«Юность» — советский, затем российский литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Выходит в Москве с 1955 года.
Журнал был основан по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором.
Молодым читателям тех времен журнал казался ярким и необычным, и тираж быстро поднялся со ста пятидесяти тысяч до миллиона. Журнал представлял собой некоторое «приоткрывание форточек» на мир за рубежом.
Редакция ставила себе задачу поиска новых литературных имен, и эти имена «послесталинских молодых писателей» появлялись на страницах журнала.
Повесть «Хроника времен Виктора Подгурского», опубликованная в журнале в конце 1956 года, явилась дебютом Анатолия Гладилина и она произвела большой резонанс. Писателю было всего 20 лет, и это одно уже смотрелось непривычно для того времени. Она написана в жанре «исповедальной прозы», и рассматривает тему беспокойства и внутреннего одиночества живого и искреннего человека в мире регламентированных ценностей.
«Юность» публиковала много произведений, отличающихся стилем и содержанием от сложившихся литературных стереотипов «социалистического реализма».
Считается, что редактор Валентин Катаев был снят со своей должности в 1961 г. за публикацию романа «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Хотя, по свидетельству самого Аксёнова, Катаев сам отошел от работы ещё раньше, и не имел прямого отношения к этой публикации.
Журнал часто подвергался критике со стороны комсомольских органов, так как он формально не принадлежал к ним.
Борис Полевой руководил журналом с 1961 по 1981 годы. Несмотря на критику, либеральная политика журнала продолжалась и при нём. «Похолодание» наступило лишь в 1968 году в связи с изменившейся политической ситуацией.
«Юность» отличалась от остальных литературных журналов большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. Существовали постоянные разделы «Наука и техника», «Спорт», «Факты и поиски». Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни (статья А. Гербер «О бардах и менестрелях»), а в восьмидесятые годы — «митьков».
В «Юности» присутствовали также цветные вкладки, посвящённые живописи, где среди прочих выступали такие художники, как Алексей Леонов, Илья Глазунов, Михаил Шемякин, Вагрич Бахчанян и другие. В 60-70-х годах как журнал в целом, так и отдельные авторы, подвергались партийной критике. В 1987 году был открыт постоянный публицистический молодёжный дискуссионный раздел «20-я комната», который быстро приобрёл большую популярность у читателей.
Подборка номеров прошлых лет (PDF): Ссылка