Храм построен в 1825 г. До конца XVIII века основной храм находился южнее в 700-800 метрах от нынешнего. На месте храма была небольшая, круглой формы, кладбищенская часовня. Ее стены на один метр выше сводов являются основанием купольной части храма.
В середине XIX века одновременно со строительством сахарного завода были выстроены: алтарь, левая и правая стороны, а к концу 1910 года — колокольня, и храм приобрел крестообразную форму.
Разрушительное закрытие храма произошло в 1930-31 годах. Были сняты кресты, колокола разбиты. Настоятель — священник Николай Силеванов был сослан. Псаломщик Тихомиров Григорий отказался от церкви и стал учителем местной школы. Но на фоне этих мрачных событий есть великий пример христианской верности. Прихожане неустанно ходатайствовали об открытии храма, и в 1931 году им было поставлено условие: если двадцатка под залог, на случай, если церковь не выплатит налогов и займов, подпишет свои личные дома, постройки и живность — храм откроют. Двадцать два человека приняли это испытание. По 1939 год храм то действовал, то закрывался. Несколько сезонов в здание засыпалось зерно. В 1939 г. храм был переоборудован под школу. В декабре 1941 года все было зачищено, сначала в правой стороне, а потом во всем храме начались служения. При открытии храма, в нем начал служить престарелый священник Максим, а потом местный уроженец священник Анатолий. Затем длительное время настоятельствовал священник Михаил Кисиленко. При служении священника Григория Подорванова, прослужившего 3 месяца, в 1972 году храм был закрыт под предлогом аварийности здания.
Прихожане настойчиво ходатайствовали об открытии храма по разным инстанциям, включая наивысшие — Московские. По воскресным и праздничным дням они собирались у запертых дверей храма и молились Богу. Зимой размещались в домах, предоставляемых прихожанами вблизи закрытого храма.
В 1981 году ктитором Шиловой Федорой Антоновной, впоследствии инокиней Сусанной, был отдан дом, к которому еще с двух домов был выстроен молитвенный дом, существующий поныне. Рядом был построен жилой дом для священника, используемый и на сегодняшний день. В 1982 году на приход назначен священник Николай, прослуживший более двух лет. Сменил его иеромонах Софроний, прослуживший более пяти лет, за этот период были завершены строительство молитвенного и жилого домов. Более полугода прослужил священник Николай Кобец. C июля 1989 года служит священник Василий Бовсуновский, при котором и ожил храм. Сейчас протоиерей Василий Бовсуновский является Благочинным Дмитриевского церковного округа.
В 1989 году зимний праздник 9 декабря и Рождество Христово служили в восстанавливаемом большом храме. Полностью перешли в храм осенью 1991 года.
Храм был закрытым 19 лет. Были проведены большие ремонтно-восстановительные работы: перекрыта кровля оцинкованной сталью, переделаны купольная часть и чердачная, потолки и своды. Сделан новый иконостас, восстановлены старые росписи и написаны новые. Фасад, окна и двери отремонтированы. Вокруг храма возведена добротная ограда железобетонной конструкции.
Восстановлен крестный ход на Святой источник, расположенный в селении в 1,5 км на запад от храма. В начале тридцатых годов была разрушена часовня над источником, но в настоящее время проведено его благоустройство.
Участием активных прихожан в приходе и, в частности, в местной больнице осуществляется общественная диакония.
На территории прихода существует несколько конфесий баптистов. При этом за период с 1989 года к православию вернулись более десяти бывших сектантов.
Адрес: 307513, Курская область, Дмитриевский район, с. Дерюгино
Настоятель: протоиерей Василий Бовсуновский
Телефон: (47150) 9-93-80
Мы подъезжаем к храму Георгия Победоносца в дмитриевском селе Дерюгино по ровному гладкому асфальту. – Если бы не батюшка, не было бы ни этой дороги, ни моста, – вводит в курс дела сотрудник администрации Дмитриевского района Н. Стрелков.
А вскоре, широко шагая, подходит к храму и сам его настоятель протоиерей Василий Бовсуновский. Заметив мой интерес к его фамилии, он с удовольствием выдает «секреты» биографии:
– Бовсун в переводе с тюркского означает конец пути. А родом я из Житомирской области. Духовную семинарию заканчивал в Курске и был направлен сюда владыкой Ювеналием в 1989 году.
С приездом отца Василия и началось возрождение храма, который стоял закрытым с 1947 года. Настоятель, вскоре ставший благочинным Дмитриевского церковного округа, работал в архивах, беседовал с приглашенными сюда реставраторами и пришел к выводу, что храму около трехсот лет.
Говоря о восстановлении дмитриевских церквей, себе благочинный отводит скромную роль:
– Возрождение храмов, в том числе и в селе Дерюгино, стало возможным благодаря людям божьим. Например, с просьбой открыть храм Георгия Победоносца прихожане обращались во многие инстанции, ездили даже к Валентине Терешковой. На сегодня в районе из восьми храмов постоянно действующих четыре. Совершенно великолепные – в Высоцком и Романовке, в которой, кстати, мало прихожан. Денег на реставрацию неоткуда было взять, но мир ведь не без добрых людей. Владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан родом из этой деревушки, в этом храме когда-то был послушником, и в благодарность за то, что этот источник дал ему такое духовное становление, он жертвует на восстановление церкви. Мне особенно приятно отметить: несмотря на то, что население в районе в значительной степени сократилось, число прихожан не уменьшилось и на сегодняшний день составляет процентов 15 от общего числа населения – это немало.
– А молодежь в церковь ходит?
– При храмах работают воскресные школы, в частности и в Дерюгино, в котором есть две общеобразовательные школы – средняя, где около двухсот человек, и основная. У нас занимается более тридцати. Вот за этими партами, где мы с вами сейчас сидим, нет свободных мест – это разве не свидетельствует об интересе молодежи к православию?
Сегодня у нас побывали 55 детей из школьного оздоровительного лагеря, – продолжает рассказывать отец Василий. – Все они такие милые, хорошие. Я хочу сказать, что эти ребятишки такими и останутся, если взрослые не помешают их правильному становлению. И дело не только в средствах массовой информации, которые сейчас ругают все подряд. Очень важен пример в семье. Какой посеешь дух в сердце младенца, отрока, юноши – таким он и останется на всю его дальнейшую жизнь. Ну а если отец не стесняется приходить домой пьяным, устраивает скандалы – вправе ли он надеяться, что его сын вырастет человеком порядочным, а не уподобится своему родителю? Говорят, дурные примеры заразительны. Так вот важно, чтобы пример для подражания был добрым. Недаром же девчонки поют: хочу такого жениха, как Путин.
– А вы, отец Василий, как оцениваете роль нынешнего руководства в истории нашей страны?
– По церковному уставу мы не должны быть агитаторами, вмешиваться в политику. Но мы и не должны оставаться в стороне: мы же граждане, и нам небезразлично, как далее будет жить Отчизна, кого выберут люди. Как гражданин и отец троих детей, я без всякого лицемерия отдам свой голос за стабильность и ясную перспективу.
Будучи человеком неравнодушным, отец Василий развернул в Дерюгино хозяйственную и благотворительную деятельность. Селяне не нарадуются, что к храму теперь ведет «такая красивая дорога». По словам самого настоятеля, это действительно очень важный участок между селом Дерюгино и поселком Первоавгустовским, а далее дорога идет на Моршнево и соединяется с киевской трассой. Еще «при царском режиме» она была вымощена камнем, но потом ее разбили. Чтобы «попасть из Первоавгустовки в Дерюгино», приходилось объезжать 17 километров, а тут весь путь – 2 километра 200 метров. Дорогу многократно грозились включить в план строительства и даже включали, но решение проблемы откладывалось «по экономическим обстоятельствам». Так вот заслуга протоиерея Василия Бовсуновского как раз и состоит в том, что эту дорогу, наконец, проложили. Он не однажды побывал во многих «высоких кабинетах», доказывая, насколько это «важный объект».
– Очень помог своим землякам А. Жилин, – добавляет отец Василий. – Александр Владимирович работает в Курске в строительной компании. Финансовую лепту внесли федеральные и областные власти. Церковь, конечно, тоже в стороне не осталась: мы технику охраняли, людей кормили.
А вот есть на этом участке дороги мост – так это уж мой, – улыбается настоятель храма. – В него я вложил и собственные средства. Мост – это объект не дорожной службы, но вместе с тем очень важный объект. Он был аварийным, имели место несчастные случаи. И все-таки мы с прихожанами написали письмо в железногорскую строительную организацию Николаю Григорьевичу Козикову. Он прислал людей и технику – за горючее мы заплатили. Вот так с помощью добрых людей и выполнили эту большую и нужную работу. Правда, я еще в долгу за шесть труб остался. Прошу оказать финансовую помощь главу нынешнего сельсовета Н. Глотова. Говорю: «Николай Иванович, ты ж сам через этот мост, включая обеденный перерыв, четыре раза в день ходишь». Обещает. Жду конечного результата: в октябре три года будет.
Как человек, умеющий оценить нынешнюю ситуацию и видящий перспективу, отец Василий взял землю. Пока не так много – 104 гектара. Из них 60 засеяно яровыми зерновыми культурами, на остальной площади разместятся озимые рожь и пшеница. Полученные от реализации деньги вкладываются в реставрацию храма. Но не только – церковь занимается еще и благотворительной деятельностью. В позапрошлом году на эти цели истрачено 47 тысяч, в прошлом 50, а в нынешнем году будет израсходовано уже 70 тысяч рублей.
– Помогаем многодетным семьям, покупаем вещи детям школы-интерната, – рассказывает отец Василий. – Иногда людям полечиться не за что – тоже не оставляем в беде. Хороним за свой счет одиноких стариков…
Вообще Отец Василий сумел найти общий язык со многими «нужными людьми». И благодаря такому вот взаимопониманию и храмы в районе возрождаются, и жизнь селян понемногу обустраивается. В частности, контакты с бывшим местным жителем, а ныне московским бизнесменом А. Андреевым способствовали тому, что отремонтировано здание для пекарни, закуплено оборудование. Теперь все жители села Дерюгино имеют возможность приобретать свежие хлебобулочные изделия, а некоторые еще и работу получили. Вкладывает средства Александр Петрович и в реставрацию церквей. Пекарня полностью взяла на себя расходы за отопление дерюгинского храма – около 10 тысяч рублей в месяц.
– Должен сказать, что ничего сверхъестественного мы не делаем, – подводит итог нашей беседе благочинный дмитриевского церковного округа.– Благотворительность – наша святая обязанность и смысл нашей приходской жизни. Как говорят священнослужители, нам дают, и мы даем…
Анна Белунова