До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. По словам старожилов, старый храм находился восточнее современного, где-то в районе нынешнего клуба.
Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид. Однако в период воинствующего безбожия храм в Средних Апочках был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, а основное здание использовали в хозяйственных нуждах (здесь хранили зерно и удобрения, пилили доски), отчего оно теряло былое благолепие, стремительно ветшало и разрушалось.
Сейчас храм восстанавливается, нуждается в помощи.
Адрес: 306844, Курская область, Горшеченский район, с. Средние Апочки
Настоятель: Владимир Русин
Сайт: http://apochki.prihod.ru/
Строительство каменного храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского в Средних Апочках началось в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. Само село упоминается в исторических документах с 1691 года. Но это, разумеется, не значит, что до XVII века в окрестностях Средних Апочек не ступала нога человека. Раскопки среднеапоченского кургана, проведенные археологами в 1960-е годы, красноречиво свидетельствуют, что люди здесь «водились» издревле. И есть все основания полагать, что они не только ели-пили-веселились, но и вели духовную жизнь.
О религиозных представлениях древних среднеапоченцев, чьи останки найдены в курганах, можно лишь строить догадки. Ясно же одно, что историю православного прихода в Средних Апочках нужно начинать не с начала строительства каменного храма, а гораздо раньше. Ведь до постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни.
По словам старожилов, старый храм находился восточнее современного, где-то в районе нынешнего клуба. К началу XIX века он, как говорится в исторических документах, пришел в ветхость «от долговременного существования». И вот местные помещики и однодворцы, в числе которых был корнет Матвей Николаевич Лукин, «одушевляясь истинным и усердным желанием» воздвигнуть церковь из камня, «для сего Богу угодного дела избрали попечителем однодворца Силу Вавилова сына Гладкова». Ему «вверены были приходы и расходы денежных сумм и всех материалов, для строения потребных, доброхотными подателями взносимые». Или, переводя на привычный нам язык, «благотворителями пожертвованные».
Стройка растянулась на три десятка лет. В 1845 году старооскольский помещик ротмистр и кавалер Василий Матвеевич Лукин, сын одного из инициаторов строительства, заподозрил Гладкова, ставшего к тому времени государственным крестьянином, в нечестности. Лукин заплатил 60 копеек серебром за лист гербовой бумаги и использовал его для жалобы на имя самого «Всепресветлейшего Державнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского». В Средние Апочки помещик императора, естественно, не дерзнул пригласить. Он лишь осмелился «всеподданнейше просить» благоволить «кому следует» «стребовать» с попечителя Гладкова отчет обо всех собранных и потраченных средствах, а так же поторопить его с покупкой большого колокола.
Разобраться в ситуации было поручено депутату Старооскольскольского земского суда Ивану Сотникову и благочинному священнику Иоанну Георгиевскому. Они прибыли в Средние Апочки и не без удивления увидели, что до полного завершения строительства храма осталось лишь оштукатурить колокольню.
А что касается большого колокола, то и о нем Гладков позаботился. Раньше самый большой колокол среднеапоченской церкви весил 6 пудов. Однако он разбился в 1844 году. Сила Вавилович сообщил проверяющим, что уже приторговал в губернском городе Воронеже у купца Самофалова новый колокол весом в 29 пудов. За него уплачен был задаток и еще 600 рублей ассигнациями накоплено в счет уплаты.
Все в порядке оказалось у Гладкова и с отчетностью о приходах и расходах. Попечитель никогда не путал свой карман с общественным и являлся одним из самых щедрых «доброхотных подателей», нехватка которых и была истинной причиной долгостроя. Лукин выразил полное удовлетворение результатами проверки. Судебное разбирательство в отношении Силы Вавиловича было закрыто и ему, вместо порицания, вынесли благодарность от имени Курской Духовной Консистории.
Сохранили архивные документы и имя «кирпичного мастера» Илариона Григорьевича Расохина, принимавшего участие в строительстве.
В некоторых источниках указывается, что пристройка колокольни к собственно храму началась в 1831 году. Как бы то ни было, с уверенностью можно заключить, что к середине XIX века архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид.
Однако в период воинствующего безбожия храм в Средних Апочках был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, а основное здание использовали в хозяйственных нуждах (здесь хранили зерно и удобрения, пилили доски), отчего оно теряло былое благолепие, стремительно ветшало и разрушалось. Но самое печальное не это. Невидимым образом разрушалось что-то в душах людских. Менялся жизненный уклад, деформировались нравы, выросло несколько поколений людей, которые, глядя на храм, видят лишь груду искусно сложенных кирпичей. Они не против того, чтобы в селе был храм. Но они искренне не понимают, зачем храм нужен именно им. И даже не задают себе этого вопроса. Сейчас в Средних Апочках множество хозяйственных построек, в которых никто уже не мычит и не телится; двухэтажная школа, в которой скоро некому будет учиться, и разрушающийся храм, в котором сейчас некому молиться.
Двести лет назад ситуация была иной. Тогда среднеапоченским богомольцам было тесно в деревянной церквушке и они, как дети, радовались строительству нового просторного кирпичного Дома Божьего. Они понимали, что здесь, под сводами церкви, а не в убогой хатке, крытой соломой и обмазанной глиной, пройдет самая важная часть их жизни.
Не хотелось, чтобы история нашего храма превратилась в очерк по архитектуре или в дефектную ведомость. Хотелось, чтобы она была историей живой веры, объединяющей судьбы пастырей и прихожан среднеапоченского храма, как живых, так и усопших.
По словам архиепископа Курского Германа, «восстановление порушенных храмов и зданий – не самоцель. Главное – восстановить храм души русского человека, из которого многие десятилетия старались вытравить все святое. Результаты этого налицо в нашей реальной жизни».
Известны имена двух последних священнослужителей среднеапоченской деревянной церкви, служивших здесь в период проведения 4-й ревизии (1782 год). Ими были священники пятидесятипятилетний Анисим Семенович Попов и сорокадвухлетний Петр Иванович Попов. Обязанности пономаря исполнял шестидесятилетний Иоанн Илларионович тоже Попов.
У отца Петра была большая семья: матушка Серафима Ивановна, четверо сыновей, трое дочерей и мама, «овдовевшая попадья» Дарья Спиридоновна. Священник Анисим сам был вдовцом с двумя сыновьями: двадцатилетним Димитрием и семнадцатилетним Тарасом.
Можно предположить, что Дмитрий Анисимович Попов получил в крещении имя небесного покровителя храма в Средних Апочках. Сыновья, как и отец, выбрали путь служения Богу. Тарасий в конце XVIII века был диаконом в Тихвинском храме села Бараново, а с 1802 года и до середины 1830-х годов служил в Покровском храме села Кунье. Димитрий стал первым настоятелем каменного храма в своем родном селе.
Осенью 1815 года, когда проводилась 7-я ревизия, вместе с отцом Димитрием в храме св. Димитрия Солунского в Средних Апочкахслужили диакон Александр Петрович Попов и дьячек Тимофей Петрович Попов. Судя по данным ревизских сказок, они были сыновьями многосемейного отца Петра Попова. Конечно же, в штате прихода имелся и пономарь – Лука Филиппович Смирнов.
К 1834 году, в который проводилась 8-я ревизия, состав среднеапоченского причта полностью изменился. На место умершего в 1822 году священника Димитрия Анисимовича Попова был назначен отец Феофан Александрович Глагольев, сын настоятеля Васильевской церкви из села Лапыгино. В год проведения ревизии ему исполнилось 37 лет. Его супруге матушке Марии Ивановне было 30 лет. Вместе они воспитывали троих деток. Отец Феофан служил в Средних Апочках достаточно долго. Его подписи можно найти в метрических книгах прихода за 1847 год. А вот дата смерти священника (или выхода его за штат) не установлена.
Пономарь Лука Филиппович Смирнов умер в 1826 году и на следующий год вакантное место занял его сын Георгий.
Диакон Александр Петрович Попов ушел за штат в 1829 году, уступив свое место Ефиму Ивановичу Зеленину, сыну дьячка Ильинской церкви из села Благодатное Рыльского уезда.
Дьячок Тимофей Петрович Попов, за время прошедшее с 7-й ревизии, овдовел. Оставшись один с малолетними детьми, он не смог нести крест вдовства, женился вторично и потому утерял право на принятие диаконского сана.
В 1847 году, как это видно из метрических книг, в церкви по-прежнему служили священник Феофан и диакон Ефим. В причте появились два новых лица: пономарь Иоанн Молодцев и второй диакон Никифор Истомин (если, конечно, в документе не описка и диакон на самом деле не дьячок).
В указанный год в среднеапоченской церкви было совершено 93 крещения и 13 венчаний. Данные об усопших не сохранились. 30 лет спустя, в 1877 году, крещение в Средних Апочках приняли 137 новорожденных младенцев. Венчалось в храме 20 пар. А данные обумерших в этом году не точны. Но можно твердо сказать, что рождаемость в селе в ту пору превышала смертность и рост населения шел, несмотря на то, что многие новорожденные умирали во младенческом возрасте.
Метрические книги среднеапоченского храма за 1879 год сохранились полностью. В этом году отец Алексий Мартынов крестил 143 новорожденных, отпел 106 усопших и венчал 17 пар. В 1897 году, по данным переписи населения, проводившейся в Российской империи, в Средних Апочках насчитывалось 1896 человек, которые жили в 321 дворе
Могли ли тогда жители Средних Апочек предположить, что наступят времена, когда настоятели их храма будут служить в одиночестве (без диакона и штатного пономаря) с двумя-тремя прихожанами да еще и на 2-3 прихода.
(А до революции на территории современных куньевского и среднеапоченского приходов было пять храмов. От Никольского храма в селе Никольском осталась пара глыб. О храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» напоминают закладной камень на начало строительства, крест, кусты сирени да часовенка над источником. На месте храма Архангела Михаила в селе Среднедорожное – и вовсе пустырь. Надо бы крест поставить).
1877-1930 годы – этот период в истории нашего храма можно назвать «мартыновским», по фамилии священников, прочно связавших свою судьбу со Средними Апочками. Иерей Алексий Мартынов, судя по архивным документам, родился в семье священника Петра Семеновича Мартынова, служившего с 1820 года в храме святителя Николая, что был в селе Долгая Поляна. (В ревизских сказках 1834 года сообщается, что у иерея Петра Мартынова имелся трехгодовалый сын Алексей). Точный год назначения отца Алексия в Средние Апочки не определен. В документах его имя упоминается с 1877 года.
С 1870-х годов и до начала XX века изменений в штате храма не было. Священнику Алексию Мартынову помогали диакон Николай Тимофеев и пономарь Капитон Дружинин.
Известно, что отец Алексий увлекался садоводством. Стоит заметить, что в середине XIX века в духовных семинариях будущих пастырей вооружали не только богословскими знаниями, но и сведениями по медицине, агрономии и даже пчеловодству. Многим сельским священникам доводилось применять усвоенное на практике.
Отец Алексий Мартынов разбил вблизи церкви яблоневый сад. К посадке он привлекал местных ребятишек, обучая их премудростям эффективного садоводства. Как-то один из учеников тайком выкопал саженец и посадил его у своего дома. Тайное стало явным. Суровый родитель юного воришки собрался выкопать яблоньку, вернуть ее священнику, а сына хорошенько выпороть. Однако батюшка, оценив качество посадки, сообщил, что саженец обязательно примется, и упросил разгневанного папу не наказывать своего отпрыска, поскольку тот оказался прилежным учеником и все сделал по науке.
Среднеапоченский и куньевский священники дружили семьями. С 1891 года и до 1930 года в Покровском храме села Кунье служил иерей Петр Петрович Дагаев. В 1895 году у него родился сын Иаков. Священник Алексий Мартынов из Средних Апочек стал крестным отцом новорожденного. Крестной матерью была капитанская вдова Серафима Ивановна Молчановская из Старого Оскола. Позднее крестник отца Алексия окончил Курскую духовную семинарию и в 1920 году принял сан священника. Подробнее историю Иакова Петровича Дагаева можно прочесть в книге «Кунье под Покровом Пресвятой Богородицы».
Сын самого отца Алексия Мартынова Христофор продолжил священническую династию. Он получил духовное образование в Курской духовной семинарии, с 1886 года поступил на церковное служение, служил в Путивльском уезде и в 1905 году сменил родителя в должности настоятеля среднеапоченского храма. В 1904 году священноначалие наградило иерея Христофора Мартынова камилавкой.
В 1908 году отцу Христофору сослужил диакон Ефрем Иванович Почекаев, окончивший начальное народное училище и рукоположенный в священный сан в 1905 году. Псаломщиком в это время был Иван Иванович Романов, который поступил на службу в 1898 году.
Священник Христофор Мартынов пережил в Средних Апочках все три революции, гражданскую войну и изъятие церковных ценностей. Евгений Дмитриевич Селезнев, родившийся в 1922 году, был крещен отцом Христофором и, будучи еще первоклассником, принимал Причастие из его рук. Помнит он и самого батюшку, высокого и статного. Помнит он и великолепный резной иконостас, впоследствии полностью разоренный. Помнит Евгений Дмитриевич и большой церковный хор, который пел так, что вся церковь вибрировала. Разумеется, состоял он не из «двух с половиной бабушек», как в нынешний период возрождения церковной жизни в селе. Мужские голоса были еще не в дефиците. Из участников того хора Е.Д. Селезнев помнит Матвея Степановича, Николая Петровича и Данилыча.
Новый этап антирелигиозных гонений, развернувшийся на фоне начавшейся коллективизации, завершил в истории среднеапоченскогоприхода «мартыновский» период. Хор власти разогнали. Иных «религиозников» просто застращали, других задавили налогами, третьих отправили под суд. Полных сведений об этих процессах нет, по вполне понятным причинам.
В 1929 году отца Христофора под винтовками увели в Старый Оскол, а затем сослали на три года в Архангельский край. Своим прихожанам он присылал письма, трудясь на лесоповале. Они собирали для него по селу посылочки. А потом связь оборвалась. Спустя несколько десятков лет, протоиерей Владимир Отт, прошедший в свое время ссылку и лагеря, рассказывал женщинам, приехавшим к нему из Средних Апочек в Ильинский храм Старого Оскола, что встречал отца Христофора в заключении. Седой и немощный священник умер в неволе, не дождавшись окончания срока.
Евгений Дмитриевич Селезнев лишь недавно стал открыто рассказывать о том, как раскулачили его семью. И то, не каждому собеседнику. В 1931 году дедушка нашего старожила не пожелал сдавать лошадь в общее колхозное стадо, за что лишился всего имущества и был выслан со всеми домочадцами в Караганду. Там вскоре все взрослые Селезневы и большинство детей умерли от какой-то болезни. А может просто от недоедания. В живых остались лишь Евгений Дмитриевич с сестрой, которых отправили в детдом.
Получив тяжелое ранение во время обороны Сталинграда Селезнев был комиссован и вернулся в Средние Апочки, где устроился военруком в школу. Но в 1950 году новый директор школы Иван Силантьевич Голубятников выгнал Евгения Дмитриевича из системы образования со словами: «Я – коммунист, а ты – кулак. Мы с тобой не уживемся». Лишь через пять лет, в которые Селезнев работал в Знаменском сельпо, ему удалось вернуться к своему любимому делу. Он вел уроки труда для мальчиков до самого выхода на пенсию
Только после смены политического режима в стране объявили, что некоторые печати позора, которые ранее щедро ставились на многих гражданах, на самом деле являются ореолом мученичества. Тогда был реабилитирован и Евгений Дмитриевич.
Его супруга, Вера Тимофеевна Селезнева, принимала активное участие в жизни прихода в 1990-2000-е годы. Более десяти лет стояла за свечным ящиком. Сам Евгений Дмитриевич, пока слушались руки и ноги, мастерил что-нибудь для храма.
На рубеже XIX-XX веков среднеапоченский приход был довольно крепким. Его прихожанами считали себя не только жители села Средние Апочки, но и крестьяне окрестных деревень: Белгородки и Клешенки. В селе имелись хлебозапасный магазин, пять лавок (четыре мелочных и одна винная) и две мукомольных мельницы. Но, что самое интересное, в Средних Апочках в ту пору было целых три учебных заведения: церковно-приходская и земская школы и двухклассное образцовое училище, здание для которого с залом 20×8 метров построили в 1879 году. В летописи села, хранящейся в школьном краеведческом музее, есть описание и приходской школы. Там указывается, что здание имело две комнаты: класс для теоретических занятий и переплетную мастерскую для трудов.
К концу XIX века на колокольне среднеапоченского храма насчитывалось пять колоколов. Самый большой, стопудовый, был приобретен в 1882 году и имел памятную надпись: «Отлит сей колокол в городе Воронеже в заводе почетного гражданина Дмитрия Григорьевича Самохвалова». Там же были отлиты еще два колокола: тридцатичетырехпудовый и пятипудовый. Четвертый, полупудовый, колокол, надо полагать, сохранился еще со времен деревянной церкви, поскольку надпись на нем гласила: «1721 годапостроен сей колокол Старооскольского уезду села Средние Апочки церковь Дмитрия Салунского. Григорий Ишков». Последний колокол весил шесть килограмм и никаких надписей не имел.
К сожалению, ни эта колокольная семья, ни сама колокольня не пережили лихих времен воинствующего безбожия. Колокола сбросили в 1934 году. По воспоминаниям жителей села, трудился над разбором колокольни «мастер» Федот Куракин, из местных. Он, обливаясь потом, выбивал из крепких стен кирпичик за кирпичиком, пока не дошел до нижнего яруса. Тут усердного исполнителя остановили, решив, что оставшаяся часть культового здания уже не угрожает атеистическому мировоззрению и может быть использована в народном хозяйстве.
Против уродования храма выступал учитель Петр Лаврентьевич Ишков, но к его протестам колхозное начальство не прислушалось. Председатель колхоза, по словам Евгения Дмитриевича Селезнева, передал кирпич с колокольни управляющей госбанка Марии Антоновне в Ястребовку.
В 1930-е годы в Средних Апочках состоялась настоящая битва за церковь. Местные власти лукаво утверждали, что церковь «не функционирует» с 1930 года. Сотрудники районного финотдела сообщали, что налоги среднеапоченская церковная община прекратила платить в 1934 году. В том же году умолкли среднеапоченские колокола.
А ктитор Пелагея Антоновна Малыхина в своей жалобе во ВЦИК от 5 июля 1937 года сообщала, что верующие села возмущены произволом сельского совета. Все налоги церковная община оплатила, недоимок за ней нет. Храм в хорошем состоянии, не ветхий. В 1934 году его без согласия верующих засыпали зерном. Потом работники Заготзерно передали ключи в сельсовет, а сельсовет их верующим не вернул. Пелагея Антоновна просила ВЦИК вмешаться в конфликт, отдать ключи от среднеапоченской церкви верующим и зарегистрировать при ней священника. Письмо за неграмотную ктиторшу писала Прасковья Плошкина.
25 января 1938 года, когда осиротели не только многие курские приходы, но и сама архиерейская кафедра в Курске, прихожане храма великомученика Димитрия Солунского в Средних Апочках вновь ходатайствовали перед властями о регистрации священника. А отважные женщины Марфа Ишкова, Дарья Чаркина, Екатерина Мальцева и другие дерзнули обратиться к самому Председателю ВЦИК М.И. Калинину. Из многих городов и весей Советского Союза на имя «всероссийского старосты» шли в те годы реки писем с аналогичным содержанием. Они, как правило, не оставались без ответа. Но ответ был однотипным. ВЦИК обращался к местным властям с требованием разъяснить ситуацию. И власти разъясняли.
Председатель Ястребовского райисполкома Помельников сообщил, что «здание среднеапоченской церкви на строительство НСШ (начальной средней школы) еще не использовалось, находится под зернохранилищем. Использования бывших церковных зданий не по назначению и содержания в бесхозяйственном состоянии в районе нет».
Начальную школу из обломков среднеапоченского храма планировали строить не в Средних Апочках, а в Головище. Местное начальство, естественно, было не очень довольно таким решением и выступило с предложением переоборудовать здание храма под клуб. Но сверху сообщили, что «лимит на 1939 год для этих целей не отпущен».
Постановление о закрытии храма в селе Средние Апочки было принято 21 июня 1938 года. Но эта дата не стала концом истории нашего прихода.
Окончательное решение вопроса о разрушении или переоборудовании церкви перенесли на завтра. А «завтра была война».
Во время войны храм неоднократно обстреливался, о чем свидетельствует старый крест, демонтированный летом 2011 года. Говорят, что стреляли по нему, как свои, так и оккупанты. Не по злобе. Просто отрабатывали меткость.
С колокольни как самой высокой точки в селе вел прицельный огонь советский снайпер.
Но как ни старались наши защитить родную землю, летом 1942 года им пришлось отступить и на несколько месяцев Средние Апочки оказались в зоне оккупации.
Германская военная администрация не препятствовала возрождению церковной жизни на оккупированных прифронтовых территориях. По сообщению историка М. Шкаровского, в Курской епархии в период оккупации «открылось особенно много храмов – 332». В том числе и наш, среднеапоченский. Не закрыли храм и советские власти после освобождения села. Не до того было.
В 1944 году приход храма св. Димитрия Солунского в Средних Апочках получил официальную регистрацию у уполномоченного Совета по делам православной церкви при СНК СССР по Курской области товарища Ефремова. В качестве настоятеля храма был зарегистрирован протоиерей Митрофан Иванович Благовещенский. Наверно, многим уроженцам села будет небезынтересно ознакомиться и со списком «церковной двадцатки» образца 1944 года, а то и отыскать там своих родственников:
«1. Ишков Харлан Лукьянович (60 лет)
2. Поваляев Григорий Севастьянович (56)
3. Ишков Александр Михайлович (75)
4. Чаркин Федор Игнатьевич (80)
5. Малыхин Федор Тимофеевич (65)
6. Малыхина Ефимия Кузьминична (58)
7. Сидорова Елена Сергеевна (58)
8. Мальцев Алексей Осипович (78)
9. Иванников Гордей Никитович (65)
10. Золотухина Александра Никитична (70)
11. Золотухина Ульяна Кузьминична (55)
12. Ишкова Елизавета Анисимовна (50)
13. Чаркина Степанида Афанасьевна (50)
14. Жилина Матрена Гавриловна (72)
15. Сидорова Агрипина Григорьевна (70)
16. Сверчкова Анна Федоровна (70)
17. Васильева Анастасия Фоминична (65)
18. Боброва Лукерья Фоминична (60)
19. Золотухина Анна Романовна (65)
20. Невинных Марфа Георгиевна (57)».
имя (возраст)
Сейчас даже в самый большой праздник едва ли наберется в нашем храме «двадцатка» прихожан. И дело не только в том, что село по сравнению с недавним прошлым обезлюдело…
В начале 1943 года при освобождении села Средние Апочки от немецких захватчиков сложили свои головы многие воины Советской Армии. Из них 54 солдата захоронены в братской могиле неподалеку от здания сельской администрации. А рядом – второй памятник, установленный в честь тех солдат, что были призваны в действующую армию здесь, но погибли в других краях.
В мае 1945 года после митинга, посвященного Дню Победы, многие жители села, включая представителей власти, пошли в храм, где, вероятно, служились благодарственный молебен и панихида о усопших. На улице в этот момент накрапывал дождик. (Факт, который сообщили старожилы Андрею Михайловичу Амереву).
Скорби военных лет пробудили людей от духовной спячки. На какое-то время советская власть не то, чтобы сменила гнев на милость, а просто перестала считать веру в Бога проявлением антиреволюционности. Людям «разрешили» верить. И многие этим воспользовались, перестав скрывать свои религиозные чувства. На Пасху после войны в среднеапоченском храме яблоку негде было упасть. На праздничном богослужении все стояли, плотно прижавшись друг к другу. А пасхальные куличики, по воспоминаниям Светланы Васильевны Рощупкиной, были черненькими, поскольку белая мука являлась непозволительной роскошью и страшным дефицитом.
Упоминают местные священника Солнцева, служившего в Средних Апочках в послевоенный период. Однако в архивных документах этого времени встречаются имена лишь двух настоятелей: протоиерея Митрофана Ивановича Благовещенского и иерея Петра Никитовича Коптева. Обязанности псаломщика исполнял Василий Андреевич Проскурин из Старого Оскола, уроженец слободы Гумны.
При отце Митрофане, который служил в нашем храме до 1946 года, приход был в материальном плане относительно крепким. Но львиную долю всех денежных средств церковный совет жертвовал на государственные нужды. К примеру, только на оборону Отечества среднеапоченская религиозная община, откликаясь на призыв «Все для фронта, все для победы!», внесла 20 тысяч рублей. Почти на такую же сумму представители власти заставили набрать облигаций госзайма. Но тем не менее, в кассе прихода на 1 мая 1946 года еще оставалось 4 564 рубля. В запасниках хранилось около 600 свечей, 3 кг воску, 1,5 кг муки, 600 гр. ладана и 2 метра холстины.
С 10 октября 1946 года храм несколько месяцев оставался без настоятеля, но община верующих исправно платила все налоги и ожидала назначения священника. Это произошло 1 июля 1947 года, когда настоятелем среднеапоченской церкви стал иерей Петр Коптев.
Два года служил отец Петр в Средних Апочках. 20 июля 1949 года он совершил последнее в нашем храме богослужение, сдал по акту и описи имущество церковному совету и уехал в село Череново Обоянского района. Имущество, в общем-то, было небогатое: один Престол, два комплекта священнических облачений, минимум богослужебных книг, свечей 1 кг, 3 кг огарков, пачка облигаций госзаймов да 600 рублей в церковной кассе.
Никто из верующих в Средних Апочках не хотел верить, что дело идет к закрытию храма. Искали нового священника. Нашли. Но власти отказались его зарегистрировать. А в договоре, подписанном общиной верующих с Ястребовским исполкомом, запрещено было допускать к служению в храме лиц, не имеющих справки о регистрации. Нарушать этот пункт договора никто не рискнул. Все понимали, чем это закончится. Договор так же обязывал общину своевременно оплачивать всевозможные страховки, налоги местные и повсеместные, содержать культовое сооружение в культурном состоянии и проводить ремонт за свой счет. Меж тем прошел год, как в храме прекратились богослужения. Церковная касса опустела. Все труднее было собирать необходимые средства для расчетов с государством. О серьезном ремонте никто из прихожан и не заикался. Хотя, конечно, храм в нем нуждался.
Вдруг в июле 1950 года в Средние Апочки нагрянула комиссия из райисполкома, в которую входил инженер стройотдела. Не допустить членов комиссии в храм церковный совет не мог. Ведь в договоре имелся на этот счет особый пункт: «Обязуемся допускать беспрепятственно во внеслужебное время представителей Исполкома к периодической проверке и осмотру культового здания». Комиссия признала храм «непригодным для эксплуатации», направила в Облисполком прошение о закрытии церкви и передаче ее в распоряжение Старооскольскому укрупненному пункту «Заготзерно».
Церковная община признала, что проводить службу в разрушающемся храме небезопасно, и попросила у властей помощи в проведении ремонта, так как сами верующие необходимыми средствами не обладают. Напомнили среднеапоченские христиане властям и свои недавние щедрые взносы на нужды обороны, и участие в госзаймах. Писали жалобу в Москву на имя Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви товарища Карпова. Указывали, что в окрестностях Средних Апочек живут около 9 000 человек, желающих удовлетворять свои религиозные потребности в Димитриевской церкви. Но процесс закрытия храма уже был запущен и никто из власть имущих не намеревался его останавливать.
Уже через два дня после проведения проверки церковь начали засыпать зерном. Алтарь и иконостас до времени не трогали, все же прочее пространство освободили от церковной утвари. А проще говоря, выбросили на улицу по приказу председателя Ястребовского райисполкома Синдеева, лично прибывшего в Средние Апочки для непосредственного руководства разгромом на месте.
11 августа 1950 года Курский облисполком принял решение о закрытии среднеапоческого храма, мотивируя тем, что «община верующих, несмотря на неоднократные предупреждения в течение 1949 и 1950 гг. не производит необходимого ремонта и довела здание церкви до такого состояния, что дальнейшее проведение служб оказалось невозможным». Договор с общиной верующих признавался расторгнутым. Верующим предлагалось в течении месяца сдать государству имущество, часть которого уже была изломана и выброшена в ходе спешной засыпки храма зерном.
27 сентября 1950 года председателю Ястребовского РИКа тов. Синдееву А.Г. «для окончательного решения вопроса о закрытии церкви в Средних Апочках» было предложено срочно выслать в Совет по делам РПЦ ее фотоснимок. Такой снимок в архивах не обнаружен. Последние записи в папке с регистрационными документами храма этого периода, хранящимися в Государственном архиве Курской области, датированы 6 октября 1950 г. Этот день и следует считать днем погружения Димитриевского прихода в летаргический сон, за которым мог бы следовать и летальный исход. Но милостью Божией, через четыре десятилетия наступило пробуждение.
15 мая 1989 года истерзанный храм решением Курского областного Совета народных депутатов был возвращен Церкви. 14 июня того же года решение курских депутатов было подтверждено Советом по делам религий при Совете Министров СССР. Вскоре власти, заметно подобревшие к «церковникам», зарегистрировали в Средних Апочках при храме святого Димитрия Солунского общину верующих. Владыка Ювеналий (Тарасов), в ту пору архиепископ Курский и Белгородский, назначил настоятелем храма иерея Романа Яковлевича Братчика и подписал антиминс, на котором совершается Божественная Литургия и по сей день.
Отец Роман, рукоположенный в сан священника только весной 1989 года, служил и жил в Кунье. С осени ему пришлось заботиться о двух приходах. Но если в Покровском храме села Кунье, не закрывавшемся на долгое время, можно было продолжать богослужения, то в Средних Апочках нужно было все начинать с нуля. Много лет спустя отец Роман признавался, что чуть не заплакал, впервые переступив порог среднеапоченской церкви и увидев до какого состояния возможно довести Дом Божий.
2 сентября 1989 года состоялось общее приходское собрание, на котором присутствовали 21 человек, включая настоятеля отца Романа, благочинного протоиерея Василия Жайворонко из Тима (тогда приход входил в Тимский благочиннический округ) и секретарь райисполкома В.Н. Ряполовой. На собрании председателем церковного совета был избран Иван Семенович Чаркин, его помощником — Виталий Иванович Иванников, казначеем – Вера Тимофеевна Селезнева, членами ревизионной комиссии Екатерина Ивановна Ишкова, Раиса Тихоновна Пысина и Светлана Васильевна Рощупкина.
За короткий (около года) период настоятельства отца Романа в Средних Апочках его успели искренне полюбить. Понимая, что рано или поздно батюшку оставят в Кунье, а сюда назначат другого священника, церковный актив решил сделать упреждающий ход – написать письмо архиерею с «убедительной просьбой» полностью перевести к ним из Кунье полюбившегося отца Романа.
«Это желание всех жителей Средних Апочек, так как у нас некому нами руководить, — уверяли авторы послания. — Мы — овцы, а пастыря нет».
Тут же сообщалось, что в приходе полным ходом ведется восстановление храма. Куплено 150 листов оцинкованного железа. Еще 50 листов приберегли специально для среднеапоченской церкви на лесоторговом складе в Горшечном. Силами прихода подремонтированы двери храма, сделаны два крылечка с боков, побелен алтарь, остеклена комната в нижнем уцелевшем ярусе колокольни. В ней же местный умелец сложил печку. Теперь здесь можно было погреться в холодную пору и даже совершить таинство крещения. После постановки скота на зимне-стойловое содержание председатель колхоза прислал в храм плотников для ремонта крыши и полов.
Высказывали среднеапоченцы намерение восстановить колокольню. Причем, сделать ее не такой, как раньше, а «в тысячу раз красивее».
Намекали и на бытовые условия, в которых находился отец Роман. В Кунье он с семьей жил в километре от храма, на квартире у церковного староста Александры Васильевны Агеевой. А в Средних Апочках для него присмотрели дом в двух минутах ходьбы от церкви.
«Отец Роман никогда нам не сказал, что ему тяжело, но мы видим сами, — говорилось в письме и перечислялись аргументы в пользу перевода священника в Средние Апочки. — Мы знаем, что у отца Романа сын пошел в первый класс, но так как школа в 4-5 км (в Бараново), он ходить не стал. А девочка (старшая дочь) ходит каждый день, а ведь идут дожди. Жена у него по образованию биолог, а в школе у нас нет биолога. Школа и церковь в пяти шагах друг от друга».
Спустя два десятка лет вызывает грустную улыбку то, как представляли себя владыке среднеапоченцы: «Приход у нас неплохой. Лучше, чем в куньевской церкви. И народа у нас ходит больше. На территории нашего совета два колхоза… Не оставьте нам сиротами, как были раньше».
Отцу Роману, действительно, было тяжело. Он приезжал в Средние Апочки на попутках. Много ходил пешком. Но не жаловался и никуда сам не просился, полагая, что воля Божия явится через архиерея. Будет Богу угодно, владыка подпишет указ о переводе. А церковный совет среднеапоченского храма выражал нетерпение, делегировав в Кунье Ивана Семеновича Чаркина для серьезного разговора со священником. Узнав о цели визита среднеапоченцев, Александра Васильевна дала им решительный отпор и заставила спасаться бегством. Ведь, не для того она еще несколько месяцев назад выпросила в Кунье батюшку, чтобы вскоре с ним расстаться и искать другого.
Другой священник был назначен в Средние Апочки в 1990 году.
Александра Васильевна Агеева скончалась осенью 2010 года. Отпевали ее в день престольного праздника, на Покров, после Божественной Литургии. Принимал участие в отпевании и протоиерей Роман Братчик, приехавший в Кунье на праздничную службу.
Иван Семенович Чаркин умер в начале 2011 года, не дожив двух дней до запланированной встречи со мной. Я надеялся подробно расспросить его обо всем, что он знал об истории нашего храма. А знал он очень многое… Это были мои первые похороны в Средних Апочках.
Во второй раз я хоронил здесь Веру Тимофеевну Селезневу, около десяти лет бывшую казначеем прихода. Она тоже могла бы обогатить этот исторический очерк многими фактами. Однако и с ней я не успел встретиться.
С 1989 года настоятелями Димитриевского храма перебывали около десятка священников. До 1 марта 1992 года здесь служил иерей Иоанн Дзерин.
В середине 1990-х в Средние Апочки назначался священник Виктор Евгеньевич Гатилов. При нем в 1995 году в актив прихода входили:
Чаркин Иван Семенович (1924-2011);
Селезнева Вера Тимофеевна (1923-2011);
Рощупкина Светлана Васильевна (1931 г.р.);
Кобзева Юлия Марковна (1928 г.р.);
Паршина Мария (1923 г.р.);
Гладкова Лидия Сергеевна (1938 г.р.);
Травкина Зоя (1933 г.р.);
Сверчкова Алевтина Николаевна (1936 г.р.);
Золотухина Ольга Алексеевна (1931 г.г.);
Ишкова Лидия Матвеевна (1915 г.р.)
С 1997 года по 15 октября 2002 года в Средних Апочках жил и служил священник Василий Васильевич Гинцяк.
18 ноября 2002 года его заменил священник Георгий Иванович Жиляев, ранее служивший диаконом в селе Никольское Золотухинскогорайона. Отец Георгий пробыл в Средних Апочках «президентский срок». 18 декабря 2006 года он, «согласно прошению», был освобожден от настоятельства и перешел в Воронежскую епархию.
До весны 2007 года среднеапоченский приход временно окормлял протоиерей Василий Михайлович Чепканич, настоятель Никольского храма в поселке Горшечное и благочинный Горшеченского округа.
Священнику Николаю Скорикову, который был назначен настоятелем нашего храма 27 марта 2007 года, пришлось сразу заботиться о трех приходах. В территорию его пастырской ответственности входили и Знаменка, и Верхние Апочки. Сам батюшка жил в Верхних Апочках, поэтому в распутицу или снегопад ему приходилось добираться в Средние Апочки и Знаменку по объездной дороге, через Горшечное. Несмотря на это, отец Николай старался относиться ко всем трем приходам с одинаковым вниманием. В Средних Апочках, во всяком случае, он пытался служить столько же, сколько в Апочках Верхних. Занимался и организацией хозяйственных работ: покраской, побелкой, ремонтом электропроводки, кровли и окон. Сделал хороший запас стройматериалов для дальнейшего восстановления Димитриевского храма.
А меж тем усердием Александра Никитовича Мальцева входило в завершающую фазу строительство нового Христорождественского храма в Верхних Апочках. И в декабре 2010 года владыка Герман принял решение оставить священника Николая Скорикова настоятелем лишь одного верхнеапоченского прихода, сняв с него дополнительную нагрузку. 17 декабря 2010 года знаменский приход вверен был иерею Евгению Логачеву, настоятелю храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Бараново. Ну, а среднеапоченский – вашему покорному слуге, автору этих строк.
Архиепископ Курский Герман побывал в Средних Апочках проездом в июле 2010 года. Храм ему очень понравился. Оценил владыка и масштабность предстоящих восстановительных работ. Если замедлить с большой реставрацией и ограничиться легкими ежегодными ремонтами, среднеапоченская церковь рискует оказаться в списке утраченных святынь Курской епархии.
Год 2011-й был для Димитриевского прихода в Средних Апочках годом большого юбилея и больших надежд. Однако не всем им суждено было осуществиться
В начале года был открыт приходской сайт. Его прежний адрес — apochki.prihod.ru скоро будет переадресовывать запросы пользователей на домен нового нашего сайта: apochki.cerkov.ru
Своя страничка в Интернете нам понадобилась не только для того, чтобы «себя показать». Хотелось выловить в сети тех, кто давным-давно покинул наши края, но мог бы поделиться своими воспоминаниями о Средних Апочках и окрестных селах. К сожалению, за год никто нам никаких «мемуаров» не прислал.
Не скрывали мы еще одной цели, ради которой создавался сайт. Хотелось с помощью электронных средств информации собрать средства материальные для восстановления храма. Но, увы. Ни одного рубля, помимо перечислений от депутата Курской облдумы Владимира Михайловича Харина, на вывешенный на страничке банковский счет прихода за истекший год не поступило.
Весной специалисты кафедры гражданского строительства Старооскольского Технологического института НИТУ МИСиС провели осмотр здания среднеапоченской церкви, оценили его состояние и дали рекомендации по ремонту. Работы эти выполнил инженер Евгений Медведев под руководством профессора Ю.Г. Лосева. Они признали, что храм пока еще «отвечает нормативным требованиям и допускает дальнейшую эксплуатацию при условии выполнения рекомендаций и устранения выявленных дефектов». Но составленное специалистами «Заключение о техническом состоянии конструкций храма» и после окончания строительного сезона, к сожалению, не потеряло своей актуальности. Большинство выявленных дефектов нами не устранены. Не остановлен рост трещин в стенах и сводах. Не заменены наружная кирпичная кладка и полуразрушенный внутренний штукатурный слой центральной части храма. Кровля правого придела и колокольни остаются в аварийном состоянии. (А некоторые знатоки строительного дела утверждают, что правый придел вообще нужно выкладывать заново). До отмостки у нас тоже не дошли руки, которых попросту не хватает.
Основные силы и средства в 2011 году были брошены на ремонт раскрытого и протекающего купола. За лето и осень уральские и белгородские мастера (фирма «АРИЭС») демонтировали крест, прострелянный в годы войны, и установили новый, нитрид-титановый. Они же изготовили и смонтировали маковку, а так же полностью покрыли своды купола оцинкованным железом. Кран для поднятия креста и маковки предоставила старооскольская строительная компания «КМА Проектжилстрой», неоднократно приходившая на выручку и куньевскому приходу. А бывший начальник отдела кадров этого предприятия Надежда Ивановна Ермак заботилась о кадрах добровольцев для работ при храме.
На общественных началах помогала кровельщикам гнуть листы оцинковки Ольга Николаевна Баркалова, так и не увидевшая итогов своей работы. Она отошла ко Господу в начале сентября, перед смертью пособоровавшись и приняв Святых Христовых Тайн. По доброте душевной баба Оля все лето «подкармливала», строителей, квартировавших по соседству с ней. А те привечали ее пса Котка.
Церковную хатку, в которой лет шесть никто не жил, привели в порядок штукатуры-маляры Лидия и Анна. Им бескорыстно помогали добровольцы из Старого Оскола, неоднократно участвовавшие и в уборках на территории храма. На весь строительный сезон хатка превратилась в квартиру для кровельщиков.
Предприниматель Сергей Грачев из Старого Оскола (дилер фирмы «Tikkurila») пожертвовал фасадную краску. Фирма «Реклайн» отпечатала иконы большого формата. Резчик Владимир Мазалов из Федосеевки их смонтировал. И вход в храм приобрел более пристойный вид.
Ядро среднеапоченского прихода в настоящее время составляют Ольга Тимофеевна Савенкова и Татьяна Николаевна Колесова. Без них не проходит практически ни одна служба. По уважительным причинам бывают «прогулы» у Валентины Ивановны Сверчковой и Лидии Сергеевны Гладковой. Часто можно в храме видеть Валентину Михайловну Конищеву, Таисию Петровну Чаркину и многих других. (Тут уж боюсь кого-нибудь обидеть, не упомянув. Заранее прошу прощения).
Александр Алексеевич Головин и его пожарная команда регулярно откликаются на наши вызовы. А «пожарных» случаев у нас бывает много. То срочно что-то надо разгрузить, то нужен какой-нибудь инструмент, то замок на входной двери не можем разморозить. Соседством с пожарным постом мы очень довольны еще и по той причине, что ребята там дежурят круглосуточно. А это значит, что и на стороже мы можем сэкономить. Хотя, честно говоря, пока в храме сторожить нечего.
Радует и обнадеживает нас и соседство со школой. Людмила Сергеевна Баркалова, ее директор, относится к религии уважительно, не смешивая, однако, учебного процесса с богослужебным календарем. Неоднократно она выражала готовность прийти со своим коллективом на помощь по уборке территории храма. Со своей стороны и мы открыты для совместного сотрудничества по воспитанию детей. В школьную библиотеку от прихода был подарен комплект детских изданий из серии «Жития святых» и другая литература. Тех, кто все еще боится «сращивания» светской школы с Церковью, успокоим: дом знаний в дом молитвы никто превращать не намерен. Но, надо признать, с молитвой знания усваиваются более эффективно.
Стоит отдельно сказать о школьном музее, экспозиция которого послужила хорошим подспорьем для составления настоящего исторического очерка. Пользовались мы и данными из летописи села, составленной так же трудами школьных работников.
История Средних Апочек нашла отражение и в экспозиции Горшеченского краеведческого музея.
Внимательно следит за восстановлением храма в Средних Апочках районная газета «Маяк». По ее публикациям можно составить летопись прихода.
Среднеапоченский магазин, как место куда более популярное, чем храм, служит для прихода информационным центром. Каждый заглянувший туда за покупками может прочесть и объявление о времени ближайшей службы.
Глава сельской администрации Валентина Николаевна Сверчкова отстаивает интересы прихода на всех уровнях. Не боясь показаться назойливой, она обращается с приходскими просьбами в разные учреждения и организации. Это ей принадлежала инициатива созвать сход граждан по вопросу газификации храма. И не ее вина, что граждан сошлась жменька. Но есть надежда, что мечта об отоплении храма обрастет проектной документацией, а там, глядишь, и воплотится в реальность.
Чувствуем мы и поддержку районной администрации, глава которой Юрий Михайлович Амерев когда-то учился в среднеапоченскойшколе и ежедневно видел перед своими глазами разрушающееся здание нашего храма. Вступив в должность главы района, он в своем кабинете организовал встречу работников администрации со всем духовенством Горшеченского района. Случай для нашего уголка беспрецедентный! На этой встрече Юрий Михайлович интересовался теми проблемами, с которыми сталкиваются священники на своих приходах, выслушал просьбы и предложения. Со своей стороны он призвал священство и всех верующих принимать активное участие в общественных преобразованиях, полагая, что с помощью одного лишь административного ресурса без духовного потенциала нельзя жизнь изменить к лучшему. Итоги встречи легли в основу «совместной концепции возрождения духовности» в районе. И она, как признался Ю.М. Амерев в интервью газете «Маяк», «дает свои результаты».
Храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки перешагнул в третье столетие. Можно сказать, что сейчас он переживает свое второе рождение, как и многие другие храмы на Руси. Конечно же, долгие годы официальной антирелигиозной политики оставили свои следы на его облике. Однако храм по милости Божией и по молитвам верующих наших предков не был разрушен полностью. Будем же помнить, что строилась церковь не для украшения пейзажа, а для спасения душ. Ныне нам никто с внешней стороны не мешает жить духовными интересами, получать благодать Божию, участвуя в церковных службах. Преодолеем же и те внутренние препятствия на пути к храму, которые нагородили в наших душах наши собственные греховные привычки и пристрастия. Мы не можем уже оправдать свои безразличие и леность к делу спасения души ни политикой партии, ни скудостью информации, ни закрытым храмом. Храм наш открыт. И считайте весь этот исторический очерк большим пригласительным билетом на богослужение.
Повторю в завершение слова священномученика Дамиана (Воскресенского), сказанные им в 1928 году при вступлении на Курскую кафедру: «Да не пустуют родные храмы наши. В них и теперь совершается научение в вере, освящение благодати Святаго Духа через таинства, как всегда».
Материал сайта прихода с. Средние Апочки (http://apochki.prihod.ru/apochki-istoriya-xram/)