Каменная церковь Вселенского учителя Василия Великого в селе Пушкарное была построена в 1879 году. С советское время здание использовалась под колхозные нужды. В 1997 году передано Курской епархии. В настоящее время здание храма восстанавливается.
Адрес: 307820, Курская область, Суджанский район, с. Пушкарное
Настоятель: иерей Виталий Анненков
Документы по истории прихода храма свт. Василия Великого с.Пушкарное Суджанского района Курской области сохранились частично.
Первые упоминания о церкви свт.Василия Великого с.Пушкарное встречаются в топографическом описании Курской губернии (1784 г.), где записано: «церковь во оном селе деревянная во имя святителя Василия Великого, при которой священно- и церковнослужительских дворов 4, во оных душ 10, при том селении на речке Конопельке священника Иоанна Колмакова мельница.
В клировой ведомости за 1837 год указывается, что храм построен в 1785 г., здание деревянное, покрыто железом и покрашено, с такой же колокольней. Но в клировой ведомости церкви за 1916 год упоминается, что в Васильевском храме хранились метрические книги с 1714 года, а это свидетельствует о совершении в данное время священнослужителями таинств и треб.
В «Клировой ведомости Суджанского уезда 1-го благочиннического округа за 1916 год» имеются сведения о том, что в 1879 г. в с.Пушкарное «тщанием прихожан» построена каменная церковь с одним престолом, освященным в честь свт. Василия Великого, а в 1893 году на пожертвования людей устроен иконостас стоимостью 5900 рублей.
Автор проекта здания храма не известен, однако по архитектурно-художественному и композиционному решению можно судить о незаурядности его дарования.
В целом церковь крестово-купольной конструктивной системы. С одной большой круглой алтарной апсидой и шатровой колокольней, надстроенной над притвором. Храм имеет пять глав луковичной формы, которые венчают восьмигранные двухярусные барабаны, главный из них — световой. В центре над средокрестием здание завершено куполом на световом барабане, а остальное пространство перекрыто коробовыми сводами с распалубками; боковые главы глухие. Купольная ротонда поддерживается четырьмя пилонами с подпружными арками. Двухярусная шатровая колокольня увенчана луковичной главкой с коротким шпилем. Ярусы колокольни перекрыты сводами и украшены полуколоннами.
Элементы наружного декора представлены в виде поясков, пилястр, арок, выполненных в кирпичной кладке. Окна имеют арочное завершение.
Здание церкви сложено из кирпича (29x14x7) на известково-песчаном растворе. Кровля имеет покрытие из оцинкованного листового железа. Поле стен окрашено в серо-голубой цвет с выделением белым цветом колонн, рустов, карнизных тяг и более мелкого декора.
При строении использовались элементы русской архитектуры XVII века.
В «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской губернии за 1908 год» и клировой ведомости сообщается, что храм свт.Василия Великого находится в с.Пушкарное на расстоянии 95 верст (101 км. 365 м.) от губернского города Курска и 10 верст (10 км. 670 м.) от уездного города Суджи.
Ближайшими к Васильевской церкви были Митрофановский храм села Бондаревка (в 5 верстах) и Пятницкая церковь села Мартыновка (в 4 верстах). Препятствий к сообщению между ними не было (1 верста = 1 км. 67 м.).
Известно, что в 1908 году приход храма свт.Василия Великого был в ведении 2-го благочиннического округа Суджанского уезда, а в 1916 году — 1-го благочиннического округа, которые входили в состав Курской епархии.
Васильевский приход объединял верующих села Пушкарное и деревни Русская Конопелька (расположенных между собой на расстоянии 2 верст). В 1916 году в селе Пушкарном было 227 дворов, проживало 885 душ женского пола и 894 — мужского, а в деревне Русская Конопелька — 143 двора, 555 душ мужского пола и 563 — женского.
В деревне Русская Конопелька, на имеющемся кладбище, стояла часовня, устроенная из деревянной церкви.
В приходе находились две земские начальные школы для крестьянских детей: одна в с.Пушкарное (с 1880 г.) другая – в деревне Русская Конопелька (открыта в 1892 г). Священнослужители Васильевского храма преподавали в них Закон Божий.
Церковный причт по штату состоял из одного священника, одного диакона и одного псаломщика.
Для материального обеспечения духовенства предусматривалось:
1. 34 десятины квадратных сажень земли, из них 3 дес. усадебной (вместе с погостом церковным), 29 дес. пашни и 2 дес. сенокосных угодий, на расстоянии 1/4 версты от храма. Земля сдавалась в аренду;
2. жалование из казны (священнику 297 руб., диакону — 147 руб., псаломщику — 98 руб.);
3. церковный дом для священника.
Причтового капитала не было.
Традиционным источником дохода приходского клира оставалась плата за требы и пожертвования продуктами от прихожан.
В метрических книгах, хранящихся в Госархиве Курской области, имеются сведения о священнослужителях, совершавших таинства и требы в Васильевском храме с. Пушкарное.
Известно, что с 1781 г. по 1797 г. Настоятелем был Иоанн Петрович Колмаков, в 1798-1802 гг. служил священник Иоанн Сергеевич Попов, а в 1806-1808 гг. — иерей Иоанн Михайлович Булгаков.
Евграф Харитонович Романовский в 1830 г. был диаконом Васильевской церкви, а с сентября 1831 г. определён священником. Он исправно служил и исполнял свои обязанности пастыря в приходе свт. Василия Великого около 50-ти лет. Именно при иерее Евграфе Романовском велось строительство каменного храма, о чём свидетельствует надпись, выгравированная на мраморной плите, находящейся возле восточной стены здания церкви. Основываясь на том, что в «Исповедных ведомостях прихожан церквей Суджанского уезда за 1867 г.» имеется указание на возраст Евграфа Харитоновича Романовского (68 лет), ориентировочно годом его рождения можно считать 1799 г. Последние сведения о таинствах и требах, совершённых священником Евграфом Романовским сохранились в метрической книге за 1877 г. О времени окончания его пастырской деятельности не известно, т.к. на хранении в Государственном архиве Курской области нет документальных материалов Васильевской церкви за 1878-1883 гг.
В период настоятельства иерея Евграфа диаконом в приход свт.Василия Великого определён был в 1832-1835 гг. Афанасий Иванович Булгаков, с 1835 г. — Степан Толмачёв, а в 1867-1877 гг. — Пётр Тимофеевич Виноградский.
В 1884-1888 гг. в Васильевском храме служил священник Иоанн Покровский, а диаконом определён в 1888 г. Мануил Петрович Чефранов.
В «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г.» рассказывается, что в 1908 г. настоятелем храма свт. Василия Великого был Тимонов Варлаам Афанасьевич. Он закончил Духовную семинарию, в 1865 г. рукоположен в сан пресвитера и в этом же году поступил на службу. Священник Варлаам Тимонов был духовником 2-го благочиннического округа Суджанского уезда. В 1905 г. ему пожалована награда – наперсный крест. В метрической книге за 1910-1912 гг. упоминается, что Тимонов Варлаам Афанасьевич служил в Васильевской церкви в эти годы, причём с июля 1910 г. — в звании протоиерея. Прихожане вспоминают из рассказов своих родителей, что отец Варлаам был очень строгим и требовательным священником. Он чувствовал огромную ответственность пастыря за спасение вверенного ему духовного стада и побуждал свою паству к нравственной и благочестивой христианкой жизни.
В 1908 г. диакона в приходе не было, а обязанности псаломщика исполнял Карасёв П.Т.
Согласно сведениям, взятым из клировой ведомости за 1916 г., в августе 1908 г. псаломщиком Васильевской церкви определён Бочаров Владимир Флорович. Он родился в 1879 г. в с.Пушкарное Суджанского уезда, сын крестьянина. В 1909 г. Преосвященным Питиримом, епископом Курским и Обоянским, утверждён в должности псаломщика, а в 1910 г. Преосвященным Иосафом, епископом Рыльским, посвящён в стихарь.
В послужных списках священно- и церковнослужителей за 1916 г. есть информация о Маркове Константине Анатольевиче, который в 1910 г. был определён диаконом Васильевского храма Высокопреосвященным Питиримом, архиепископом Курским и Обоянским. С этого же года он состоял законоучителем при земской школе в деревне Русская Конопелька. Марков К.А. родился в 1884 г. в Грайвороновском уезде, сын крестьянина. После окончания в 1901 г. Борисовского образцового двухклассного училища был учителем и законоучителем в школе грамоты с. Васильевка Грайвороновского уезда. В 1904 г. Преосвященным Лаврентием, епископом Курским и Белгородским определён псаломщиком к Покровской церкви с.Банищь Льговского уезда, а в 1906 г. Преосвященным Иосафом, епископом Рыльским, утверждён в этой должности и посвящён в стихарь. В 1910 г. был рукоположен в сан диакона.
В 1915 г. Высокопреосвященным Тихоном, архиепископом Курским и Обоянским, священником Васильевской церкви с. Пушкарное был определён Саенко Пётр Петрович. С 1915 г. он состоял так же и законоучителем при земской школе с. Пушкарное. Саенко П.П. родился в 1893 г. в Белгородском уезде, сын крестьянина. После окончания Курской Духовной семинарии в 1914 г., был учителем церковноприходской школы во имя Иосафа Белгородского в г.Белгороде. Рукоположен в сан пресвитера 10 августа 1915 г. Преосвященным Никодимом, Епископом Белгородским. До какого года служил в храме свт.Василия Великого иерей Пётр Саенко не известно. Но в «Протоколе заседания благочиннического съезда духовенства и мирян 1-го округа Суджанского уезда от 19 ноября (2 декабря) 1922 г.» упоминаются среди прибывших на съезд священник Пётр Саенко и диакон Владимир Бочаров из с. Пушкарно.
С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную церковь.
Одним из инструментов, посредством которого большевики пытались разрушить Церковь Христову, стал декрет ВЦИК от 23.02.1922 года об изъятии ценностей храмов и монастырей для оказания помощи голодающим Поволжья.
Насильственная конфискация церковных святынь не обошла стороной и храм свт.Василия Великого в селе Пушкарном.
В Государственном архиве Курской области хранятся протоколы комиссий и описи ценностей, изъятых в порядке декрета ВЦИК.
В приложении к протоколу №35 от 21 апреля 1922 года Суджанской уездной комиссией приведён список имущества, изъятого из Васильевской церкви с. Пушкарное:
1) ризы серебряные с икон — 2,
2) кадило серебряное — 1,
3) ковшик серебряный — 1,
4) чаша серебряная — 1
5) серебряные монеты весом 11/4 фунта.
Согласно протокола Черноолешенской волостной комиссии по изъятию церковных ценностей от 17 августа 1923 года, в описи изъятого имущества указано: риз — 3, воздухов — 2, риза с иконы — 1, холста 3 арш.
В 20-е годы, когда существование религиозных организаций оказалось под угрозой, храм свт.Василия Великого в с.Пушкарное оставался действующим. В 1924 г. Суджанским волисполкомом перерегистрировано религиозное общество Васильевской церкви.
Конец 20-х и 30-е годы XX века ознаменовались массовым закрытием храмов и монастырей. С апреля 1939 года богослужения в церкви свт. Василия Великого не совершались.
По решению президиума облисполкома от 8 июня 1940 г. Васильевская церковь с.Пушкарное была закрыта и передана райисполкому на культурные цели. С куполов храма сняли кресты, его помещение приспособили под хранилище для зерна. Но прихожане не отдали церковь на разграбление безбожников. Многие иконы и ценную утварь верующие перенесли в свои дома и хранили как зеницу ока.
По решению властей каменная ограда вокруг храма была снесена, а бывший церковный дом со временем разрушен.
В годы военного лихолетья здание храма свт.Василия Великого не пострадало. Местные жители рассказывают, что во время боевых действий прятались за церковными стенами от пуль и снарядов, которые пролетали мимо, не задевая величественный белокаменный храм.
В годы Великой Отечественной войны Советское правительство пересмотрело свою позицию по отношению к Русской Православной Церкви и стало демонстрировать лояльность. По многочисленным и настойчивым просьбам верующих во многих церквах было возобновлено богослужение.
По ходатайству прихожан храм свт. Василия Великого был вновь открыт, восстановилась деятельность церковной общины. Религиозное объединение — Васильевская церковь было зарегистрировано в органах власти 1 сентября 1944 года.
Возрождалась внутрицерковная жизнь в эти годы под окормлением игумена Иезекиля (Нехова Ивана Дмитриевича), возвратившегося из заключения. Это был пастырь из числа братии Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, не мало претерпевший и духовно возросший в период жесточайших гонений. Отец Иезекилий запомнился прихожанам ангельским милосердием, простотой, кротостью и скромностью, доброта его казалась необыкновенной, батюшка делился с людьми всем, чем мог, хотя сам терпел нужду и лишения. Отдавая все свои силы на служение Богу и вверенной ему пастве, он был чрезвычайно любим народом.
Игумен Иезекилий почил о Господе 16 ноября 1965 года. Он похоронен на кладбище у Васильевской церкви, в которой служил до конца своих дней. Его пастырский подвиг увенчан замечательным результатом — батюшка сохранил в людях огонь православной веры в обстановке духовного гнёта и нравственного опустошения, помог найти путь духовного совершенствования, которое открывает человеку врата Царства Небесного.
В 1967 году, а также с 1 декабря 1969 года по 1 сентября 1970 года богослужения в церкви не проводились из-за отсутствия священника. В последующие годы храм свт. Василия Великого в с.Пушкарное являлся действующим.
В соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25.10.1990 г. за приходами были утверждены права юридического лица. 3 января 1992 года в с.Пушкарное зарегистрирован в качестве юридического лица православный приход Свято-Васильевского храма Курско-Белгородской епархии Русской Православной церкви (Московский патриархат)(№133).
Священнослужители, трудившиеся на приходе с послевоенного времени:
1) Игумен Иезекииль (до 1965 года)
2) протоиерей Иаков Васильевич Залуцкий (1970-1973)
3) священник Иоанн Антонович Алюшин (1973-1974)
4) священник Симеон Григорьевич Максимов (1974-1986)
5) протоиерей Пётр Владимирович Немиришин (1987-1991)
6) иерей Иоанн Иосифович Комарницкий (1992-1999)
7) иерей Николай Николаевич Бурлаков (1999-2005)
иерей Виталий Анненков с 2005 года.
Церковь свт. Василия Великого является памятником культурного наследия регионального значения (в соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 30.01.1998г, №566).