Валерий Кикта — «Украинские колядки, щедривки, веснянки», «Фрески Святой Софии Киевской», «За гранью темноты», «Был у Христа-младенца сад» (1991).
«Украинские колядки, щедривки, веснянки» для симфонического оркестра.
Большой симфонический оркестр Гостелерадио. Дирижёр — Геннадий Рождественский
_____
«Фрески святой Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром.
Ольга Эрдели, арфа. Ансамбль солистов Московской Государственной филармонии. Дирижёр Александр Корнеев.
_____
«За гранью темноты», вокальный цикл. Иван Козловский, тенор. Ансамбль солистов оркестра Всесоюзного радио. Дирижёр Александр Корнеев. 1972 год.
_____
«Был у Христа-младенца сад», вариации на тему П.И.Чайковского для виолончели, струнных и синтезатора.
Симфонический оркестр под управлением Геннадия Проваторова.
Авторский «почерк» Валерия Кикты узнается сразу. Основные черты его стиля — яркий мелодизм, индивидуальный гармонический язык, ритмическая изобретательность, мастерство инструментовки. Он использует и приемы современной техники композиции, однако делает это с чувством меры, подчиняя их художественным целям.
Валерий Кикта (р. 1941) — уроженец украинского села Владимировка Донецкой области. Его музыкальное образование началось в стенах Московского хорового училища, которым руководил Л. В. Свешников, продолжено в Московской консерватории по классу композиции, а затем в аспирантуре (по рекомендации Д. Д. Шостаковича). Большое значение имело многолетнее общение с классиком украинской музыки, философом и ученым С. С. Людкевичем.
Весьма плодотворным для композитора было содружество с И. С. Козловским — великим певцом, знатоком и хранителем традиций украинской культуры, одним из первых поддержавших талант Кикты публичным исполнением и записями его вокальных произведений. Яркое свидетельство тому — звучащий на этом диске вокально-инструментальный цикл «За гранью темноты» (стихи польской поэтессы Я. Контковской в переводе В. Татаринова). Жанровый диапазон творчества композитора охватывает симфоническую, балетную (он — автор десяти балетов!), хоровую, камерную инструментальную и вокальную музыку, в которой преобладают украинские мотивы.
Партитура концерта для оркестра «Украинские колядки, щедривки, веснянки» (1967) отмечена особым блеском оркестровки. Это произведение впервые было записано на радио в 1968 году в интерпретации Г. Н. Рождественского, вошло в репертуар Дрезденской штаатскапеллы, с успехом исполнялось в Канаде и США.
Одно из самых известных сочинений Кикты — концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Святой Софии Киевской» (1973), в которой воплощена художественная идея шедевра древнерусского искусства. Жанр симфонии находит выражение в глубине концепции, интенсивности развития. Арфе отведена ведущая роль. Композитор раскрывает разнообразную палитру звучаний инструмента, использует его новые, еще не освоенные возможности. Не случайно это произведение вошло в репертуар известных советских исполнителей — О. Эрдели, Т. Тауэр, нашло своих почитателей в Канаде и США. Чикагская балетная группа «Громовиця» в 1988 году осуществила на музыку «Фресок» постановку балета «Поклонение Тысячелетию».
В заключение программы звучат Вариации на тему П. И. Чайковского «Был у Христа-младенца сад» для виолончели, струнных и синтезатора (1989). Молодому виолончелисту А. Зюмбровскому и оркестру под управлением Г. Проваторова удалось тонко раскрыть глубокое философское содержание этого сочинения, с успехом исполненного на XI фестивале «Московская осень».
Василий Павлов
________________________________
Год выпуска: 1991
Формат: MP3
Продолжительность: 01:11:05
Битрейт аудио: 320 kbps
Размер: 162 Mb
Содержание:
«Украинские колядки, щедривки, веснянки» (Концерт для оркестра)
1. Allegro con moto
2. Andante
3. Allegro con brio
«Фрески Святой Софии Киевской» (Концертная симфония для арфы с оркестром)
4. Орнамент 1
5. Зверь нападает на всадника
6. Орнамент 2
7. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого
8. Михайловский придел
9. Борьба ряженных
10. Музыкант
11. Скоморохи
12. Орнамент 3
«За гранью темноты» (Вокальный цикл)
13. Чем измеряется время
14. Странная гостья
15. Кружись, кружись, веретено
16. О, сестра милосердия
17. «Был у Христа-младенца сад» (Вариации на тему П.И.Чайковского для виолончели, струнных и синтезатора)
Скачать для ознакомления: Валерий Кикта
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.