Обоянский р-н (г.Обоянь). Свято-Троицкий храм

 Более трех с половиной веков насчитывает история г. Обояни. Неотъемлемой частью жизни города являются православные храмы. Самые ранние известные сейчас сведения о них относятся к 1692 г., когда стольник Авраам Богданович Мантуров и подьячий Григорий Жеребцов составили писцовое описание Обояни и Обоянского уезда, сохранившееся до наших дней. К этому времени в Обояни, строительство которой началось в августе 1639 г., имелись уже две церкви: соборная, название которой составители, к сожалению, не указали, находившаяся «внутри города», то есть за крепостными стенами, и кладбищенская во имя великомученика Георгия, расположенная на посаде. Сведения о церквах крайне скупы, писцовая книга содержит лишь описание церковных земель, из нее также известно, что священствовал в соборной церкви в 1692 г. протопоп Иван.

«Топографическое описание Курской губернии» (1784 г.) дает уже некоторое представление об облике храмов, здесь указано, что в г. Обояни имеется 1 каменная церковь и 3 деревянные. Несколько позже в документах упоминаются уже две каменные городские церкви: соборная во имя Рождества Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца и приходская Смоленская, а деревянная – одна, Георгиевская кладбищенская. На землю соборной Рождество-Богородичной церкви имеется план, составленный в 1782 г. Судя по ведшимся в церкви метрическим книгам, именно такое название носила соборная церковь до 1832 г., а в 1833 г. в метрической книге, которую Курская духовная консистория выдала для ведения соответствующих записей, соборная церковь названа Свято-Троицкой. Состав причта этой церкви остался тот же, что в Рождество-Богородичной. Нет сомнения, что это не была новая церковь. Вероятнее всего, в это время был организован новый придел, освященный во имя Святой Троицы, название которого и было присвоено всему храму.

Самые первые здания соборного храма не сохранились. Построенное в 1743 г., которое указано в «Справочной книге о церквах…» 1909 года, было, конечно, не первым, и просуществовало оно полтора века, а сохранившееся до наших дней возведено в последнем десятилетии XIX в. Храм начали строить на средства прихожан в 1890 г., а завершили строительство в 1898 г. Южный престол освящен 3 декабря 1898 г. во имя Рождества Богородицы, северный – 4 декабря во имя Св. Николая Чудотворца, а главный – 14 декабря во имя Св. Троицы.

К приходу Свято-Троицкой церкви относилась часть г. Обояни. В 1915 г. в него входило 342 дома, в них 1029 муж., 1036 жен., в том числе: духовенства 9 домов, 23 муж., 23 жен.; дворян 10 домов, 18 муж., 15 жен.; мещан 281 дом, 903 муж. 892 жен.; крестьян 42 дома, 85 муж., 106 жен. Ближайшей к Свято-Троицкому храму была Смоленская церковь г. Обояни.

Соборному храму принадлежали 171 десятин полевой земли, 115 десятин сенокосной, 45 десятин лесной. При этом часть земли была подарена прихожанами. Прихожане заботились о храме. В 1915 г. был произведен ремонт здания.

При храме действовала церковно-приходская школа. Много внимания ее работе уделял настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Василий Иванович Ковалевский, назначенный на эту должность в январе 1890 г. Окончив Белгородскую духовную семинарию в 1855 г., он священствовал в разных храмах епархии, отдавая много сил организации начального образования, в 1890-х гг. открыл 12 церковно-приходских школ, был членом училищного Совета Обоянской прогимназии. Одновременно с этим ему приходилось уделять много внимания строительству двух Обоянских храмов – Свято-Троицкого соборного и Александро-Невского.

После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. Свято-Троицкий храм продолжал функционировать на основании устава и договора с Обоянским уездным исполкомом. Документы, составленные при заключении договора в 1920, 1923 гг., характеризуют внешний облик и убранство храма: здание его каменное, одноэтажное, теплое, имеется подвал для отопления; 13 глав храма покрыты железом, на них железные кресты; окон 38, из них 17 с решетками; паперть закрытая. Площадь Троицкого храма составляет 768 кв. м, он считается самым большим в области. Ограда была оставлена старая — каменная с железной решеткой. Колокольня также осталась прежняя, считавшаяся построенной в 1743 г. на средства прихожан, колоколов на ней семь: 325 пудов 10 фунтов, 55 пудов, 12 пудов, 2 пуда, 1 пуд 10 фунтов, 35 фунтов, 30 фунтов. Рядом с храмом находилась каменная, крытая железом сторожка.

Богатым было внутреннее убранство храма. Однако в документах, описывающих его, имеются некоторые противоречия. В одном сказано, что иконостасы трехъярусный и два двухъярусных, в другом – четырехъярусный и два трехъярусных. Все они были золоченые, главный состоял из 16 больших и 14 малых живописных икон, с серебряными ризами, два других по 10 больших и 17–19 малых икон. В 1915 г. иконостасы были поновлены.

Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 г. из храма было изъято 99 предметов общим весом 6 п. 25 3/4 ф.: священные сосуды, кресты, обложки с евангелий, лампады, кадило, ризы с 61 иконы. Прихожанам удалось отстоять в неприкосновенности ризы только с трех икон — образов Спасителя и Божией Матери, находившихся в соборе со времени его основания, и образа Св. Николая Чудотворца. Благодаря собранным прихожанами добровольным пожертвованиям взамен этих риз был сдан серебряный лом весом 22,5 фунта.

К началу Великой Отечественной войны, когда в Курской области действовали всего три храма, Троицкий собор в Обояни не функционировал. 19 декабря 1941 г. богослужения в нем возобновились. Священником здесь стал Антонов Михаил Иванович. Сын священника, с духовным образованием, он до 1930 г. священствовал в с. Красниково, в 1931-1934 и 1936-1939 гг. был осужден по статье 58-10, отбывал ссылку, а во время оккупации Обояни немецко-фашистскими войсками был приглашен общиной верующих Троицкого собора на должность священника. В трудные годы военного лихолетья он духовно поддерживал прихожан.

1941 г.

1942 г.

1942 г.
Для увеличения — нажмите на изображение

В августе 1944 г. был возобновлен договор о бесплатном и бессрочном использовании храма общиной верующих Свято-Троицкого прихода. М.И. Антонов еще долго оставался здесь священником, в том числе после 1955 г., когда настоятелем церкви стал Ханов Сергей Григорьевич, в свое время также окончивший Курскую духовную семинарию, подвергавшийся репрессиям в 1930-х гг. Службы в церкви стали проводиться ежедневно, в будничные дни их посещало до 100 чел., в воскресные – до 200 чел. Это были жители г. Обояни и пригородных сл. Казацкой и сл. Стрелецкой, а также ближайших к городу селений. Максимальное количество верующих, посещавших молитвенные собрания в дни больших религиозных праздников, достигало 3-3,5 тысячи человек. В 1950 г. возникла угроза закрытия храма: Обоянский райисполком обратился к епископу Нестору с предложением дать согласие на передачу соборной церкви для засыпки зерна. В городе даже собирали подписи о закрытии Троицкого храма. Сохранить соборную церковь удалось лишь ценой согласия на передачу под зерносклады церквей в с. Нижнее Солотино и с. Трубеж. В 1960-х–1980-х гг. здание храма поддерживалось в хорошем состоянии, ежегодно проводились ремонтные работы.

1983 г.

Документы храма находятся на хранении в Государственном архиве Курской области: клировая ведомость за 1915 г. (неполная), метрические книги Рождество-Богородичной соборной церкви за 1800–1827, 1829-1932 метрические книги Троицкой соборной церкви за 1833–1840, 1877, 1879, 1882, 1894, 1896, 1900, 1903–1905,1907–1910,1913,1914,1916–1918 гг.

Троицкая церковь памятник культовой архитектуры.

Адрес: 306230, Курская область, г. Обоянь, ул. Ленина, 19
Настоятель: протоиерей Геннадий Казанин
Телефон: (47141) 2-10-90

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: