Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла. Художественный руководитель А. Юрлов.
«Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…» петровские торжественные песнопения.
Солисты:
В.Гаврюшов (бас)
А.Лагуткин (тенор)
Б.Шумилов (баритон)
Песня «На пострижение Евдокии Лопухиной»
Солистка Л.Солодилова (сопрано)
Кант на взятие Дербента
Кант в честь Полтавской победы «Орле Российский»
В.Титов
Концерт в честь Полтавской победы для 12 голосного хора
«Русская музыка петровского времени изучена и звучит у нас еще мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всегохоровой, музыки.
К числу весьма распространенных в XVII — XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto — пение). Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши, канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века. Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее — в честь военначальников и царственных особ («панегирические канты»), в демократических же кругах — на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.
При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий. Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревни Лесной и в Полтавской битве (27 июня того же года). Было сооружено семь триумфальных ворот, на верху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные «Стихи» и канты, звучала инструментальная музыка. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…», как сказано в рукописи XVIII века, «петы были в пришествие государево ис под Полтавы в Москву на триумфальных воротах певчими…». Это десять одноголосых произведений, составляющих единое целое. В них излагается вся последовательность событий: вторжение шведских войск на Украину, измена и побег Мазепы, поражение армии Карла, его бегство, победа русских. Стихи завершаются выражением славы победителям, хвалы военначальникам, великодушному воинству и царю Петру — «второму Александру Македонскому».
Тексты Стихов написаны учителями Славяно-греко-латинской академии, мелодии же — знатоками знаменного роспева. Общая направленность Стихов отражала подъем патриотизма, который охватил тогда Россию.
< … >
Республиканская русская хоровая капелла, в исполнении которой записаны произведения петровского времени, является пионером в пропаганде старинной русской музыки. Особенно большую роль в работе над этой областью хоровой литературы сыграл ее художественный руководитель и дирижер, ныне покойный, Александр Александрович Юрлов (1927-1973).
Вл. Протопопов»
________________________________
Год выпуска: 1975
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:32:57
Битрейт аудио: 256 kbps
Размер: 61 Mb
Содержание:
1. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: I.
2. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: II.
3. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: III.
4. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: IV.
5. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: V.
6. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: VI.
7. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: VII.
8. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: VIII. — IX.
9. «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…»: X.
10. Песня «На пострижение Евдокии Лопухиной»
11. Кант на взятие Дербента
12. Кант в честь Полтавской победы «Орле российский»
13. Концерт в честь полтавской победы для 12 голосного хора
Скачать для ознакомления: Музыка эпохи Петра
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.