Сто слов, положенных в основание
В ста кратких изречениях, взятых из обширной переписки старца монастырь с духовными чадами, раскрывается смысл христианского становления личности.
***
Много надо трудов понести, чтобы строился дом души.
Строй, детка.
Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа.
Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства.
Божие благословение тебе.
Храни тебя Господь!
Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка.
Слова «не могу» – ложь. Когда горит наш дом, все знают, что надо делать, и делают.
Жить надо не на небе, а на земле по-Божьему.
Господь в жизни твоей давно и ведет тебя по ней не с того момента, как ты осознал это.
Учись молча думать теперь и не спешить всякую свою думу выплескивать наружу.
Над душой надо трудиться самим и не ждать, что само вырастет то, чего не сеяли.
Много всего мы творили без Бога и по своей вине, и не по своей, а теперь смотрим на разоренную в этом творчестве Россию, разоренные семьи, погубленные души.
А как всех жалко! Как все изранены, искалечены.
Мир на последней скорости спешит к Страшному суду. Борьба зримая и очевидная, но борьба за души, а не за что другое.
А как ты воспринимаешь такое обещание, что последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги? И как же это так: придем ни с чем, а будем больше соделавших великое?
Так упасть, как мы теперь, и представить невозможно, но это реальность наших дней. Восстанем ли? С Божией помощью все возможно, даже и невозможное.
Дай Бог силы устоять и не шарахаться за сиюминутными причудами жизни (жизнь-то все еще строится без Бога, а значит, пока жизнь не в жизнь).
Живем пока с Божией помощью и надеемся, что обрящутся у нас на Родине десять праведников, ради которых помилует Господь Россию.
Наш старец монастырский говорил о себе: «Я не ученый, а толченый». Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.
Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом, да еще по неведению своему и недопониманию, разорять.
Житейская смута нас охватила, чтобы поняли люди, что без Бога жить нельзя.
Время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться. Ведь только скорби и ходатайствуют о нашем спасении.
Миром правит Промысл Божий, и в этом – спасение верующему человеку, и в этом – сила, чтобы перенести земные скорби.
Вглядитесь в себя – страх ли Божий руководит нашими мыслями и поступками? Любовь ли к Богу и людям лежит в основе нашего бытия?
Без нас нас ни спасти, ни погубить нельзя.
Богом определенное свершится несомненно. Но когда, как? Этого нам знать не дано, и от желания это знать нас предостерегает Писание.
Помни, что все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать.
Утрачивается в людях понятие и вкус к духовному общению, все подменяется рекламой, громыханием и шумом, не имеющим ничего общего с духовным.
Бежать нам некуда, только с молитвой к Богу.
Самая большая неприятность это твое отношение к жизни.
Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божия и все домогаемся своего.
Развитие греха и искажение жизни происходит постепенно: начинается с помрачения ума, засим следует расслабление воли, и покатился снежный ком греха, растет и растет, пока тебя не раздавит.
Детка, не огорчай Господа и не оскверняй себя вражьими помыслами.
За расслаблением воли следует искажение совести, когда все видим в искаженном свете и получаем за все растление тела.
Сам же, своими изобретениями, никто не спасется от гнева Божия. Спаситель наш – Христос, на Него же и уповаем.
Загляни в себя! Выбор должно делать не в парении духа, а отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки.
Вот и давайте жить, как рабы Божии: все в глубине сердца и ничего напоказ, на толпу.
Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем он последует.
Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле, и при любых занятиях, и на любом месте.
И в каждой ситуации хотите спрятать голову в свой панцирь, в котором мните создать свой праведный «микромир».
А я вот вам напомню завещание печальника земли Русской преподобного отца нашего Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения».
Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к делу и что для нас главное.
Не ищите своего, но Божия. Только это спасительно.
Один святой человек мне сказал однажды: «Все мы являемся существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны».
Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху.
Желание жить радостями и поиски радостей – явление незаконное. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души.
Если хочешь жить легко и до Бога близко, держи сердце высоко, а голову низко.
Миром правит Бог, только Бог, и никто другой.
Встать надо на тот путь, который созвучен вашему внутреннему человеку.
В духовной жизни нет одного рецепта на всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе.
И все принимаем как данность, ни с кого ничего не требуя, но только с себя.
Приучайте себя всякое дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом, но содержание ее станет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением.
Воцерковляйся. Младенец растет медленно, и ты в духовном отношении именно такой.
Старайся жить в присутствии Ангела-хранителя – и увидишь, как дивно он все устроит.
Не забывайте, что мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу.
И многое попускает Господь претерпеть нам и от самих себя, и от других ради обретения богоподобной добродетели – смирения.
Покорись беде, а беда – тебе, и молись, и беда минует быстро.
Молиться надо, это и есть школа молитвы.
Молитве лучше всего учит суровая жизнь.
Вы еще страдаете от смятения помыслов, а значит, и о чистой молитве говорить не приходится.
А научиться молитве можно, начав молиться не языком только, но сердечным обращением ко Господу.
Господь вам не поручал спасать других, он их Сам спасет имиже весть путями.
Молитесь о тех, кому хотели бы помочь, и предавайте их Богу. У Него сила и власть – реальные, а наши – кажущиеся. Умудри вас Бог.
Если молитвы читать с пониманием, то мир снизойдет в душу, а с ним и облегчение во всем.
А еще примите к сердцу такую молитву: «Господи! Тебе все ведомо – сотвори со мной, как изволишь. Аминь».
Даже и с близким о многом сокровенном нельзя говорить, ибо ваш религиозный опыт – тайна ваша и Бога.
Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец.
Житейские невзгоды и бедность – ничто по сравнению с духовным бедствием.
Бог даровал каждому личную свободу. В рабство не стремись сам и свободу других учись ценить.
А начальственные должности в нынешнее время есть крест, да еще тягчайший.
Не лучше ли жить по русской пословице: «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой припасай».
Не учительствуйте. Помните, из какой бездны воззвал вас Господь, и помните, что ум ваш только и мог водить вас по путям погибельным.
Приказом «шагом марш за мной спасаться!» ничего не сделаете.
Свободу человека никто отнять не может, даже и Творец его.
Даже и в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.
Мы не обдумываем и не примеряем. Мы все режем и кромсаем, а выходит-то по живому больно.
Новую жизнь надо начинать с очищения души, с работы над собой, с молитвы, и не планировать внешнее, но возрождать дух христианский в себе.
Детская молитва чиста и легка в своем восхождении к Богу.
Родительское благословение созидает дома детей.
Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением.
Молитесь о детях, показывайте им в жизни следы Промысла Божия, который созидает жизнь.
Вера – это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью.
Молитесь сердечно. Для такой молитвы счета нет.
Все благое приходит к нам через труд и преодоление многих искушений.
То, что мы оказались в Церкви, – не право наше, но дар Божий.
Ваши внутренние силы подтачиваются немирством ко всему окружающему. Оттого и трудно.
Народная мудрость говорит: «Умирать собираешься, а пшеничку-то сей».
Смерть же есть переход в тот мир, в который мы родились крещением.
Смерти как таковой нет. А есть жизнь земная и жизнь небесная.
Не всегда удается попасть в тон и запеть слаженно. И это жизнь.
Жизнь – подвиг, жизнь – наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь.
Не будем делаться судьями своим близким ранее суда Божия.
Не забывайте, что на земле нет ничего идеального, и будьте построже к себе и снисходительнее к другим.
Давайте держаться такой меры: ничего не просим и ни от чего не отказываемся. И этим успокоимся.
Господь вас не оставляет и дарует вам терпение. Без ропота только живите, и это вменится вам в мученичество.
Если все наше молодое поколение (наше будущее) воспитается на чужих «хлебах» (и идеях), то Родина для них станет чужая, и они ей тоже.
Держитесь Церкви Святой Православной, и не оставит вас Господь.
Детка, усвой один очень важный урок: не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня, научись видеть волю Божию в настоящий момент, и не только видеть. Но надо еще и иметь непоколебимую решимость ее исполнить.
Не ищи опоры в людях, но – в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.
Чтобы ум был светел, надо ежедневно читать Святое Евангелие и видеть жизнь и оценивать ее в свете Евангельских истин.
Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли.
Святость – тайна непостижимая, а мы к ней стали относиться дерзко.
Только молитва и горение духа могут восстановить и стены храма, и, главное, нерукотворенные храмы – души заблудших и вернуть их Богу ожившими. Буди, Господи, буди!
Дети! Любите друг друга!
В этом все.
В этом вся программа жизни.