В селе Колодном Курского уезда первая деревянная церковь во имя мученицы Параскевы Пятницы построена стараниями прихожан в 1779 году. В 1851 году была отстроена каменная церковь с помощью коллежского асессора Ивана Петровича Шеховцова.
После революции храм разделил участь многих православных святынь в России. Он был частично разрушен (в частности, была разрушена колокольня храма), но не уничтожен.
В настоящее время храм реставрируется, православная жизнь на приходе не угасает.
Недалеко от Курска, километрах 35-ти от областного центра, между селом Шумаково и деревней Полевой, на широких просторах среднерусской лесополосы в смиренном молчании раскинулось село Колодное. Есть в нем старинный храм иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Недавно он отметил 160-летие со дня освящения. Возведенный на средства коллежского асессора Ивана Петровича Шеховцова в 1851 году, этот духовный центр для более чем четырех тысяч жителей сел Колодное, Шумаково, Кувшиново, Хвостово, деревни Полевой в1998 года получил официальный статус памятника культовой архитектуры местного значения.
Православный храм на Руси всегда являлся хранителем вековечных идеалов, великих мыслей, высшей идеи, высшего смысла, высшей цели жизни человеческой жизни. Однако зло всегда старалось разрушить святыню, и ввергнуть человека в пучину трагической бессмысленности – потери веры в Бога.
— После революции Знаменский храм разделил участь многих православных святынь России, — говорит иерей Александр Бычков, настоятель храма, — были разрушены колокольня и купол. Со временем крыша храма обветшала и стала во многих местах протекать, пол сгнил, стены храма медленно разрушаются. Но православная жизнь на приходе никогда не угасала. В храме всегда звучала молитва, даже в лютые безбожные гонения на Церковь. Местные жители рассказывают, что прихожанкой его была и почитаемая в народе монахиня Мисаила (Зорина), жившая недалеко от Колодного – в деревне Муравлево. Очевидно, она и передала в храм подаренный ей приезжавшим монахом из Иерусалима список чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». В Знаменский храм села Колодное немало и других намоленных икон и образов угодников Божиих.
— В современных условиях религиозное образование и катехизация являются одним из приоритетных в деле пастырского служения, — поясняет отец Александр Бычков. — Огромное значение они имеют на сельском приходе, где имеется нужда в особом душепопечении и учительстве. Духовный-нравственный центр села постоянно проводит беседы с прихожанами и жителями села Колодное на духовно-нравственные темы, чаще всего о вреде пагубных привычек, греховных наклонностях, в частности, о вреде табакокурения и пьянства. Наряду с проповедями, произносимыми за каждым богослужением, катехизаторскими беседами, проводимыми перед Таинствами крещения и венчания, большую роль в деле религиозного образования на приходе играет воскресная школа, активно сотрудничающая с Шумаковской средней школой.
После воскресного богослужения мальчики и девочки, собираются в сельском клубе, проводят рождественские и пасхальные утренники, организуют выставки детского творчества. Руководит школой матушка Тамара Боева. С праздничными концертами и подарками воспитанники выступают в сельском клубе перед детьми и жителями села, а также часто бывают желанными гостями вечерней школы №12 г. Курска, Новопоселеновского дома-интерната, дома-интерната №2 для дитей сирот и детей, оставленных без попечения родителей пос. Моква
Надежда Федоровна Ботяева, прихожанка храма, сама родом из Западной Сибири, из Кемерова. Их семья, как и многие другие, были эвакуированы в Ташкент, где прожили 20 лет, оттуда она вслед за дочерью, которая вышла замуж за курянина, приехала в Курский край.
— В Ташкенте был один большой православный храм, туда мы все ездили. Я жила в поселке Улукбек, на территории которого расположен институт ядерной физики. Работала начальником отдела кадров больницы. Храм, богослужение, молитва в моей жизни имеют огромное, ни одну Пасхальную службу мы не пропускали, детей в церковь непременно водили. Сюда приехали 10 лет назад, маму здесь похоронила, потом сына, стала посещать Знаменский храм села Колодное. Приду, а в церкви так хорошо, благодать душу очищает, икон столько замечательных, святые на них, будто живые, на тебя смотрят, радуются тебе.
— Много храмов в курских селах заброшено, смотреть на них больно, — говорю я Надежде Федоровне и спрашиваю.- Как их надо возрождать? Ждать богатых спонсоров? Или самим быть более активными, привлекать других к благому делу восстановления поруганных святынь?
— Офишировать, что я помогаю храму, не надо. Благочестивее будет, если мы, как та вдова, о которой сказано в Евангелие, положила на храм свою жертву тихо, — отвечает прихожанка. — Наш храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», этот святой образ явился здесь, на курской земле, да и церковь наша никогда не закрывалась – и в годы войны, и в мирные дни, в гонения в нём звучала молитва. Это памятник истории и культуры! Так почему же равнодушны власти к его внешнему виду, почему и они не помогают. Я иду в храм семь километров от дома, по колено в грязи, но не унываю. Вижу, что к магазину уже хорошая дорога проложена, а до храма всего 3 километра – там сплошной бурьян. Была бы дорога, непременно больше людей ходили на молитву, водили своих детей и, глядишь, пьянство, сквернословие, раздоры ушли бы из сельских семей.
Батюшка у нас очень хороший, отец Александр на приходе служит семь лет. От дома, а он живет в Курске, ездит на богослужение на велосипеде – 33 километра! Недавно приезжали ко мне в гости мои знакомые из Подмосковья, как раз это было под праздник Успения Божией Матери, а с ними была монахиня. Так после богослужения они признались, как хорошо было в нашем храме, какой молитвенный настрой в нём жив! Радостно на душе от этих слов.
Силами общины постоянно приводится в порядок территория и внутренние помещения храма, осуществлено и несколько выездов добровольцев, оказавших помощь, тем не менее нынешний внешний вид Знаменского храма вызывает горькое чувство. Нужно восстановить колокольню и купол, а на реставрационные работы необходимо более полутора миллионов рублей. Издревле православный люд заботился о своем храме и ревностно возрождал его, потому что прекрасно осознавал, что храм является центром духовно- нравственных идеалов всего народа. Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни, ревностно и зорко. Иерей Александр Бычков, прихожане Знаменского храма веруют, что не оскудела еще земля Курская такими ее молитвенниками и заступниками, как коллежский асессор Иван Петрович Шеховцов!
Автор: Людмила Штукина
Курские Епархиальные ведомости 1884 г.
№ 20. С.988-992.(нумерация страниц по годичному сборнику), «Речь при закладке нового каменного трехпрестольного храма в селе Колодном, Курского уезда, 7-го октября»
Православные христиане — прихожане святого храма сего!
Ещё несколько минут и ляжет первый камень в основание храма, во славу Божию! Наконец-то ваше святое желание начинает исполняться! Наконец-то вы, воодушевлённые пастырем вашим, святою ревностию к славе Божией, начинаете строить новый, великолепный храм Богу, вместо обветшалого, клонящегося к разрушению!…
Благословен Бог, благоволивший возбудить в душах ваших святую ревность сию, к торжеству и славе Православныя Церкви нашея! Благословен Бог, возбудивший в сердцах ваших желание оставить по себе добрую вечную память потомству, которое, видя в величии храма доброе дело ваше, прославит Отца Небесного, иже на небесех!…
Но, похваляя ревность вашу к святым, я обязан, по долгу служения моего, для вашей же пользы, напомнить вам о том, чтобы вы, при совершении святого дела сего, соблюдали, по слову Божию, единение духа в союзе мира (Эф.4:34). Несогласие и разногласие всегда и во всяком случае бывает великим препятствием к совершению предпринимаемого, а тем более не должно быть его в этом вашем предприятии, где необходимо требуется совокупное ваше участие. Да сохранит вас Бог от себялюбия и своекорыстия, зависти и недоверия! Да внушит вам Господь полную и искреннюю готовность к жертвам до самопожертвования и полнейшую доверчивость к людям, ближе других поставленных к делу! Да будет вчерашнее ненастье, не обещавшее ничего доброго, и нынешняя ясная погода, позволившая собраться вам в таком множестве, в знамение вам того, что у вас не будет более споров и разногласий, и дело построения вашего храма пойдёт мирно и успешно!…
Из священной книги Исход видим: когда пророк Моисей сооружал, по повелению Божию, скинию свидения, то есть подвижный храм для Евреев, тогда было повелено всем принести приношения Господу. И приходили все, коюрых влекло к тому сердце, и приносили приношения Господу для устроения скинии и всех потребностей её и для священных одежд; и приходили мужья с женами и приносили кольца, серьги, перстни и всякие золотые вещи, и шерсть, и виссон, и кожи, и серебро и медь (Исход 35:5,21-25). Словом, каждый и каждая, что имели у себя на тот раз, приносили на дело скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения. Последуйте и вы их примеру. Исполняя строго и тщательно всё, постановленное вашим общественным приговором касательно приношений для сооружения храма, как самую волю Божию, ибо глас народа — глас Божий, — не довольствуйтесь тем ещё, а делайте и доброхотные приношения; доброхотна бо дателя любит Бог, говорит слово Божие. А потому, жертвуйте все и каждый по силе и возможности. Богатый от избытка своего; бедный от скудости своея; неимущий от внутреннего расположения. И велико ли, мало ли, или вовсе ничтожно будет приношение ваше, но если оно будет с намерением и расположением ускорить дело, помочь ему, Бог примет его любезно. Усердие к делу много значит и по человеческому разсуждению, но более оно значит пред лицем Божиим; потому что (слов. св. Григория Богослова) Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего. Поэтому и лепта вдовицы пред Богом значила более, чем богатые приношения без должного расположения.
Братия-христиане, прибывшие из окрестных градов и весей! Воздадим и мы Божия Богови пожертвованиями своими на построение храма Ему. Повергнем со смирением на дом Божий и с своей стороны, что можем. И Господь за малые наши приношения воздаст нам великим; ибо от Него всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше нам приходит и в земной нашей жизни, а главное помянется это пред престолом Божиим во Царствии Небесном.
Отцы и братие и все собравшиеся на радость сию! Приидите поклонимся и припадем ко Христу пред Пречистым Нерукотворенньм Его образом и помолимся пред Ним, да освятит Он любящих благолепие храма Его, да воспрославит Он их Божественною Своею славою, и по молитвам Пречистыя Своея Матери, утоляющей печали, и святой мученицы Параскевы, нареченный Пятницы, помилует и спасет всех нас, яко благ и человеколюбец!
Благочинный свящ. Иоанн Шкорбатов.
Заметка для объяснения речи.
В селе Колодном, Курского уезда, деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, построена в 1779 году. Она очень ветха и очень мала по приходу: в приходе 2244 души обоего пола. Прихожане и священник давно чувствовали необходимость в построении новой церкви, но разные разногласия отодвигали дело всё далее и далее. И в последнее время, при всеобщем желании всех строить новую церковь, не смотря на увещания местного священника и местного благочинного, прихожане никак не могли придти к соглашению о том, кому и из какой деревни быть строителями, на какие средства строить храм, и на каком месте. Одни предлагали одних, другие — других; одни указывали на одни средства, другие, отрицая их, указывали на другие; одни указывали на одно место, другие на церковную усадьбу. И разногласиям не было бы, вероятно, конца, если бы не внушил Сам Бог сделать такое предложение: из 6 деревень, составляющих приход, выбрать, по 2 человека, и за тем из них окончательный выбор трёх человек в строители предоставить Самому Богу. С этою целию, по избрании 12 человек, отслужен был молебен святой мученице Параскеве, за тем сделаны 12 билетиков, из коих в трёх написано было «избран», а прочие оставлены без всякой надписи, и эти билетики положены на аналогий, и с оного взяты по одному 12-ю избранными. И удивительно, взявшие билеты с надписью «избран», оказались, по мнению всех разноглаголавших, самые лучшие люди из 12-ти. После этого согласно решено быть им строителями, как Самим Богом избранным. Что же касается до средств на построение храма, то, как главный источник их общественным приговором, назначен доход с 50 десятин общественной земли, который будет получаться за время построения церкви, до самого окончания её, за тем ежегодно до окончания постройки церкви каждый домохозяин обязался взносить с десятины земли, владеемой им; кроме того избранные строители должны делать особые сборы и принимать доброхотные приношения. Для построения церкви архитектором указано, как самое лучшее по грунту земли то место, где стояла церковь, существовавшая ранее ныне существующей. Покончив, таким образом, пререкания, священник вместе с прихожанами решили во что бы то ни стало сделать закладку в это 1884 лето. Сначало предположено было сделать это 26 августа, но по некоторым причинам, дело не состоялось, потом 1-го октября, но тоже, не состоялось; наконец назначено 7 октября. С 4-го по 7-е была такая ненастная погода, что нельзя было и ожидать хорошей погоды, а поэтому и стечения народа. Наступило 7-е октября. Утром лёгкий морозец, потом ясное солнышко сделали так приятною погоду, что и в душе сделалось как-то светло, радостно. 5 священников служили соборне Литургию, 7 было на закладе, народу собралось множество. И церковь и ограда церковная были полны, и за оградою — место, где были выкопаны рвы для закладки, — всё покрыто было сплошною массою народа. Радость сияла на лицах всех. Многие плакали от радости. Во всё время служения по чиноположению тишина и порядок были редкие. Как после ненастья, ведро; так после смут и нестроений начато дело построения каменного трёх-престольного храма в селе Колодном — Пятницком!…»
Адрес: 305540, Курская область, Курский район, с. Колодное
Телефон: 8 910 740 6440
Настоятель: иерей Александр Бычков
Расписание богослужений: утром в 9-00; вечером в 16-30 (в летнее время), в 15-00 (в зимнее)
Сайт: http://kolodnoe2004.narod2.ru/