Свиридов Георгий Васильевич

Свиридов Георгий Васильевич

 Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 15 декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии. Мать композитора, Елизавета Ивановна, учительствовала. Отец его, Василий Григорьевич, был крестьянином, затем, получив образование, стал почтово-телеграфным служащим. В 1917 году Василий Григорьевич вступил в партию и после установления в Фатеже Советской власти заведовал уездным отделом труда. В 1919 году его убили деникинцы.

Фатеж. В этом доме жил Г.В. Свиридов.

 В 1924 году Свиридовы переехали в Курск. В Курске Георгий Свиридов продолжал учиться в школе. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Еще в Фатеже мальчик занимался музыкой с домашней учительницей. Такие же занятия продолжались и в Курске, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Любитель-балалаечник очень заинтересовался новой для него музыкой, стал покупать ноты для всех видов инструментов и пытался их разбирать. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога — М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу — вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.

Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель». Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь». Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике.

Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» по В. Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресение», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, «Дон Сезар де Базан» и др.).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м — Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому — когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое — Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!») была снята с эфира как примета «тоталитарного прошлого». Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Потому что эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях — так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников — Нового года и Рождества, — собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот — жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности — ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто».

После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.

Награждён советскими четырьмя орденами Ленина (16.12.1965, 1971, 18.12.1975, 13.12.1985), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (10.12.1995), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе албанским орденом Свободы 2-й степени (1954).

Народный артист СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии (1946), Государственной премии СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Почётный гражданин Москвы (1997) и Курска (1982).

Памятник композитору установлен в Курске. Бронзовый бюст Г.В. Свиридова открыт 16 декабря 2005 года на территории Гуманитарного университета профсоюзов, на аллее Почётных докторов Университета (Санкт-Петербург). Скульптор А.Чаркин.

Имя Г.В. Свиридова присвоено Курскому музыкальному училищу и детской школе искусств №1 г. Курска. С 2001 года в Курске с периодичностью один раз в три года проводится «Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Георгия Свиридова», победителям которого вручаются премии и памятные медали (золотые, серебряные и бронзовые).

 

 Памятник Г.В. Свиридову в центре Курска.
 «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться»

 «Есть такая несколько болезненная страстишка — сравнивать знаменитых людей с чем-нибудь огромным — с Гималаями, с Тихим океаном, с Барабинской степью. И даже если эти ходячие Гималаи на деле не выше поленницы, а вся степь — полчаса езды на сусликах, мания возвеличивания остаётся. Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным. Пусть он будет у меня — не океан, куда впадают реки с громкими именами. Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами. И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте… Не знаю, имеет ли это мировое значение…»

Валерий Гаврилин, русский композитор

*   *   *

 


 

Литература
 

«Россия как лирическая величина».

 Я – оратор плохой, никудышный, можно сказать… Мне трудно выразить свои мысли. Поэтому я мало говорю. И совсем не выступаю, отказываюсь, но сейчас мне кажется, надо как-то говорить. Я уже старый человек. Не то чтобы я примирился с чем-то. Нет, примириться со многим трудно. Но ведь жизнь никогда не была, строго говоря, идеальной. Всё-таки в ней были большие пороки, недостатки… Люди не смогли ещё построить на земле рай, который был дан им сначала и из которого они за свой грех были изгнаны. А сейчас попытки всё время рай восстановить для людей. Пока рая не получается. Но жизнь сама по себе есть великий дар, ты – свидетель колоссальных событий и вообще жизни человечества… Жизнь – страшно интересное дело. Век наш суровый очень. Очень кровавый. Масса убита людей, убита! Погибло насильственной смертью колоссальное количество людей. Как подумаешь – просто страшно… Мир не может успокоиться никак, взбудоражен. Ведь это не только Россия. Передел идёт всего мира. Но такие книги как «Апокалипсис» даром не пишутся. Может быть, люди, которые переживут это время, кто молод сейчас, потом будут с удовольствием вспоминать то, что нам кажется сейчас смутным… Человеку Бог дал одно качество драгоценное: забвение. Если бы человек не забывал, человечество не могло бы жить… Люди забывают. Да, время больших потрясений. Но не только теперь. Потрясения были, когда я был ребёнком. На гражданской войне убили отца. Я с трёх лет рос сиротой. Жизнь была трудная всегда. Россия имеет свою судьбу. Как один писатель сказал: «Россия – трудная земля». Трудная земля. Много испытаний. Иногда такое впечатление создаётся, что мы искупаем какой-то старый грех. Такие трудные испытания. Но народ… я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди. Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее. Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём. Русским надо осознать себя как народ. Они теряют это сознание часто. Теперь не услышишь никогда: «русский человек». «Я – российский». Но ведь это чепуха. Российским может быть и папуас, живущий в России. Русский народ имеет свой собственный громадный опыт – тысяча лет государству! Это гигантский период истории. В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. Это одна из крупнейших цивилизаций мира. Сейчас часто нам внушают, что Россия – никуда не годное место. И это вздор. И мне не нравится, когда телевизор без конца вдалбливает это. Скверно это, глупо.

 …Я жил жизнью, какой жили все люди моего поколения в моей стране, в Советском Союзе. Жизнь была сложная. Да она всюду была сложная. И вообще простой жизни, по-моему, никогда не было. Жизнь всегда трудная, всегда сложная. В чём её сложность? Человек обязан в определённых житейских ситуациях предпринимать какое-то действие, значит, он должен раздумывать. Обстоятельства всегда сложные и жить всегда трудно. Что такое время? Не знаю. Это загадка великая. Сатурн, пожирающий своих детей – вот символ времени. Помните такую аллегорию? Сатурн, пожирающий своих детей. Время всё пожирает. Сложный предмет – время. Не знаю, существует ли оно вне человека? Художник имеет право жить в каком-то другом времени и он даже обязан иногда жить в другом времени. И из этого своего времени видеть происходящее. Художник… у него свой понятие времени. Мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым. Оно весит в сто или тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением. Они поставлены одно около другого с какой-то… Ну, вот дано ему было поставить эти слова. И они производят на меня сильнейшее впечатление. Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня, что такое Россия. Россия – это таинственное такое образование, общность людей, природы. Исторической судьбы. И, наконец, Россия – как некая лирическая величина. То, что она для меня значит. И что словом определить я не могу.

 Г.В. Свиридов

 ___________________________________

 Свиридов Г. Музыка как судьба

 

Выдержки из книги:

 «Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры» — сказал академик Д. С. Лихачев.

Совсем недавно открылся новый Свиридов – автор своеобразных литературных произведений, летучих записей, собранных в толстые тетради. Они приоткрывают дверь в потаенную жизни свиридовской души и ума.

 *   *   *

 Вся жизнь (видимая) — ложь, постоянная ложь. Все уже привыкли к этому. Мы живем, окруженные, морем лжи. Дети и родители, мужья и жены, общества, континенты, целые народы живут в полной неправде. Отношения человеческие (видимые нами), государственные, деловые — ложь.

Правда возникает лишь на особо большой глубине человеческих отношений, возникает редко и существует, как правило, короткий срок. Потому-то так ценна всякая правда, даже самая малая, т. е. касающаяся как бы

 Вся жизнь (видимая) — ложь, постоянная ложь. Все уже привыкли к этому. Мы живем, окруженные, морем лжи. Дети и родители, мужья и жены, общества, континенты, целые народы живут в полной неправде. Отношения человеческие (видимые нами), государственные, деловые — ложь.

Правда возникает лишь на особо большой глубине человеческих отношений, возникает редко и существует, как правило, короткий срок. Потому-то так ценна всякая правда, даже самая малая, т. е. касающаяся как бы малых дел. Правда существует в великом искусстве, но не во всяком искусстве, считающемся великим.

  *   *   *

 Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне — есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое.

 *   *   *

 В России существовали, по нашей современной статистике, более 80 000 церквей и монастырей, нравственная и художественная ценность их была неисчислима. Разрушение церкви — это самый страшный удар не только по культуре, но и по самому существу русской нации, которой ныне грозит опасность полного вырождения. Народ нравственно выродился, его ничего не стоит натравить на кого угодно, на другие народы и страны, на свой же народ, он способен стрелять и резать, кого прикажет чудовище. Великие художественные ценности, хранившиеся в церкви, уничтожены.

Все убытки и потери в области искусства списаны на Сталина и Жданова, на Государство. Но дело (во много) в миллион раз сложнее. Государство давало лишь сигнал к атаке: «Можно травить! Ату их!» Травлю же и все злодейства по истреблению культуры творила, главным образом, сама творческая среда, критики, философы, хранители марксистских заветов, окололитературные, околомузыкальные, околохудожественные деятели и т. д.

Вот эти «полуобразованные» держат в своих руках всю художественную, всю интеллектуальную жизнь, всю культуру и, что самое страшное, всю машину ежедневного, ежечасного воздействия на совершенно беззащитные головы подданных, обитателей государства. Нет ничего, что можно было бы противопоставить ежедневному присутствию в каждой семье, в каждом доме всех этих пропагандистов, использующих эту пропагандную машину для ломки, оболванивания человека, для систематического внушения ему чувства полного своего ничтожества, невежества, тупости, извечной бездарности России и нашего народа.

 *   *   *

 За деньги люди готовы на все. Деньги — Кумир, Божество. Мнится, что над миром во весь рост возвышается какой-то гигантский ИУДА, потрясающий своим кошельком с тридцатью серебряниками. Утеряно всякое чувство стыда, всякое (самое даже малое) чувство уважения к своей стране и народу. Наоборот – поощряется всякая продажность.

 *   *   *

 Сбрасывание Пушкина, Достоевского, Толстого — совсем не просто крикливый и смешной лозунг. Это целая программа действия, которая неуклонно проводится в исполнение. Мы можем спросить: создало ли искусство «художественного бунта» ценности, достойные сравнения с тем искусством, которое им было отвергнуто? Ответ на этот вопрос — нет!

 ***

Читать:  Музыка как судьба

Скачать книгу (отсканированные страницы) можно по ссылке: Музыка как судьба

 Размер папки 120 Mb

 ___________________________________

 Свиридов Г. Полный список произведений

(Нотографический справочник)
Национальный свиридовский фонд
МОСКВА — ПЕТЕРБУРГ. 2001

Составитель: кандидат искусствоведения Александр Белоненко
Рецензент: кандидат искусствоведения Ирина Безуглова
Редактор: Ольга Родюкова

 Предлагаемая широкому кругу музыкантов-практиков и ученых специалистов по истории русской музыки и творчеству Георгия Васильевича Свиридова книга включает в себя весь выявленный на сегодня круг сочинений великого русского композитора. Основу списка составили сочинения, сохранившиеся в рукописях, а также в отечественных печатных изданиях с момента первой публикации до вышедших в свет в последний год минувшего столетия.
Сведения о сочинениях Свиридова стали появляться в печати в биографических справочниках с конца 1930-х гг. С середины 1950-х годов, когда композитор обрел известность, начало систематической работы по составлению свиридовской нотографии положил первый биограф Г. В. Свиридова — Арнольд Наумович Сохор. В его очерке 1956 г. и двух изданиях монографии «Георгий Свиридов» впервые в науке был описан корпус произведений композитора с его первых сознательных опытов сочинения музыки 1932-1933 гг. и вплоть до последних по времени написания, точнее подготовки к печати второго дополненного издания монографии, т. е. до начала 1970-х гг…

 Скачать книгу (.doc) архивом можно по этой ссылке: Скачать

___________________________________

Георгий Свиридов в воспоминаниях современников

 Молодая Гвардия (Москва 2006)

     Валентин Распутин. Рядом с Мастером
  БИОГРАФИЯ, НАПИСАННАЯ СОВРЕМЕННИКАМИ
Анатолий Бирюков. Малая родина Георгия Свиридова
Ида Татарская. По свиридовским местам
Георгий Ержемский. Свиридов — солдат
Абрам Гозенпуд. «В то время он работал над опереттой «Огоньки»…»
Аглая Свиридова. Воспоминания о двух Георгиях
Янина Чайковская. Георгий Свиридов и Борис Чайковский
Сергей Слонимский. Запретить запреты!
Александр Ведерников. «Мы со Свиридовым близко дружили сорок лет…»
Евгений Нестеренко. «…Осталась в душе большая радость…»
Ирина Архипова и Владислав Пьявко. «Лапоть дорогой, ты слова перепутала…»
Владимир Гофман. Парижская дружба
Владимир Минин. «Эта музыка должна звучать как откровение»
Геннадий Белов. Семь писем Георгия Свиридова
Игорь Слепнев. О моем знакомстве с Георгием Васильевичем Свиридовым
Станислав Куняев. «Да сгинет тьма!»
Николай Евдокимов. «Немеркнущим светом душа расплескалась над Русью»
Сергей Субботин. Чему свидетели мы были
Валентин Курбатов. Небесная память
Станислав Золотцев. «И сквозь метель — Святые Горы»
Людмила Барыкина. «Миру нужно песенное слово»
Валентин Непомнящий. Свиридов
Владислав Чернушенко. Как Свиридов пришел к хору
Ирина Дробышевская. «Слышать биение народного сердца»
Булат Галеев. Свиридов и светомузыка
Вениамин Городецкий. «Ходил в клуб, чтобы сыграть в шашки…»
Юрий Соломин. «Человек Свиридов был простой…»
Виктор Ванслов. Беседа о живописи и музыке
Дмитрий Хворостовский. «Публика плакала…»
Маргарита Кондрашова. Две встречи с Георгием Свиридовым
Алексей Вульфов. Теперь лишь вспоминать…
Алексей Захаров. Размышляя над письмами Г.В.Свиридова
Антон Висков. Наследник апостола Иоанна
Валерий Ганичев. Гений остается с нами
  СЛОВО И МУЗЫКА
Марина Космовская. Курск детства Георгия Свиридова
Валерий Гаврилин. Годовой круг
Игорь Вепринцев. «Записывать Свиридова было очень трудно»
Роман Леднев. «И горько сжатый рот…»
Виктор Каликин. «…В одном ряду с Мусоргским»
Виктор Астафьев. Из «Затесей»
Иван Вишневский. Воплощенный Свиридов
  ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕНОК СВИРИДОВ
Людмила Барыкина. Пушкин и Свиридов. Любовь Святая
Татьяна Глушкова. Музыка на Святки
Лина Мкртчян. «Музыка Свиридова… — вещий сон…»
Владимир Костров. Свиридов. Памяти Георгия Васильевича Свиридова
Геннадий Красников. Русская песня
Комментариии

 Скачать книгу (отсканированные страницы) можно по ссылке: Скачать

 Размер папки 120 Mb

 ___________________________________

Арнольд Наумович Сохор. Геогрий Свиридов

Советский композитор. 1972

Георгий Свиридов — выдающийся композитор нашей эпохи, достойный наследник и продолжатель великих традиций русской национальной музыки. Его творчество заслуживает подробного и разностороннего рассмотрения в музыковедческих работах различных жанров — от популярных очерков до специальных теоретических исследований. Настоящая работа задумана как монография обобщающего типа. Главное внимание в ней уделено жизненному и творческому пути композитора, а в анализах произведений — их идейно-образному содержанию. Музыковед Арнольд Наумович Сохор был другом Свиридова, композитор посвятил ему одно из своих лучших сочинений — «Отчалившую Русь»

Перейти на  Арнольд Наумович Сохор. Геогрий Свиридов

Скачать в формате pdf — Георгий Свиридов

___________________________________

Сергей Субботин. Мои встречи с Георгием Свиридовым

«С первых послевоенных лет — сколько сознаю себя — в нашей квартире не умолкало радио. Сначала это была черная круглая «тарелка»; потом ее сменил прямоугольный ящик-репродуктор. Взрослые на целый день уходили на работу, и я оставался с ним наедине. В те времена по радио часто можно было слышать народные песни и сочинения композиторов-классиков. И постепенно музыка русских композиторов становилась мне все ближе и ближе: их мелодии, пронизывая и наполняя душу, оставались в ней — уже на всю жизнь. С тех ранних пор помню я увертюру к «Руслану и Людмиле» Михаила Глинки, начало первой симфонии Василия Калинникова… Но русские песни и произведения русских композиторов для голоса и для хора были моему детскому сердцу роднее всего. Чтобы не забыть их названий (а может быть, по какой-то иной, необъяснимой причине), я лет в десять завел тетрадку, куда записывал услышанные мною по радио сочинения. Очень жалею сейчас, что она не сохранилась… 
В середине 1957 года, когда мне шел пятнадцатый год, у нас дома появился радиоприемник «Балтика». Однажды, вращая ручку его настройки, я случайно «набрел» на незнакомое произведение для солиста, хора и оркестров. Оно сильно поразило меня — прошло вот уже сорок с лишним лет, а я так и не могу забыть своего тогдашнего восхищения удивительно свежим, таинственно-волшебным звучанием инструментов и хора:

Плачет леший у сосны,
Жалко летошной весны,
Oй, Купало, oй, Купало!..

Когда музыка закончилась, диктор объявил: «Вы слушали «Поэму памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова». Имя автора осталось в памяти, и я стал обращать на него внимание, стараясь заранее, по программам радиопередач, узнавать об исполнении сочинений композитора, чтобы непременно их послушать.»

 Читать полностью: Мои встречи с Георгием Свиридовым

___________________________________

Георгий Свиридов. Сборник статей

Составление и общая редакция Дмитрия Владимировича Фришмана. М., «Музыка», 1971. 424 с.

Сборник посвящен вопросам творческого метода и стиля выдающегося советского композитора Г. В. Свиридова. Включает исследования проблемно-обобщающего характера, а также статьи об отдельных мало изученных произведениях. Рассчитан на профессионалов и просвещенных любителей музыки.

Скачать в формате pdf (22 mb)Сборник статей

***

Гергий Свиридов. Сборник статей и исследований

Составитель Роман Семенович Леденёв. М., «Музыка», 1979. 462 с.

Сборник посвящён Г.В.Свиридову и его творчеству. В сборник включены статьи проблемного, общеэстетического, музыкально-теоретического характера, а так же вошли статьи-очерки, написанные не музыковедами, а композиторами, что еще полнее раскрывает творческий облик и стиль Свиридова.
Издание предназначено для музыкантов-профессионалов и подготовленных любителей музыки.

Скачать в формате pdf (24 mb)Сборник статей и исследований

___________________________________

Георгий Свиридов «Разные записи»

Десятисерийная версия книги великого композитора XX века. В программу включены записи, дневники и заметки разных лет, а также документальные воспоминания о Г.В. Свиридове. Ведет программу музыковед Александр Белоненко, племянник композитора. В программе звучит музыка Георгия Свиридова.

Радио «Культура»
Программа из цикла «Однажды в истории»
Комментирует искусствовед Александр Белоненко
Страницы книги читает артист Виктор Никитин
Редактор — Наталья Сидоренко.

Год выпуска: 2009
Формат: MP3
Продолжительность: 03:39:49
Битрейт аудио: 160 kbps
Размер: 252 Mb

Скачать для ознакомления: Разные записи

 *   *   *


Музыка

 

 «Чем ни глубже духовно музыка, тем менее она распространяется в мире, чем она сокровеннее, тем более узок круг людей, воспринимающих это сокровенное.
 И наоборот: чем ни поверхностней музыка касается предмета внутреннего созерцания, тем легче ее распространение…»

 Г. Свиридов

 

 Сочинения Г.В. Свиридова:

 — 7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
 — 6 романсов на слова А.Пушкина (1935)
 — 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)
 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)
 — Камерная симфония для струнных (1940)
 — 3 романса на стихи А.Блока (1941)
 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
 — Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
 — Соната для фортепиано (1944)
 — Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60)
 — Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
 — Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
 — Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
 — Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
 — Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена)
 — Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)
 — Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)
 — Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)
 — «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960)
 — Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961—69)
 — Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)
 — «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
 — Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)
 — Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)
 — «Маленький триптих» (1964)
 — Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)
 — Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965)
 — Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)
 — Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
 — «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
 — Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
 — Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
 — Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
 — Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
 — «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова Сергея Есенина (1977)
 — Гимны Родины для хора (1978)
 — 25 песен для баса и фортепиано (1939—1979)
 — «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
 — «Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979)
 — 10 романсов на слова А.Блока (1972—1980)
 — «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
 — «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980—1981)
 — «Петербург», вокальная поэма (1995)
 — «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

 Альбомы и выдержки из альбомов для ознакомления можно найти на нашем сайте в разделе «Музыка»

 
*   *   *


 Фильмы

 «Музыка и душа»

 Телефильм в 6 новеллах «Музыка и душа. Георгий Свиридов: избранные произведения и изречения» знакомит зрителей с размышлениями крупнейшего композитора нашего времени Георгия Свиридова, извлеченными из его статей, эссе, интервью, изданных за последние 20 лет.
Музыкальную основу проекта составляют, в основном, произведения духовно-православного содержания. Это цикл одновременно и о России, и о крупнейшей личности – Георгии Свиридове, в творчестве которого ярко выражена красота Богом созданного мира и духовная суть человека-христианина.
«Для меня Россия – страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа», — эти слова композитора служат концепцией всего фильма.

Продолжительность: 01:29:17
Тип: avi
Размер файла: 669 Мб

Скачать видео можно по ссылке: Музыка и душа

{youtube}p6MgacymSvg{/youtube}

Смотреть на Mail.ru: >>> Музыка и душа

__________________________

Неизвестный Свиридов. «Телеканал Культура»

 В программе участвуют:
Александр Сергеевич Белоненко — племянник Георгия Васильевича,
Татьяна Васильевна Белоненко-Свиридова — сестра композитора,
Дмитрий Алексеевич Толстой — друг Георгия Васильевича,
Владислав Александрович Чернушенко — художественный руководитель Санкт-Петербургской певческой капеллы.
За кадром звучит голос Георгия Свиридова.
Использованы фрагменты его сочинений.

 Высшая степень популярности композитора, когда его музыка уходит в народ. Так было в свое время с произведениями Моцарта и Верди, так обстоит дело и с музыкой Георгия Свиридова.
И все же у академика Дмитрия Лихачева были основания сказать в конце прошлого века: «Георгий Васильевич Свиридов — русский гений, который по-настоящему еще не оценен»…

Продолжительность: 00:37:27
Тип: avi
Размер файла: 295 Мб

Скачать видео можно по ссылке: Неизвестный Свиридов

{youtube}_dQXt8CQ07U{/youtube}

Смотреть на Mail.ru: >>> Неизвестный Свиридов

__________________________

Время Свиридова (1991). ОРТ

 Документальный фильм о композиторе Георгие Свиридове.

Автор сценария: Леонид Сандлер.
Режиссёр: Никита Тихонов.

Год выпуска: 1991
Продолжительность: 00:52:01
Тип: avi
Размер файла: 486 Мб

Скачать видео можно по ссылке: Время Свиридова

{youtube}Jz1fl9—woI{/youtube}

Смотреть на Mail.ru: >>> Время Свиридова

__________________________

«Георгий Свиридов. Романсы и песни»

 Концерт, который состоялся в декабре 1976 года, поистине уникален. В нем принимали участие два столпа отечественной музыкальной культуры — певица Елена Образцова и автор исполняемых произведений, композитор Георгий Свиридов. Георгий Васильевич в этот вечер сам аккомпанировал Елене Образцовой.

Запись ТК «Культура».

Содержание:
«Роняет лес багряный свой убор» (стихи Александра Сергеевича Пушкина),
«Зимняя дорога» (стихи Александра Сергеевича Пушкина),
«Предчувствие» (стихи Александра Сергеевича Пушкина),
«Подъезжая под Ижоры» (стихи Александра Сергеевича Пушкина),
«В Нижнем Новгороде» (стихи Бориса Корнилова),
«Слеза» (слова народные),
«Эти бедные селенья» (стихи Федора Тютчева, партия гобоя — Анатолий Любимов),
«Русская песня» (слова народные),
«Осенью» (стихи Михаила Исаковского),
«Не мани меня ты, воля» (стихи Александра Блока),
«Невеста» (стихи Александра Блока),
«Изгнанник» (стихи Аветика Исаакяна),
«Русская девчонка» (стихи Александра Прокофьева),
«Возле речки» (стихи Владимира Орлова).

Год выпуска: 1976
Формат: avi
Продолжительность: 00:46:36
Размер: 511 Мб

Скачать для ознакомления: Романсы и песни

{youtube}t-iQblVWPS8{/youtube}

Смотреть на Mail.ru: >>> Романсы и песни

__________________________

«Метель»

 По одноименной повести А.С. Пушкина. Главные герои — Марья Гавриловна, решившаяся бежать с армейским прапорщиком Владимиром Николаевичем, и гусарский полковник Бурмин, с которым героиня обвенчалась по ошибке.

Режиссёр: Владимир Басов.

В ролях:
Валентина Титова — Марья Гавриловна
Олег Видов — Владимир
Георгий Мартынюк — Бурмин
Мария Пастухова — Прасковья Петровна
Сергей Папов — Гаврила Гаврилович
Владимир Маренков — Терёшка
Сергей Плотников — поп
Нина Вильвовская — девушка
Александра Данилова — экономка
Дмитрий Орловский — денщик Бурмина
Николай Прокопович — Шмит
Николай Бурляев — улан
Антонина Кончакова — дама на балу
Яков Смоленский — от автора

Год выпуска: 1964
Формат: avi
Продолжительность: 01:15:13
Размер: 467 Мб

Ссылка на видео: Метель

{youtube}GtlRLyRSoOE{/youtube}

Смотреть на Mail.ru: >>> Метель

__________________________

«Огоньки»

 Телеспектакль по мотивам оперетты Георгия Васильевича Свиридова «Огоньки». О революционной борьбе рабочих Нарвской заставы Петербурга весной 1903 года.

Режиссёр: Николай Хробко.

В ролях:
Шурка — народный артист РСФСР Александр Калягин
Татьяна — Елена Одинцова
Катя — Зоя Алиева
Гнутый — заслуженный артист Белорусской ССР Геннадий Некрасов
Богомолов — заслуженный артист РСФСР Петр Березов
Апполинарий — народный артист РСФСР Георгий Слабиняк
Андрей — Арнольд Колокольников.
В эпизодах — артисты Московских театров.

Год выпуска: 1968
Формат: avi
Продолжительность: 01:39:03
Размер: 601 Мб

Ссылка на видео: Огоньки

{youtube}aRpQ0VJO02M{/youtube}

Смотреть на Mail.ru: >>> Огоньки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: