Каменный пятипрестольный Троицкий соборный храм был возведен в 1801 году на средства прихожан.
После 1917 года Троицкий собор был закрыт, ценная церковная утварь была изъята большевиками, в храме устроили зернопродуктовый склад. В 1930-м году сняли колокола, кресты, разрушили купола. Погром колокольни довершили немцы бомбардировками во время войны. Они же в период оккупации устроили в храме конюшню и пекарню. После многолетних надругательств храм был восстановлен стараниями и за счет средств прихожан. Сейчас он снова действует и служит православным людям.
Адрес: 306530, Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, 11
Телефон: (47145) 4-37-54
Настоятель: епископ Паисий (Юрков)
Свято-Троицкий храм — пятипрестольный кафедральный собор Щигровской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Щигры Курской области.
Открыт для прихожан с 1801 года. При храме создано Свято-Троицкое братство, являющееся одним из самых крупных производителей резной церковной утвари в России (ныне выделено как самостоятельная структурная единица митрополии).
Настоятелем храма с 23 июня 2015 года является епископ Паисий (Юрков).
Каменный Свято-Троицкий храм в Щиграх был построен в 1796-1801 годах, в соответствии с «Планом городу Щигрову», утверждённым Екатериной II 10 мая 1785 года. По другим данным строительство было завершено в 1802 году. Храм первоначально представлял собой однокупольную церковь, пять колоколов были установлены на столбах.
Позднее храм был перестроен, предположительно на пожертвования прихожан, поскольку сведений об этом не сохранилось. В результате перестройки он стал пятикупольным, рядом была построена высокая колокольня. В храме было пять престолов: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах с правой стороны — во имя Пресвятой Богородицы в честь её иконы Неопалимая Купина и Тихвинская, с левой — во имя Святого Митрофана, епископа Воронежского, в верхнем приделе с правой стороны — во имя святителя Николая Чудотворца, с левой — во имя Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского чудотворца. Церкви также принадлежали каменная сторожка и пятнадцать каменных лавок, одна из которых служила для продажи свечей. При храме действовала библиотека церковной литературы.
После Октябрьской революции 1917 года для церкви наступили трудные времена. Троицкий собор был закрыт(когда?). В здании храма был размещен зернопродуктовый склад. В 1930 году с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Постановлением Президиума Щигровского горсовета депутатов 13 января 1930 года бывшее здание храма было передано под дом культуры и отдыха.
Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня.
После войны Свято-Троицкий храм был восстановлен. Богослужения возобновились в 1947 году. Последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Модест (Гамов), после её закрытия, служил в этом храме.
19 мая 1987 года настоятелем храма был назначен иеромонах (впоследствии — архимандрит до апреля 2011 г., ныне митрополит) Зиновий (Корзинкин), который оставался на этом посту до апреля 2011 года. В 1988 году при храме открылась воскресная школа. В середине 1990-х Зиновием организуется Свято-Троицкое братство, которое занимается возрождением церковных ремёсел и специализируется на изготовлении предметов церковно-прикладного искусства.
В 2007 году были восстановлены купола храма. По состоянию на 2007 год функционируют два придела: Центральный и Никольский.
Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин).
С 6 апреля 2012 года по 23 июня 2015 года. настоятелем храма назначен Игумен Роман (Архипов).
С 23 июня 2015 года настоятельство в соборе преосвященный Паисий, управляющий Щигровской епархией возложил на себя.
В связи с образованием Щигровской епархии (26 апреля 2012 года) храм стал кафедральным собором.
Википедия
Выпуск №199, 2016 г.
Каменный Троицкий собор появился в Щиграх через двадцать лет после проведения губернской реформы, в результате которой небольшое село Троицкое превратилось в уездный город Щигры. Городу полагалось иметь соборный храм — его и построили в конце ХVIII века. План регулярной застройки Щигров Екатерина II утвердила в 1785 году — на плане этом значилась Базарная площадь с храмом. Этим храмом вскоре стал каменный Троицкий собор. Троицкий собор уезного города строили пять лет — с 1796 по 1801 год, в которые без зазора уместилось царствование Павла I. Кто был автором проекта церкви, на чьи деньги она строилась — мы не знаем. Но отличался тот вариант Троицкого собора от нынешнего храма довольно сильно. Мы можем представить, как он выглядел, благодаря сохранившейся «Описи в городе Щигры соборной каменной церкви Святой Троицы», датируемой ноябрём 1802 года. Церковь, сравнительно с нынешним собором, была небольшой — 12 на 27 аршин (8,5х19 метров). Имела она только один престол, одну главку, обитую позолоченным листовым железом, железную крышу, была украшена внутренними и внешними росписями. В описи упоминается даже количество окон в здании — их было шестнадцать, из которых в алтаре семь и в трапезной шесть. Колокольней новый храм тогда не обзавёлся, а точнее, обзавёлся, но специфической — с пятью колоколами на столбах: самый большой весил около полутонны, то есть не сказать, чтобы был чрезвычайно могучим. С течением времени Троицкий храм оказался тесен. Щигры пусть и медленно, но в «населённости» прибавляли. Если в период строительства этой церкви в городе было полторы тысячи жителей, то к 1860 году численность щигровского населения «подвалила» к пяти тысячам человек. Старая каменная церковь в какой-то момент перестала вмещать всех желающих и её решили расширить.
В 1850-х годах почти все новые храмы в России строились в псевдорусском стиле, внедрённом в отечественное зодчество железной рукой самодержца. К этому времени и относится достройка и перестройка Троицкого собора. Отметим: один из сохранившихся документов сообщает, что в 1848 году для покраски храма было закуплено краски на 111 рублей — это по деньгам той эпохи очень и очень немало, то есть красить предстояло площади внушительные; вполне вероятно, что к тому году как раз и завершили расширение и реконструкцию храма, в ходе которых он, помимо всего прочего, получил необыкновенно высокую колокольню. В двухэтажном Троицком соборе было освящено аж пять престолов. Перед революцией в его приходе насчитывалось без малого две с половиной тысячи человек; причт состоял из трёх священников, диакона и псаломщика; при храме действовала церковноприходская школа.
В советскую эпоху судьба Троицкого собора сложилась, сравнительно с судьбами тысяч других русских храмов, относительно неплохо, хотя закрытия он не избежал. Произошло оно в 1930 году и было обставлено по лицемерным правилам тех лет — с видимостью народного волеизъявления. В храме должен был расположиться дом культуры и отдыха. Однако «дома культуры и отдыха» не получилось — перед Великой Отечественной войной в здании размещалось зернохранилище. При немцах была предпринята попытка возобновить богослужения в храме, но она оказалась безуспешной — прихожане не приняли назначенного к собору священника, призвавшего молиться о том, чтобы «враги не вернулись в Щигры». За неимением молящихся немцы приспособили здание под конюшню и пекарню. Возобновление богослужений произошло уже после освобождения Щигров от оккупантов — на волне потепления отношений между государством и Церковью. С 1947 года в нём стали совершаться богослужения. Во время хрущёвской атаки на Церковь щигровский собор устоял. Более того, косвенным следствием жёсткого атеистического прессинга, инициированного Хрущёвым, было то, что настоятелем Троицкого собора в начале 1970-х годов стал почитавшийся старцем архимандрит Модест (Гамов) — предпоследний настоятель знаменитой Глинской пустыни, разогнанной в 1961 году богоборцами. Повезло и в конце 1980-х годов Троицкому собору с его новым настоятелем. В 1987-2011 годах им был отец Зиновий (Корзинкин) (ныне митрополит Саранский и Мордовский).
Троицкий храм начали строить в конце ХVIII века, когда в российской провинции ещё оставались популярны традиции позднего барокко — в этом стиле и был составлен первоначальный проект церкви. Четверик (возможно и даже вероятнее всего, двусветный) получил граненое покрытие с прорезанными в верхней части фасадов по сторонам света и выделенными полуциркульными изгибами карниза люкарнами; покрытие венчал восьмигранный барабан с небольшой главкой. Позже храм расширяли и в середине ХIХ века кардинально перестроили — уже в совершенно иной стилистике — «русско-византийской». Храм с севера, востока и юга «оброс» симметричными «лепестками», получив аттик с ложными закомарами и «псевдорусское» пятиглавие. В декоре зазвучали «древнерусские» нотки — особенно громко в наличниках окон нижнего ряда. Стилистическое наступление «древней Руси», предпринятое в ходе генеральной реконструкции, оказалось столь мощным, что барочная основа храмового здания сегодня угадывается с трудом. По окончании перестройки собор, дополненный просторной двухэтажной трапезной, вытянулся в длину — причём сильно, «дисгармонически», однако наметившаяся дисгармония была исправлена возведением с запада «свечи»-колокольни, правильно переместившей центр масс. В наши дни этой колокольни, разрушенной в годы Великой Отесественной войны, собору очень не хватает — в её отсутствие он как бы заваливается к востоку. Пять луковичных глав Троицкого собора поставлены на высокие круглые барабаны; центральный при этом традиционно больше боковых и выделен поясом кокошников, устроенным в его основании. Мощные белые «наличники» ограничивают площадь высоких узких ложных окон с полуциркульным завершением: как знать, возможно, когда-то они и не были ложными. В советское время центральный (он же тогда и единственный) барабан, сильно «сокращённый» в высоту, имел вполне реальные окна. Пятиглавие восстановлено в 2007 году. Особенно характерны для Троицкого собора — в том смысле, что прозрачно указывают направление его стилистической эволюции, — наличники нижнего ряда окон. А точнее, их полукруглые завершения, подчёркнутые условными сандриками, исполнеными в виде кокошников. Сверх того, эти «кокошники» объединены декоративными элементами, повторяющими ложные закомары, что отдаёт уже даже какой-то эстетической чрезмерностью и навязчивостью.
Декорировка Троицкого собора весьма обильна, и это, в свою очередь, ещё раз заставляет думать, что перстраивая храм в «псевдорусском» духе, авторы реконструкции не забывали и о «русском узорочье». Основные элементы декора — наличники окон, тройные лопатки по углам четверика, пояс ширинок на уровне второго этажа, сухарики в основании аттика, украшенного ложными закомарами, и уже упомянутые декоративные украшения пяти барабанов. Алтарная часть геометрически идентична «лепесткам» — «прирубам», дополнившим основной четверик с южной и северной сторон, что делает собор абсолютно симметричным отномительно оси «восток-запад». Все «лепестки» снабжены полусферическим покрытием с большими полукруглыми окнами, оформление которых опять же аппелирует к древнерусскому зодчеству. Через главный вход, котрый расположен с запада и выделен полукруглым выступом, посетитель Троицкого собора попадает в трапезную, разделённую на три продольные части. Слева и справа ранее находились придельные храмы; ныне действует лишь южный придел — Никольский. Одноярусный иконостас Никольского придела — произведение мастеров Свято-Троицкого братства. Стены здесь украшены росписями, исполненными в академической манере, что разительно отличает их от росписей основного храма. Основной четверик, благодаря своей немалой высоте и боковым полукруглым пристройкам, выглядит необыкновенно просторным. Центральный иконостас — трёхъярусный, с витыми колонками и барочными украшениями. Стены и своды четверика покрыты сплошным цветным «ковром» стенописи, выполненной в конце 1980-х годов.