Рукавицын Владимир Павлович – командир авиационного звена 36-го минно-торпедного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), капитан.
Родился 21 октября 1918 года в селе Гнездилово ныне Фатежского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил школу-семилетку, в 1937 году — Курский педагогический техникум. Работал учителем.
В Военно-Морском Флоте с 1937 года. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1940 году.
Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях принимал участие с 1941 года в составе 40-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского Флота, базировавшегося в Сарабузе под Симферополем.
С 1942 года до окончания войны сражался в 36-м минно-торпедном авиационном полку. Летал на боевые задания по нанесению бомбовых и торпедных ударов по морским коммуникациям противника, по военно-морским базам и стратегическим объектам в Румынии, по плавсредствам противника в портах Чёрного моря.
К октябрю 1943 года совершил 110 боевых вылетов, участвовал в пяти воздушных боях, уничтожил 4 транспорта, дальнобойную батарею, взорвал торпедные мастерские противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за умелое выполнение боевых задач, мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых и торпедных ударов по противнику, Рукавицыну Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
С ноября 1943 по март 1944 года 36-й минно-торпедный авиационный полк в составе особой авиационной группы с аэродрома в городе Скадовск (Херсонская область Украины) действовал на морских коммуникациях противника, соединяющих еще не освобождённый нашими войсками Крым с военно-морскими базами в Одессе и Румынии. Торпедоносцы одиночно и малыми группами летали над морем, находили цели и внезапно атаковали их. Здесь, как и в предыдущих боевых действиях, В.П. Рукавицын зарекомендовал себя как снайпер торпедных ударов.
В июне 1944 года В.П. Рукавицын вместе со своим полком был передислоцирован на Северный Флот, где принимал участие в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в борьбе с вражескими подводными лодками.
В середине августа 1945 года 36-й Краснознамённый минно-торпедный авиационный полк был перебазирован на Дальний Восток, где в ходе советско-японской войны совершил единственный боевой вылет.
После окончания войны В.П. Рукавицын продолжал службу в ВВС Военно-Морского Флота. В 1956 году окончил Военно-морскую академию. С 1960 года полковник В.П. Рукавицын – в запасе.
Жил в Москве. Скончался 19 сентября 1989 года.
Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Имя Героя носит Шуклинская средняя общеобразовательная школа (Фатежский район Курской области). На здании Курского педагогического колледжа установлена мемориальная доска.
________________________________________
Из боевой деятельности В.П.Рукавицына
11 сентября 1943 года в районе мыса Тарханкут (западная оконечность Крымского полуострова) В.П. Рукавицыным в группе торпедоносцев потоплен транспорт противника водоизмещением 1500 тонн.
16 сентября 1943 года в районе населённого пункта Лукул В.П. Рукавицын торпедным ударом уничтожил фашистский транспорт водоизмещением 3000 тонн.
18 сентября 1943 года В.П. Рукавицын принимал участие в групповом торпедном ударе по вражескому конвою и транспортам в районе румынского порта Сулина. Торпеды В.П. Рукавицына и его товарищей потопили вражеский транспорт водоизмещением 5000 тонн, а второму транспорту нанесли настолько серьёзные повреждения, что он был вынужден выброситься на берег.
28 сентября 1943 года В.П. Рукавицын в группе из 7 торпедоносцев «Бостон» A-20G под командованием полковника Ш.Б. Бидзинашвили участвовал в дерзкой операции, проводившейся по приказу Наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова — дневному налёту на главную военно-морскую базу Румынии – порт Констанца, где воздушная разведка обнаружила в порту скопление 5 транспортов водоизмещением от 1000 до 6000 тонн, 4 эсминцев, 2 миноносцев, 4 подводных лодок, 9 торпедных катеров, 5 буксиров и 13 барж.
Группа торпедоносцев без сопровождения истребителей в полёте на высоте 500-600 метров преодолела около 800 километров над морем и вышла к цели. Умело преодолев сильное противодействие зенитных средств, В.П. Рукавицын с высоты 20 метров торпедировал миноносец противника и штурмовал его зенитные батареи и живую силу. Группа в этом вылете понесла большие потери — два самолета, подбитые на подходе, врезались: один в нефтецистерны в юго-западной части Констанцы (пилот Ш.Б. Бидзинашвили, штурман полка Ш.А. Кордонский, стрелок-радист А.П.Кузнецов и воздушный стрелок П.И. Бородин), второй — в районе железнодорожной станции в воинский эшелон (пилот В.А. Левашов, штурман В.И. Ярыгин, стрелок-радист М.К. Еремеев), третий после сброса торпеды, которая взорвалась у мола, уничтожив катер и повредив шхуну, упал у зенитной батареи (пилот М.Г. Дюков, штурман И.Е. Недюжко, стрелок-радист П.И. Миронов). Остальные самолёты вернулись на свою базу. В результате рейда, по различным данным, было потоплено от двух до шести кораблей и судов противника.
После передислокации 36-го минно-торпедного авиационного полка на Северный флот, где обстановка в течение трёх лет войны была относительно стабильной, его лётчики, освоившись на новом театре военных действий, вели подготовку к наступательным боям.
В конце сентября командующий Северным флотом поставил авиации флота следующие задачи:
— вести воздушную разведку противника над сушей и морем, прикрывать с воздуха объекты флота и корабли в море;
— прикрыть с воздуха и поддержать войска Северного оборонительного района при прорыве ими обороны противника и действиях в её глубине, а также высадку морских десантов;
— препятствовать эвакуации войск и вывозу никелевой руды противником;
— подавлять артиллерийские батареи врага в прибрежной зоне;
— во взаимодействии с кораблями флота и авиацией Карельского фронта обеспечить проводку конвоев союзников в Архангельск и Мурманск, а также действия наших конвоев на внутренних коммуникациях.
7 октября 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция Карельского фронта и Северного Флота.
В период наступления наших войск наиболее успешным из ударов ВВС Северного флота по конвоям противника был удар, нанесенный 18 октября 1944 года, когда конвой противника был почти полностью уничтожен.
Утром 18 октября самолеты-разведчики на выходе из Бек-фьорда обнаружили конвой противника: три транспорта, три сторожевых корабля, тральщик и семь сторожевых катеров. Было установлено непрерывное наблюдение за конвоем. На подходе к порту Вадсе противник усилил конвой кораблями охранения, в том числе миноносцами, и теперь он насчитывал 26 кораблей и судов. Над ним патрулировали семь истребителей Ме-109.
Учитывая наличие сильной противовоздушной обороны конвоя, исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота Е.Н. Преображенский решил штурмовой авиацией подавить огонь зенитной артиллерии эскорта, а затем нанести по кораблям ряд последовательных ударов группами торпедоносцев.
Первый удар в районе мыса Эккерей нанесли по конвою 12 штурмовиков Ил-2. Они потопили один сторожевой корабль, подожгли транспорт и тральщик. Удар второй группы из 12 самолётов Ил-2 также дал хорошие результаты: были уничтожены миноносец и два сторожевых корабля, сбит истребитель. Однако при этом был подбит один самолёт — он сел на воду Варангер-фьорда и тут же затонул. На третий удар десятку торпедоносцев под прикрытием 15 истребителей повели гвардии майор А.Н. Волошин (5 «Бостонов» 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка) и капитан В.П. Рукавицын (5 «Бостонов» 36-го минно-торпедного авиационного полка). Были потоплены транспорт, два сторожевых корабля и сторожевой катер. Наши потери — три торпедоносца, сбитые зенитным огнем конвоя. Четвёртый удар последовал тотчас же за третьим и такими же силами (ведущие гвардии подполковник Сыромятников и капитан Волынкин). Торпедами пущены на дно два транспорта, сторожевой корабль, тральщик и сторожевой катер. Истребители прикрытия в свою очередь сбили пять МЕ-109. В итоге конвой противника был разгромлен. Фашисты лишились трех транспортов, десяти кораблей охранения и шести самолетов. Наши потери – 4 самолёта.
26 октября 1944 года более 200 самолётов участвовало в ударе по конвою противника в Тана-фьорде. Авиаторы действовали смело и решительно. Группа торпедоносцев 36-го минно-торпедного авиаполка, которую вели В.П. Рукавицын и И.Т. Волынкин, потопила эскадренный миноносец и повредила большой транспорт.
Наступательные действия советских войск в Заполярье закончились на сухопутном фронте в ноябре 1944 года. Однако борьба с врагом на морских коммуникациях Севера продолжалась до окончания Великой Отечественной войны. Только за четыре месяца 1945 года лётчики Северного флота 460 раз вылетали на поиск и уничтожение вражеских подлодок, которые пиратствовали в северных морях.
22 марта 1945 года два самолета А-20G (ведущий Герой Советского Союза капитан В.П. Рукавицын) вылетели в район Баренцева моря, где в тот день дважды была замечена вражеская подводная лодка. Штиль на море, ровная сплошная облачность на высоте 1000-1500 метров, хорошая видимость, слабый ветер способствовали выполнению задачи.
Примерно через час в 50 километрах северо-восточнее мыса Териберский (Кольский полуостров) экипаж ведущего самолёта обнаружил перископ подводной лодки. Штурман получил команду готовиться к применению оружия, ведомый — сблизиться для совместной атаки. Построившись в строй пеленга, самолеты в короткий отрезок времени атаковали подводную лодку серией бомб и пулемётным огнем. Экипажи видели, как лодка всплыла и легла на борт, выделяя большое количество соляра и воздушных пузырей.
Выполнению задачи способствовали точный выход самолётов в район нахождения цели, внезапная атака с применением пулемётов и сбрасыванием бомб в одном заходе, а также отсутствие у противника наблюдения за воздухом. Экипажи бомбардировщиков действовали слаженно, энергично, решительно.