История Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем мы из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Иоанновича, это количество земли в 1679 году было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имелось с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 сажени.
Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.
Вознесенская церковь была деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была деревянная. По своему устройству Вознесенская церковь походила на церкви того времени, в ней, в западной части, возле паперти, находился «бабинец» — отделение, занимаемое женщинами-старухами, в бабинце около стены были лавочки, на которых сидели во время долгих богослужений.
В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.
Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 году, как это видно из одной старинной описи г.Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.
По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенская.
В прежнее время церкви утверждались на деревянных столбах и имели деревянную крышу; через эти два обстоятельства церкви не могли долго существовать в прежнем виде, по причине ветхости должны были или ремонтироваться, или же вновь перестраиваться. Этому закону времени надлежала неминуемо и Троице-Вознесенская церковь — в 1804 году она настолько была ветха, что прихожане порешили вместо нее выстроить новую каменную церковь, при этом им пришлось склонить на свою сторону прихожан Архангело-Михайловской церкви соединиться в один приход и общими средствами выстроить одну большую каменную церковь, в которой в числе других престолов был бы устроен престол во имя Архангела Михаила; на такое предложение прихожане Архангело-Михайловской церкви по причине начавшегося разрушения своей церкви должны были согласиться.
Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым — во имя Архангела Михаила.
Постройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.
Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 году земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви.
Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне — во имя Святителя Митрофана, а в левой — во имя Сретения Господня.
Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 году ряда церковных и гражданских зданий указано, что «…окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов.» (основание: Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, №5)
Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх.№5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.
Один из священников, служивших в храме во время революции, протоиерей Михаил! Иванович Малеванный похоронен в 1922 году у южной стороны церкви. Имя еще одного священника Троицкого храма известно из «Книги памяти жертв политических репрессий» (изд. Курск, 1996 г. с.226). Это Сергеев Дмитрий Васильевич, родившийся в 1857 г. в с.Стаканово Щигровского района. Арестован 27 августа, расстрелян 3 ноября 1937 г. Реабилитирован 13 июня 1989 года.
Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 года. В Курском государственном архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного старосты Ефросинии Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого предела храма зерном, где совершалось богослужение. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.
Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 года состоялось собрание, где отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил, что Горуправление разрешило открыть храм и начать ремонт по восстановлению.
В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви г. Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 года, содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской Пустыни, а в начале революции перенесенной в г. Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего Епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе».
Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня.
Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором она находилась, пережил трагические события: в феврале 1943 г. через г. Суджу началось движение отступающих немецких войск. О. Иоанну Переверзеву, настоятелю храма, было приказано очистить место для размещения раненых. Позже в докладной записке Архиепископу Питириму он сообщал: «Через час времени храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была послана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз я с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара. Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара.
2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».
В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в нашем храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего алтаря они лежали, и около храма тоже…
После войны об этой истории старались не вспоминать — не свои ведь погибли, а враги, которых прикопали тут же, по всему церковному двору. Не раз впоследствии на венгерские останки наталкивались при проведении хозяйственных земляных работ, да так и оставляли.
Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 гг. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить.
Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 года. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.
Дата похорон совпала с днем крестного хода с Чудотворной Пряжевской иконой, которая, милостью Божьей, уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год Крестным ходом в Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и исцелениями. В советское время традиция Крестных ходов, естественно, прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у народного почитания. И только 26 октября 1996 года с благословения и с участием Архиепископа Ювеналия состоялся Крестный ход с иконой в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее пребывания.
Несомненно, по молитвам у иконы Божией Матери, с которой верующие стали совершать Крестный ход в день ее празднества (3 день праздника Троицы) из г. Суджи в Горналь, а с 2001 г. и в украинское Мирополье, возобновилась монастырская жизнь в Белогорской Пустыни. Ныне икона постоянно находится в ней, а в Свято-Троицкий храм возвращается на третий день Троицы.
Послевоенная история храма — это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви.
Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 г. Архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского придела) и признан соборным.
В 1956 г. Троицкую церковь посетил Архиепископ Иннокентий.
Все время течение ремонтных работ осуществлялось под чутким руководством правящих Архиереев.
Настоятель протоиерей Иоанн Андрианович Переверзев прослужил в Троицком храме около 30 лет.
Дьякон Алексей Михайлович Толмачев рукоположен в возрасте 51 года и прослужил здесь с 1918 г. и до кончины почти 30 лет.
Последующими священнослужителями были:
протоиерей Федор Басов (1958 — 1979 гг.)
протоиерей Павел Черкасов (1979 г.)
протоиерей Николай Ришко (1980 — 1989 гг.)
протоиерей Василий Кадар (1989 — 1992 гг.)
ныне протоиерей Евгений Шестопалов (с 1993 г.)
и протоиерей Алексей Калиновский (с 2000 г.) — один из старейших священников епархии. В 2003 г. к 60-летию служения в сане награжден Патриаршей наградой — орденом Святителя Иннокентия III степени.
11 октября 2007 года протоиерей Алексей Калиновский, соборовавшись и, причастившись Святых Таинств, отошел ко Господу. Похоронен, согласно завещанию, близ Почаевской Лавры.
В настоящее время ведутся дорогостоящие реставрационные работы: устанавливаются пластиковые окна, производится замена полов в центральном алтаре, восстанавливаются откосы и наличники, заканчивается внешний ремонт, роспись храма, укладка плитки, реставрация центральной арки, сооружаются ворота, возводится иконостас.
Ксения Шестопалова
Адрес: 307800, Курская область, г. Суджа, ул. К. Либкнехта, 7
Настоятель: протоиерей Евгений Шестопалов
Телефон: (47143) 2-26-54