Игорь Николаевич Зикеев родился в 1925 году в Курске. В феврале 1943 года, когда было завершено освобождение города, 18-летнего Игоря призвали в армию и направили в запасной учебный полк, где он прослужил полгода.
В августе 1943 года курянин попал на передовую в 151-ю стрелковую дивизию 287-й стрелковый полк рядовым солдатом минометного расчета. В ноябре этого же года дивизию отправили в Псковскую область, под город Невель. Там они сменили на позициях другую дивизию и неделю простояли в обороне, а потом перешли в наступление. На третий день Игорь получил ранение и был направлен в госпиталь. За этот бой юный солдат получил медаль «За отвагу». Выйдя из госпиталя, в январе 1944 года наводчик миномета Зикеев был направлен в 1232-й стрелковый полк (370-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт).
Во время снятия блокады Ленинграда дивизия, в которой служил Игорь Николаевич, готовила отвлекающий удар, чтобы противник не снимал войска с позиций и не перебрасывал их под Ленинград. В течение недели дивизия вела наступательные и отвлекающие бои, теряя множество бойцов. После Ленинграда, в начале апреля 1944 года, их перебросили в Белоруссию под Ковель. На обороне этого города дивизия Зикеева стояла до июля, а потом началась операция по освобождению Белоруссии «Багратион».
«После большой артиллерийской подготовки мы перешли в наступление, и воевали в основном на территории Польши, освободили города Холм, Люблино и концентрационного лагеря Майданек, а потом вышли к Висле», — вспоминает ветеран.
Операция по форсированию Вислы продолжалась очень долго. Бои за плацдарм были очень жестокие, солдаты гибли целыми полками, так прошло три месяца. «Бои, конечно, не шли круглыми сутками, но через короткие промежутки времени. Займем место, укрепимся, через несколько дней снова в наступление, только в октябре мы стали в оборону основательно», — вспоминает ветеран.
В августе Игорь Николаевич, тогда уже командир минометного расчета, уничтожил два пулемета и минометную батарею противника. При отражении контратаки из личного оружия сразил двух солдат. За эти бои был награжден орденом Славы третьей степени и медалью «За освобождение Белоруссии».
12 января 1945 г. началась Висло-Одерская операция по освобождению Польши. Игорь Зикеев стоял с войсками южнее Варшавы и получил приказ форсировать Одер. Это значило, что предстояло занять плацдарм такого размера, чтобы было место для размещения тяжелой артиллерии. «Обычно при форсировании перебрасывают только легкое оружие – винтовки, пулеметы, карабины, а танки и артиллерия остаются на другом берегу и ведут огневую поддержку оттуда. Нам пришлось более двух недель воевать на прибрежной полосе», — рассказывает Игорь Николаевич.
14 января при прорыве обороны противника под городом Зволень, курянин, командуя бойцами, поддерживал пехоту минометным огнем и уничтожил три пулемета с расчетами. Возле Франкфурта-на-Одере Игоря Зикеева тяжело контузило, но покинуть расположение роты и отправиться в госпиталь он отказался. Продолжал командовать расчетом и уничтожил 10 противников. В марте 1945 г. был награжден орденом Славы второй степени.
«Мы стояли в обороне под Берлином вплоть до начала операции по освобождению. Я отлично помню, как 16 апреля ночью, при свете прожекторов, начался штурм Берлина, в котором 69-я армия, в ее состав входила и моя дивизия, отвоевывала южную часть этого города. 28 апреля я заменил командиpa расчета, и вместе со своими бойцами подавил противотанковое орудие, пулемет и истребил нескольких гитлеровцев», — вспоминает ветеран.
2 мая Берлин был взят, но войска пошли дальше, к Магдебургу, по пути добивая остатки немецкой армии. «Мы обошли вокруг Берлина три раза, каждый раз с боем, но в сам город так и не попали. Не довелось мне расписаться на рейхстаге», — сетует Игорь Николаевич.
7 мая произошла памятная встреча на Эльбе с иностранными войсками союзников, в которой поучаствовал и курянин.
После 9 мая начались расформирования действующих частей. Но дивизия Зикеева продолжала оставаться в Германии до декабря 1945 года, сам старший сержант служил до 1947 года. После демобилизации Игорь Николаевич отправился на строительство первого в СССР атомного центра «Маяк» в Челябинской области. «Приехали в тайгу, жили в палатках, на зиму построили себе юрты, и только в 1953 году мне разрешили переехать оттуда в родной Курск. К тому времени у меня была семья», — рассказывает ветеран.
38 лет Игорь Николаевич проработал начальником железнодорожного участка в объединении «Курскрезинотехника». Но в последние годы дала о себе знать контузия, ветеран стал терять слух и ушел на пенсию.
За освобождение Берлина Игорю Зикееву присвоили Орден Славы первой степени и соответственно звание полного кавалера ордена Славы.
Однако получить свой третий орден ветеран смог только в 1950 году в Челябинске, когда через маму его нашли сотрудники военкомата и переслали орден туда.
Также Игорь Зикеев был награжден орденом Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Белоруссии».
Анна Москалёва