Церковь великомученика Георгия Победоносца построена в 1892 г. Находится в заброшенном состоянии, началось восстановление.
Адрес: 307065, Курская область, Тимский район, с. Гнилое, ул. Белевская, д. 1
Настоятель: иерей Павел Воронцов
Телефон: (47153) 3-12-36
Румянцева Е.В.
преподаватель факультета среднего профессионального образования Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова
Источниковой базой данного исследования являются материалы Государственного архива Курской области: фонды 20, 217, 750, Р-5027; Курские епархиальные ведомости за 1893, 1894, 1900, 1914, 1915 гг. и воспоминания местных жителей.
Георгиевской церкви в с. Гнилое Тимского района по косвенным данным насчитывается на сегодняшний момент 209 лет. Первое упоминание встречается в метрической книге за 1804 г. По данным этой книги в это время священником в приходе был Гавриил Сергеев, дьячком – Стефан Сергеев, пономарем — Косма Евхремов. На 1890 г. в причте по штату был положен 1 священник и 1 псаломщик, при этом прихожан было мужчин – 682, а женщин – 676 душ. Также необходимо отметить, что изо всех причтов сел Тимского уезда Георгиевская церковь помимо еще 3 церквей имела причтовый капитал в размере 200 серебряных рублей. Церковь по данным архивных материалов на тот момент церковно-приходской школы при себе не имела.
Церковь, по всей видимости, была деревянной и находилась вблизи сельского кладбища на месте, где в 1892 г. был возведен каменный храм в стиле эклектика с элементами псевдорусского стиля. По словам местной жительницы и по совместительству ключницы храма, Русановой Александры Ивановны (1940 г.р.), храм строился на средства местного помещика Шеховцова, усадьба которого находилась недалеко от кладбища и деревянной церкви. Главным строительным материалом была глина, которую добывали из так называемых «зароек» недалеко от будущего каменного храма. Глину мешали с яйцами, которые собирали у селян. Такой раствор был крепче цемента и тем самым сохранил церковь в отличном состоянии до сегодняшнего дня. Работы по возведению храма производились силами крестьян. Фамилия архитектора на данный момент не известна.
Дальнейшая история храма великомученика Георгия Победоносца известна лишь в лицах священников, которые в разные периоды служили в этом приходе.
На период 1893 г. известны только имена псаломщиков: Матвея Шпилевского сменил Крескент Егурнов.
Основываясь на епархиальных ведомостях за 1900 и 1905 гг. можно утверждать, что в это время священником в Георгиевской церкви был отец Леонид Булгаков, который в 1900 г. пожелал быть членом Православного миссионерского общества, а в 1905 г. был награжден набедренником «за труды по народному образованию».
До какого времени отец Леонид Булгаков занимал место священника Гниловского прихода не известно, но в 1915 г. в Епархиальных ведомостях указывается, что «Священники: Богоявленской церкви села Лучек, Корочанского уезда Федор Покровский и Георгиевской церкви с. Гнилой Колодезь Тимского уезда Михаил Пузанов перемещены один на место другого».
24 января 1920 г. поступило прошение отца Петра Леонова, который служил в церкви с. Глебово Курского уезда, о переводе на вакантное место (в течение 3-х месяцев) в Георгиевскую церковь. Судя по его заявлению, предшественником был Федор Петровский. При этом на этом месте отец Петр пробыл недолго. Уже 4 сентября 1921 г. от него поступило прошение, в котором он указывал на то, что «для моей семьи квартиры в с. Гнилой Колодезь я найти не мог, прошу Ваше Преосвященство отклонить меня от должности в заштат». По другим архивным данным – причиной его ухода стало нежелание прихожан иметь такого священника. Это находит свое подтверждение в прошении жителей от 12 сентября 1921 г. о назначении у себя священником отца Ивана Афанасьева: «Мы знаем [его] хорошо, как с внешней стороны, так с внутренней. Других кандидатов мы не хотим и боимся, дабы не наскочить на такого священника, каким был у нас отец Петр Леонов вместо того, чтобы призывать к православному учению разлагал общество своим кощунственным поведением». По этому поводу 12 сентября собирался сход прихожан. На нем были выбраны уполномоченные для прошения о назначении отца Ивана. Сам же отец Иван Афанасьев просил о своем назначении 16 сентября 1921 г., отмечая, что помимо всего прочего «Тимский уезд – родина моих дедов и родителей; здесь прошло мое детство и юность; здесь вырос я и духом».
На это вакантное место претендовали еще как минимум два человека: отец Сергий Косминский и диакон Богоявленской церкви соседнего села Соколья Плата – Григорий Дмитриевич Попов. Последний выставлял свою кандидатуру при условии «когда будет отказано в просьбе на сие место кандидатам священнику Иоанну Афанасьеву и Сергию Косминскому [Кислинскому]». Сам Григорий Дмитриевич в этот момент состоял учителем пения в местной церковно-приходской школе, так как в 1912 г. был на регентских курсах в г. Курск, а в 1913 г. выдержал экзамен в диаконы.
В это время (с 1914 г.) псаломщиком при Георгиевской церкви служил Тимофей Арцыбашев. В 1920 г. за усердную службу протоиреем 2 Благочинного округа Николаем Аушевым был награжден свидетельством. После нескольких прошений о рукоположении в сан диакона (от 17 сентября 1921 г. и 3 февраля 1922 г. ему было отказано, так как не было священника в приходе и никто не мог благословить на это) 26 сентября 1922 г. священник Яков Фирсов подтвердил прошение и Т. Арцыбашев стал диаконом.
С начала октября 1921 г. священником церкви был назначен Сергий Косминский, который пробыл на этой должности лишь до 5 октября этого же года. Причиной ухода, указанной в его прошении, стало отношение «проявленном группой прихожан враждебно настроенных против всех священников, кандидатов на Гниловской приход, кроме отца Ивана Афанасьева, служащего в Гниловском приходе до сих пор». Таким образом, можно считать, что в то время в приходе было два священника. Далее он просит, чтобы «приход за мной не считать и предоставить мне право на подачу прошения в какой-либо приход. Дальнейшее пребывание в Гниловском приходе для себя считаю не только неудобным, но даже не безопасным, а посему рискованным».
Данные за 1930-е и начало 1940-х гг. отсутствуют.
В «Справке обкому КПСС…» указывается, что накануне Великой Отечественной войны в Курской области было три действующие церкви и среди них Георгиевской церкви с. Гнилое не было. В заявлении от 1946 г. указывается, что религиозная община существовала с 1943 г., но никаких регистрационных документов она не имела. Во время Великой Отечественной войны фашисты содержали пленных в храме, а потом пытались разрушить его. В стене сохранились следы от снарядов.
В 1946 г. 21 января настоятелем церкви священником Константином Костиным и членами церковного совета Барышевым И.А. и Полянским Н.Д. церковное здание, имущество и утварь были переданы церковному совету по описи.
Вторая половина XX в. отмечена постепенным угасанием деятельности религиозного общества прихода, что привело в 1975 г. к закрытию храма и передачи его в качестве зернохранилища местному колхозу. По свидетельству местной жительницы Румянцевой Валентины Егоровны не последнюю роль в этом сыграл конфликт между священником Шашковым Н.В. и председателем исполнительного органа церковного совета Щегловой К.М. Как видно из данных нижеприведенной таблицы, в этот период на приходе служили следующие священнослужители:
Церковь вновь откроется для прихожан только в 2000 г. Она действует до сих пор, в центральной и восточной части храма ведутся неспешные восстановительные работы.
Церковь великомученика Георгия Победоносца в с. Гнилое Тимского района включена в государственный реестр культовых зданий и сооружений области, которые находятся на государственной охране и рекомендуемых для постановки на охрану, как вновь выявленных памятников исторической и культурной области.