На Руси колокола впервые зазвучали вскоре после принятия христианства, но широко распространились с конца XVI века Колокольный звон органически входит в церковное богослужение и, возвещая о нем, является частью его. Звук колокола воспринимается также и как сигнал, соответствующий таинственному воплю в полунощи, о котором повествует Евангелие «Вот жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25, 6), которым прикровенно изображается второе пришествие Христово. Такой сигнал есть не что иное, как благовестие о пришествии Судии и Избавителя. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно-точное название — благовест.
Каждый колокол должен быть освящен. Освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем и ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы; чтобы этим звоном утешались и прекращались бури ветряные и прочие бедствия, чтобы, слыша его, верные рабы Божий укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли всем дьявольским наветам, побеждая их молитвой и славословием.
Большая звонница Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, возведенная в XVI веке, сохранила неповторимый набор колоколов. Среди тринадцати, участвующих в звоне, имеются образцы колоколо-литейного мастерства начиная с XVI по XIX век, о чем говорят надписи на них.
Согласно преданию три самых больших колокола — праздничный, полиелейный и великопостный подарены монастырю русскими царями Иоанном Грозным, Борисом Годуновым и Петром I.
Звон в них производится древним «Очепным» способом, при котором с помощью шеста или «коромысла» раскачивается сам колокол, а не его язык, как это происходит с малыми и средними колоколами. Две пары малых колоколов, расположенных над большими колоколами, называются «тиньки», четыре колокола двух средних пролетов — «переборы», два колокола в двух крайних проемах — «бурлаки».
Крайне редко — два раза в году, в престольные праздники, звучат четыре колокола звонницы Никольской церкви (1564 г.).
Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны — Великим постом, другие в будни, особые звоны к заупокойным службам и особые — в праздники. Различают праздничный воскресный, полиелейный или звон к празднику со всенощным бдением. Уникальный набор колоколов монастырских звонниц позволяет воспроизводить все виды звонов, предусматриваемые церковным уставом. Все эти звоны и представлены в записи на этом диске.
Искусство русского церковного колокольного звона бережно сохранилось иноками и живет в обители по сей день. Оно представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.
Большая звонница (I — II), звонница Никольского храма (12)
Монах Алексей (1 — 12), Митрофорный протоиерей Евгений (9, 11)
Иеродиакон Герман (3, 4, 11), Инок Олег (11, 12), Послушник Георгий (5, 9), Михаил Тетерин (3, 5, 9, 11)
________________________________
Год выпуска: 1991
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:41:53
Битрейт аудио: 320 kbps
Размер: 89 Mb
Содержание:
Сторона 1
1. Сбор звонарей (Повестка)
2. Вседневный (Благовест)
3. Полиелейный
4. Славословный
5. Звон на вынос Креста
Сторона 2
6. Постовые звоны (к третьему часу, к шестому часу, к девятому часу)
7. Погребальный звон (фоном — «Святый Боже»)
8. Звон на «Достойно»
9. Праздничный
10. Никольский
Скачать для ознакомления: Колокольные звоны Псково-Печерского монастыря
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.