Перов Василий Григорьевич

Перов Василий Григорьевич

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет

 Василий Григорьевич Перов прожил нелёгкую жизнь, полную потерь, сомнений и разочарований. Художник был признан лидером русской живописи, но в конце своего пути столкнулся с охлаждением публики и непониманием бывших единомышленников. О частной жизни художника известно немногое. Он был очень закрытым человеком и не оставил после себя дневников, манифестов и статей, его редкие письма отличались лаконизмом.

Родился Василий Григорьевич Перов 23 декабря 1833 года в Сибири, в семье губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера. Он появился на свет незаконнорожденным, до брака, — его родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крёстного отца — Васильев.

Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов — за пристрастие ребёнка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией. Отец Перова был образованным человеком, общался в Сибири с ссыльными декабристами, исповедовал передовые идеи. Поколесив по России, Криденер обосновался в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Окончив в Арзамасе уездное училище, Перов поступил в местную художественную школу академика А.В. Ступина. В стенах школы, культивировавшей строгий рисунок, подросток провёл три года. Престарелый Ступин уже тогда разглядел в своём воспитаннике искру Божью. «Васенька не пропадёт, — говорил он его матери, — у него талант, из него выйдет художник.»

Ещё три года Перов занимался самостоятельно, затем переехал в Москву и начал обучение в московском училище живописи и ваяния. Обучение длилось до 1862 года. К тому времени отец Перова разорился, и молодой человек остался без поддержки, ему негде было жить, он почти голодал, из-за отсутствия верхней одежды в морозы пропускал занятия. Юношу тайно приютила пожилая женщина, служившая в женском приюте. Но всё разрешилось в тот день, когда преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову бесплатно квартиру и стол у себя. Этому человеку художник оставался благодарен всю жизнь. К тому времени он был обладателем нескольких медалей. В 1857 году Большой серебряной медали была удостоена картина «Приезд станового на следствие», а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Перова громко заговорили. В молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова.

Женившись в 1862 году на Е.Э. Шейнс, Перов уехал с молодой женой за границу усовершенствовать, по его собственным словам, «техническую сторону». Он посетил Берлин, Дрезден, жил в Париже, но не прошло и двух лет, как художник засобирался домой. За границей он чувствовал себя неуютно и мотивировал своё решение тем, что стремится «изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов, как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества».

Эти разработки в скором времени принесли ему славу. Всякая новая его картина становилась общественным явлением. За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» Перов был удостоен звания академика живописи, а в 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» — звания профессора.

В конце 1860-х годов в жизнь Перова ворвалась трагедия — он потерял жену, а следом двоих старших детей. Необычным образом это отозвалось в творчестве — художник, забыв про скорбные сюжеты, устремился на поиски «отрадного» в жизни. В 1872 году он вновь женился — на Е.Е. Другановой.

Перов принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что Товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников. Тот же Крамской заявил, что после репинских «Бурлаков» о Перове говорить вообще невозможно.

Отдушиной для мастера стало преподавание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом Перов оказался блестящим. «В школе, — вспоминал М.В. Нестеров, — всё жило Перовым, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. Все были преданными, восторженными его учениками». В училище он сошёлся с другим знаменитым преподавателем — Алексеем Саврасовым. Они даже писали в тандеме — это, в частности, касается перовских «Охотников на привале».

Между тем жизнь клонилась к концу. С 1874 года Перова «ела» злая чахотка, он угасал на глазах. Тот же Нестеров удивлялся: «Как случилось, что Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком?» 29 мая 1882 года художник умер в Кузьминках под Москвой. Похоронили его при большом скоплении народа на кладбище московского Данилова монастыря.

*   *   *

Галерея (82 изображения)

*   *   *

 Историко-биографический фильм «Путь славы и скорби Василия Перова» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2010
Продолжительность: 00:26:12
Формат: avi
Размер: 183 Мб

Режиссер: Г. Иванова

 Фильм о великом художнике Василии Григорьевиче Перове.
 Лучшие его картины знакомы с детства многим поколениям русских людей. Они иногда пробуждают улыбку, а чаще глубокую печаль. Художник сердечно переживал, создавая свои полотна, и его волнение всегда передается зрителю.
  Он с честью прошел свой путь славы и скорби.

Скачать для ознакомления: Путь славы и скорби Василия Перова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: