Роменский Михаил Дамианович (9(21).XII.1885 – 24.XI.1971) — оперный певец (бас), народный артист Украины (1946). Родился в Курске в семье чиновника. В детстве пел в церковном хоре. Учился в Курском землемерном училище и в Музыкальных классах А.М. Абазы.
Отец его Дамиан Григорьевич, обладатель звучного баса, был большим любителем музыки, пения. По воскресеньям, в небольшой квартире Роменских по улице Мирной собирались друзья и «хором пели русские и украинские народные песни.
Никто тогда не обращал внимания на шестилетнего малыша, слушавшего пение взрослых. Но в один из вечеров Миша удивил присутствующих, присоединившись к домашнему хору. Его тоненький голосок вместе со всеми выводил слова известной украинской песни.
Материальный достаток семьи был невелик и, чтобы как-то пополнить скромный бюджет, отец в свободные от работы часы пел в церковном хоре. Брал с собой и Мишу, которому вскоре стали поручать сольные номера.
Шли годы, Михаил Роменский учился в Курском землемерном училище и принимал активное участие в музыкальных кружках, пел в любительском хоре учащейся молодежи. К семнадцати годам его детское сопрано перешло в красивого тембра бас.
На одной из репетиций, на его голос обратил внимание директор и педагог Курской музыкальной частной школы A.M. Абаза и предложил заниматься вокалом. Впервые Михаил Роменский стал брать уроки пения.
У колыбели его творческой деятельности стали мастера русского оперного театра. В 1910 году в Курск приезжал с концертом Л.В. Собинов. Услышав молодого Роменского, он сказал: «Вам обязательно надо учиться пению, у вас большое будущее», — и посоветовал поехать в Москву к профессору Л.Д. Донскому. Бросить работу ради учебы не было возможности, но слова знаменитого певца глубоко запали в душу.
Только спустя три года Роменскому удалось устроиться в Москве на работу и одновременно заниматься в музыкальном училище Московского филармонического общества. Пришла пора напряженного труда. Несмотря на это, он находил время посещать оперные спектакли в Большом театре, где слушал Л.В. Собинова, Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, слушал и учился у них.
В 1919 году М. Роменский приехал в Петроград. Прочитав как-то объявление о пробе голосов в бывшем Мариинском оперном театре (ныне Ленинградский театр оперы и балета имени С.И. Кирова), после недолгих колебаний решил попытать счастья.
После выступления к нему подошел Ф.И. Шаляпин. «А ну-ка, юноша пойдемте в класс, я хочу проверить диапазон вашего голоса».
Федор Иванович сел за рояль и начал аккомпанировать. Роменский пел вместе с ним. «У вас красивый голос, — сказал Шаляпин, — и такой большой диапазон, что вы можете петь не только басовые партии, но и партии драматического баритона».
С 1920 по 1934 годы М.Д. Роменский работает на сценах оперных театров Ростова-на-Дону, Ленинграда, Одессы, Новосибирска, Томска и Омска. В расцвете сил и таланта приехал он в Харьков и принял приглашение в труппу Харьковского государственного театра оперы и балета.
Выступления в операх «Русалка», «Фауст», «Иван Сусанин» и другие были высоко отмечены общественностью и поставили его в первые ряды артистов украинской оперной сцены. Несмотря на занятость в театре, Михаил Дамиановнч много пел в концертах. Репертуар был разнообразен и постоянно пополнялся новыми произведениями: русская, украинская, западно-европейская классика, произведения советских композиторов, русские и украинские народные песни.
В одной из передач по радио М.Д. Роменский исполнял романсы П.И. Чайковского. Едва закончился концерт, как позвонили из Москвы. Спрашивали, что за новый молодой бас появился в Харькове? Через некоторое время Михаилу Дамиановичу предложили дебют в Большом театре в партии Мефистофеля. Это было в апреле 1941 года. Но тогда он не смог расстаться с театром, где нашел свою новую жизнь…
В 1942 году М.Д. Роменский вступил в труппу Киевского государственного ордена Ленина и Трудового Красного Знамени академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко, эвакуированного в военные годы в Иркутск. Начался новый яркий творческий период в жизни певца. Он по-прежнему пел все партии ведущего баса — Сусанин, Гремин, Тарас Бульба, Мефистофель, Дон-Базилио и другие.
Много и плодотворно работал над воплощением образов советского оперного репертуара. Партия Кутузова была последней крупной работой М.Д. Роменского. В 1957 году на Всесоюзном фестивале драматических и музыкальных театров в Москве за созданный высокохудожественный образ Кутузова в опере «Война и мир» С. Прокофьева он уже в 70-летнем возрасте был отмечен Дипломом лауреата,
Любимой ролью, вершиной артистического творчества была у Роменского роль Сусанина, за исполнение которой в 1949 году он был удостоен Государственной премии СССР.
За годы своей многолетней и плодотворной деятельности артист спел свыше 80 оперных партий. Секрет его творческого долголетия — в радости пения, в радости творчества, в радости труда. В этом ему помогала Лидия Оттовна Ржецкая — постоянный партнер по концертным выступлениям, превосходный концертмейстер и аккомпаниатор, чуткий и талантливый музыкант.
В его характере как-то хорошо уживались дисциплина и стихийность, а в творчестве — академичность и дерзновение. Он с одинаковым уважением относился к высокостоящим и к «маленьким» людям, за что его очень любили в коллективе и искренне радовались каждой его удаче. Несмотря на успех у публики, на любовь и уважение коллектива и руководства театра, на огромный авторитет у музыкальной общественности, он всегда оставался простым, скромным; отзывчивым и добрым человеком.
Умер Михаил Дамианович Роменский в 1971 году.