Иван Семенович Козловский (1900-1993) — великий певец, выдающийся представитель русской вокальной школы, корифей оперной сцены. Его творческое наследие очень велико.
Благодаря звукотехнике сохранилось двадцать три полные записи опер и почти триста грампластинок с произведениями концертного репертуара артиста.
Русская духовная музыка — наименее известная часть наследия И.Козловского, долгие годы окутанная молчанием. В книгах и статьях, посвященных певцу, исключалось все или почти все, имевшее отношение к духовной музыке. Лишь в последние годы жизни певца стала приоткрываться завеса над тщательно скрывавшимися фактами его жизни и творчества. Это связано с возрождением духовной жизни в России, открытием забытых пластов русской музыкальной культуры.
В 1989 году, откликаясь на концерты Первого Московского фестиваля русской духовной музыки, Козловский назвал его величайшим событием в культурной жизни страны: «На многие годы преданная забвению духовная музыка, музыка мощного духовного напряжения, высочайшего полета души, возвращается к широкому слушателю».
«Из духовной музыки мы все вышли. Если проследить историю Большого театра, и не только Большого, то биографии всех выдающихся певцов начинались с того, что они пели в церковном хоре».
Действительно, многие критики видели причины вокального совершенства Ивана Семеновича в тесной связи его исполнительства русской духовной музыки, ибо православное церковное пение, отличаясь удивительной естественностью звукоизвлечения, помогает каждому певцу сохранять прекрасную вокальную форму.
И.Козловский пел в церкви с детства. В семь с половиной лет Ваню отдали учиться в Златоверхий Михайловский монастырь в Киеве. Мать мечтала, чтобы сын стал священником. Он пел в хоре мальчиков на левом клиросе Софийского собора и даже получил право проводить занятия в одной из групп хора. Регентом собора был Я.Калишевский, необычайно талантливый музыкант, которого назвали королем регентов.
Певец вспоминал: «После школы принимали в Семинарию, где учились четыре года на священника. Если хотели стать богословом — еще один год. Потом могли поступать в Академию». Но наступил 1917 год, и судьба молодого певчего сложилась совсем иначе. Он служил в армии, а затем началась его оперная карьера. В одном из интервью Козловский сказал, что после Киева «не пел в храмах, так как с 1926 года я стал солистом Большого театра, имел звания, постоянно бывал в Кремле и меня в храмы просто не приглашали». Но духовная музыка не была вычеркнута из его жизни. Приведем лишь некоторые факты.
В 1943 году с выдающимся русским регентом Н.Данилиным Козловский записал для Патриархии песнопение «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» С.Рахманинова.
6 февраля 1945 года он участвовал в концерте Патриаршего хора под управлением В.Комарова вместе с Н.Шпиллер и М.Михайловым. Тогда в его исполнении вновь прозвучало «Ныне отпущаеши» и песнопения П.Чеснокова «Разбойника благоразумного» и «Благослови, душе моя, Господа».
* * *
16 июля 1948 года на концерте в Большом зале Московской консерватории состоялся знаменитый концерт И.Козловского из произведений С.Рахманинова. Во втором отделении вместе с Республиканской хоровой капеллой под управлением А.Юрлова были исполнены четыре номера из «Всенощного бдения». В афишах они были объявлены как хоры из опуса 37, а в критических статьях фигурировали как некие «старинные распевы Рахманинова», — то есть песнопения «Всенощной», в основе которых лежали старинные церковные распевы.
Ин. Попов, присуствовавший на репетиции этого концерта, был восхищен мастерством Козловского: «В Большом зале Московской Консерватории сидело всего 15-20 человек. Казалось бы, у артиста были все основания вполголоса «нашептывать мелодию». Но Иван Семенович с первой же фразы запел полным звуком. Волшебно звучал несравненный голос! Тысячи раз слышанный чарующий серебристо-звончатый тембр его приобрел какую-то особенную, словами невыразимую прелесть. И, подобно Шаляпину, Козловский продемонстрировал тогда поразительное искусство незаметным тембровым нюансом менять окраску голоса, добиваясь того, чтобы на фоне хора сольные фразы звучали всегда светло, ярко, «прорезая» хоровые массивы. Даже через день на концерте, прошедшем с триумфальным успехом, старинные распевы Рахманинова, кажется не звучали так прекрасно! Впрочем, вероятно, я ошибаюсь. Зал тогда буквально неистовствовал от восторга».
В 60-70-е годы Козловский сделал несколько записей духовных сочинений, большая часть которых представлена на этом компакт-диске. Кроме того, он пользовался любой возможностью петь в храме. Так, например, благодаря Ивану Семеновичу духовная музыка звучала в дни Пушкинских праздников в Святогорском монастыре. Певец, преклонявшийся перед творчеством великого русского поэта, вспоминал: «Там, где стоял гроб с телом Пушкина, мы исполняли то, что последним пели перед тем, как закрыть гроб. Это старинное песнопение «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему». Пишу эти строки и думаю: «А сколько надо было убеждать, чтобы это было разрешено!». Заканчивали концерт хором с колоколами».
А вот исполнение Козловским «Ныне отпущаеши» в Юрьевом монастыре в Новгороде слышали всего два человека: ключница-сторожиха и писатель Владимир Солоухин. Восхищение простой женщины выразилось непосредственно: она поклонилась ему земным поклоном. А писатель создал прекрасный рассказ «Золотое зерно», воспев там «могучий, высокий, чистый, радостный звук, который не похож ни на какие другие звуки и который называется в человеческом обиходе голосом Ивана Семеновича Козловского».
Открывают диск записи четырех песнопений из «Всенощного бдения» С.Рахманинова. Этот цикл, созданный в 1915 году, является величайшим шедевром русской духовной музыки. Музыкальный язык «Всенощной» опирается на многовековые достижения отечественного музыкального искусства: церковные распевы и древние пласты народных песен, старинное многоголосие и достижения современной композитору хоровой музыки. Русский философ И.Ильин писал о вечно живой субстанции Святой Руси, из которой «пропел свою серафическую всенощную Рахманинов».
В песнопении «Благослови, душе моя, Господа» И.Козловский исполняет мелодию греческого распева ( в оригинале она поручена солирующему альту). Спокойствие и широта звучания отвечают возвышенному настроению 103 псалма, прославляющего Бога Творца.
От песнопения «Блажен муж», по словам композитора и критика А.Никольского, «веет духом святой простоты, незлобливости и умиления, соединенных с смутными отзвуками седой старины; при слушании музыки этого номера встают в воображении темные своды какого-то скитского храма, где в полумраке стоят ряды старцев, в молчании внемлющих хору клира».
Состояние духовного созерцания, трепетного благоговения переданы И.Козловским в песнопениях «Свете Тихий» и «Ныне отпущаеши», в основе которых лежат мелодии Киевского распева. В древнем и поэтичном песнопении «Свете Тихий» нашло выражение учение о духовном свете, просвещающем человека о Христе — Источнике благодатного света. Молитва «Ныне отпущаеши» была воспета Симеоном Богоприимцем, последним ветхозаветным праведником, который в конце жизни увидел Спасителя, Господа Иисуса Христа.
Глубочайшая вера и сила духа ощущается в интерпретации Козловским концерта «Блажен разумеваяй», написанного в 1913 году на стихи 40 псалма А.Архангельским, замечательным хоровым дирижером и духовным композитором.
Выдающийся русский регент и композитор П.Чесноков, по словам современников, «осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа возносится к Престолу Всевышнего». Соло тенора в песнопении Страстной Седмицы «Разбойника благоразумнаго» (ор.40 №3) Козловский исполняет горячо и поникновенно.
Безупречное чувство ансамбля, чистота интонирования, точность в произношении текста, присущие И.Козловскому, проявляются в его ансамблевых записях духовной музыки. Петербургская школа русской духовной музыки первой половины XIX века представлена песнопениями «Да исправится молитва моя» и «Разбойника благоразумнаго». Первое принадлежит Д.Бортнянскому, который возглавлял Придворную певческую капеллу, главный хор России, почти 30 лет. Автор второго произведения, написанного для трио, П.Воротников, работал учителем хорового пения в капелле в 40-е годы XIX века.
Кондак праздника Успения Пресвятой Богородицы» «В молитвах неусыпающую Богородицу» и песнопение «Приидите, последнее целование» отличают выразительные лирические напевы и строгая хоровая фактура. По стилю эти анонимные сочинения близки обиходному пению Киево-Печерской Лавры. В финал песнопения «Ис полла, эти деспота» ( в переводе с греческого «На многие лета, господин»), Козловский ввел колокола, звучащие весомо и торжественно.
Завершает диск романс-монолог С.Рахманинова «Христос воскрес» на стихи Д.Мережковского. Поэтический текст проникнут осознанием трагического смысла жизни, а музыка полна глубокого драматизма. Это произведение из своего постоянного концертного репертуара артист обычно исполнял с оркестром, в таком виде оно и представлено на диске.
Записи русской духовной музыки, впервые собранные воедино, открывают новую грань творческого наследия И.Козловского. Глубокая духовная наполненность и высочайшее мастерство его исполнения не оставят равнодушными слушателей.
Наталья Плотникова
Русские духовные песнопения (записи 1940–50-х гг.)
1-4: Государственная республиканская академическая капелла под управлением А. Юрлова (с концерта в Большом зале Московской консерватории, 02.03.1965)
5-7: Патриарший хор под управлением В. С. Комарова (с концерта в Большом зале Московской консерватории, 16.07.1948)
11-12: Большой хор Всесоюзного радио под управлением К. Б. Птицы
13: Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии под управлением И. Гусмана
__________________________________________________________________
Год выпуска: 2004 (записи 1940–50-х гг.)
Формат: MP3
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 49:45
Размер: 113 Mb
Содержание:
1. Благослови, душе моя, Господа — С. Рахманинов. Всенощное бдение
2. Блажен муж — С. Рахманинов. Всенощное бдение
3. Свете тихий — С. Рахманинов. Всенощное бдение
4. Ныне отпущаеши — С. Рахманинов. Всенощное бдение
5. Блажен разумеваяй — А. Архангельский
6. Ныне отпущаеши — Н. Соколов
7. Разбойника благоразумнаго — П. Чесноков
8. Да исправится молитва моя — Д. Бортнянский
9. Разбойника благоразумнаго — П. Воротников
10. В молитвах неусыпающую — Напев Киево-Печерской лавры
11. Приидите, последнее целование — Подобен «Егда от древа»
12. Ис полла эти деспота — Обиход
13. Христос воскрес (романс) — С. Рахманинов, слова Д. Мережковского
Скачать для ознакомления: Иван Козловский
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.