Памятный знак курянам, членам экипажа линкора «Новороссийск» героически погибшим в октябре 1955 года, установлен 26 мая 2002 года по инициативе, на средства и усилиями членов курского морского клуба «Кают-компания».
Расположен на территории Михайловского храма (ул. Карла Либкнехта). Храм Михаила Архангела еще называют — Морским.
Катастрофа унесла жизни более 600 членов экипажа. Среди них было 13 курян. Это – старшины 2-й статьи Михаил Губин, Александр Косухин и Григорий Медовкин, старшие матросы Анатолий Матвеев, Михаил Машин, Дмитрий Минаков, Владимир Таранов и Сергей Чумаков, матросы Валентин Мишин, Александр Огурцов, Александр Рязанцев, Александр Шевяков и Андрей Хиричков.
29 октября 1955 года на линкоре «Новороссийск» случилась беда во время стоянки у пирса. Часть экипажа сошла на берег, на борту осталось 1600 человек. Около 01:00 ночи всех разбудил мощный толчок, встряхнувший весь корабль, вызванный взрывом в его носовой части. С соседних крейсеров была замечена световая вспышка.
В результате взрыва на борту линкора «Новороссийск» вышла из строя электростанция и была разрушена носовая группа дизель-генераторов, соответственно стала непригодной громкоговорящая связь. Началось быстрое поступление воды на борт, с которым самоотверженно боролся личный состав боевых постов и корабельных аварийных расчетов. Дифферент на нос продолжал нарастать. Вода все дальше распространялась по палубе корабля, несмотря на все усилия экипажа. И когда крен достиг 20 градусов, морское судно стремительно повалилось на левый борт и опрокинулось вверх килем. Над водой осталась кормовая часть днища длиной около 110 метров. Это произошло через 2 часа 44 минуты после взрыва.
Стоящий на бочке корабль решили оттаскивать буксирами, естественно сделать этого не удалось. К линкору подошли спасательные катера, но на них сошла лишь небольшая часть экипажа.
К утру 30 октября линкор «Новороссийск» затонул, оставшиеся внутри корабля матросы отчаянно стучали металлическими предметами по бортам, подавая о себе весть. Водолазы перестали слышать их стуки только 1 ноября. В последние минуты перед гибелью линкора «Новороссийск» было слышно, как находившиеся внутри пели «Варяг». Так закончилась трагедия, унесшая 607 жизней советских моряков.
Расследованием катастрофы занялась комиссия во главе с председателем комиссии генерал-полковником Малышевым. Комиссии были заданы жесткие сроки расследования катастрофы — предстояло управиться за месяц. Через две недели причины расследования катастрофы были представлены в ЦК КПСС. Приняли и одобрили. Из материалов следствия — прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора «Новороссийск» являются:
командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко. ВРИО командующего эскадрой контр-адмирал Никольский, ВРИО командира капитан 2 ранга Хоршудов. Прямую ответственность за катастрофу — член военного совета ЧФ вице-адмирал Кулаков. Но в одном из многих предоставленных документах не было ответа, что же на самом деле произошло.
Долгое время подробности этой катастрофы оставались под грифом «Секретно». Сегодня многие документы, связанные с трагедией линкора «Новороссийск» стали достоянием гласности. Теперь можно озвучить основные версии произошедшего.
Следственная комиссия установила, что основными причинами гибели 607 человек линкора «Новороссийск» после взрыва являются: преступно неправильная легкомысленная оценка катастрофы командования флота, эскадры и корабля, ошибка истинного положения, в котором находился линкор после взрыва и непринятие в первые же минуты катастрофы простого, но единственно правильного решения — перевод своим ходом поврежденного корабля на более мелкое место, где глубина составляла не более 12 метров.
Проведя тщательную экспертизу было установлено, что причиной взрыва стала мина типа «RMH», оставшаяся с времен второй мировой войны, но кроме этой версии существуют и другие: диверсия со стороны итальянцев и даже столкновение с «поездом-призраком», якобы курсирующий между Севастополем и Балаклавой.