ЛУИ ПАСТЕР, французский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии:
«Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я ещё более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка».
«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя».
МАКС ПЛАНК, немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики:
«Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая — в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга».
«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога».
КОНРАД АДЕНАУЭР, первый канцлер ФРГ:
«Если Христос не жив сегодня, тогда у мира нет вообще никакой надежды. Только факт воскресения даёт надежду на будущее».
ДЕНИ ДИДРО, французский писатель и философ, энциклопедист:
«Откровенно, со всею искренностию признаюсь в том, что мне неизвестно ни во Франции, ни где-либо во всём мире ни одного человека, который мог бы писать и говорить с большим искусством и талантом, чем те рыбаки и мытари, которые написали Евангелие. Я осмеливаюсь утверждать, что никто не в состоянии написать хотя бы подобный евангельскому рассказ, который был бы так прост и в то же время возвышен, так свеж, так трогателен, обладал бы таким могущественным воздействием на душу и не слабеющим на протяжении целых веков влиянием, каким является для нас каждое взятое отдельно, даже незначительное, евангельское известие о страданиях и смерти Иисуса Христа».
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН, физик, создатель теории относительности:
«Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом».
«Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Иисуса, Его Личность пульсирует в каждом слове».
«Правда, я иудей, но лучезарный опыт Иисуса Назорея произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто так не выражался, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность — Иисус Христос. В Нём Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю».
НАПОЛЕОН БОНАПАРТ, французский государственный деятель, полководец:
«Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью… И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не был подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек… На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца».
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира:
«Переплетённая терпением, моя жизнь была одной радостью. Хотя перед величием Божиим я должен сознаться: Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия, но мне казалось, что я иду по следам Бога. Чувствую, недалеко и моя смерть, но это меня не пугает. Всемогущий Бог найдёт для моего духа иную форму бытия, поведёт меня дорогой вечности, как ведёт блуждающую звезду через мрак бесконечности. Я спорил с людьми за правду, но с Богом — никогда, спокойно ожидая конца отмеренного мне времени».
АВРААМ ЛИНКОЛЬН, президент США:
«Я часто преклонял мои колени пред Богом, побуждаемый сильным убеждением, что ни к кому другому я не могу обратиться в моей нужде».
«Я верю, что Библия — наилучший дар Божий человеку. Всё прекрасное от Спасителя мира передаётся нам через эту Книгу».
ИСААК НЬЮТОН, учёный, физик, математик:
«Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся перед Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и всё соответственное месту и времени разнообразно сотворённых предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного, Которое я называю Господом Богом».
КАРЛ ЛИННЕЙ, шведский испытатель, создатель системы классификации животного и растительного мира:
«Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошёл мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевлённые существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как сам шар земной тяготеет к Солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь».
ЖАН-ЖАК РУССО, французский философ, писатель:
«Можем ли мы сказать, что евангельская история есть изобретение? Такие вещи, мой любезный друг, не изобретаются, и история Сократа (в этом никто не сомневается) менее достоверна, чем история Иисуса Христа. Утверждать противное значило бы только отодвинуть в сторону сущность вопроса, но не разрешить его. Наш разум скорее готов принять, что одно лицо своею жизнью действительно дало содержание евангельской истории, чем допустить, будто несколько лиц, сговорившись, сочинили такую историю. Иудейские писатели не в состоянии были изобрести ни такого тона, ни такой нравственности; Евангелие носит на себе такие высокие, удивительные и совершенно неподражаемые следы мудрости, что изобретатель заслуживал бы большего удивления, чем герой. Ко всему сказанному нужно прибавить, что Евангелие есть совершенно непостижимая вещь, которой не может постичь разум, но в то же время и не такая, которой не понимал бы мыслящий человек, и с которой бы не мог согласиться».
«Слова Библии наполняют меня удивлением, святость Евангелия говорит моему сердцу. Взгляните на книги философов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?»
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР, великий драматург:
«Я вручил мою душу в руки Бога, моего Создателя, и абсолютно непоколебимо верю в Иисуса Христа, моего Спасителя».
ДЖОРДЖ БАЙРОН, английский поэт:
«Если Человек может быть Богом и если Бог может быть Человеком, то Иисус Христос был и Тем и Другим».
ИОГАНН ГЁТЕ, немецкий мыслитель, поэт:
«Если Бог когда-либо приходил на землю, то только в Личности Иисуса Христа».
«Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она — основа всякого образования и всякого развития!»
«Евангелие отражает от себя сияние, исходящее от личности Христа».
«Человеческий ум может разрастись сколь угодно, но выше величия и нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не пойдёт… Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа, и в такой форме, в какой только Божество могло явить Себя на земле… Если меня спрашивают, согласна ли моя натура оказать Ему благоговейное поклонение, я отвечаю: безусловно. Я поклоняюсь Ему, как откровению высшего принципа нравственности».
М. ДЕНТОМ, специалист в области молекулярной биологии:
«Это крайнее проявление совершенства — на что бы мы ни посмотрели, мы везде находим изящество и искусство невообразимого качества, и всё восстает против мысли о случайности. Можно ли поверить, что весь реальный мир образовался в результате случайных процессов, мир, мельчайшие элементы которого — протеины и гены — сложнее любой созданной человеческим умом конструкции?»
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ, немецкий поэт и публицист:
«И что это за Книга — Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину — это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только своё человеческое искусство».
«Я уже высказался по поводу превращения, которое, по отношению к божественным делам, произошло в моей душе. Своим освящением я обязан просто чтению одной книги. Книги? Да, это старая, очень старая книга… И эту Книгу называют просто Библией. С полным правом её называют также Священным Писанием».
ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС, английский писатель и мыслитель:
«Я предал душу свою на милость Божию во Христе Спасителе».
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ, французский математик, писатель, учёный:
«Евангелие даёт человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он ни находился. Христос притягивает к Себе всё человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы».
«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту».
«Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».
«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но ещё несчастливы».
«Земную науку надо понять, чтобы её полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять её».
ЧАРЛЬЗ ДАРВИН, учёный, основатель теории эволюции:
«Я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Творца».
«В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом».
«Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума — это указание на его Творца».
КАРЛ МАРКС, философ, экономист, публицист:
«Сочетание со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним, в том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в своём сердце, и, проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем в то же самое время сердца наши к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принёс Себя в жертву. Таким образом, сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и даёт сердце, открытое человеческой любви, всему великому, благородному не из-за честолюбия, не из стремления к славе, а только ради Христа».
ИММАНУИЛ КАНТ, философ:
«Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало».
«Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало Слово Божие: “Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною” (Пс. 22:4)».
РОБЕРТ БОЙЛЬ, учёный, химик:
«В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца».
ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН, президент США:
«Невозможно правильно править миром без Бога и Библии».
ИОГАНН КЕПЛЕР, учёный, астроном:
«Велик наш Господь и велика держава Его, и премудрости Его нет конца. Хвалите Его, солнце, луна и звезды, и планеты, — на каком бы языке восхваление ни происходило. А также вы, свидетели Его открытых истин, и ты, душа моя, воспевай честь и славу Господу всю твою жизнь».
АНРИ БЕККЕРЕЛЬ, французский физик, предвестник открытия радиоактивности:
«Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ, итальянский физик, математик, астроном, поэт:
«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться. Всё, что оно говорит, совершенно непреложно. Как оно, так и природа, созданы божественным Словом: Библия — по внушению Духа Святого, а природа — к исполнению Божественных велений».