеников Церкви Российской XX века - многие из них были прославлены в последнее время в лике общероссийских или местночтимых святых. В многочисленном ряду таких свидетелей Истины одним из первых стоит известный миссионер Богородского края протоиерей Константин Голубев (1852 - 1918 гг.), прославивший Господа своим мученическим подвигом.

Отец Константин родился в 1852 г. в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во святом Крещении он был наречен именем благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца. Отец его отошел ко Господу, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.

Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он почувствовал в себе призвание к миссионерскому служению. По благословению Преосвященного Саратовского и Царицынского Тихона он назначается миссионером Братства Святого Креста в село Барановку. Через три года еп. Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, согласно прошения, назначает его противосектантским и противораскольническим миссионером Саратовской епархии. В "Клировой ведомости" за 1902 г. о прот. Константине говорится: "В течение миссионерской своей деятельности с 1876 г. по 4 марта 1895 г. своими миссионерскими трудами обратил к Православной Церкви из раскола старообрядства и из разных сект мистических и рационалистических свыше 500 человек обоего пола".

Деятельность Саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание митр.Сергия (Ляпидевского) Московского и Коломенского, обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. 4 марта 1895 г. Константин Голубев был определен Высокопреосвященнейшим Сергием "на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору в г. Богородске с правом первостояния между всеми священниками Богородского уезда" .

12 марта 1895 г. епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил его во священники. Через месяц о. Константин был назначен противораскольническим миссионером в г.Богородске и его уезде и определен благочинным на два благочиния - градское Богородское и Павлопосадское. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. Усилиями пастыря, проводившего публичные беседы как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда, возвратились в лоно Церкви многие старообрядцы и сектанты.

Отец Константин принимал активное участие в благотворительной деятельности на пользу заключенных, был включен в число обязательных Директоров уездного Отделения попечительного о тюрьмах Комитета и совершал богослужения в тюремном храме до определения к нему штатного священника. Высокопреосвященнейшим Сергием будущий мученик был назначен председателем Богородского Богоявленского Отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, с 1897 г. он заведывал Истомкинской церковноприходской школой при фабрике Шибаевых и с 1901 г. состоял в ней законоучителем.

Большое внимание о.Константин уделял проблемам религиозного образования и просвещения женщин. Какими будут женщины в стране, говорил он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Также много внимания уделял он борьбе с пьянством, был членом Богородского комитета народной трезвости.

При всех своих обширных начинаниях о.Константин находил время и для своей большой, дружной семьи. Дети - а их было семеро - воспитывались строго в православном духе.

При наступивших после 1917 г. гонениях на Церковь Христову о.Константин был арестован. Его арест, возможно, вызвало событие, знаменательное для всего православного населения края и ненавистное для власти того времени. Вот что писали "Московские церковные ведомости" (№ 11, 1918 г.):

"12-13 мая в Богородске происходило церковное торжество, устроенное по инициативе приходского совета Богоявленского собора православным населением города и 85 окрестных сел. Вечером, 12 числа из Москвы прибыли в Богородск: Святейший Патриарх Тихон, митрополит Владимирский Сергий, архиепископы Кишиневский Анастасий, Коломенский и Можайский Иоасаф, Американский Евдоким, епископы Уральский Тихон, Серпуховский Арсений и Верейский Сильвестр с многочисленным столичным духовенством.

В доме В.И. Елагина Святейшему Патриарху были поднесены хлеб-соль от горожан. В храмах городских и подгородних сел Успенского и Глухова всенощное бдение 12 числа и Литургия на следующий день совершались архиерейским служением, проповеди произносились архипастырями Москвы. Стечение молящихся, главным образом, рабочих местных фабрик, всюду было чрезвычайное. В Богоявленском соборе служили Святейший Патриарх, митрополит Сергий и архиепископ Анастасий. За Литургией было сказано слово Святейшим Патриархом. Разъяснялось спасительное значение веры Христовой, как в прошлом, так в особенности по отношению к настоящему бедственному времени. 

К собору в конце Литургии 13 числа прибыли крестные ходы из окрестных сел. Потом грандиозный крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, семью архипастырями, многочисленным столичным и местным духовенством двинулся вокруг города. Когда шествие достигло плаца, здесь на заранее сооруженном возвышении было совершено торжественное молебствие в присутствии не менее 100000 богомольцев.

По обхождении города процессия возвратилась к собору, откуда отдельные крестные ходы направились обратно в окрестные села. Все торжество прошло в примерном порядке и сопровождалось религиозным подъемом, не оставлявшим сомнения в начавшемся духовном обновлении народа. После трапезы в обширном помещении местной женской гимназии Святейший Патриарх, архипастыри и представители столичного духовенства отбыли в Москву".

Отец Константин был арестован в ноябре 1918 г., после всенощной. Несколько дней батюшка содержался под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как он передал после этого из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священника за время его пребывания в тюрьме, избрали для него казнь мучительную.

Дата кончины о.Константина неизвестна - мы только знаем, что была ненастная погода, дул сильный ветер. О подробностях казни мы узнаем из доклада члена Всероссийского Поместного Собора 1917 - 1918 гг. В.П.Шеина, впоследствии архимандрита Сергия, будущего новомученика Российского, расстрелянного в 1922 г. вместе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином: "При расстреле в Богородске прот. Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его, находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца..."

О предстоящей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли близко, слышали, как о.Константин говорил, вспоминая слова Спасителя: "Не ведают, что творят".

Расстреляли его на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым. По свидетельству очевидцев, земля над погребенным еще некоторое время "дышала". Впоследствии, пришедшие на место расстрела о.Константина закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы.

Вместе с о.Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, пытавшаяся заслонить его собой, и молодой красноармеец, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Местные жители говорят, что он был крещен в детстве о.Константином. Тела убитых были сброшены в тот же ров.

По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея, Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Бедов.

Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот, однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Бедов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея и, выстрелив в вошедшую, убил ее, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины о.Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска и, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели о.Константина вновь и вновь восстанавливали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампаду, служили панихиды по убиенному.

Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля: 20 ноября 1995 г. были обретены нетленные мощи протоиерея Константина, а также мощи двух других пострадавших с ним мучеников.

5-6 марта 1996 г. в Московском Епархиальном Управлении под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. По представлению Комиссии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил причислить протоиерея Константина Голубева и иже с ним убиенных к лику местночтимых святых города Ногинска (Богородска) Московской Епархии. 18 апреля сего года в Тихвинском храме города Ногинска (настоятель - протоиерей Василий Извеков), где находится рака со святыми мощами, при большом стечении народа за Божественной Литургией был торжественно совершен акт канонизации. Память сщмч. Константина будет совершаться 19 сентября (2 октября), в День его тезоименитства.


По публикациям "Прот. Константин Голубев", "Троицкая Православная газета", 1996; и
В. Кузнецов, "Священномученик протоиерей Константин Богородский (Голубев)",
"Богородский край", I, 1996, Ногинск-Богородск.



Тропарь сщмч. Константину

Украшение священников явился еси Константине, восприем бо крест яко оружие, проповедию славною устраняя раскол и ереси, благовествовал еси Иисуса Христа глаголя: спасайтеся от рода сего развращеннаго. Сего ради мученическою кровию обагрися славне и ныне радуяся с лики агнельскими, моли Христа Бога Церковь Всероссийскую от ересей и расколов сохранит и спасти души наша.

***

Добавить комментарий

Просьба - придерживаться рамок приличия.
Реклама - удаляется.

Комментарии  

 
#1 Platon 02.04.2014 18:15
Сведения о кончине отца Варнавы и отца Пантелеимона в этой заметке ошибочны. Уже давно установлены точно биографии этих священников и опубликованы в Оптинском альманахе, №1. Отцы Варнава и Пантелеимон были расстреляны: один в Ленинграде, другой в Липецке.
Цитировать
 

Сегодня по календарю


9 декабря

1590 г. Царским указом был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
1924 г. Неизвестные пытаются убить Патриарха Московского и всея Руси Тихона, ворвавшись к нему в келью в Донском монастыре (Патриарха спасает, закрывая его грудью, келейник Я. Полозов).
1968 г. Американский изобретатель Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института представил первую в мире компьютерную мышь. Изобретение представляло собой деревянный куб на колесиках с одной кнопкой. Своим именем компьютерная мышь обязана проводу – он напоминал изобретателю хвост настоящей мыши.

Родились:
1842 г. Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), князь, географ, историк, революционер и один из основоположников анархистского движения.
1846 г. Николай Павлович Боголепов (1846-1901), профессор римского права в Московском университете, ректор университета (1883-87, 1891-93), министр народного просвещения (1898-1901), член Госсовета.
1848 г. Джоэл Чандлер Харрис (1848-1908), американский журналист, писатель. Он первым начал изучать негритянский фольклор, а его книги о дядюшке Римусе стали классикой не только американской, но и мировой детской литературы.
1936 г. Александр Александрович Иванов (1936-1996), поэт-пародист, превративший жанр литературной пародии в эстрадное шоу.

Из цитатника:


Ч
есть нельзя отнять, ее можно потерять.
А.П. Чехов

Реклама

Счётчик посещений


7869235
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
1443
1768
10118
28723

Сейчас: 2021-12-09 01:55:48
Счетчик joomla

ebc34d67be662e45