Петров Василий Владимирович (8 (19) июля 1761 — 22 июля (3 августа) 1834) — русский физик-экспериментатор, электротехник-самоучка, академик Петербургской АН (с 1809 года; член-корреспондент с 1802 года).
Василий Владимирович родился 8 (19) июля 1761 года в городе Обояни, Курской губернии, в семье священника. Первоначальной грамоте обучил Василия его отец, приходской священник, позднее мальчик окончил церковно-приходскую школу. Поскольку других учебных заведений в Обояни не было, Василий Петров переехал в Харьков и поступил в Коллегиум — единственную высшую школу на Украине, которую окончил в 1785 году.
Затем три года учился В.В. Петров в Петербургской учительской гимназии и, не окончив ее, в 1788 г. поступил по договору на 2 года в Барнаульское «благородное училище» для детей горных офицеров и дворян преподавателем физики, математики, российской грамматики и латинского языка. Одновременно ему поручено наблюдение за порядком преподавания в горнозаводской школе для детей мастеровых и солдат. Стараниями Петрова «благородное училище» стало фактически бессословным.
В 1791 году возвращается в столицу, определяется в кадетское училище при Измайловском полку учителем математики и работает в нем до упразднения училища в 1797 году. Одновременно с 1793 года по определению Государственной медицинской коллегии, В.В. Петров назначается преподавателем математики в Медико-хирургическое училище, а в 1795 году после преобразования училища в Медико-хирургическую академию получает в ней, по прочтении пробной лекции, место экстраординарного профессора физики и математики. С этого времени начинается обширная научная и педагогическая деятельность В.В. Петрова, которая продолжалась в Медицинской академии в течение 40 лет. В 1800 году он становится ординарным профессором, а в 1809 году избирается академиком.
В 1803 году В.В. Петров избирается членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, в 1807 году – адъюнктом Академии, в 1809 году – экстраординарным академиком и, наконец, в 1815 году – ординарным академиком. Умер В.В. Петров в 1834 году.
В своей научной и педагогической деятельности В.В. Петров выступает продолжателем традиции великого русского ученого М.В. Ломоносова. Он создает лучший не только в России, но и в Европе физический кабинет и производит ценнейшие открытия во многих областях науки.
Замечательны его опыты над электризацией металлов и исследования о происхождении электрических явлений в пустоте и различных газах, о природе свечения тел, в частности, люминесценции. Он первый произвел опыты по разложению воды и других веществ. Открытие В.В. Петровым явления электролиза позволяет считать его предшественником Деви и Фарадея в области электрохимии.
Его наблюдения над проводимостью металлических проводников, о которой он писал: «по елику я заметил, что при всех прочих одинаковых обстоятельствах, происходит великое различие в следствиях опытов тогда, когда гальвани-вольтовская жидкость протекает по металлическим проводникам большего или меньшего состава (masse)», — предвосхищают открытый спустя 30 лет закон Ома.
В.В. Петров первый построил самую большую для того времени электрическую батарею, открыл и описал явление электрической дуги за несколько лет до английского физика Г. Дэви. Свои замечательные опыты с открытой им электрической дугой В.В. Петров опубликовал в 1803 году в книге «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор Физики Василий Петров, посредством огромной наипаче батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков, и находящейся при Санкт-Петербургской Медико-Хирургической Академии».
Эта книга, как писал В.В. Петров в предисловии, содержит «собрание достопримечательнейших гальвани-вольтовских опытов, из коих некоторые важные были следствием собственных моих изысканий». В ней, в статье VII, сообщается об открытии нового физического явления, которое автор получил и наблюдал между углями, положенными на стеклянную плитку и соединенными с полюсами огромной батареи, в виде пламени, «от которого темный покой довольно ясно освещен быть может».
Сделанное в 1802 году в Петербурге В.В. Петровым открытие электрической дуги является тем вкладом русской науки в мировую культуру, которому человечество в первую очередь обязано одним из своих выдающихся достижений – электрическим освещением.
Производя опыты с электродами из различных металлов, В.В. Петров получает то же яркое пламя, «от которого сии металлы иногда мгновенно расплавляются, сгорают также с пламенем какого-нибудь цвета и превращаются в оксид», а «когда тонкая железная проволока… сообщенная с одним полюсом огромной батареи, будет употреблена для опыта… и поднесена к углю…, то которого… конец проволоки, почти во мгновение ока, краснеет, скоро расплавляется и начинает гореть с пламенем и разбрызгиванием весьма многих искр по различным направлениям».
В этом сообщении академика В.В. Петрова о впервые произведенном расплавлении металлов электрической дугой содержится не только первое указание на возможность такого расплавления, но и описывается в точности явление дуги, которое мы наблюдаем при сварке металлов. Свои замечательные работы В.В. Петров писал по-русски – «… наипаче для пользы тех читателей, которые живут в отдаленных от обоих столиц местах, и которые не имели случаю приобрести нужного понятия о сих предметах». Будь этот труд, по отзыву позднейших ученых, написан на латинском или на ином иностранном языке, он один дал бы автору почетное место в ряду европейских ученых того времени. Но В.В. Петров был истинным патриотом и верным сыном своего народа, он предпочел «почетному месту» среди иностранных ученых самоотверженную борьбу за науку, за просвещение русского народа.
Попытки зарубежных историков физики приписать открытие электрической дуги английскому ученому Г. Деви ошибочны и исторически неверны. Свои исследования электрической дуги Деви опубликовал в Лондоне в 1812 году в книге «Элементы философии химии» (Elements ot Chemical Philosophy), т.е. почти на 10 лет позже опубликованных в России работ В.В. Петрова.
Утверждения, что иностранные ученые не знали об открытии В.В. Петрова, так как его труд был написан на русском языке, — также неверны, потому что еще за 8 лет до публикации работ Деви, в 1804 году, Петербургская Академия Наук объявила конкурс на задачу о природе света на русском и немецком языках. В своем объявлении о конкурсе Академия сообщает об открытии электрической дуги, как о физическом явлении, уже известном Академии. Таким образом, все рассуждения о том, знали ли зарубежные ученые об открытии электрической дуги в России и был ли установлен русский приоритет на это открытие, являются беспочвенными. Европейские ученые были извещены в 1803 – 1804 гг. не только о русском приоритете в открытии электрической дуги, но и об исследованиях, проводимых в Русской Академии Наук. Своим открытием электрической дуги В.В. Петров положил начало развитию новых отраслей технических знаний, получивших практическое применение в электрическом освещении, электрической наплавке и сварке металлов.
Одним из первых, применивших дугу В.В. Петрова для электрического освещения, был русский академик Б.С. Якоби. Им в 1849 году были освещены Невский проспект и прилегающие к нему улицы дуговой лампой, установленной на башне Адмиралтейства и питавшейся от батареи, состоявшей из 185 пар цинковых и угольных пластин.
Широко на практике осуществил открытие В.В. Петрова в конце 70-х годов другой выдающийся русский ученый – электротехник и изобретатель П.Н. Яблочков, озаривший все столицы Европы электрическим светом посредством изобретенной им дуговой лампы, знаменитой свечи Яблочкова, получившей за границей названия – «русский свет», «русское солнце», «северный свет». «Свет приходит к нам с севера», — писали французы об электрическом освещении П.Н. Яблочкова.
В области электрической дуговой сварки дуга В.В. Петрова получила практическое применение благодаря трудам выдающихся инженеров-изобретателей Николая Николаевича Бенардоса и Николая Гавриловича Славянова.
После смерти учёного Конференция Академии, памятуя его многолетнюю преподавательскую деятельность и учёные заслуги, выразила желание почтить его память установкой надгробного памятника. Но это решение было забыто.
Только в 1892 году, при обустройстве здания центральной электростанции Императорской военно-медицинской академии, в ознаменование того, что в этом доме Василий Владимирович впервые в мире зажёг электрический свет, в машинном зале установили особую мраморную доску с соответственной надписью. Собирались вылепить из гипса бюст Петрова, но… оказалось, что нигде не сохранилось портрета академика.
Центральная площадь города Обояни, родины В. В. Петрова, носит его имя.