Образованность

Образованность

     Оглавление
Военно-статистическое обозрѣнiе Курской губернiи
Общiй взглядъ на Курскую губернiю
Мѣстность
Жители
Промышленность
Торговля
Образованность
Сведенiя спецiальныя
Сборныя мѣста для войскъ
Ко предметамъ Провiантскаго Департамента
Таблицы

***

V. Образованность.

Религiозная. Въ религiозномъ отношенiи, Курская губернiя нисколько не отличается отъ прочихъ Великороссiйскихъ губернiй.

Всѣ почти жители оной т. е. 1,628,766 душъ принадлежать къ господствующей вѣрѣ; старообрядцевъ очень мало; иновѣрцевъ не болѣе 200; изъ нихъ, одни лютеране имѣютъ кирку въ Курскѣ; а къ католикамъ по временамъ прiѣзжаетъ ксендзъ. Раскольниковъ обоего пола, не болѣе 22,000 душъ, находящихся въ различныхъ уѣздахъ, о которыхъ подробнѣе сказано ниже.

Относительно религiозныхъ понятiй разныхъ классовъ и особыхъ мѣстныхъ вѣрованiй жителей, за симъ слѣдуетъ подробное описанiе уѣздовъ Рыльскаго, Тимскаго и Суджанскаго, по которымъ судить можно и о прочихъ уѣздахъ губернiи болѣе или менѣе, съ ними, схожихъ.

Жители Рыльскаго уѣзда, всѣ безъ исключенiя, православнаго исповѣданнiя и вообще очень набожны, и строго исполняютъ обряды церкви; особенно чтутъ святителя и чудотворца Николая и дни, памяти его посвященные. Но къ сожалѣнiю должно замѣтить, что язва раскола коснулась и этаго отдаленнаго уголка Русскаго царства и особенно распространилась между горожанами, изъ которыхъ многiе слѣдуютъ уставу поповчанскаго толка, и не смотря на всѣ усилiя благодѣтельнаго правительства, упорствуютъ въ своихъ заблужденiяхъ. Между сельскими жителями раскольниковъ почти не существуетъ, а если они и встрѣчаются, то лишь въ тайнѣ исповѣдуютъ свои вѣрованiя; изъ Малороссiянъ же раскольниковъ совершенно нѣтъ. Народныя повѣрья, болѣe и болѣе изглаживаются въ памяти народной; упомянемъ здѣсь о тѣхъ изъ нихъ, которыя по нынѣ исполняются въ Рыльскомъ уѣздѣ:

1) Въ продолженiи цѣлой недѣли послѣ Рождества Христова, то есть, все время святокъ, крестьяне посвящаютъ посѣщенiю знакомыхъ, играмъ, пляскамъ и пѣснямъ; на второй день, то есть 26 декабря, пьютъ, поютъ, пляшутъ, дѣлаютъ другъ другу подарки; это у нихъ называется калядоватъ. Наканунѣ новаго года бываетъ у нихъ такъ называемый богатый вечеръ: молодые парни и дѣвки берутъ ржи или пшеницы, приходятъ къ своимъ роднымъ и змакомымъ, посыпаютъ оною въ избѣ, потомъ поютъ и пляшутъ, за что ихъ угощаютъ и дарятъ какимъ нибудь лакомствомъ.

2) 5 января, наканунѣ крещенiя Господня, гадаютъ различнымъ образомъ (какъ-то: бѣгаютъ подъ чужiя окна и подслушиваютъ о чемъ говорятъ, примѣняя, при томъ, разсужденiе разговоровъ къ судьбѣ своей; выбѣгаютъ къ первому встрѣчному, спрашивая его имя, полагая что такое же имя будетъ у ихъ суженаго; поютъ подблюдныя пѣсни, переряжаются, надѣвая маски, что также называютъ колядою.

3) Съ воскресенья сырной недѣли начинаютъ печь и ѣсть блины, посѣщая въ это время всѣхъ родныхъ своихъ. Между тѣмъ молодыя дѣвки, въ понедельникъ на масляной собираются гурьбою, дѣлаютъ деревянную    колодку, украшаютъ ее лентами и ходять съ нею въ знакомые и родственные дома набивать колодку молодымъ парнямъ, которые въ теченiи мясоѣда не успѣли жениться; отъ набитiя колодки, обыкновенно откупаются подарками, или деньгами. Всю недѣлю продолжаются катанья, какъ въ саняхъ, на лошадяхъ, такъ и съ ледяныхь горъ; эти катанья сопровождаются всегда пѣснями.

4) 9 марта, въ день сорока мучениковъ, пекутъ сдобные жаворонки; у другихъ на конопляномъ или маковомъ сокѣ, ѣдятъ ихъ и разсылаютъ знакомымъ. Это обыкновенiе должно почесть символомъ возвращенiя весны, потому что жаворонокъ одна изъ первыхъ птицъ, прилетающихъ весною.

5) Въ среду, на четвертой недѣлѣ великаго поста, пекутъ и ѣдятъ таковые же кресты.

6) Въ великiй четвертокъ, на страстной недѣлѣ, вычищаютъ обыкновенно съ возможнымъ старанiемъ свои избы, вымываютъ всю домашнюю посуду, и по окончанiи чтенiя страстей Госноднихъ, стараются донести, съ огнемъ, въ дома свои свѣчи, зажигаемыя во время чтенiя Евангелiй; этими свечами на всѣхъ дверяхъ и окнахъ коптять изображенiе креста, дабы предохранить домы свои отъ нечистаго духа.

7) Кто безъ всякой причины, не былъ у заутрени праздника Воскресенiя Спасителя, того на другой день во всемъ платьѣ купаютъ въ рѣкѣ.

8) Всю святую недѣлю проводятъ они въ пиршествахъ и взаимныхъ другъ друга посѣщенiяхъ; со всякимъ встрѣчающимся, не токмо что знакомымъ, они лобызаются по древнему обычаю христiанскому, и дарятъ другъ друга крашеными яйцами; каждаго новаго посѣтителя угощаютъ приготовленными яствами, и съ каждымъ хозяинъ считаетъ обязанностiю ѣсть; въ воскресенье, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ во вторникъ на Ѳоминой недѣлѣ, идутъ на кладбище, ѣдятъ тамъ, пьютъ, и послѣ, на могилахъ родныхъ своихъ, катаютъ красныя яйца.

9) На третьей недѣлѣ послѣ Воскресенiя Христова, въ недѣлю женъ мироносицъ, собираются къ зажиточнѣишимъ, тамъ ѣдятъ, пьютъ, послѣ того гуляютъ, поють, пляшуть, называя это ломать куръ; но доискаться первоначальнаго значенiя сего названiя, нѣтъ возможности.

10) Весною, когда поля совершенно покроются зеленью приглашаютъ священника съ причтомъ, берутъ образа, обходятъ съ ними всѣ поля и служатъ молебенъ; по удаленiи же причта ѣдятъ особенно приготовленную для сего яишницу, потомъ катаются по зелени, что по понятiямъ ихъ они дѣлаютъ для того, чтобы хлѣбъ ихъ былъ ровнѣе и гуще, потомъ съ пѣснями возвращаются домой.

11) 23 Апрѣля въ день св. великомученика Георгiя, служатъ молебны, почитая сего святаго покровителемъ скота, дѣлаютъ прогонъ оному, и кропятъ святою водою, прогонъ сей заключается въ слѣдующемъ: въ горѣ роютъ каналъ шириною аршина въ два; по срединѣ коего оставляють узкую перемычку, вышиною такъ чтобы скотъ могъ свободно проходить подъ оною, на верху перемычки, раскидываютъ огонь и такимъ образомъ прогоняютъ по каналу весь скотъ. Въ ceй день посѣляне наблюдаютъ, чтобы никто прежде окончанiя прогона не разводилъ у себя въ домѣ огня.

12) Послѣ святой, на четвертой недѣлѣ въ среду, и 1 августа освящаютъ колодцы; служатъ надъ оными молебны, и кропятъ ихъ святою водою.

13) Дни сошествiя святаго Духа и святыя Троицы, чрезвычайно уважаются и празднуются поселянами, въ особенности же въ Малороссiйскихъ селенiяхъ. Въ эти дни они убираютъ цвѣтами и молодыми березками дома свои: полы устилаютъ свежею травою, равно и на дворахъ всюду дѣлаютъ дорожки изъ молодыхъ березокъ, рябины или клену; въ воскресенье, замужнiя, а въ понедѣльникъ дѣвушки идутъ завивать березку; для чего приготовивъ дома яишницу и особаго рода кушанье, называемое драчены, и набравъ другаго съѣстнаго, отправляются въ ближайшiй лѣсъ, вѣ въ вѣнкахъ изъ травы и цвѣтовъ, сплѣтаютъ вѣтьвями молодыя березки, вѣшаютъ посрединѣ шейный крестъ и цалуются чрезъ оный, что называютъ кумиться; поцѣловавшiйся такимъ образомъ, называются сестрами, и послѣ того стараются поддерживать свою дружбу во весь годъ; по окончанiи этаго обряда съ песнями, пляскою и хороводами возвращаются домой.

14) 24 iюня, день рождества Ioaннa Предтечи (на купалы) наканунѣ сего дня, вечеромъ, женщины и дѣвки, собираются обыкновенно, на берегу рѣки раскладываютъ огонь, поютъ пѣсни, прыгаютъ чрезъ огонь и потомъ пляшутъ; это торжество остатокъ идолопоклонства, въ нашихъ мѣстахъ потеряло уже оттѣнокъ своего первоначального значенiя. Теперь не только не дѣлаютъ соломеннаго, на этотъ случаи чучела и не бросаютъ его въ рѣку, но даже и припѣвъ къ особенымъ на этотъ случай положеннымъ пѣснямъ, лели, ладо, во многихъ мѣстахъ совершенно забытъ.

15) 29 iюня, въ день святыхъ апостоловъ Петра и Павла, поютъ пѣсни, качаются на качеляхъ и пляшутъ.

16) 20 iюля, въ день святаго пророка Илiи, служатъ молебны, и если рожъ до того начали уже жать, то пекутъ изъ оной хлѣбы и свѣтятъ ихъ.

17) Лѣтомъ. во время большихъ жаровъ и продолжительной засухи, дѣлаютъ макриды: берутъ ведро воды, и обливаютъ невзначай оною съ головы бабу или дѣвку, а потомь всѣ въ платьѣ купаются въ pѣкѣ, въ томъ предположенiи, что послѣ сего непременно пройдетъ дождь.

18) Отжинки. Когда жатва кончится, выбираютъ самую красивую дѣвушку, надѣваютъ на нее вѣнокъ изъ колосьевъ и въ торжествѣ ходятъ по всей деревнѣ съ пѣснями и плясками.

19) Августа, въ день святыхъ мучениковъ Фрола и Лавра, служатъ молебны, и почитая святаго Фрола покровителемъ лошадей, ни въ какую работу въ этотъ день ихъ не употребляютъ.

20) 1 Сентября, въ день святаго Симеона Столпника, называемый крестьянами просто Семинъ день, празднуются отсѣвки, т. е. окончанiе посѣва; въ этотъ день идутъ въ поле; мущинъ подчуютъ водкою, а женщины и дѣвки съ песнями и плясками, окружаютъ ихъ и возвращаются домой.

Вѣра въ домовыхъ (хозяевъ), лѣшихъ, колдуновъ (знакулей), въ дурной глазъ и вообще въ чародейство, по необразованности простаго народа, живо въ немъ сохраняется. Если у крестьянина не повелись лошади какой нибудь масти, то онъ непременно думаетъ, что такая то масть не по двору, и не полюбилась хозяину (т. е. домовому); если онъ часто подвергался пожарамъ или какимъ нибудь хозяйственнымъ убыткамъ, такъ же твердо увѣренъ, что дворъ его поставлень не на мѣстѣ; особенно боятся они заломовъ, т. е. узловъ, завязанныхъ изъ колосьевъ ржи и никогда не рѣшатся ихъ срезать при уборкѣ, полагая, что въ такомъ случаѣ неминуемая смерть ожидаетъ какъ хозяина дома, такъ и все его семейство; должно замѣтить, что всѣ эти ложныя вѣрованiя находятъ еще болѣе приверженцовъ между Малороссiянами, одаренными пылкимъ воображенiемъ и потому расположенными ко всему чудесному и сверхъестественному. Обязанности сельскихъ медиковъ обыкновенно исправляютъ старики и старухи, пользующiеся великимъ уваженiемъ въ народѣ; средства ихъ леченiя тѣ же какiя употребляются вездѣ лѣкарями этаго рода, т. е. нашептыванiе, заговоръ, умыванье водою и составы изъ цѣлебныхъ травъ, остающiеся ихъ тайною. Искуство заговоровъ отъ укушенiя змѣй чрезвычайно распространено въ народѣ, и часто употребляется съ успѣхомъ; формула ихъ такая же какъ и въ другихъ мѣстахъ.

Всѣ помянутыя особенности жителей Рыльскаго уѣзда могутъ быть отнесены только къ сельскимъ обывателямъ, что же касается до горожанъ, то они будучи, всѣ безъ исключения, Великороссiяне и находясь въ безпрерывныхъ сношенiяхъ съ другими мѣстами имперiи (нѣкоторые даже ведутъ заграничный торгъ косами, пенькою, саломъ, медомъ и воскомъ) въ своемъ образѣ жизни и обычахъ не имѣютъ ничего особеннаго, рѣзко — отличающаго ихъ отъ другихъ городскихъ жителей средней полосы Pocciи.

Жители Тимскаго уѣзда всѣ исповѣдуютъ православную вѣру и никакихъ оттѣнковъ, въ религiозномъ отношенiи, у нихъ не существуетъ. Всякое начинанiе, какъ равно и окончание, какого нибудь дѣла, сопровождается молитвами. Изъ повѣрiй сохранились между жителями очень немногiя; изъ нихъ примѣчательнѣйшiя 1) послѣднiе три дня сырной недѣли посвящаются на прощанiе съ знакомыми, въ ознаменованiе всеобщаго примиренiя и прiуготовленiя къ посту; 2) въ день сошествiя св. Духа усыпаютъ полы домовъ травою и убираютъ стѣны цвѣтами, а вокругь всѣхъ жилищъ ставятъ березовыя вѣтви; обычай этотъ такъ же какъ и предшествовавшиiй относится къ получившимъ начало по введенiи христианства. Кромѣ этихъ повѣрьевъ существуютъ еще и другiя, болѣе или менѣе извѣстныя вездѣ въ Pocciи. Впрочемъ замѣтить должно, что всѣ эти повѣрья, мало по малу, становятся слабѣе. Откуда перешли они, и въ какое время получили начало неизвѣстно. Mнѣнie о возможности излѣчить болѣзни таинственною силою еще существуетъ, какъ напр. полагаютъ будто болѣзнь можетъ произойти отъ недобраго глаза и отъ этаго умываютъ наговорною водою; вѣрятъ въ заговаривaнie лихорадки и зубной боли, въ заговариванiе ранъ отъ укушенiя змѣй и бѣшеныхъ сабакъ; полагаютъ возможнымъ, извѣстнымъ заговоромъ и травами, разрушить или устроить семѣйное спокойствiе, привлечь чье либо на себя вниманiе, или поставить кого либо въ немилость другаго. Вѣра въ такъ называемую порчу тоже еще существуетъ; впрочемъ теперь уже невстрѣчается такого безчисленнаго множества кликушъ, какъ преждѣ.

Всѣ жители Суджанскаго уѣзда Pуccкie, Малороссiяне и Цыгане исповѣдуютъ одну православную вѣру; но Русскiе разделяются на православныхъ и раскольниковъ, называющихъ себя старообрядцами, a ciи послѣднiе на два толка: поповщину и безпоповщину; вѣрованiе ихъ одинаково съ вѣрованiемъ жителей прочихъ губернiй сихъ же толковъ, а православные отличаются въ нѣкоторыхъ обрядахъ отъ Maлopocciянъ. Замечательно, что между Малоросiянами и Цыганами никогда не было и теперь нѣтъ ни однаго раскольника. Кажется причиною этаго всегдашнее недовѣрiе ихъ къ Русскимъ. Русскiе имѣютъ обыкновенie, во время праздника Пасхи, носить многiя иконы изъ церкви по домамъ, изъ двора въ дворъ, сколько ихъ въ селѣ или въ деревнѣ находится; а Малороссiяне во всякiе праздники, предъ обѣднею, берутъ въ домъ одну и не болѣе двухъ иконъ. Кь праху покойниковъ у Малороссiянъ оказываютъ болѣе почтенiя нежели у Русскихъ. У первыхъ кладбища содержатся лучше, а особливо городское и въ пригородныхъ слободахъ, обрыты и насажены деревьями. Понедѣльники, нѣкоторыми изъ тѣхъ и другихъ, добровольно причисляются къ постнымъ днямъ, а особливо женщинами. Въ пятницу строже постятъ нежели въ среду; усердiе Малороссiянъ къ посѣщенiю церквей большее, нежели у Русскихъ.

Нѣкоторыя повѣрья здѣшнихъ жителей суть идолопоклонническiя смѣшанныя съ религiозными, каковы суть: коляда, щедрованье, засѣванье и купало, но изъ всѣхъ означенныхъ коляда щедрованье, засѣванье и купало; едвали не одна коляда есть чисто идолопоклонническое, однако и это повѣрье въ мнѣнiи народа есть религiозное: спросите у колядующихъ, что значитъ коляда, для которой собираются дѣвки, парни, мальчики, составляя особенныя группы и поютъ подъ окнами ввечеру на Рожество Христово пѣсни, вѣрно каждый скажетъ «для праздника Рождества Христова.» Хотя въ пѣсняхъ упоминается коляда, но значенiя его никто не понимаетъ, а между тѣмъ часто поютъ пѣсни и стихиры праздничныя: о рожденiи Iисусa Христа, о его бѣгствѣ, объ Иродѣ и проч. сюда же можно отнести и вертепъ, съ которымь ѣздятъ въ домы, во все время отъ праздника Рождества Христова до голодной кутьи, бываемой въ навечерiе Богоявленiя. Щедрованье въ обрядахъ совершенно подобно колядѣ, только поютъ другiя пѣсни и бываетъ оно вечеромъ подъ новый годъ. Этотъ вечерь называется щедрымъ и богатымъ вечеромъ. Здѣсь въ пѣсняхъ вспоминаютъ о милостыняхъ, розданныхъ св. Меланiею: «Меланiя пребогата, дала на церкву сребра, злата и проч. необходимыя въ этотъ вечерь кушанья суть жирныя, начиненныя гречневою кашею свиныя кишки, или пшеничныя блинцы и вообще изобилiе въ пищѣ и въ питьѣ; имѣющiе взрослыхъ дочерей ожидаютъ въ этотъ вечеръ сватовъ, или старостъ. Въ этотъ же вечеръ, просятъ Бога объ изобилiи во всемъ, на будущiй годъ. За вечерею накдадываютъ предъ отцемъ высокую стопу лепешекъ, книшей и пироговъ, изъ за которыхъ отецъ спрашиваетъ у дѣтей, видятъ ли они его; одинъ изъ нихъ отвѣчаетъ: не бачу (не вижу) отецъ прибавляетъ: «дай же, Боже, щобъ ты и на той годъ меня не побачивъ»; то есть дай Богъ, чтобъ въ нашемъ домѣ такъ было всего, а особенно хлѣба, изобильно, чтобъ за нимъ меня опять не было видно.

По утру на праздники Рождества и Воскресенiя Христова мальчики и дѣвочкии ходятъ виршовать; т. е. проговоривши краткiя pѣчи, а преимущественно стихи, приличные празднику, поздравляютъ съ праздникомъ, за что получаютъ деньги; это продолжали прежде на другой и на третiй день праздника, пока обойдутъ всѣхъ родныхъ и почетныхъ людей.

Раскольники. Раскольники находятся въ уѣздах:

1) Бѣлгородскомъ: секты Поморской безпоповщины: въ с.с. Разумномъ, гдѣ у нихъ есть молельня, Крутомъ Логу, Крапивной, Волковой, Луговoй и Щитиновой; всего до 1,167 душъ обоего пола.

2) Дмитрiевскомъ: секты Вѣтковской: въ г. Дмитрiевѣ четвертая часть купцовъ и въ мѣщанъ, и с.с. Глубокомъ, Арсеньевѣ, Песочномъ, всего до 463 душъ.

3) Корочанскомъ: сектъ разныхъ, особенно Поморской безпоповщины въ с.с. Кашлоповой, Цѣпляевой, гдѣ и молельни, Нечаевой, Купеной, Лихой Полянѣ, всего до 565 душъ.

Въ с.с. Проходной и Щелоковѣ по одному семейству скопцевъ, подведенныхъ подъ Всемилостивѣйший манифестъ.

4) Курскомъ: секты Вѣтковской, въ селенiяхъ около Коренной, всего до 1,532 душъ.

5) Льговскомъ секты Вѣтковской; въ городѣ половина купцовъ и мѣщанъ, гдѣ ихъ и молельня, и въ разныхъ селенiяхъ, лежащихъ по лѣвую сторону Семи до 3,069 душъ. Секта скопцевъ проявляется часто въ помѣщичьемъ селенiи Ольшанкѣ, не смотря на то, чго открытые подвергаются всегда законному наказанiю.

6) Ново-Оскольскомъ: секты Поморской, разбитой на многiе расколы, въ с.с. Сурковѣ, Зимовномъ, Березовомъ. Всего до 1,564 душъ, принадлежащихъ болѣе къ Цѣпляевской молельнѣ, Корочанскаго уѣзда, секты Субботинковъ въ х.х. Косомъ и Грязномъ.

7) Обоянскомъ: секты Поморской безпоповщины и отчасти ко Вѣтковской, въ городѣ половина купцевъ и мѣщанъ, въ с.с. Долженковѣ, Филатовѣ, Пѣнѣ, Гочевѣ, Быкановой и другихъ, по нѣскольку дворовъ, всего до 1,097 душъ.

8) Путивльскомъ: разныхъ сектъ и отчасти самыхъ грубыхъ, какъ то: Поморской безпоповщины и другихъ. Главное гнѣздо ихъ находится въ д. Сучкиной и потомъ въ с.с. Дерюшной, Секериной, Благодатной, Пушкарной всего до 71 души.

9) Рыльскомъ: секты Вѣтковской въ городѣ болѣе 2/3 купцевъ и мѣщанъ и множество разсѣяно по Великороссiйскимъ селениямъ, всего до 1,098 душъ.

10) Суджанскомъ: сектъ Поморской безпоповщины и отчасти Вѣтковской въ с.с. Верюховкѣ, Будицахъ, Камышномъ, Крупцѣ до 1,240 душъ.

11) Тимскомъ: секты Хлыстовъ въ с.с. Колбасовкѣ и Плоской, секты Поморской, безпоповщины въ с. Троицкомъ; всего до 200 душъ, о коихъ въ оффицiальныхъ свѣдѣнiяхъ не упомянуто.

12) Фатежскомъ: секты Вѣтковской въ городѣ, болѣе 1/4 купцевъ и мѣщанъ, гдѣ двѣ молельни, и въ с.с. Тепломъ Колодезѣ, Дерловѣ, Ветренкѣ, Скородной, Брусовомъ Колодезѣ, Богоявленскомъ, Тихвинскомъ и другихъ до 6,899 душъ. Въ первыхъ трехъ селенiяхъ находятся молельни. Секты субботниковъ въ с.с. Прилѣпахъ, Никольскомъ, Сергiевскомъ, Богоявленскомъ, Манишной и многихъ другихъ до 300 душъ.

13) Грайворонском: секты Поморской безпоповщииы въ с.с. Орловкѣ, гдѣ и молельня и Драгуновкѣ до 36 душъ.

14) Щигровскомъ: разныхъ сектъ въ селенiяхъ, лежащихъ въ западной части уѣзда до 3,188 душъ.

Въ Старо-Оскольскомъ уѣздѣ 148 душъ; вообще свѣдѣнiя о раскольникахъ, о цѣли, направленiи и исходѣ ихъ получены, при собранiи этихъ свѣдѣнiй, частiю, а потому во многомъ могутъ быть и не совершенно вѣрны.

Bcѣ раскольники принадлежать къ Великороссiйскому, а не Малороссiйскому поколенiю и наиболее къ поселянамъ казеннымъ, а не къ помѣщичьимъ; изъ нихъ большое число купцовъ и мѣщань.

Они въ Курской губернiи не составляютъ цѣлыхъ селенiй, но живутъ между православными.

Вѣтковскiе раскольники совершенно отщетились отъ православiя. Вѣтковцы за грѣхъ считаютъ быть въ нашихъ церквахъ, а для исповѣди, прiобщенiя и для совершенiя другихъ тайнъ ѣздятъ въ Стародубскiя раскольничьи слободы. Они, составляя важнѣйшую часть раскольниковъ въ Курской губернiи, упрекаются въ безнравственности, развратѣ, пьянствѣ и мошенничествѣ.

За всѣмъ тѣмъ, секты ихъ довольно быстро распространяются, потому, что старшины этихъ сектъ, пользуясь народною бѣдностiю, заманиваютъ бѣдняковъ въ расколъ своими вспоможенiями, и въ случаѣ кредита, предпочтенiемъ раскольника православному. Но эти старшины таковыя пожертвованiя дѣляютъ не на свой счетъ, а изъ собираемыхъ обманомъ, какъ бы на богоугодныя дѣла, денежныхъ суммъ, отъ которыхъ имъ остаются еще барыши, удерживающiе ихъ самихъ въ расколѣ.

Нѣкоторые же изъ нихъ впали въ отдѣлы сектъ, имѣющiе основанiемъ самый гнусный развратъ. При томъ вообще будучи до слѣпоты послушны своимъ вожакамъ, они имѣютъ нравы грубые, жестокiе, упорные; но за всѣмъ тѣмъ, стойкостiю въ своемъ словѣ и поведенiемъ, превосходятъ Вѣтковцевъ.

Kурскie субботники (шалопуты), суть или чистые Духоборцы, или покрайнѣй мѣрѣ отрасль ихъ. Мяса не ѣдятъ, таинства нашей церкви соблюдаютъ, но только по наружности, свои правила строго скрываютъ и, неимѣя замѣтныхъ молитвенныхъ храминъ, ведутъ жизнь примѣрную, отличаются строгостiю нравовъ, снисходительностiю къ ближнему, любовiю между собою, а нѣкоторые изъ нихъ, принадлежа къ поселянамъ, имѣютъ домы и живутъ не хуже самыхъ счастливыхъ германскихъ поселянъ. Но въ этой сектѣ особенно замѣчаютъ несчастный выходъ въ скопцы.

Въ Курской губернiи мужскихъ монастырей 7, женскихъ 2, каменныхъ церквей 97, въ городахъ, 261 въ уѣздахъ, всего 358, деревянныхъ 532.

Особенно замѣчательны монастыри: Коренной, Молчанскiй, Рыльскiй; пустыни: Глинская, Борисовская, Тихвинская дѣвичья и Софронiева; какъ объяснено прежде сего. Большое стеченiе народа бываетъ въ Коренномъ монастырѣ, два раза въ годъ; равно и въ обѣихъ пустыняхъ; но несравненно менѣе перваго. Отношенiе духовныхъ лицъ обоего пола къ общему итогу народонаселенiя равняется 1:80. Духовенство содержится большею частью подаянiями; опредѣленнаго жалованiя не имѣетъ, но получаютъ, на приходъ, по 33 десятины земли, которую для прокормленiя себя и семейства духовныя лица обязаны сами обработывать, или отдавать вь наймы.

Умственная. Умственное образованiе настоящихъ жителей Курской губернiи далеко отстало отъ получаемого нынѣ дѣтьми ихъ; ибо никогда просвѣщенiе не было такъ доступно всякому какъ въ настоящее время; многiе помнятъ еще то время когда въ одномъ только г. Kурскѣ существовало благородное училище, котораго домъ былъ заложенъ въ 1783 году мая 7 дня, при многочисленномъ стеченiи дворянства Курской губернiи, попеченiемъ генералъ губернатора князя Прозоровскаго, губернаторовъ: Курскаго, Зубова, Орловскаго Неплюева и иждивенiемъ дворянства обѣихъ губернiй; нынѣ же для образованiя дѣтей жителей всѣхъ состоянiй имѣется въ Курской губернiи, кромѣ упомянутыхъ выше сего (Кромѣ того см. таблицу подъ № 35) духовныхъ учебныхъ заведенiй, гимназiя 1, уѣздныхъ училищъ 15, приходскихъ 16, частныхъ пансiоновъ женскихъ 1, частныхъ школъ 4, приходскихъ училищъ частныхъ 2, сельскихъ приходскихъ училищъ 60 и мужской пансiонъ при гимназiи 1. Bceгo учебныхъ заведенiй 108; въ нихъ учащихъ муж. пола 137; учащихся муж. пола 4,379; жен. пола 133; всего 4,512.

Отношенiе учащихъ къ общему народонаселенiю равно 1:12,500; а учащихся какъ 1:380. Подробное изчисленiе вспомогательныхъ заведенiй для образованiя находится въ отчетѣ о состоянiи учебныхъ заведенiй Курской дирекцiи училищъ (См. вѣдомость приложенную подъ лит. 3). Женскiй полъ въ особенности нуждается въ заведенiяхъ для умственнаго образованiя, для мужескаго пола также слѣдуетъ умножить число заведенiй низшаго разряда и число учащихъ; сословiя, наиболее пользующiяся образованiемъ умственнымъ, суть разночинцы и духовенство, потомъ уже дворянство, купечество и мѣщане; послѣднихъ двухъ сословiй женскiй полъ совершенно необразованъ, и многiя изъ женъ и дочерей ихъ едва умѣютъ читать.

Нравственность.

Взглядъ на нравственность жителей губернiи изложенъ уже въ описанiи нравовъ и быта ихъ.

Благотворительныя заведенiя.

(Для большей подробности см. таблицу № 37)

Изъ числа благотворительныхъ заведенiй въ г. Курскѣ находятся: больница 1, богодѣльня 1, домъ умалишенныхъ 1, смирительно-рабочiй 1. Въ нихъ находятся 1,393 чел. обоего пола; а въ 14 уѣздныхъ городахъ: больницъ 14, богадѣленъ 2, въ нихъ 1,846 чел. обоего пола.

Тюремныхъ замковъ 16, въ 15 городахъ съ уѣздами; въ нихъ содержится арестантовъ обоего пола 3,219.

***

    Оглавление
Военно-статистическое обозрѣнiе Курской губернiи
Общiй взглядъ на Курскую губернiю
Мѣстность
Жители
Промышленность
Торговля
Образованность
Сведенiя спецiальныя
Сборныя мѣста для войскъ
Ко предметамъ Провiантскаго Департамента
Таблицы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: