Нестеров Владимир Фёдорович

Нестеров Владимир Фёдорович

 Нестеров Владимир Фёдорович — командир батальона 685-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, майор.

 Родился 20 мая 1921 года в селе Михайловка ныне Черемисиновского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов.

 В Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил Тамбовское военное пехотное училище. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

 Командир батальона 685-го стрелкового полка (193-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) майор Владимир Нестеров во главе десанта 15 октября 1943 года в районе посёлка городского типа Лоев Лоевского района Гомельской области Белоруссии одним из первых преодолел реку Днепр.

 Умело организовав захват, расширение и удержание плацдарма на правом берегу Днепра, вверенный майору Нестерову В.Ф. батальон отразил все вражеские контратаки и обеспечил форсирование реки главными силами 685-го стрелкового полка.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Нестерову Владимиру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

 В 1944 году В.Ф. Нестеров окончил курсы «Выстрел», а после войны продолжал службу в армии. В 1947 году он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Находился на преподавательской и штабной работе. С 1979 года генерал-майор В.Ф.Нестеров — в запасе.

 Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 августа 2003 года.

 Почётный гражданин посёлка городского типа Лоев.

____________________________________

 

Батальон героев

 Ночью в батальоне никто не сомкнул глаз. Все готовились к форсированию Днепра. Накануне по решению Военного Совета 65-й армии батальону майора Нестерова, как одному из лучших подразделений, было вручено переходящее Красное знамя. Бойцы и командиры, принимая его, поклялись боевыми делами оправдать доверие Военного Совета. Хранить знамя поручили взводу лейтенанта Виктора Бесценного.

 …Над Днепром чуть забрезжил рассвет. В серых предрассветных сумерках смутно темнели очертания противоположного берега. Он казался пустынным.

 Нестеров взглянул на светящийся циферблат часов и тихо скомандовал:

 — Лодки на воду!

 На легкой зыби закачались десятки маленьких плавучих островков. Когда лодки достигли середины реки, над Днепром в темно-серое небо взвились сотни ракет, ударили пулеметы, открыла огонь фашистская артиллерия. Рядом с плотиками и лодками поднялись фонтаны разрывов. Днепровская вода пошла крутой волной. Быстрое течение подхватывало опрокинутые лодки, бревна от разбитых плотиков и несло их вниз… Потом налетели «юнкерсы», засвистели бомбы. Будто при десятибалльном шторме ревел и стонал седой Днепр… А люди плыли и плыли. И только вперед, только на запад!

 От разорвавшегося рядом снаряда в щепы разнесло лодку майора Нестерова. Окунувшись в ледяную воду, он вынырнул, осмотрелся и поплыл к берегу. Его заметили артиллеристы-корректировщики старшие лейтенанты Федор Вислевский и Алексей Дьячков и втащили в свою посудину.

 На берегу уже шел бой. Бойцы взвода лейтенанта Бесценного ворвались в первую траншею противника. Над ними алым пламенем трепетало Красное знамя. Майор Нестеров видел, как с подходивших лодок бойцы нетерпеливо бросались в воду, вплавь, подняв над головой оружие, добирались до берега и спешили на помощь товарищам. Трескотня автоматов, пулеметов, разрывы гранат, снарядов и мин, команды, крики «ура» — все слилось в один протяжный, рокочущий гул…

 Комбат высадился на берег в тот момент, когда этот гул достиг высшей точки. Рядом с ним, словно из-под земли, выросла могучая, не по годам грузная фигура командира роты, лейтенанта Афанасия Мельникова.

 — Товарищ майор, не лезьте, без вас управимся! — на ходу крикнул он и, потрясая над головой автоматом, повел своих бойцов туда, где взвод лейтенанта   Бесценного уже схватился с гитлеровцами врукопашную.

 На берег высадились пулеметчики лейтенанта Ивана Радаева, минометчики старшего лейтенанта Волкова, артиллеристы — истребители танков лейтенанта Ивана Зайцева. Почти весь батальон втянулся в бой.

 Наступление, несмотря на яростное сопротивление гитлеровцев, успешно развивалось. Овладев первой траншеей, бойцы устремились ко второй. И вдруг, попав иол сильный огонь, остановились, залегли. Упал сраженный вражеской пулей знаменосец. Воспользовавшись заминкой, гитлеровцы сами перешли в контратаку.

 — Знамя! Знамя! — нетерпеливо крикнул комбат, но поняв, что его никто не слышит, сам в сопровождении ординарца побежал к залегшим бойцам. Трудно сказать, что случилось в этот критический момент — то ли бойцы увидели бегущего к ним под огнем командира батальона, то ли сами догадались, чем может кончиться эта заминка, но они вновь поднялись в атаку. Впереди с развернутым знаменем — рядовой Саша Шакиров. Рядом с ним лейтенант Бесценный, сержант Харламов, рядовой Юрьев и другие.

 А на берегу в это время после неудачной высадки начали отходить бойцы соседнего батальона. Это заметила лейтенант медицинской службы Мария Шевкун — фельдшер из батальона Нестерова. Оставив раненого, которому она сделала перевязку, Мария схватила автомат и, подняв его над головой, побежала навстречу отходящим бойцам.

 — Что вы делаете, мужчины, видите, я не бегу, — кричала она, взывая к самолюбию солдат.

 Бойцы, увидя преградившую им путь хрупкую девушку, смущенно повернулись и побежали туда, где шел бой.

 Майор Нестеров видел: люди устали. Соседи справа и слева далеко отстали. Надо было привести батальон в порядок и в то же время очень хотелось полностью овладеть высотой. Что делать? На размышление времени не было.

 — Видите   впереди два дома, — указал   он  командиру взвода противотанковых орудий.— Поджечь!

 Из загоревшихся домов стали выскакивать гитлеровцы.

 — За мной! — крикнул   майор и побежал к домикам. Вражеские солдаты, не приняв боя, пустились наутек. Высота была полностью в руках батальона Нестерова.

 Батальон занял круговую оборону. Бойцы торопливо окапывались, заряжали оружие, готовили гранаты:

 Не прошло и полчаса, как противник обрушил на высоту огонь минометов и артиллерии. Появились убитые и раненые, вышла из строя радиостанция.

 Нестеров да и все воины батальона, с надеждой смотрели в сторону Днепра: оттуда должны были подойти свежие силы, но они почему-то задерживались.

 После мощной артиллерийской подготовки гитлеровцы пошли в атаку. Комбат, пробегая по траншее, предупреждал:

 — Держись, друзья! Стрелять  только наверняка и ни шагу назад!

 Сколько времени продолжался этот неравный смертельный бой, никто не помнит. Он то затихал, то снова разгорался.

 Командир батальона майор Нестеров появлялся среди бойцов в самые критические моменты и на самых опасных участках. Лицо его потемнело от пыли и копоти. Во взгляде серых ввалившихся глаз — суровая решимость. Бойцы ни о чем не спрашивали комбата. Они понимали его по взгляду.

 «На подкрепление надеяться нечего! Держаться до последнего! Приказа на отход не будет!»

 На истерзанную землю спустились сумерки. Наступило временное затишье. Майор Нестеров собрал совет. То, что он задумал, было очень рискованным и тяжелым, поэтому ему захотелось узнать мнение товарищей.

 — Будем сидеть здесь на высоте, нас уничтожат артиллерийским и минометным огнем. Самое разумное — с наступлением темноты атаковать кручи, захватить их и там, закрепившись, дождаться подхода наших,— убежденно говорил он. — А уж оттуда нас будет трудно выковырнуть.

 С доводами майора все согласились.

 Ночь выдалась темная и холодная. Наскоро перекусив, воины батальона оставили свои позиции на безымянной высоте, бесшумно добрались до круч, подползли к вражеским окопам и внезапно атаковали их. В рукопашной схватке они действовали настолько дерзко и стремительно, что враг не выдержал натиска и отошел.

 В полночь майор Нестеров на восточный берег послал связного. Тот благополучно добрался и доложил командованию о результатах боя.

 Командующий войсками 65-й армии генерал-лейтенант П. А. Батов приказал ввести на плацдарм свежие силы и, используя успех батальона Нестерова, с утра перейти в решительное наступление.

 30 октября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР всем воинам, особо отличившимся при форсировании Днепра, было присвоено звание Героя Советского Союза.

 Этого звания был удостоен и командир «батальона героев» майор Владимир Федорович Нестеров.

И. Вакуров.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: