В 2002 году по инициативе и на средства депутата Курской областной Думы В.Н. Карамышева открылся храм Святителя Николая в его родном селе Грязное (настоятель иерей Ростислав Голик).
Адрес: 306600, Курская область, Советский район, с. Грязное
Настоятель: иерей Ростислав Голик
Елена Выборнова
Сельские праздники сейчас редкость. А этого – село Грязное ждало почти 70 лет. Веру в то, что этот день настанет, передавали из поколения в поколение.
…Откуда такое название у села? Старожилы говорят, что по имени реки Грязной. Первое документальное упоминание о селе относится к 1718 году. Тогда в нем проживало 26 человек. Но уже в 1895 году здесь было больше 2 тысяч крестьян. Грязное становится самым большим селом в Щигровском уезде. В народной памяти сохранились здешние конные ярмарки. Их проводили ежегодно при большом стечении народа. Не чужды были селяне и образованности. В 1876 году здесь было открыто двухклассное училище. Такое было далеко не в каждом селе.
Но главной достопримечательностью Грязного был великолепный двухпрестольный собор, возвышавшийся в самом центре. Он был освящен во славу Пресвятой Троицы и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Его прихожанами были грязновцы и жители окрестных деревень. Числом 1764, как указано в старых документах. И еще один храм украшал и просвещал село.
Небольшой деревянный в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских. Ныне от тех славных времен осталось только здание училища. Сейчас здесь размещается средняя школа. А в ней – небольшой краеведческий музей. Материалы в нем собраны с любовью к милой сердцу старине и родному селу. Из них мы и узнали все вышеизложенное, приехав на сельский праздник.
А у него тоже есть своя предыстория. И связана она уже с лихолетьем 20 века. Новое время разрушило привычный уклад жизни. Вера в Бога, на которой держалась российская жизнь, была осмеяна как пережиток прошлого и запрещена. Повсеместно закрывали и разрушали храмы. И сколько же лиха натерпелись русские за свое отступничество от веры отцов… Не избежало общей участи и Грязное. Долго не решались православные поднять руку на свою святыню. Не находилось желающих исполнить приговор. Только в 1937 году объявились два ревнителя нового порядка. Их имена директор школы Вера Петровна Мазалова не хочет даже произносить.
— Односельчане вспоминают,- рассказывает она,- как оплакивали женщины свой красавец собор, выстроенный на народные средства, как заставляли их носить кирпичи (разбирали постройку до основания). А потом из прочного кирпича строили склады, мостили дороги. Никольский храм просто-напросто сожгли. Участь тех «героев» оказалась страшной, они оба вскоре погибли. А селяне остались без храмов. Молились дома, потому что без веры своей жизни не представляли.
По праздникам добирались в райцентр, а это добрых километров 25, или в Красную Поляну, что тоже неблизко. Болела душа от всеобщего упадка нравственности. Но что тут сделаешь без веры? Никакими словами и убеждениями не исправишь то, что, казалось, кануло в Лету вместе со Святой Русью. И вот забрезжил свет надежды.
— На одном из сельских сходов несколько лет назад,- продолжает Вера Петровна,- мы высказали нашему депутату и земляку Виктору Николаевичу Карамышеву нашу мечту — возродить хотя бы один из уничтоженных храмов. И вот видите — мечты все-таки сбываются!
…Мы любуемся новым храмом, выстроенным на месте бывшего Троицко-Купинного. Сложенный из красного кирпича, он вытянулся куполами в ясное весеннее небо. Блестят на утреннем солнце яркие кресты — символ победы Добра над злом. Еще очень рано. Звонарь Алексей из Сергиево–Казанского собора пробует колокола на звучность. Их семь, как и нот в октаве. Их забытую песню вспоминают в Грязном. Собираются гости. На всю полянку перед храмом расставляют скамейки. Никто не предполагал, что гостей будет так много. Из Курска, из Кшени, из соседних сел. Кто как добирался, кто на личной «иномарке», кто с оказией, кто на рейсовом, а кто и пешком. И горожан, и селян, и богатых, и не очень, и новых, и старых русских объединяет одна общая на всех радость. Но, пожалуй,никто не радуется так, как главный строитель и благоукраситель виновника торжества, как Виктор Карамышев.
О храме Галина Николаевна рассказывает, как о любимом детище.
— Фундамент заложили сразу же после того схода четыре года назад. Думали выстроить часовню,но владыка Иувеналий благословил — храм.В прошлом году приезжал владыка Герман, все основательно омотрел,сделал свои замечания, мы все их учли.Все время чувствовали необыкновенную помощь Божию.
Строили на века. Фундамент такой, что его ничем не сломать. Позолота на крестах двойная, но золото, конечно, сусальное. Храм небольшой: в высоту по колокольне 17 метров, внутри 13 на 6. Иконостас березовый, резали его целый год, этого требует технология. Иконописцы из Орла и Курска, а купола вязали в Брянске и привезли оттуда. Кирпич – самый лучший из Старого Оскола.
Мы заходим в храм, внутри он светлый и изящный. Сияют новая утварь, позолота и яркие краски икон. Храм будет освящен во имя святителя Николая, хотя и стоит на месте Троицко-Купинного собора. Его украшает редкая святыня – копия с иконы Васнецова «Не рыдай Мене Мати». Для служб подарена вся необходимая утварь.
Владыка Герман освящает престол. А затем благословляет вынести его в трапезную храма. И трапезная на время службы становится алтарем.Божественную Литургию совершают под открытым небом, под его синим куполом. И яркое весеннее солнце, кажется, остановилось над селом. Далеко вокруг разносятся слова древних и всегда современных молитв — о мире во всем мире, об укреплении веры и Отечества, о строителях храма, обо всех молящихся и предстоящих в этот день. Здесь же на площади исповедут и причащают. Многие сегодня впервые приняли Святых Тайн, избавились от давних грехов, приняли участие в главной христианской службе.
Пожилые женщины не скрывают своих слез.Они верят, что день рождения храма станет и началом обновления села, что наступит новая жизнь. Этого желает грязновцам и владыка Герман.
… Над всем селом гремит «Многая лета», сияет куполами храм как символ надежды на возрождение.
(2010)