Марьино

Марьино

Автор-составитель, кандидат искусствоведения С.И. ФЕДОРОВ

Фотосъемка
Н.А. САМСОНЕНКО

Макет и оформление художника
А.Г. СВЕРДЛОВА

Издательство «Советская Россия», 1989

ОТ АВТОРА

Эта книга — краткий рассказ о памятниках истории и культуры старинного села Ивановское и дворцово-паркового ансамбля «Марьино», расположенных в Курской области, о бывших владениях гетмана Мазепы и князей Барятинских.

Множество людей проявляют живейший интерес к истории этой усадьбы — жемчужины русской архитектуры XIX в.

Автор глубоко признателен научным сотрудникам архивов, музеев и библиотек за помощь в поисках документов по усадьбе «Марьино».

Весьма ценными были консультации первого реставратора Марьина архитектора Н.Д. Виноградова, докторов искусствоведения А.В. Бунина и М.П. Цапенко.

Автор благодарит доктора искусствоведения профессора Т.Ф. Саваренскую, кандидата исторических наук доцента В.Я. Воробьеву, старейшего курского архитектора О.В. Левитского, архитектора Г.Е. Духанину, а также инженера Б.И. Воровича, научных сотрудников Г.В. Смирнова (Государственный Русский музей), И.А. Кузнецову (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), кандидата филологических наук Л.В. Тиганову, Р.С. Пилипенко и К.Г. Светлакову (Рыльский краеведческий музей) и краеведа Е.Т. Краснящих за доброжелательную помощь и содействие в работе над изданием.

Автор посвящает его памяти советских патриотов, спасавших Марьино от разграбления и уничтожения врагами нашей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Для увеличения — нажмите на изображение

На юго-западе Курской области, в Рыльском районе расположены старинное село Ивановское и усадьба «Марьино», соединенные аллеей вековых деревьев длиною 1700 метров, исторически тесно связанные друг с другом.

Село Ивановское возникло на обширных землях Рыльского, Льговского и Путивльского уездов Курской губернии, отведенных Петром I гетману Мазепе грамотой 1703 года1. Гетман основал всего три больших села: Ивановское, Степановку и Мазеповку, названных по его имени, отчеству и фамилии. Названия эти сохранились до нашего времени.

В центре села Ивановское находилась усадьба Мазепы. Владелец возвел здесь два здания каменных палат и служебные постройки. До наших дней сохранилось одно, сооруженное в 1704 году, называемое «палатами» Мазепы. Можно предположить, что автором их мог быть московский «каменных дел мастер» О.Д. Старцев, много строивший для Мазепы в Киеве2. Однако документы этого не подтверждают, и первоначальный план палат не сохранился.

В 1762 году бывшие поместья гетмана перешли во владение князей Барятинских. Архивные документы и немногие уцелевшие постройки дают представление об их усадьбе в селе Ивановском.

В 1785 году курский губернский землемер Иван Башилов писал: «Из всех селений знаменитее других первое село Ивановское, в котором две церкви, одна каменная, а другая деревянная, господский дом… с каменными и деревянными службами… при оном конский завод… Положение имеет то село на большой дороге от города Курска и Льгова в Рыльск, на ровном месте. Составляют то село крестьянских 360 дворов и 1561 душа, принадлежит ея светлости урожденной принцессе фон Гольдштейнбековой княгине Барятинской»3.

Сохранился составленный 25 июня 1790 года «План господскому дому состоящему Льговской округи в селе Ивановском»4, где показан большой двор, два здания каменных жилых палат с главными фасадами, выходящими на юг, перед которыми были разбиты цветники, служебные каменные и деревянные постройки, расположенные вдоль окружавшей усадьбу кирпичной стены, обсаженной деревьями. С северной стороны находился обширный фруктовый сад, «пруды копаные», соединенные проточными каналами, горбатые мостики и беседки.

«Палаты» Мазепы. Начало XVIII в. Вид с юга
Для увеличения — нажмите на изображение

Портрет гетмана И.С. Мазепы
Конец XVII — начало XVIII в.

На этом плане обозначены «палаты каменные без крышки старинного расположения… в них 6 покоев и 2 кладовых, внизу погреба. Оныя палаты в 1770 году сгорели и нынче стоят без крышки, потолку и полов нет, к починке неспособны»5. То здание, которое в наше время называется «палатами» Мазепы, в плане 1790 года поименовано как «кладовая каменная длиною 12, шириною 6, вышиною до крыши 4 сажени, в ней 6 покоев, внизу выход с погребами»6. Вероятно, после пожара 1770 года владельцы поселились в этом каменном строении, используемом как «палаты». В упомянутом плане обозначена также «кухня каменная застроенная в 1768 году… в ней 3 покоя».

Уцелевшее до наших дней здание7 — «палаты» Мазепы — одноэтажное с девятью помещениями, перекрытыми крестовыми сводами. Два из них — наиболее просторные — квадратные в плане, освещены четырьмя окнами с коваными решетками, остальные помещения прямоугольные в плане, имеют по 2 и 3 окна. Стены выложены из большемерного красного кирпича. Фасады здания украшены оконными наличниками рельефной кладки, парными трехчетвертными колоннами и венчающим карнизом. Эти архитектурные детали придают большую художественную выразительность фасадам. С западного фасада палаты имеют вход. Раньше здесь было крыльцо с широкой каменной лестницей. Под ней находится вход в подвал. В прошлом веке палаты имели торцовые фронтоны и крутую двускатную крышу с узорчатыми дымниками.

Время не пощадило многие сооружения бывшей усадьбы гетмана. Особенно пострадало декоративное убранство фасадов «палат».

В 1949 году архитектор А.Ю. Ехауеким впервые выполнил проект восстановления фасадов «палат» Мазепы, но в то время реставрация не состоялась8, а в 1976 году архитектор К.К. Лопяло под руководством доктора искусствоведения М.П. Цапенко сделал рисунок-реконструкцию «палат» Мазепы, однако работы по реконструкции еще не проведены9.

«Палаты» Мазепы и здание «кухни каменной», где ныне находится народный музей села Ивановское,- ценные и редкие памятники гражданской архитектуры, соединившие в себе черты русского и украинского зодчества начала XVIII столетия.

* * *

В 1709 году после Полтавской битвы гетман Мазепа, перешедший на сторону шведов, бежал за границу. Его курские владения были конфискованы Петром I и пожалованы А.Д. Меншикову10. После смерти Петра I эти владения Меншикова, оказавшегося в опале, были приписаны к поместьям Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, а в дальнейшем царица Анна Иоанновна пожаловала эти земли вице-адмиралу флота графу Н.Ф. Головину11.

Внучка Н.Ф. Головина — Екатерина Петровна, дочь принца Петра Гольдштейнбека, вышедшая замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, принесла ему в качестве приданого все бывшие владения Мазепы в Курском крае.

Князь И.С. Барятинский12, один из виднейших русских вельмож, принадлежал к древнейшему дворянскому роду, происходившему от князей Черниговских. Черниговский князь Всеволод имел внука Александра Андреевича Барятинского, потомки которого — князья Барятинские служили российскому престолу в знатнейших чинах и «жалованы были от государей поместьями». При Екатерине II Иван Сергеевич Барятинский был русским посланником во Франции.

План усадьбы Мазепы в с. Ивановское, составленный 25 июня 1790 г.
Для увеличения — нажмите на изображение

«Палаты» Мазепы в с. Ивановское. 1886
Гравюра М. Рашевского по рисунку А. Кондопуло
Для увеличения — нажмите на изображение

Аллея из усадьбы «Марьино» в с. Ивановское
Для увеличения — нажмите на изображение

Сына князя И.С. Барятинского — Ивана Ивановича13 многочисленные документы фамильного архива характеризуют как европейски образованного человека, любителя искусства и литературы, талантливого музыканта и ученого-агронома. Назначенный при Павле I церемониймейстером царского двора, он в дальнейшем «употреблен был по дипломатической части при посольстве в Лондоне».

«Палаты» Мазепы
Фотография конца 1940-х гг.
Для увеличения — нажмите на изображение

«Палаты» Мазепы
Рисунок-реконструкция К. Лопяло. 1976
Для увеличения — нажмите на изображение

Пребывание в Лондоне на дипломатической службе отразилось на всей последующей жизни и вкусах И.И. Барятинского, чему в немалой степени способствовала и его женитьба на англичанке Марии Франциске Деттон, дочери лорда Шерборна14.

В 1807 году Мария Франциска умерла, оставив дочь Елизавету, которая воспитывалась и постоянно жила в Англии в доме лорда Шерборна. Спустя некоторое время князь И.И. Барятинский был назначен русским посланником в Мюнхен. Здесь он женился на Марии Федоровне, урожденной графине Келлер, с которой прожил до конца жизни, имел семерых детей — четырех сыновей и трех дочерей.

В 1811 году, после смерти И.С. Барятинского, все его курские поместья перешли по наследству к Ивану Ивановичу. Тогда же, оставив дипломатическую службу, он ненадолго возвратился в Россию и приступил к строительству имения по соседству со старой усадьбой Мазепы в селе Ивановское, не отвечавшей его потребностям и вкусам.

Иван Иванович Барятинский задумал создать величественный дворцово-парковый ансамбль, который ни в чем не уступал бы подмосковным Шереметевых, Голицыных, Юсуповых, Волконских, Разумовских и других15.

Огромное богатство, могущественные связи и высокое положение при дворе позволили ему осуществить свой замысел в чрезвычайно короткий срок.

Для увеличения — нажмите на изображение

Марьино. Общий вид дворцовопаркового ансамбля. 1811-1820
Архитектор К.И. Гофман
Перестроен в 1869-1873 гг. архитекторами И.А. Монигетти и К.Ф. Шольцем
Для увеличения — нажмите на изображение

И.И. Барятинский решил построить дворец на правом возвышенном берегу небольшой речки Избицы, примерно в двух верстах к югу от «палат» Мазепы.

На плане этой местности, составленном в первое десятилетие XIX века, сохранились наброски контуров будущего дворца и пометки И.И. Барятинского: показано местоположение дома и посадки деревьев по дороге из села Ивановского в деревню Нижняя Грунь, образовавшие впоследствии широкую аллею, ведущую в усадьбу «Марьино».

Проект дворца был заказан курскому архитектору Карлу Ивановичу Гофману, который выполнил его к концу 1811 года.

Существующие чертежи дворового и паркового фасадов, выполненные К.И. Гофманом в 1811-1812 годах, позволяют судить о первоначальном виде дворца. До наших дней дошла картина неизвестного художника «Дворец в Марьине», запечатлевшая его в 1815-1816 годы16.

Симметричность главного северного фасада дворца подчеркнута выступающей в курдонер центральной частью, с куполом и четырехколонным портиком ионического ордера. Под этим портиком на уровне второго этажа имеется широкая терраса, по боковым сторонам которой устроены угловые балконы.

Боковые части главного фасада имеют пилястры ионического ордера, между которыми устроены декоративные ниши. К одноэтажным крыльям дворца, образующим парадный и хозяйственные дворы, примыкают двухэтажные здания служебного назначения.

Центральная часть южного паркового фасада дворца имела три большие арки, украшенные колоннами ионического ордера, а боковые части — по пять крупных полуциркульных окон, разделенных пилястрами ионического ордера. С угловых полуциркульных балконов центральной части паркового фасада к открытой террасе вели каменные лестницы. Широкая гранитная лестница спускалась с открытой террасы в парк.

Общая композиция дворца и отдельные ее детали позволяют отнести эту постройку к позднему классицизму.

«Геометрический план» усадьбы «Марьино». 1820
Для увеличения — нажмите на изображение

Схематический план усадьбы Мазепы в с. Ивановское и дворцово-паркового ансамбля «Марьино»
Для увеличения — нажмите на изображение

Дворец был построен в соответствии с проектом, и к 1815-1816 годам основные архитектурно-строительные работы были закончены.

Первоначально дворец называли Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, по имени первой и второй жен И.И. Барятинского.

И.И. Барятинский внимательно следил за ходом строительства своей усадьбы, об этом свидетельствует его переписка с архитектором и управляющим.

В многочисленных письмах он давал конкретные указания архитектору К. Гофману и управляющему Ф. Резникову, что и как строить, какие употреблять материалы, как отделывать помещения дворца, как выполнять планировку парка и устройство пруда и т. д.

20 декабря 1816 года главноуправляющий имениями князя Ф.А. Голубцов сообщал И.И. Барятинскому из Петербурга: «…Архитектор Гофман пишет ко мне, что для разчистки избицкого пруда нужно нанять в Белоруссии грабарей, ибо крестьяне ваши совсем к тому непривычны. …По истребованным мною от архитектора Гофмана сметам усматриваю следующие на будущий 1817 год расходы: для совершенного окончания большого каменного дома с принадлежащими к оному строениями потребно по исчислению 318.791, на построение близь дому через реку Избицу большого моста 13.896, итого 322.687 руб.- да сверх того предположено еще от вас построить: лавки в два ряда длиною на 115 сажен, богадельню, больницу и аптеку на 30 саженях. Признаюсь вашему сиятельству, что вы затеели столько строениев, что оборот ваш в деньгах по мнению моему затруднится»17.

Но большие расходы по строительству новой усадьбы не смущали И.И. Барятинского. Возводились парковые сооружения, плотина, церковь и школа в селе Ивановском, расчищался пруд.

В октябре 1817 года И.И. Барятинский писал из Парижа архитектору К.И. Гофману: «…Благодарю вас за известия, касающиеся до Избицкого Дома. Благодарю вас также за то, что вы называете уже оное место Марьиным; надеюсь, что имя сие войдет у нас в употребление, ибо оно мне весьма приятно. Мне кажется, что прежде трех лет, т. е. прежде 1820-го года никак нельзя будет в доме жить без опасности, потому что он слишком сыр будет, а щекатурить прежде и того меньше возможности, ибо она более придаст сырости… Мне одного только жаль, что дом сей причиною некоторым образом разорения крестьян моих по обширности и огромности своей…»18

Проект главного фасада дворца в Марьине. 1811-1812
Архитектор К.И. Гофман
Для увеличения — нажмите на изображение

Проект паркового фасада дворца в Марьине. 1811-1812
Архитектор К.И. Гофман
Для увеличения — нажмите на изображение

Неизвестный художник
Портрет крепостного «кирпичных дел мастерах Лаврентия Наседкина (?).
До 1819 г.

Давая указания К.И. Гофману по поводу отделки интерьеров дворца, И.И. Барятинский писал 18 декабря 1817 года из Германии: «…Имев здесь случай в безпрерывных поездках моих видеть много хороших строений и домов, и осматривая оныя всякий раз с особенным любопытством и подробностью, я нахожу, что во французских домах нигде не делается теперь деревянных у стен панелей, а просто гладкия стены; почему прошу вас, Карл Иванович, зделать мне одолжение и у меня также в бельэтаже таковых деревянных панелей не делать.

Также мною замечено, что здесь везде в нижних этажах, кухнях и особенно в коридорах и сенях вместо деревянных полов вымащиваются комнаты четвероугольными камнями; за неимением коего у нас с великою пользою употребить для сего можно кирпич несколько потолще обыкновенного; таковой каменный пол смазывается однажды на несколько лет известковым раствором… Полы сии великие имеют преимущества перед нашими деревянными: они красивы, всегда чисты, безопасны от пожару и не дозволяют крысам водиться в комнатах…

Вы меня много обяжете, Карл Иванович, если прикажете чтобы у меня также в нижнем этаже, в кухнях, в людских и кондитерских комнатах, а наипаче в коридорах и сенях везде поделаны были кирпичные полы на манер здешних и смазаны известковым составом.

Во всех домах в Англии (а теперь начинают делать и во Франции) оконные рамы делаются чугунные, кои будучи гораздо тоньше деревянных требуют стекол большей величины и через то содействуют немало к светлости и красе комнат, а при том таковыя рамы вечны, никогда уже не покоробятся и не пропадут подобно деревянным; на них же наводят лак для красы.

Зделайте одолжение, Карл Иванович, закажите также и у меня в доме зделать на пробу несколько таковых чугунных рамок. Вообще мне желательно бы было чтобы сколько возможно меньше было в доме моем деревянных поделок…»19

Летом 1818 года основные строительные работы в новой усадьбе были завершены, и архитектор Гофман в письме от 15 ноября 1818 года сообщал И.И. Барятинскому из села Ивановское: «Честь имею донести вашему сиятельству о производстве строения, что нонишним 1818 году летним временем зделано и какие в чем были успехи. В главном корпусе каменная работа окончена, как-то своды, парадная лестница и другие с нижнего этажа в бельэтаж в кирпиче окончены. Плотницкая работа, как-то накаты верхняя и нижния все окончены… столярная работа происходит довольно успешно… во флигелях все отделано… Оранжерея последняя часть в кирпиче окончена… Ворота, как-то з большой дороги, так и при доме окончены. Мост через две недели будет окончен… Богадельня и больница на означенном месте… и по приказанию Федора Александровича (Голубцова.- С.Ф.) заложены и выгнаны под цоколь… Ваше сиятельство желаит знать когда можно будет жить в новом доме. Я полагаю совсем отделаится в 1820 году, когда я буду иметь все то, что нужно и никаких остановок не будет…»20

* * *

Дворцово-парковый ансамбль «Марьино» был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное место в ряду великолепных загородных дворянских усадеб.

Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановское в Марьино, пересекает парадный двор, главный усадебный дом, Большой пруд и обширный парк западнее Эрмитажного пруда.

Центром всей композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного двора, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ним проездными арками.

Памятник Лаврентию Наседкину в усадьбе «Марьино». 1819. Разрушен фашистами
Для увеличения — нажмите на изображение

Марьинский дворец был «прекрасен и самого отличного вкуса»21,- утверждал И.И. Барятинский, при жизни которого его владения в Курской губернии находились в образцовом состоянии и приносили большой доход, «чему в немалой степени способствовали привлекаемые из Англии специалисты по разным отраслям сельского хозяйства и мануфактурного производства»22.

И.И. Барятинский был «человек замечательного ума и дарований, а по своим привычкам… совершенный англичанин, что без сомнений, должно отнести к продолжительному его пребыванию в Англии… Лично управляя имением, он ввел в нем устройство, доходившее до совершенства и составившее ему славу знаменитого агронома…»23 — так позднее писал о нем В.А. Инсарский, главноуправляющий имениями Барятинских.

В тот период в усадьбе существовали сахароромовый завод — один из первых в Курской губернии, суконная фабрика, кирпичный и известковый заводы, деревообрабатывающее производство, велись большие работы по осушению болот и насаждению лесов, много внимания уделялось развитию скотоводства и разведению рыбы. В построенных оранжереях выращивали редкие породы деревьев и цветы.

«В мое время Ивановское, столица имений Барятинских, с церковью, училищами, больницами, богадельнями, фабриками, где было возведено и «Марьино», было еще благодатным центром всей Курской губернии. Каждый, кому нужно было заказать хороший экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имея надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои комнаты ценными деревьями и кому нужно было приобрести какого-нибудь теленка или барана возвышенной породы,- ехал в Ивановское с уверенностью найти там желаемое… При дворце состояли сотни обойщиков, слесарей, каретников, штукатуров, лепщиков, живописцев, позолотчиков, столяров и тому подобных мастеров, независимо от правителей, дворецких, кастелянш и прочих чиновных людей…»24

Нам известны имена многих, участвовавших в строительстве этой усадьбы. Среди них крепостной «кирпичных дел мастер» Лаврентий Наседкин, который с двумя сыновьями изготовил миллионы штук кирпича для строительства дворца. В 1819 году на окраине села Ивановского Лаврентию Наседкину был установлен памятник. В годы Великой Отечественной войны его разрушили фашисты.

Чугунная плита с памятника И. Гулету в усадьбе «Марьино». 1822
Для увеличения — нажмите на изображение

Сохранилась большая чугунная плита с памятника мелиоратору Ивану Гулету, сооруженного в 1822 году за осушение им 2900 десятин болот под пахотные земли. Этот памятник также был разрушен оккупантами, а на плите остались пробоины от пуль.

До нас дошли имена архитекторского помощника Козьмы Шобрехина, корабельного мастера Глазырина, садовника Броуна, управляющего из крестьян Федора Резникова, механика из Арзамаса Василия Лебедева, которому был выдан аттестат с указанием, что он, сын кремлевского механика Якова Лебедева, с 10 мая 1820 года по 1 июня 1823 года «выполнял в курском имении… кабинет для машин разного рода и для 105 моделей разным машинам и орудиям… для каменной церкви недельные с музыкою часы… точил разные вещи с тончайшею резьбою, достойною внимания»25.

Барятинские были в числе самых богатых людей России. Они владели почти 35 тысячами крепостных и 100 тысячами десятин земли в Курской и других губерниях.

Марьинский дворец «…пользовался большой известностью в России. И действительно, трудно представить себе из частных владений что-нибудь более роскошное и грандиозное. Я не помню числа комнат в этом дворце,- писал главноуправляющий В.А. Инсарский,- но помню, что они считались сотнями. В этой массе покоев сосредоточено было все, что громадное богатство, соединенное с утонченным вкусом, могло придумать, начиная с оригинальных произведений знаменитейших мастеров живописи и скульптуры»26.

Венера Марьинская. 1854. Фрагмент
Для увеличения — нажмите на изображение

В усадьбе существовал театр. Барятинские содержали большой оркестр и труппу крепостных актеров. Одно из первых и, возможно, единственное описание театра в усадьбе «Марьино» дано было А.Л. Зиссерманом в книге о фельдмаршале А.И. Барятинском: «Князь Иван Иванович жил открыто; …в доме был постоянный театр, в котором игрались пьесы на русском и французском языках… Кроме того был оркестр из 40 или 60 музыкантов, составленный из крепостных людей. Давались концерты, в которых принимали участие жившие тогда в соседстве (в Курской губернии.- С.Ф.) известные меломаны графы Михаил и Матвей Юрьевичи Виельгорские. Сам князь Иван Иванович страстно любил музыку…»27 и сочинил несколько серьезных музыкальных произведений.

В 1825 году старый князь умер, и владельцем Марьина стал его старший сын Александр Иванович Барятинский (1815-1879), будущий главнокомандующий Кавказской армией, генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа.

В 1826 году вся семья Барятинских уехала в Петербург, и усадебная жизнь постепенно угасала.

* * *

Марьинский дворец не раз ремонтировался и перестраивался, поэтому особенно ценны сохранившиеся описания его интерьеров. «План и опись дома его сиятельства князя Александра Ивановича Барятинского…», составленные 12 июля 1848 года, подробно рассказывают о дворце, служебных постройках, об отделке интерьеров с указанием материала и цвета отделки стен, полов, каминов, плафонов и лестниц. В парадных помещениях дворца стены «обиты французскими лучшими обоями», а в круглом зале отделаны искусственным мрамором, «в зале на стенах изображены под гипс герои из Илиады Гомеровой, в остальных же шести комнатах стены окрашены зеленым кроном и берлинским голубцом; потолки расписаны масляными цветными красками и изображены некоторые предметы из Мифологии и Естественной истории; двери створчатые красного… дерева с резным золочением и бронзою, с медными замками и шпингалетами; рамы дубового дерева с бемскими стеклами, выкрашенные белою краскою под лак; подоконники в окнах разных цветов мрамора, камины и печи белого изразца и под… мрамор. Из гостиной выход на балкон… с него низводят две лестницы… из дикого камня на террасу… с нее на Юг лестница дикого камня в сад… Общая оценка строений 218.150 р. серебром…»28

Новый расцвет усадьбы «Марьино» относится к последней трети XIX века. В 1850 году Александр Иванович Барятинский отказался от своих наследственных прав на владение имением «Марьино» в пользу брата Владимира, «…выговорив себе получить единовременно 100.000 рублей и ежегодную ренту в 7000 рублей…»29

Владимир Иванович Барятинский, став владельцем Марьина, решил перестроить дворец.

Долгое время автором проекта перестройки дворца считали курского архитектора Карла Фридриховича Шольца, основываясь на том, что на чертежах 1873 года, хранящихся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве, имеются его подписи. Однако документы свидетельствуют о том, что проект перестройки дворца в Марьине выполнялся известным петербургским архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти, много строившим в Ливадии и Царском Селе, в Петербурге и Москве. Но пока не удалось обнаружить чертежи, выполненные самим И.А. Монигетти.

К.Ф. Шольц лишь руководил строительными работами в Марьине.

В письме, адресованном князю В.И. Барятинскому, И.А. Монигетти писал: «…Я покинул Ивановское, где провел два добрых дня, для того чтобы рассмотреть и проверить работы, которые хорошо продвигаются, и решил вопросы, которые казались затруднительными. Думаю, что если не будет недостатка в средствах для господина Шольца, все подготовительные работы могут быть закончены к концу августа… Ваши аппартаменты, также как госпожи княгини, целиком закончены и я нахожу их очень благоприятными и по расположению и по их пропорциям. Я сделал по Вашей просьбе указание сохранить их как отдельные аппартаменты. Мы с госп. Шольцем нашли средство выгодное и простое для того чтобы сделать лестницу и балкон связанными с кабинетом госпожи княгини и с библиотекой… Шольц, мой помощник и я не теряем ни одного мгновения без пользы… В Ивановском не было случая, чтобы я пожалел, что покинул Петербург… Ваш покорный слуга Ипполит Монигетти»30

Из переписки В.И. Барятинского и И.А. Монигетти, хранящейся в архиве, стало известно, что перестройка Марьинского дворца происходила с 1869 по 1873 год, несомненно, под влиянием новых художественных вкусов, в результате чего была произведена частичная перепланировка внутренних помещений и изменена архитектура фасадов здания. Купол был разобран и заменен пирамидальным фонарем. Стены центральной части главного корпуса надстроили, таким образом увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый.

Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проемы — в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах.

Парковый фасад дворца подвергся еще более значительным переделкам. Огромные световые проемы центральной части были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми разместили пилястры. Колонны на четверть диаметра заложили в кладку стены. Окна и двери второго этажа украсили лепниной — гирляндами в прямоугольных рамах. «Но эти переделки,- по мнению доктора искусствоведения М.П. Цапенко,- в общем сохранили прежний внешний облик ансамбля, его объемную структуру. …Переделки… в 70-х годах коснулись главным образом деталей и внутреннего оборудования…

Надо отдать должное объемно-планировочной композиции Марьинского дворца, она не схожа ни с каким иным нам известным ансамблем дворцово-парковой архитектуры. Отличительной особенностью композиции является контраст объемов — мощного, монументального главного корпуса и пониженных, сложной конфигурации боковых флигелей…

Главный трехэтажный корпус и соединенные с ним одноэтажные боковые флигели образуют единую композицию… пониженные боковые корпуса образуют три двора, из которых один центральный и два боковых. Таким образом создается довольно сложная объемно-планировочная структура дворца, разнообразная и богатая игра его объемов»31. «После всех переделок архитектура марьинского дворца стала особенно пышной, наделенной нарядной декоративностью, но чистоту и строгость стиля классицизма она утратила. …При всем этом было бы ошибочным считать эту архитектуру лишенною каких бы то ни было достоинств; она запоминается»32.

В.Н. Листов в монографии о жизни и творчестве И.А. Монигетти писал, что после перестройки дворца в Марьине «композиция здания приобрела большую цельность, хотя декоративная обработка стен стала более сложной и насыщенной. …Перестройка дворца в Марьине — редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда итог перестройки заслуживает положительной оценки. Это еще раз подчеркивает профессиональное мастерство, такт и хороший вкус И.А. Монигетти»33.

Дворец был отделан с исключительной роскошью. Художественное убранство его интерьеров отличалось великолепием. Потолки и карнизы парадных залов были украшены искусно выполненными барельефами, стены многих помещений затянуты шелком и штофом, мраморные камины были декорированы бронзовыми деталями.

По свидетельству современников, вестибюль дворца напоминал зимний сад: в огромных кадках росли пальмы и другие экзотические растения.

Марьинский дворец является интересным и оригинальным памятником русского зодчества XIX столетия.

Фото

Несколько поколений князей Барятинских собирали редкие художественные и исторические ценности, которые составили впоследствии разнообразные коллекции дворца в Марьине. Основу этого огромного собрания заложил князь Иван Иванович Барятинский.

Из архивных документов мы знаем, что в Англии, Франции, Германии, Италии князь приобретал живописные произведения, скульптуру, мебель, фарфор, книги, рукописи и отправлял их морем в Одессу, а оттуда в село Ивановское, в новый марьинский дворец.

Интерьеры громадного здания, отделанные с изысканным вкусом, были украшены портретами предков Барятинских и картинами на мифологические сюжеты.

Сохранилась переписка И.И. Барятинского с художниками и скульпторами и изданное на французском языке в 1823 году «Описание картин, сделанное историческим живописцем Бруни у его сиятельства князя Барятинского в его замке Марьино Курской губернии». В нем подробно указаны содержание и размеры росписей интерьеров, изображающих в аллегорических образах детей И.И. Барятинского. В письме от 14 февраля 1820 года Антонио Бруни сообщал И.И. Барятинскому о том, что эскизы плафонов для Марьино были просмотрены и одобрены известным итальянским архитектором и гравером Франческо Кампорези, работавшим в конце XVIII — начале XIX века34.

К сожалению, эти настенные росписи и плафоны не сохранились.

В 1837 году действительный статский советник К.И. Арсеньев и поэт В.А. Жуковский, сопровождавшие в путешествии на юг наследника цесаревича, посетили Марьино. В «Путевых заметках» К.И. Арсеньев писал: «…Марьино — обычное пребывание владельцев во время приезда их в Курскую губернию. Дом в Марьине и по обширным размерам, и по изяществу архитектуры, и по богатому убранству внутреннему вполне заслуживает название вельможного дворца: картины, украшающие множество зал, важны как произведения отличных художников, но еще более драгоценны по фамильным воспоминаниям; по ним можно прочесть всю историю этого древнего знаменитого княжеского рода и высоких его родственных связей»35.

Среди произведений живописи в картинной галерее Марьина находилось большое полотно художника Горшельта «Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 году»36, изображающее взятие солдатами Апшеронского полка 24 августа 1859 года высокогорного аула Гуниб. Главнокомандующим Кавказской армией был генерал-фельдмаршал Александр Иванович Барятинский. В этом сражении русские войска, руководимые А.И. Барятинским, взяли в плен вождя горцев Шамиля. Это положило конец многолетней Кавказской войне. Пленный Шамиль был сослан в Калугу, вблизи которой находились имения Барятинских. В декабре 1869 года Шамиль и его семья некоторое время жили в Марьине, о чем свидетельствуют две памятные доски, хранящиеся в Рыльском краеведческом музее.

Картинную галерею Барятинских составляли сотни произведений мастеров западноевропейской и русской живописи. Здесь были представлены художники итальянской, немецкой, французской и голландской школ. Полотна Тициана, Тьеполо, Гвидо Рени, Лампи, Виже-Лебрен, Винтергальтера, Теннерса и других украшали интерьеры дворца.

Коллекция русской живописи включала работы Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Ф. Алексеева, П. Соколова, А. Орловского, И. Теребенева, В. Тропинина, И. Айвазовского, А. Степанова, В. Поленова и многих других. Эти произведения вошли в собрания лучших музеев страны.

В Марьине хранилось и огромное количество скульптуры, украшавшей не только интерьеры дворца, но и парк. Особо следует выделить работу итальянского мастера К. Финелли «Рождение Венеры», выполненную в Риме. Она была установлена в центре ротонды на Круглом острове марьинского пруда. Сейчас это произведение находится в Курском краеведческом музее.

В Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина экспонируется скульптура, изображающая Марию Федоровну Барятинскую в образе античной богини. Автор ее — ученик датского скульптора Б. Торвальдсена Ф. Биссен — выполнил копию с оригинала, созданного учителем. Оригинал находится в Копенгагене в музее Б. Торвальдсена.

Многие произведения скульптуры из Марьина хранятся в Рыльском краеведческом музее. Среди них работа известного немецкого скульптора А. Триппеля «Бюст Нерона», выполненные неизвестными авторами портреты Петра Великого, Юлия Цезаря, а также композиции «Аполлон», «Туалет Венеры», «Спящий мальчик» и другие.

Интерьеры дворца в Марьине украшали также ценные коллекции часов, бронзы, фарфора, оружия, мебели, осветительных приборов. Хранились здесь и личные вещи фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского: его фельдмаршальский жезл, золотая шпага и бриллиантовая сабля, ордена, седла и бархатный халат, подаренный Шамилем37.

В марьинском дворце имелась ценнейшая библиотека, одна из лучших в России. Собирание редких книг и рукописей было страстным увлечением Ивана Ивановича Барятинского и в особенности его сына Александра Ивановича.

В библиотеку князей Барятинских вошли крупные собрания книг известных библиофилов: графа И.М. Виельгорского, археолога П.М. Строева, ученых И.А. Гурьянова и А.Ф. Гильфердинга, книголюба В.И. Касаткина и другие. Это в основном и определило состав книг и рукописей библиотеки Барятинских38.

Множество старинных грамот, масонских рукописей, манускриптов эпохи Великой французской революции, автографов выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры имелись в библиотеке, большинство из них хранится сейчас в Государственном Историческом музее в Москве.

Особо следует выделить оду «Вольность» А. Радищева, редчайший экземпляр «Душеньки» И. Богдановича, изданной П. Бекетовым в 1811 году, книжечку стихов «Недолгий отдых в Тульчине» будущего декабриста князя Александра Петровича Барятинского, изданную в 1824 году в Петербурге.

Музыкальный раздел библиотеки составляли произведения для оркестра, инструментальных ансамблей, для пения, фортепиано и гитары, сольные и хоровые вокальные произведения и театральная музыка, всего 556 сочинений. Здесь были также альбомы с русскими, итальянскими и старинными французскими романсами и песнями XVIII века39.

В 1882 году Барятинские решили передать свою библиотеку в Исторический и Румянцевский музеи, но в Марьине оставалось еще очень много ценных книг.

После Великой Октябрьской социалистической революции из Марьина в 1918 году было вывезено 18 тысяч томов, поступивших в библиотеку Румянцевского музея, сейчас хранящихся в Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, в Историческом музее и в Исторической библиотеке в Москве.

Тогда же крестьяне села Ивановское постановили на сходе взять под свою охрану дворец в Марьине и все находившиеся в нем ценности. Позже в связи с угрозой со стороны белогвардейских банд они послали в Москву ходоков с наказом просить рабоче-крестьянское правительство принять меры по защите художественных коллекций от разграбления. Комиссия Наркомпроса, состоящая из специалистов, отобрала наиболее ценные произведения живописи и скульптуры, фарфор, мебель и прочее и направила их в государственные хранилища40.

Журнал «Художественная жизнь» писал в 1919 году: «Из Ивановского было вывезено более 200 весьма ценных картин мастеров русской, немецкой, французской, итальянской и голландской школ… редкие коллекции часов, бронзы, старинного фарфора, оружия… огромная библиотека и архив»41.

Фото

Для увеличения — нажмите на изображение

С какой бы стороны вы ни приблизились к усадьбе «Марьино», в поле зрения попадает зеленый массив парка. Парк и огромный пруд с системой каналов и мостами являются частью дворцово-паркового ансамбля. Столетние деревья образуют здесь тенистые аллеи, зеленые лужайки сменяются цветниками, и открывается вид на сверкающую поверхность пруда.

Территория Марьинского парка, непосредственно примыкающая к дворцу, имеет регулярную планировку: широкие и прямые аллеи, симметрично расположенные парковые сооружения и посадки, правильно разбитые цветники и подстриженные деревья. Широкая каменная лестница ведет от дворца к пруду.

Регулярный парк переходит в пейзажный. Но и в этой части парка огромная площадь была занята геометрически высаженными купами деревьев, образующими большие круги, крестообразно прорезанные аллеями.

Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников.

Усадьба «Марьино» занимала территорию в 150 гектаров, из которых около 67 находилось под кошарами,- детскими сельскохозяйственными фермами. Таким образом, почти 83 гектара приходилось на дворцовые сооружения, парк и пруд.

По воспоминаниям В.А. Инсарского, «в Марьине… садовников была бездна, потому что в необъятном и роскошном парке было множество оранжерей и других садовых затей. Там был зверинец со стадом оленей и коз. Там были поэтические «кошары», носившие имена дочерей князя, из которых каждая имела в своем заведовании отдельный роскошный сад и посреди его поэтический домик, где находилось несколько коров самой возвышенной породы и все принадлежности молочного хозяйства…»42

Из множества парковых построек в настоящее время сохранилось только здание оранжереи.

Перед парковым фасадом дворца открывается широкое зеркало пруда с двумя живописно расположенными островками. На одном из них, имеющем овальную форму, для княгини Марии Федоровны была выстроена лютеранская кирха, сохранившаяся до наших дней. На некотором расстоянии от овального островка расположен другой — круглой формы, в центре которого находится шестнадцатиколонная ротонда. Раньше в центре ротонды стояла мраморная статуя «Рождение Венеры».

11 октября 1817 года И.И. Барятинский писал К.И. Гофману: «Не забудьте, пожалуйста, выстроить на острове, где была плотина, род храма с колоннами… ротонду… Строение сие не должно быть огромно… но архитектура оного самого изящного вкуса…»43

Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки.

В восточной и южной частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из них сохранились. Наиболее живописен так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня, соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому Марьинскому пруду. Расположенный недалеко от главной композиционной оси дворцово-паркового ансамбля, он хорошо виден через пруд от паркового фасада.

В дни торжеств и празднеств дворец, парк и пруд представляли собой яркое и красочное зрелище. Днем все было украшено флагами, цветами, лентами. С наступлением темноты бесчисленные огни дворца отражались в водах пруда и сливались с разноцветными гирляндами фонарей в парке и на судах флотилии.

Достопримечательностью марьинского парка является чугунный монумент «Орел», символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1902-1903 годах в память о подвигах Александра Ивановича и победоносного окончания Кавказской войны. Эта огромная чугунная птица как бы парит в воздухе над южным берегом Большого марьинского пруда.

С первых лет Советской власти Марьино сохраняется как ценнейший памятник архитектуры. В Записке к смете расходов по содержанию марьинского дворца, составленной в 1918-1919 годах, указывается, что дворец с парком в 400 десятин представляет собой произведение искусства, не уступающее Павловскому парку44.

Дворцово-парковый ансамбль «Марьино» может служить примером бережного отношения нашего народа к культурным ценностям прошлого.

Сейчас здесь размещается один из лучших санаториев страны.

Фото
Для увеличения — нажмите на изображение

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГБЛ, ф. 19, разд. 1, ед. хр. 13, л. 15-17.

2. Грабарь И. История русского искусства.- Т.2.- Изд. Кнебель.- С. 396, 397.

3. Башилов И. Описание Курского наместничества вообще и порознь: всякого города и уезда… ЦГВИА, ф. ВУА, рукопись 1785 г.

4. ГБЛ, ф. 19, оп. 1, ед. хр. 128/274 Б.

5. Там же, ед, хр. 130/277.

6. Там же.

7. Прямоугольное в плане оно имеет наружные размеры 26,4 х 12,3 метра и высоту от поверхности земли до верхней отметки венчающего карниза 7 метров.

8. Гос. архив Курской области, ф. р-970, оп. 3, ед. хр. 20; ф. 376, оп. 1, ед. хр. 37.

9. Цапенко М.П. По западным землям курским и белгородским.- М., 1976.- С. 59.

10. ГБЛ, ф. 19, разд. 1, ед. хр. 4. См.: Арсеньев К.И. Путевые заметки о южной России.- Ч. 8.- Спб., 1844.- С. 496-498.

11. Указ Правительствующего Сената о пожаловании графу Николаю Федоровичу Головину Рыльских, Севских и Путивльских вотчин. 1732 г. — ГБЛ, ф. 19, разд. 1, ед. хр. 15 а.

12. Барятинский Иван Сергеевич (1740-1811) — генерал-поручик, дипломат. Участник Семилетней войны 1756-1763 гг. Состоял при вел. кн. Павле Петровиче. В 1773-1785 гг.- посланник в Париже. С 1786 г. — в отставке. См.: Русские портреты XVIII-XIX столетий.- Спб., 1908. — Т.4. — № 44.

13. Барятинский Иван Иванович (1767-1825) — тайный советник, камергер. В 1801 г. определен в Государственную коллегию иностранных дел с причислением к Лондонской дипломатической миссии, в дальнейшем полномочный министр и чрезвычайный русский посланник в Мюнхене.

14. ГБЛ, ф. 19, разд. 2, папка 21, ед. хр. 1, 6.

15. В архиве Барятинских сохранилась справка о том, что накануне строительства новой усадьбы в княжеском владении было крепостных 2633 души мужских и 2804 души женских, «да приписанных к даниловской суконной фабрике мужска 155 душ, женска 158 душ…»
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 18801.

16. Картина неизвестного художника «Дворец в Марьине», созданная в 1815-1816 годах, изображающая дворец, луг и речку Избицу, свидетельствует о том, что устройство Большого пруда в усадьбе и насаждение парка производились после 1816 года.
На переднем плане картины слева — группа крестьян, справа — члены княжеской семьи, среди которых кормилица с младенцем — старшим сыном И.И. Барятинского Александром.
На боковом уступе широкой гранитной лестницы видны скульптуры коня и стоящего рядом с ним человека, а на высокой подпорной стенке — четыре статуи. Произведения эти не сохранились.

17. ГБЛ, ф. 19, оп. 1, тетрадь 154, с. 36, 37.

18. Там же.- ГБЛ. Тетрадь 4, с. 133 об., 134.

19. Там же.- ГБЛ. Тетрадь 154, с. 149.

20. Там же.- ГБЛ. Оп. 2, №33, ед. хр. 5.

21. Там же.- ГБЛ. On. 1, тетрадь 154, л. 265 об.

22. Цапенко М.П. По западным землям курским и белгородским.- С. 66.

23. Инсарский В.А. Воспоминания//Русский архив.- М., 1869.- С. 475.
Воспоминания В.А. Инсарского печатались в журналах «Русский архив» и «Русская старина» с 1868 по 1898 г. Он был директором канцелярии при главнокомандующем Кавказской армией фельдмаршале А.И. Барятинском, потом главноуправляющим его курскими имениями и позднее московским почт-директором.

24. Там же.

25. Московские ведомости.- 1815.- № 54.

26. Инсарский В.А. Воспоминания//Русская старина.- 1874.- Февр.- С. 302.

27. Трофимова Т. Обзор музыкального архива Барятинских.- ГБЛ, ф. 19, 1936.

28. ГБЛ, ф. 19, оп. 1, ед. хр. 242 в.

29. Зиссерман А.Л. Фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский. 1815-1879. Т. 1.- М., 1889.- С. 37.
Барятинский Владимир Иванович (1817-1875) — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, обер-шталмейстер двора, кавалер множества русских и иностранных орденов. См.: Кончин Е. Эмиссары восемнадцатого года.- М., 1981.- С. 109.

30. ГБЛ, ф. 19, оп. 2, папка № 188, ед. хр. 11.

31. Цапенко М.П. По западным землям курским и белгородским.- С. 63, 67, 68, 70.

32. Там же.- С. 67.

33. Листов В.Н. Ипполит Монигетти.- Л., 1976.- С. 106-109, 139, 142.

34. ГБЛ, ф. 19, оп. 2, папка 121, ед. хр. 13, 14, 17 а, 17 б.

35. Арсеньев К.И. Путевые заметки о южной России.- С. 496-498.

36. Теодор Горшельт (1829-1871) — живописец. Участвовал в походе 1858 года против Шамиля.

37. О спасении художественных ценностей Марьинского дворца см.: Жуков Ю.Н. Сохраненные революцией.- М., 1985.- С. 93, 94;
Кончин Е. Эмиссары восемнадцатого года.

38. ГИМ, ф. 342, ед. хр. 240. А.И. Барятинский. Коллекция письменных документов, 1618-1905 гг. Розанов И.Н. Библиотека А.И. Барятинского — конгломерат шести библиотек.- ГПИБ,- рукопись 1937 г., с. 17-23.

39. Трофимова Т. Обзор музыкального архива Барятинских.- ГБЛ, ф. 19, оп. 1, рукопись 1936 г.

40. Через Государственный музейный фонд художественные коллекции и библиотека Барятинских в начале 1920-х годов распределялись по музеям и картинным галереям многих городов страны.

41. Дауге А. Охрана памятников искусства и старины в провинции// Художественная жизнь.- 1919.- № 1.- С. 11.

42. Инсарский В. А. Воспоминания//Русская старина.-1874.- Февр.- С. 302.

43. ГБЛ, ф. 19, on. 1, тетрадь 4, с. 133 об., 134.

44. Объяснительная записка к смете расходов по «Марьину». 1918-1919 гг. ГАКО, ф. р-313, оп. 130.

ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. «Палаты» Мазепы. Начало XVIII в. Вид с юга

2. Портрет гетмана И.С. Мазепы Конец XVII — начало XVIII в.
Гравюра
Библиотека великих писателей Пушкин, Т. III , с. 9

3. План усадьбы Мазепы в с. Ивановское, составленный 25 июня 1790 г.

4. «Палаты» Мазепы в с. Ивановское. 1886
Гравюра М. Рашевского по рисунку А. Кондопуло
Из журнала «Нива», 1886, №21

5. Аллея из усадьбы «Марьино» в с. Ивановское

6. «Палаты» Мазепы Фотография конца 1940-х гг.

7. «Палаты» Мазепы Рисунок-реконструкция К. Лопяло 1976

8. Марьино. Общий вид дворцовопаркового ансамбля. 1811-1820
Архитектор К.И. Гофман
Перестроен в 1869-1873 гг. архитекторами И.А. Монигетти и К.Ф. Шольцем

9. «Геометрический план» усадьбы «Марьино». 1820
Публикуется впервые

10. Схематический план усадьбы Мазепы в с. Ивановское и дворцовопаркового ансамбля «Марьино»
Составил С.И. Федоров
Публикуется впервые

11. Проект главного фасада дворца в Марьине. 1811-1812
Архитектор К.И. Гофман

12. Проект паркового фасада дворца в Марьине. 1811-1812
Архитектор К.И. Гофман

13. Неизвестный художник
Портрет крепостного «кирпичных дел мастера» Лаврентия Наседкина (?). До 1819 г.

14. Памятник Лаврентию Наседкину в усадьбе «Марьино». 1819
Разрушен фашистами

15. Чугунная плита с памятника И. Гулету в усадьбе «Марьино»
1822

16. Венера Марьинская. 1854
Фрагмент
Копия с античной скульптуры. Отлита в 1854 г. на заводе И. Гамбургера в Петербурге

17. Дворец. 1811-1820
Вид на главный северный фасад со стороны парадного двора
Архитектор К.И. Гофман
Перестроен в 1869-1873 гг. архитекторами И.А. Монигетти и К.Ф. Шольцем

18. Дворец
Вид на парковый южный фасад

19. Дворец
Фрагмент центральной части южного фасада

20. Дворец
Фрагмент центральной части южного фасада

21. Дворец
Вид на западное крыло паркового фасада

22. Дворец
Вид на западный фасад

23. Дворец
Фрагмент западного фасада

24. Дворец
Главный фасад со стороны парадного двора

25. Восточный флигель парадного двора

26. Вид на восточный флигель парадного двора от главного фасада дворца

27. Фрагмент террасы паркового фасада дворца

28. Фрагмент террасы паркового фасада дворца и пергола

29. Вид на южный фасад дворца со стороны парка

30. Дворец
Северный вестибюль. Мраморная лестница со скульптурами львов

31. Дворец
Круглый зал

32-33. Дворец
Круглый зал. Декор стены

34-35. Дворец
Круглый зал. Настенные росписи гризайль по мотивам «Илиады» Гомера: «Моление о победе», «Поход»

36. Дворец
Круглый зал. Плафон

37. Дворец
Круглый зал. Фрагмент решетки обзорного балкона

38. Дворец
Круглый зал. Люстра

39. Дворец
Голубая гостиная второго этажа

40. Дворец
Голубая гостиная. Угловая розетка потолка

41. Дворец
Голубая гостиная. Люстра центрального плафона

42. Дворец
Голубая гостиная. Фрагмент центрального плафона

43. Дворец
Голубая гостиная. Центральная розетка паркета

44. Дворец
Голубая гостиная. Фрагмент камина

45. Дворец
Голубая гостиная. Дверь

46. Дворец Голубая гостиная Фотография конца XIX в.
Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва Ф. 5, колл. XXV, инв.- 11 766
Публикуется впервые

47. Дворец
Камин

48. Дворец
Голубая гостиная. Камин

49. Дворец
Люстра восточной гостиной второго этажа

50. Дворец
Деревянная винтовая лестница

51. Дворец
Книжный шкаф в гостиной третьего этажа

52. Дворец
Книжный шкаф в гостиной третьего этажа

53. Дворец
Кабинет князя
Фотография конца XIX в.
Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва Ф. 5, колл. XXV, инв.- 11 766
Публикуется впервые

54. Дворец
Кабинет княгини Фотография конца XIX в.
Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва Ф. 5, колл. XXV. инв.- 11 766
Публикуется впервые

55. Дворец
Кабинет с коллекциями оружия и фарфора
Фотография конца XIX в.
Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва Ф. 5, колл. XXV, инв.- 11 766
Публикуется впервые

56. Герб рода князей Барятинских XIX в.
Дерево, резьба. 130х90 (Все размеры даны в сантиметрах)
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 99

57. Анжелика Кауфман. 1741-1807
Портрет княгини Екатерины Петровны Барятинской с сыном Иваном, дочерью Анной и зятем графом Николаем Александровичем Толстым
Конец XVIII в.
Холст, масло. 292х200
Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва
Инв,- 1374

58. Неизвестный художник
Портрет князя Ивана Сергеевича Барятинского. Вторая половина XVIII в.
Из книги «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Спб., 1908, т. 4, вып. 1, №14.

59. Э. Виже-Лебрен. 1755-1842
Портрет князя Ивана Ивановича Барятинского. 1800
Холст, масло. 64,2х50,2
Гос. Третьяковская галерея. Москва
Инв.- 4617

60. Неизвестный художник
Портрет Марии Франциски Барятинской, урожд. Деттон, первой жены И.И. Барятинского. До 1807 г.
Подкрашенная гравюра. 18х14
Гос. библиотека СССР им. В.И. Ленина. Отд. рукописей, ф. 19, разд. 2, карт. 21, ед. хр. 35.
Публикуется впервые

61. В.Л. Боровиковский. 1751-1825
Портрет великой княжны Александры Павловны. 1796
Холст, масло. 76х60
Курская областная картинная галерея. Инв.- 554

62. Неизвестный художник
Портрет княгини Марии Федоровны Барятинской, урожд. Келлер, второй жены Ивана Ивановича Барятинского, с сыном Владимиром
1817 (?)
Из книги «Русские портреты XVIII-XIX столетий». Т. 4, вып. 1, №17

63. Неизвестный художник первой половины XIX в.
Дворец в Марьине. 1815-1816
Холст, масло. 285х330
Курский областной краеведческий музей
Инв.- 2077

64. Неизвестный художник
Портрет фельдмаршала князя Александра Ивановича Барятинского
Вторая половина XIX в.
Гравюра
Из «Военной энциклопедии». Спб., 1911, С. 4

65. Неизвестный художник
Портрет Шамиля. 1859
Гравюра по рисунку В. Тимма 6 октября 1859 г.
Русский художественный листок, 1859, №32

66. Теодор Горшельт. 1829-1871
Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 г. 1863
Холст, масло. 263х340
Курский областной художественный музей
Инв.- 2057

67. Теодор Горшельт. 1829-1871
Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А.И. Барятинским на Гунибе 25 августа 1859 г. 1863
Гравюра. 46х64
Курский областной краеведческий музей
Инв.- 20

68. Фридрих Биссен
Княгиня М.Ф. Барятинская. 1820
Копия со скульптуры Бертеля Торвальдсена
Мрамор. Выс.- 172
Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва
Инв.- 102

69. Карло Финелли. 1780-1854
Рождение Венеры. 1840-е гг.
Мрамор. Выс.- 103
Курский областной краеведческий музей
Инв.- 2028

70. Неизвестный скульптор
Женский портрет. 1842
Мрамор. Выс.- 56
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 2.

71. Неизвестный скульптор Петр Великий. Первая половина XIX в. (?)
Мрамор. Выс. — 100
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 7

72. Неизвестный скульптор
Богиня медицины. XVIII в.
Мрамор. Выс.- 128
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 5.

73. Неизвестный скульптор Юлий Цезарь. Первая половина XIX в.
Мрамор. Выс.- 74
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 15

74. Александр Триппель. 1744-1799
Нерон. 1791
Мрамор. Выс.- 74
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 19 КП

75. Неизвестный скульптор
Богиня охоты. XIX в.
Мрамор. Выс.- 56
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 2

76. Неизвестный скульптор
Аполлон. XVIII в.
Мрамор. Выс.- 73
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 9

77. Неизвестный скульптор
Туалет Венеры. XVIII в.
Мрамор. Выс.- 128
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 6.

78. Неизвестный скульптор
Спящий мальчик. Начало XIX в.
Мрамор. Выс.- 35
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 13

79. Неизвестный скульптор
Неаполитанская рыбачка. Первая половина XIX в.
Мрамор. Выс.- 50
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 11

80. Неизвестный скульптор
Танцовщица. XIX в.
Мрамор. Выс.- 126
Курский областной краеведческий музей
Инв.- 1867

81. Неизвестный скульптор
Парковое кресло с грифонами XIX в.
Выс.- 100
Курский областной краеведческий музей
Инв.- 1883

82. Неизвестный скульптор
Подставка «Грифон». XIX в.
Черное дерево
Рыльский краеведческий музей Курская обл.

83. Неизвестный скульптор
Бард (?). Первая половина XIX в.
Бронза. Выс.- 55
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 4

84. Коврик Шамиля. Вторая половина XIX в.
Ткань, бархат, шитье. 98х150
Курский областной краеведческий музей
Инв.- 6426

85. Кресло. XIX в.
Дерево, резьба, Выс.- 80
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 73

86. Мебель из усадьбы «Марьино»
Фрагмент экспозиции в Курском областном краеведческом музее

87. Буфет. Фрагмент декора

88. Ваза. XIX в.
Фарфор, золочение, бронза. Выс.- 72
Курский областной краеведческий музей
Инв.- 14 721

89. Ваза. XVIII в. Фрагмент.
Роспись

90. Ваза. XVIII в.
Франция
Фарфор, роспись. Выс.- 60
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 157

91. Ваза. XIX в. (?)
Фарфор, роспись. Выс.- 50
Рыльский краеведческий музей Курская обл.
Инв.- 20 КП

92. В парке

93. Вид на усадьбу от Большого пруда
На переднем плане — монумент «Орел». 1903

94. Вид на дворец и Большой пруд

95. Гранитная лестница от центральной аллеи к Большому пруду

96. Ступенчатый мост

97. Горбатый мост

98. Мост с кругами

99. Эрмитажный пруд

100. Вид от дворца на партер парка и Большой пруд

101. Вид от дворца на Большой пруд и ротонду

102. Вид на Круглый остров и ротонду с берега Большого пруда

103-104. Большой пруд

105. Аллея из Марьина в Ивановское

106. Тропинка вдоль Большого пруда

107. Пятисотлетний дуб в регулярном парке

108-109. В парке летом

110. Въездные ворота хозяйственного двора

111. Тропинка в регулярном парке

112-118. Усадьба «Марьино» зимой

119. Башня Шамиля недалеко от усадьбы «Марьино»

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГБЛ — Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И. Ленина

ГАКО — Государственный архив Курской области

ГПИБ — Государственная публичная историческая библиотека

ЦГВИА — Центральный государственный военно-исторический архив

ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов СССР

БИБЛИОГРАФИЯ

Аврамов Н.П. Грозный имам Кавказа Шамиль в Калуге.- Калуга, 1909

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX вв.- М., 1975.

Арсеньев К.И. Путевые заметки о южной России.- Ч. 8.- Спб., 1844.

Башилов И. Описание Курского наместничества вообще и порознь: всякого города и уезда, с планами городам и картами уездам, сочиненное в 1785 году курским губернским землемером порутчиком Иваном Башиловым. 1785 г. ЦГВИА, ф. ВУА, рукопись 1785 г.

Богданович Е. Род князей Барятинских.- Спб., 1898.

Брянчанинов Н. Страницы прошлого//Столица и усадьба.- 1914.- №9.-С. 11. Воспоминания князя Виктора Ивановича Барятинского.- М., 1904.

Габель В., Федоров С. Марьино.- Курск, 1956.

Грабарь И.Э. История русского искусства.- Т. 2.- М., изд. Кнебель, 1908-1915.

Долгорукий П. Российская родословная книга.- Ч. 1. Князья Барятинские.- Спб., 1854.

Жуков Ю.Н. Сохраненные революцией.- М., 1985.

Зиссерман А.Л. Фельдмаршал князь А.И. Барятинский. 1815-1879.
Т. I и II.- М., 1888-1889.

Зиссерман А.Л. Фельдмаршал князь А.И. Барятинский//Русский архив.- 1888.- № 1.

Инсарский В.А. Воспоминания//Русский архив.- 1868, 1869, 1873, 1874, 1888, 1889, 1896; Русская старина.- 1874, 1894, 1895, 1897, 1898.

История русской архитектуры.- М., 1956.

Ищенко Б.А. Оркестр князей Барятинских//Записки воронежских краеведов; Вып. 1.- Воронеж, 1979.

Княгиня Мария Федоровна Барятинская.- Спб., 1858.

Кончин Е. Эмиссары восемнадцатого года.- М., 1981.

Костомаров Н.И. Мазепа и мазепинцы//Костомаров Н.И. Собр. соч.- Кн. 6.- Спб., 1905.

Курские губернские ведомости.- 1860.- № 10. О превращении имения кн. Барятинских в заповедное.

Ларионов С. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце собранное Сергеем Ларионовым того наместничества Верхней расправы прокурором.- М., 1786.

Листов В.Н. Ипполит Монигетти.- Л., 1976.

Николаев П.С. Барятинский, кн. Александр Иванович, генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа// Ист. вестник.- 1885.- Т. XXII.- Дек.

Памятная книжка Курской губернии на 1860 год.- Курск, 1860.

Памятная книжка Курской губернии на 1893 год.- Курск, 1893.

Познанский В.В. Усадьба Марьино//Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Курская область.- М., 1979.

Поместья Мазепы и Искры: Дом гетмана Мазепы в с. Ивановском (Курская губ.)//Нива,- 1886.- № 21.

Розанов И.Н. Библиотека А.И. Барятинского — конгломерат шести библиотек.- Рукопись, 1937 г.

Русский биографический словарь.- Т. II.-Спб., 1900.

Русские портреты XVIII и XIX столетий.- Спб., 1906.

Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства.- М., 1984.

Самсонов В.И. Из прошлого Курского края.- Курск, 1952.

Трофимова Т. Обзор музыкального архива Барятинских.- ГБЛ, отд. рукописей, ф. 19, 1936 г.

Трофимова Т. Музыкальное наследство композитора Михаила Юрьевича Виельгорского//Записки отдела рукописей Всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина; Вып. 2.- М., 1939.

Федоров С., Табель В. Усадьба Марьино//Архитектура СССР.- 1956.- №8.

Федоров С.И. Усадьба Марьино.- М., 1960.

Федоров С.И. Марьино.- Воронеж, 1965.

Федоров С.И. Марьино. Памятник усадебного зодчества.- Воронеж. 1988.

Федоров С.И. Марьино.- М., 1976.

Федоров С.И. Палаты Мазепы в селе Ивановском: Дворцово-парковый ансамбль Марьино//Архитектурные очерки Курского края.- Воронеж, 1982.

Цапенко М.П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII вв,- М., 1967.

Цапенко М.П. По западным землям курским и белгородским.- М., 1976.

Автор-составитель Сергей Иванович Федоров

МАРЬИНО

Альбом

Рецензент Т.Д. Божутина, зав. сектором отдела истории русской архитектуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева

Редактор Д.М. Ладыгина
Художественный редактор В.Д. Демидов
Технический редактор Т.Ю. Шарыкина
Корректор Л.М. Логунова

 Снимки книги «Марьино» — ССЫЛКА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: