Гусельников Денис Семёнович — командир орудия 196-го гвардейского артиллерийского полка 89-й гвардейской Белгородско-Харьковской стрелковой дивизии 37-й армии Степного фронта, гвардии старший сержант.
Родился 11 июля 1906 года в селе Нижний Штевец ныне Золотухинского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 9 классов, работал в колхозе.
В Красной Армии служил в 1939-40 годах. Срочную службу проходил красноармейцем в 455-м артиллерийском полку 113-й стрелковой дивизии Орловского военного округа в городе Курск.
Вторично в Красной Армии и в боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Был курсантом 41-го запасного конно-артиллерийского полка, командиром орудия. Воевал на Брянском, Воронежском, Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
Сержант Гусельников в составе 160-й стрелковой дивизии 13-й армии Брянского фронта в октябре 1941 – июне 1942 года участвовал в оборонительных боях в районе города Курск и на рубеже рек Тим и Кшень. В составе той же дивизии 6-й армии Воронежского фронта в июле-сентябре 1942 года участвовал в боях по ликвидации вражеского плацдарма на восточном берегу реки Дон в районе посёлков Коротояк — Урыво-Покровское и в завоевании плацдарма на западном берегу Дона в районе населённых пунктов Селявное – Сторожевое, за что был награждён медалью «За боевые заслуги».
В январе – апреле 1943 года Гусельников участвовал в Острогожско-Россошанской и Белгородско-Харьковской операциях. В составе 3-й танковой армии Воронежского фронта он освобождал посёлки Митрофановка, Новая Калитва, участвовал в боях за Харьков. В апреле 1943 года за боевые успехи 160-я стрелковая дивизия была преобразована в 89-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Летом 1943 года в составе 69-й армии Степного фронта Гусельников участвовал в боях на Курской дуге. 5 августа 1943 года его орудие вело уличные бои в Белгороде. В этот же день город был освобождён, за что Гусельников был награждён медалью «За отвагу». В августе-сентябре он освобождал многие населённые пункты Полтавской области и вышел к Днепру.
Командир орудия 196-го гвардейского артиллерийского полка (89-я гвардейская стрелковая дивизия, 37-я армия, Степной фронт) гвардии старший сержант Денис Гусельников при форсировании реки Днепр 30 сентября 1943 года в районе села Келеберда Кременчугского района Полтавской области Украины под огнём врага переправил орудие через реку и в бою за плацдарм огнём прямой наводкой уничтожил четыре миномёта, три пулемётные точки и большое количество живой силы противника.
1 октября 1943 года при отражении четырёх контратак гвардии старший сержант Гусельников Д.С. подбил танк, три пулемёта и уничтожил десятки гитлеровцев.
16 октября 1943 года, поддерживая наступающее подразделение, Гусельников подбил ещё два вражеских танка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему сержанту Гусельникову Денису Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза.
После форсирования Днепра гвардии старший сержант Гусельников в составе 37-й армии 3-го Украинского фронта участвовал в боях за город Кривой Рог. В марте 1944 года в ходе Одесской операции в бою за город Вознесенск Николаевской области был тяжело ранен. После излечения в госпитале в июне 1944 года был направлен на учёбу в военно-политическое училище.
В июле 1945 года Д.С. Гусельников окончил Ивановское военно-политическое училище. Служил заместителем командира дивизиона по политчасти 1533-го зенитно-артиллерийского полка 556-й артиллерийской бригады Воронежского военного округа. С июля 1946 года лейтенант Гусельников Д.С. — в запасе.
Жил в городе Воронеж. Работал начальником службы пути треста городского транспорта Министерства коммунального хозяйства. Скончался 24 декабря 1979 года.
__________________________________________
Отважный артиллерист
Денис Семенович Гусельников начал свой ратный путь под станцией Касторная. Здесь шли кровопролитные бои. Немцы, напрягая все свои силы, рвались в глубь нашей страны. Бросали на поля сражений сотни танков, десятки дивизий, армады самолетов. По нашим артиллерийским позициям непрерывно били вражеские дальнобойные пушки, над головами висели стаи фашистских стервятников, с трех сторон наседали немецкие танки. Но советские герои-артиллеристы мужественно сдерживали натиск врага. Среди них был и сержант Гусельников, успешно выдержавший первый боевой экзамен на стойкость и командирскую зрелость.
Прямо на батарею двигались вражеские танки. От напряжения смуглое лицо Гусельникова совсем почернело, широкие черные брови сомкнулись на переносице. А когда танки, немного развернувшись, подставили боковую броню, Гусельников дал команду открыть огонь. Артиллеристы работали четко, словно часовой механизм, и вывели из строя 18 вражеских танков, свыше двух десятков автомашин. Через год Гусельникову, теперь уже старшему сержанту, со своими боевыми друзьями пришлось участвовать в сражении, вошедшем в историю Великой Отечественной войны под названием Курской битвы. Это было единоборство двух мощных противостоящих группировок. От разрывов бомб и снарядов стонала земля.
С небывалой отвагой и мужеством сражались Денис Семенович и его товарищи. Даже в самые критические минуты боя они не ведали страха.
Когда наши войска взломали оборону противника и устремились вперед, Денису Семеновичу хотелось (ой, как хотелось!) хоть на денек завернуть в родное село Штевец. До него рукой подать. Там были жена, дочь, земляки. Как там они? Живы ли? Может быть, и в родном селе немцы оставили после себя то, что видел он в других освобожденных городах и селах: виселицы, пепел, разрушения, слезы. От этой мысли до боли сжалось солдатское сердце. «Мстить!»
Фашисты катились на запад, теряя живую силу, бросая технику. Наши по пятам следовали за ними, не давая опомниться и закрепиться на выгодном рубеже.
Воины расчета, преследуя отходящего противника, одними из первых ворвались в Белгород, потом в Харьков, уничтожив немало вражеской техники и живой силы.
Прославленная и боях Бедгородско-Харьковская Краснознаменная дивизия достигла Днепра. Пушка Дениса Семеновича, следовавшая в боевых порядках пехоты, пришла к могучей реке тоже одной из первых. Предстояло вновь держать боевой экзамен, не менее важный и опасный. Но артиллеристов нисколько это не смущало. Они верили в свои силы, в способности командира старшего сержанта Гусельникова.
К форсированию водной преграды все было готово. Наши войска сосредоточились в дубовых рощах и зарослях камыша. На другом берегу притаились немцы. Стало светать. Стрелковый батальон, с которым следовал расчет Гусельникова, начал переправу на подручных средствах. Правый берег вначале молчал. А как только солдаты доплыли до середины реки, в воздух змеей взвились одна за другой четыре ракеты, и немцы открыли беспорядочный ружейно-минометный огонь. Наши все же высадились на берег. Но комбат сообщал, что несет большие потери, нужна артиллерия.
На выручку вызвался плыть старший сержант Гусельников.
Артиллеристам дали две лодки. Соорудив на них настил из жердей и досок, расчет выкатил на импровизированный паром пушку, перетащил шесть ящиков снарядов и отчалил от берега. Река беспрерывно освещалась ракетами. Немцы сразу обнаружили паром и взяли его под перекрестный обстрел орудий, минометов и пулеметов. В который раз над храбрецами нависла смертельная опасность. И снова их выручила выдержка и хладнокровие.
— Не снижать темпа! — приказал Гусельников и сам сел за весла.
Течением реки паром отнесло на 250 метров вниз от захваченного стрелками куска берега. С одной стороны, это было хорошо — вышли из зоны обстрела. А с другой стороны, артиллеристы предоставлялись сами себе. Стоило им подплыть к берегу, как в них полетели немецкие гранаты. Без промедления воины соскочили с парома и столкнули с него орудие.
Подтащив пушку, солдаты развернули ее и сделали три выстрела по вражеским окопам. Тем временем подоспели наши пехотинцы. Под прикрытием их огня расчет добрался до левого фланга батальона.
К артиллеристам подошел командир батальона.
— Ну и молодцы! — похвалил он воинов и приказал поставить орудие несколько правее, откуда ожидалась танковая атака.
Но встреча с танками произошла раньше, чем предполагалось. Только артиллеристы выкатили пушку на бугор в ивняк, перенесли боеприпасы и хотели двигаться в указанный район, как раздалась команда:
— Танки справа, к бою!
Из-за холма, противно лязгая гусеницами, на советских воинов ползло 8 бронированных чудовищ, ведя огонь на ходу. За ними во весь рост с автоматами наперевес бежали гитлеровцы и тоже стреляли.
Прогремели первые выстрелы. Головной тупорылый танк круто развернулся и остановился. Второй загорелся и попятился назад, оставляя за собой черную полосу дыма. Остальные отошли на исходное положение — в овраг.
— Сюда больше не сунутся, — убежденно заявил Гусельников. — Переместимся на другую полицию.
Быстро соорудив подобие пушки и оставив его, артиллеристы с помощью стрелков скрытно перекатили орудие на руках в центр плацдарма, где ожидался наиболее сильный удар противника. Действительно, вскоре на этом участке фашисты зашевелились. Первыми показались «тигры»… Покачиваясь на ухабах, они медленно, словно крадучись, шли вперед, нащупывая слабое место. Издали казалось, что ползут пауки-гиганты. Следом, плотно прижимаясь к земле, короткими перебежками продвигались автоматчики. Они больше уже не решались на психическую «контратаку».
Меткими выстрелами расчет старшего сержанта Гусельникова рассеял пехоту и подбил еще один танк. Немцы предприняли снова маневр. Тем же ответили артиллеристы, затащившие орудие на правый фланг батальона. Разъяренные фашисты ринулись туда, чтобы взять реванш. Но и на этот раз неудачно: в поединке с мужественным расчетом они потеряли два «тигра».
Храбрость и умение, слившись воедино, принесли победу. В боевой характеристике комбат писал, что расчет старшего сержанта Гусельникова уничтожил в этом неравном бою 4 танка, 4 миномета, 3 пулемета и до 40 фашистов.
Захваченный в плен немецкий танкист заявил:
— Нам говорили, что у вас здесь только одно орудие…
— Вы не ошиблись, — ответил Гусельников.
Однако бой за плацдарм еще не завершен. Немцы никак хотели смириться с тем, что наши отвоевали у них клочок земли на правом берегу Днепра для последующего наступления. Поэтому, не считаясь с потерями, они снова и снова пытались столкнуть наших воинов в воду. Уже через несколько часов, перегруппировавшись, они силами до двух батальонов пехоты и 10 танков контратаковали наши подразделения. Расчет Гусельникова выдвинулся вперед на открытую огневую позицию. Вокруг то и дело рвались мины и снаряды. Тесно взаимодействуя со стрелками, артиллеристы прямой наводкой подбили два танка и уничтожили около 90 гитлеровцев. Вражеская контратака захлебнулась.
А спустя несколько дней на груди старшего сержанта Дениса Семеновича Гусельникова заблестела Золотая Звезда Героя Советского Союза.
Но дорогам солдатским конца еще не было. Нередко артиллеристам Гусельникова приходилось смотреть смерти в глаза. Но ни разу они не дрогнули перед опасностью. Всюду от них не было пощады врагу, не ослабевала их воля к победе и не иссякала храбрость.
Н. Егоров.