Исполняют Российский государственный симфонический оркестр и капелла, дир. Геннадий Рождественский. Запись 1991 г.
Драма Великого Князя Константина Константиновича (1858–1915) «Царь иудейский» посвящена последним дням земной жизни Спасителя, она не отходила от содержания Евангелий. Действие происходит в Иерусалиме с момента въезда Иисуса в город на осле до крестных мук и дня Воскресения. Великий князь Константин Константинович готовился к ее написанию четверть века, и приступил к созданию текста около 1909 г.
Несмотря на высокий художественный и нравственный уровень и положительные отзывы, драма была запрещена Святейшим Синодом к постановке. Вероятно, одна из причин была в том, что театр с точки зрения церкви — низкое лицедейство и сцена не предназначена для воспроизведения сакральной евангельской истории. Постановка драмы была разрешена в виде исключения в 1914 г. литературно-театральному объединению «Измайловские досуги», созданному по инициативе Константина Романова, поскольку члены объединения не являлись профессиональной труппой.
Состоялось только несколько показов спектакля в придворном театре Эрмитажа преимущественно для высокопоставленной публики. Музыку к пьесе написал А.К.Глазунов, руководил постановкой режиссер Н.Н.Арбатов. Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа, сыграл сам автор, Константин Романов. Большую часть ролей исполнили гвардейские офицеры и сыновья Великого Князя. Среди исполнителей ролей были и профессионалы – артисты трупп Императорских оперы и балета. Роли Христа, апостолов и Богоматери в спектакле отсутствовали, однако представление о них создавалось через реплики и игру других актеров.
К.Р. (Великий Князь Константин Константинович Романов) — писатель, президент Петербургской Академии наук, двоюродный дядя Николая II. Автор за свои сочинения удостоился звания почётного академика Императорской Академии наук. Впоследствии Михаил Булгаков, писавший «Мастера и Маргариту», с большим вниманием изучил драму «Царь иудейский».
* * *
«Замечательный русский композитор А. К. Глазунов в своем творчестве дважды обращался к религиозной теме. В 1913 г. он написал музыку к драме Великого князя Константина Константиновича Романова «Царь Иудейский», повествующей о страстях Господних. Музыка к «Царю Иудейскому» стала одним из самых значительных произведений композитора.
История музыки к «Царю Иудейскому» такова.
В 1910 г. Великий князь Константин Константинович (К. Р.) начинает работу над своим последним драматическим произведением — драмой «Царь Иудейский», посвященной последним дням земной жизни Иисуса Христа. Она предназначалась для народных театров и преследовала цель создать зрелище, очищающее душу. Великий князь писал: «Мне пламенно хотелось бы дать посетителям театра, особенно народного, здоровую пищу, удовлетворить их потребность в зрелищах, душу возвышающих, а не щекочущих низменные поползновения, которым, к прискорбию, потворствует многое из современного репертуара. Хочется верить, что проповедь добра, правды и красоты в художественной форме восторжествует над гнусностями корифеев литературы».
Глубоко религиозный человек, князь Константин понимал всю сложность создания драматического произведения на сюжет страстей Господних. Ведь евангельские тексты могли звучать только в храме за богослужением. Нельзя было вывести на сцену и Иисуса Христа: по цензурным соображениям актер не мог изображать Сына Божия. Поэтому в пьесе нет действующего Спасителя. Однако именно Христос определяет смысл поступков действующих лиц, и является незримым главным героем.
Драма написана белым стихом, перефразирующим тексты Евангелия, псалмов, гимнографических текстов Страстной Седмицы. В какой-то мере она близка апокрифической повести «Страсти Христовы», вошедшей в четью литературу.
Примечательно, что работу над своей пьесой Великий князь окончил в Светлую неделю 1912 г., а «Шествие на Голгофу» было завершено в Страстную пятницу.
Цензура Священного Синода пьесу на театральные подмостки не допустила, разрешив лишь единичное ее исполнение силами музыкально-драматического кружка «Измайловские досуги». В подготовке спектакля приняли участие режиссер Императорского театрального училища Н. Н. Арбатов, балетмейстер Императорских театров М. М. Фокин. Музыку к спектаклю Великий князь решил заказать А. К. Глазунову, бывшему в то время директором Петербургской консерватории.
Для Глазунова, прославленного композитора-симфониста, автора восьми симфоний, целого ряда симфонических поэм, трех балетов, обращение к жанру музыки к драме, притом на религиозный сюжет, было весьма необычно. Совершенно новым было и неизбежное в этом случае обращение к ораториально-хоровой сфере. Однако, получив неожиданный заказ, Глазунов увлекся. Его привлекла новая задача — впервые в русской музыке средствами симфонического оркестра и хора воплотить трагическую концепцию «страстей». Таких произведений в русской музыке еще не было.
Он признавался позднее, что с особым рвением писал музыку к «Царю Иудейскому». Работа происходила очень быстро.
Премьера состоялась в Эрмитажном театре 9 января 1914 года. Вслед за этим единственным спектаклем музыка к драме несколько раз исполнялась в концертах РМО сезона 1914–1915 гг. в Петербурге, Москве, Киеве и Гельсингфорсе (Хельсинки) под управлением Глазунова. Однако судьба музыки к «Царю Иудейскому» быстро оборвалась — спектакль более не возобновлялся. Не звучала в концертных программах долгие годы и музыка Глазунова. Революционные события сделали евангельский сюжет, описывающий события Страстной недели, неприемлемым в новой музыкальной жизни. «Фигурой умолчания» в советскую эпоху стал и автор пьесы, Великий князь К. Р.
Незаслуженно забытой оказалась и музыка Глазунова к «Царю Иудейскому». О ней не вспоминали долгие годы. Между тем это одно из самых значительных произведений композитора, занимающее уникальное положение в его творчестве. Музыка о Христе и Его страданиях стала драматичным «триумфом» в творческой судьбе Глазунова.
Музыка к «Царю Иудейскому» является одной из вершин в творчестве Глазунова. Современник Глазунова Г. Н. Тимофеев написал после премьеры в 1914 г.: «Музыка Глазунова к Ц.И. является новым откровением таланта ее автора в новой для него области. Она показывает,[…] как один из крупнейших симфонистов нашего времени умеет сочетать церковный диатонический стиль во всей его простоте с роскошью современных технических средств в широких оркестровых формах [… ] всю партитуру музыки к Ц.И., в которой мастерство, богатство фантазии и горячность вдохновения сливаются в единое художественное целое — нельзя не отнести к лучшим музыкальным сочинениям последнего времени».
Рыжкова Н. А.»
________________________________
Год выпуска: 1991
Формат: MP3
Битрейт аудио: 256 kbps
Размер: 95 Mb
Содержание:
1. I. Интродукция и хор — Вхождение Христа в Иерусалим
2. II. Песнь учеников Иисуса
3. III. Вступление ко II акту — Дворец Понтия Пилата
4. IV. Трубы левитов
5. V. Завершение II акта
6. VI. Вступление к III акту, сцена 1-я
7. VII. Вступление к III акту, сцена 2-я
8. VIII. Сирийский танец
9. IX. Вступление к IV акту
10. X. Песнь пастухов
11. XI. Песнь псалмопевцев
Скачать для ознакомления: Царь Иудейский
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.