Петр Иванович Котельников — выдающийся ученый, педагог и общественный деятель.
Родился в 1809 году в Судже в обедневшей дворянской семье. Рано осиротевшего мальчика взял на воспитание двоюродный дядя. Первоначальное образование Петр Котельников получил в уездном училище и в Курской гимназии. Четырнадцатилетним подростком он поступил в Харьковский университет и окончил его в 1828 году со степенью кандидата физико-математических наук.
Способного выпускника направили для продолжения образования в Профессорский институт при Дерптском (ныне Тартусском) университете. Этот институт, прообраз современной аспирантуры, был открыт с целью подготовки преподавателей для высших учебных заведений России. В него после специального экзамена в Академии наук отбирались наиболее талантливые молодые люди. Под руководством ученых Дерптского университета они вели научные исследования, подготавливали и защищали диссертации.
В дерптский период П. И. Котельников самозабвенно занимался математикой, небесной механикой и астрономией у известных научных авторитетов того времени М.Ф. Бартельса и В.Я. Струве. Чрезмерное напряжение расстроило его здоровье, однако, несмотря на это, своими успехами он выделялся среди товарищей по институту. Я. Струве, для которого Котельников произвел большое количество астрономических вычислений, ценил его как «весьма талантливого и серьезно любящего свою науку молодого человека», а М.Ф. Бартельс пророчил ему «значительное место между математиками». И действительно, его диссертация «Об аналитических формулах, определяющих возмущение движения земного шара» получила высокую оценку. За этот труд, изложенный по-латыни на двадцати страницах печатного текста и защищенный в феврале 1833 года, автор был удостоен степени «доктора философии и магистра свободных наук».
Весной того же года П.И. Котельников был отправлен «для усовершенствования в науках» в Берлин, где слушал лекции признанных математиков Я. Штейнера и П.Дирихле, проявляя особый интерес к теории чисел. Свое пребывание в крупном европейском городе Петр Иванович использовал для повышения не только научного, но и общеобразовательного и культурного уровня. Там он приобщился к музыке, самостоятельно освоил теорию этого искусства и игру на рояле. Его пытливый ум обратился к философии, к диалектике Гегеля, сочинения которого стали настольной литературой Котельникова на долгие годы.
Возвратившись в 1835 году на родину, П.И. Котельников после чтения пробных лекций в Академии наук получает назначение в Казанский университет. Вся его дальнейшая жизнь и деятельность связаны с Казанью. Ученый совет поручил новому преподавателю чтение аналитической механики и статики, а через два года его утвердили в звании экстраординарного профессора прикладной математики и назначили в помощь Лобачевскому преподавать алгебру и дифференциальное исчисление.
Н.И. Лобачевский с 1827 года был ректором Казанского университета, который под его руководством переживал пору расцвета. Главным же делом Жизни Лобачевского стала новая геометрия, которую он назвал «воображаемой». Его идеи настолько новы и непривычны, что, например, Гаусс — немецкий математик с мировым именем, уловив суть открытия русского коллеги, все же посчитал преждевременным дать о нем печатный отзыв, опасаясь быть неправильно понятым.
Впервые публичную оценку геометрия Н.И„ Лобачевского получила в актовой речи П.И Котельникова «О предубеждении против математики», произнесенной им на торжественном собрании Казанского университета в мае 1842 года. Оратор восторженно отозвался об открытии Лобачевского. Однако он объективно отметил, что труды Н.И. Лобачевского плохо воспринимаются из-за недостатка в них стройности и ясности изложения.
Лобачевского и Котельникова сближало многое. Оба они, правда, в разное время были учениками М.Ф. Бертельса, под влиянием которого в значительной мере сформировались их научные интересы. Жизнь на долгие годы свела ученых в Казанском университете. В период ректорской деятельности Лобачевского Котельников был его помощником в преподавании математических дисциплин, а позже — деканом физико-математического факультета. Они имели сходные взгляды на многие общественные явления, на образование и воспитание молодежи, на проблемы науки. Неудивительно поэтому, что П.И. Котельников раньше других понял смелые мысли Лобачевского. Современники единодушны в том, что самому Петру Ивановичу не удалось занять видное место в науке лишь по причине слабого здоровья. Но педагогом он был замечательным. Сложные разделы математики и механики в его изложении воспринимались студентами без особых усилий. Лекции П.И. Котельникова, учебные и публичные, всегда привлекали массу слушателей. Необходимым элементом в них были к месту употребленные остроты и каламбуры, легкие и веселые по форме. П. И. Котельников не переставал внушать молодежи: «Любовь к труду — вот истинный ключ от сокровищницы всяческих знаний. Тот только умственный капитал может назваться истинной вашей собственностью, который приобретен собственным трудом, и поэтому презирайте тлетворную леность, усыпительную праздность». Этим принципам он сам следовал неукоснительно. Трудно перечислить им. сделанное. Длительное время он был деканом физико-математического факультета, неоднократно исполнял обязанности ректора, участвовал в составлении программы для высших учебных заведений и гимназий, состоял членом различных обществ, комитетов, советов и комиссий, вел большую просветительную работу, чаще всего безвозмездно.
Бескорыстие, внимательность, готовность оказать помощь в горе или нужде, деликатность, снисходительность к чужим недостаткам были отличительными чертами его всегда ровного характера. И до самой кончины, последовавшей в мае 1879 года, Петр Иванович Котельников оставался человеком высоких нравственных качеств, большой силы воли, обширных и глубоких знаний, огромного трудолюбия и активного действия.
Незаурядное дарование имела его дочь Елизавета Петровна (1856-1922), член Казанского физико-математического общества, преподававшая математику в гимназии.
Большой вклад в науку внес сын Петра Ивановича Александр Петрович (1865-1944), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной кремни СССР. Он, в частности, обосновал связь между идеями Н.И. Лобачевского и теорией относительности.
Творческие традиции своей семья достойно продолжает Владимир Александрович Котельников, крупнейший ученый в области радиотехники, вице-президент Академии наук СССР, председатель Совета «Интеркосмос». Его труды посвящены совершенствованию методов радиоприема, борьбе с радиопомехами, радиолокации планет солнечной системы и другим вопросам. Он дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, член ряда зарубежных академий и обществ.