На что употребить талант?
В истории Церкви остались имена многих наставников, проповедников, толкователей Священного писания. Но только одного из них, Иоанна, мы называем Златоустым.
Иоанн учился словесности у языческого оратора Либания (тогда Либаний был лучшим преподавателем в этой области). Более чем хорошо знакомый с творениями писателей древности (а значит, язычниками) и во многом учившийся именно по произведениям античных классиков, Иоанн сумел обратить свои знания и таланты исключительно для служения Богу (У многих ли из тех, кто получает т.н. «светское» образование, получится поступить таким же образом?). «Он — христианский писатель, совмещающий в себе качества античного грека», — заметил про Иоанна Златоуста исследователь античности профессор С.И. Радциг.
Не стоит удивляться тому, что Иоанн стал таким выдающимся, уважаемым многими человеком. Просто еще в молодости он смог четко понять, что главное для него — Бог — и остаться верным Ему на протяжении всей жизни. Дар целительства, как и многие другие таланты, явились как бы сами собой как результат великой и чистой веры в Бога.
Хотя ритор Иоанн был далек от медицины, люди нередко приходили к нему, чтобы исцелиться или получить ценный совет относительно здоровья своих родных.
Проповеди и толкования Иоанна поражают. Кажется, что оратор делится с тобой своими самыми сокровенными переживаниями, которые возникают в его сердце, когда он читает Евангелие или Книгу Бытия.
От его творений ждешь жесткости и суровости, а открываешь для себя сильнейшие чувства и искреннее сожаление о человеке.
Монах против монастыря
Иоанн был монахом, но выступал против монастырей. И дело не в том, что ему не нравились общины отрекшихся от мирских ценностей людей, всецело посвятивших себя Богу. Иоанна возмущал тот факт, что благочестие и любовь, которые должны быть разлиты по всему миру, удается собрать только в некоторых местах. С сожалением смотрел он и на тех, кто приходил в храм. Радость общей молитвы, совместное чтение Писания, объяснение трудных мест (чему Иоанн уделял особое внимание, потому что разве можно допустить, чтобы христиане, не получившие дорогого образования, не понимали содержания главной Книги в их жизни?), — все это было замечательно. Но Иоанн видел, что многие, выйдя за церковную ограду, продолжают вести тот же образ жизни, что и их некрещеные сограждане (не происходит ли то же самое сегодня?).
Многое в творениях Иоанна чрезвычайно современно (ведь нрав людей не меняется). Этот пресвитер, потом епископ выступал против богато украшенных храмов (Не вспоминаете ли Вы, читатель, современные выступления на эту тему?). И дело было не в том, что плохо строить нарядный храм с позолоченным иконостасом. Это очень красиво. Просто Иоанн видел на улицах множество голодных людей, часто лишившихся доходов не по своей вине. И он открыто говорил, что лучше продать дорогие подсвечники и одежды священнослужителей и на вырученные деньги накормить этих голодных или построить бездомным жилища. И пусть церковь будет выглядеть не так празднично и богато, зато мы исполним заповедь и поступим как настоящие христиане.
За время служения Иоанн Златоуст коснулся едва ли не всех животрепещущих вопросов жизни. Он составил толкования едва ли не на все книги Библии, писал о покаянии, молитве и прочих морально-аскетических вопросах, вел переписку, произносил проповеди, писал догматические творения.
Как повествует «Житие», государственные чиновники, члены правительства и прочие горожане оставляли все свои дела, чтобы прийти в храм и послушать проповедь Иоанна.
Златоуст vs иудеи
Время жизни Иоанна Златоуста — 4 век (и немного начало 5-го) — период становления христианства. Только недавно христиан перестали отождествлять с иудеями и разрешили им открыто исповедовать свою веру. Видный проповедник, Иоанн не мог оставаться в стороне от религиозных споров.
Любопытнейшая (и, пожалуй, не очень известная) веха в биографии проповедника — его выступления против иудеев. Есть мнение, что «Слова против иудеев» — едва ли не первое публицистическое произведение, носящее неоспоримый антисемитский характер. В Интернете даже есть страничка, которая называется следующим образом: «Was Saint John Chrysostom Anti-Semitic?».
Первые христиане до крещения в основном были иудеями. С первых дней существования Церкви они пытались понять, как быть с Ветхим Заветом и Заповедями Моисея. В свою очередь, иудеи вырабатывали свое отношение к Церкви. Между представителями той и другой религии возникали споры. Так что ко времени жизни Иоанна Златоуста накопилось немало полемических произведений в рамках иудео-христианского конфликта.
Если разобраться, окажется, что русского читателя может ввести в заблуждение неправильно переведенный заголовок проповедей. На самом деле это выступления против иудействующих, т.е. против христиан, которые следуют предписаниям иудаизма. Почему же в 4-м веке, когда последователи Христа, наконец, могли не таиться, вдруг возникло увлечение иудаизмом?
Определенную роль в усилении интереса и уважения к иудаизму сыграла политика императора Юлиана, прозванного Отступником (331-363). По замечанию исследователя Марка Гиршмана, 361 г., был «ознаменован неожиданной и яркой вспышкой язычества в правление Юлиана», а в следующие два года в Антиохии (где как раз и проповедовал Иоанн) иудаизм стал необычайно популярен. Дело в том, что император, узнав о стремлении иудеев восстановить Иерусалимский Храм, решил поддержать этот проект, причем это предприятие «задумывалось им в качестве того шага, посредством которого он намеревался поднять престиж евреев, дав им преимущество перед христианами, своими непримиримыми врагами». Многие христиане (чьи предки, а может, и они сами до крещения были иудеями) стали исполнять иудейские обряды и посещать синагоги. С точки зрения христианства такое поведение рассматривалось как большой грех — вероотступничество. Интерес у иудаизму не ослабел и после смерти императора Юлиана, так что Иоанн Златоуст (которого рукоположили во священника в 386 г.) столкнулся с проблемой увлечения христиан иудаизмом.
Как пастырь, он видел свою задачу в том, чтобы доказать христианам, что иудейская религия потеряла свое значение, на место Моисеева Закона пришли заповеди Христа и построенная на них новая религия — христианство.
Первые три проповеди против иудействующих были произнесены осенью 386 г., остальные пять — осенью 387 г.
Что касается антисемитского характера «Слов против иудеев», говорить о нем некорректно. Мы можем рассуждать лишь об антииудейском характере проповедей. Если внимательно прочитать восемь речей, увидим, что это не столько произведение полемического характера, сколько текст, разъясняющий самим христианам основы их религии.
Прекрасно владея разнообразными риторическими приемами, упорядочивая свою речь с помощью риторических фигур и украшая ее сравнениями и метафорами, Иоанн Златоуст рисует убийственный образ иудея и синагоги. Но это только шаг на пути к основной идее проповедей: «Но если мы их упрекаем за то, что они беззаконничают, тем более — вас за то, что сходитесь с беззаконниками».
Не для осуждения иудеев произносил Иоанн Златоуст свои проповеди, а ради того, чтобы достучаться до сердец христиан, заставить их задуматься о том, что значит быть христианином, не поддаваться соблазнам, уговорам, моде, а твердо идти по своему пути.
«Слава Богу за всё!»
Далеко не все современники восхищались Иоанном и прислушивались к его словам.
Став архиепископом Константинополя — столицы Византийской империи — Иоанн, естественно, употребил свой высокий чин для забот о своей паств. Он видел, что константинопольцы, да и прочие граждане империи подражают нравам правителей и тех, кто допущен ко двору. Поэтому главной задачей Иоанна было изменить духовное настроение придворных и как можно успешнее бороться с царившей при дворе распущенностью.
Разгневанная императрица Евдоксия добилась суда и смертного приговора для Иоанна. Ее супруг заменил казнь ссылкой. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.
Правда, через два месяца императрица вновь добилась изгнания проповедника. Когда Иоанн уехал, загорелся и сгорел дотла храм Святой Софии и здание Сената, потом на империю напали варвары, а вскоре умерла сама Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Сперва Иоанн был сослан в Армению, потом из столицы пришел приказ перевести его в Абхазию. Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 года.