Курск. Знаменский кафедральный собор

Курск. Знаменский кафедральный собор

 История Знаменского кафедрального собора тесно связана с судьбой Курского края и всего нашего Отечества. На месте нынешнего величественного храма некогда располагалась древняя святая обитель. Возникновение ее относится к началу XVII столетия. Когда в 1612 году, при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов, курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года, по особому челобитию жителей Курска, царь Михаил Феодорович Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую-Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века треснувший колокол был снят с колокольни.

Первый каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» после перестройки в стилевых чертах барокко во второй половине XVIII века.

Гравюра А. Ухтомского 1821 года по рисунку И. Рамбауэра. В центре — Знаменский собор в первоначальном виде до пристройки в 1826 году трапезной с двумя колокольными башнями.

Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из курских дворян. Сооружался собор на пожертвования граждан и монастырские доходы, свою лепту внес и высокопреосвященный Феоктист: отошедший ко Господу в 1818 году, владыка оставил по завещанию весьма значительную сумму на благоустройство храма. Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нелидов, а также представители курского дворянства и купечества. Горячее усердие в этом деле со стороны москвичей проявил тайный советник Григорий Аполлонович Хомутов, – большой знаток архитектуры, он оказал содействие в подборе мастеров и рабочих, обеспечил сотрудничество с лучшим московским подрядчиком каменных работ, лично наблюдавшим за калужскими каменщиками, возводившими храмовые стены. Основные земляные работы по устройству котлована и каменного, положенного прямо на твердый грунт, безо всяких свай, фундамента велись летом и осенью 1816 года.

После кончины владыки Феоктиста кафедру с 1818 по 1822 год возглавлял епископ Евгений (Казанцев), а отец Палладий в начале 1818 года был назначен настоятелем Знаменского монастыря вместо почившего архимандрита Иакинфа. Им то и выпала честь встречать Императора Александра I, посетившего Курскую губернию в июле 1820 года и ознакомившегося с ходом строительства собора. Его сооружение было завершено к 1826 году, и 13 января собор был торжественно освящен. Однако отделочные работы еще продолжались, а торопиться с освящением пришлось по печальной необходимости: через Курск из Таганрога направлялось траурное шествие с прахом в Бозе почившего Императора Александра I. И вот, через три дня после праздника освящения зазвучали песнопения панихиды – собор принимал гроб с телом Благословенного Монарха.

Не раз бывали в Курске царствующие особы, начиная с Екатерины II в 1787 году, и, конечно, посещали, как одну из главных городских достопримечательностей, Знаменский собор. Император Александр I приезжал в Курск трижды: в 1805, 1817 и 1820 годах. Бывал здесь и Александр II; Николай II посетил Курск дважды: в 1902 и 1914 годах. Гостили в Курске и великокняжеские особы Дома Романовых. Так, в декабре 1915 года сюда прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Остановившись в Свято-Троицком женском монастыре, она уже в день приезда молилась в Знаменском соборе.

Знаменский монастырь на дореволюционном фото

Внутренний вид Знаменского собора

Для увеличения — нажмите на изображение

Для увеличения — нажмите на изображение

 История Знаменского собора неотделима от истории великой русской святыни – уже восьмое столетие почитаемой иконы «Знамение» Курской-Коренной, чудесное обретение которой летописные документы относят к концу XIII века. В те тяжелейшие времена татарского нашествия город Курск и его разоренные земли пришли в полное запустение и заросли лесами. Один из благочестивых жителей Рыльска, охотясь однажды в лесной чаще, в нескольких верстах к северо-западу от Курска на берегу реки Тускари обнаружил лежащую у корней дерева небольшую икону, обликом своим подобную знаменитой иконе «Знамение», спасшей жителей Новгорода при осаде его суздальцами в 1169 году. Тут же свершилось и первое чудо – на месте находки забил полноводный источник. Произошло это 21 (8 по ст. ст.) сентября 1295 года – в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре началось всенародное почитание новообретенной чудотворной иконы, получившей наименование Курская-Коренная, то есть найденная у корней. Во время нового набега татар в 1383 году святыню, хранившуюся в часовне на месте обретения, варвары разрубили на две части, а верного ее хранителя, священника по прозванию Боголюб, увели в плен. Спустя некоторое время священник, выкупленный из плена, разыскал расколотые части святого образа. Когда он сложил обе половины иконы, произошло новое чудо – они мгновенно сверхъестественным образом «срослись». Около двухсот лет чудесно восстановившийся образ «Знамения» пребывал во вновь отстроенной на том же месте часовне, пока слава о чудесах, происходящих от него, не достигла столицы. В 1597 году царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов торжественно встречали святыню в Москве. По царскому повелению к небольшой по размеру иконе было изготовлено обрамление из кипарисового дерева, расписанное образами Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В такой композиции икона и сохранилась до нашего времени. В том же году царским указом на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, куда с подобающим торжеством была водворена святыня. В Смутное время икона опять оказалась в Москве, и только в 1615 году, снисходя к усердному прошению курских граждан, государь Михаил Феодорович Романов повелевает вновь перенести ее с великой честью в родную обитель. Предварительно образ с царской щедростью украшается золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными каменьями. Прошению курских жителей предшествовало уже упоминавшееся событие – героическая оборона города 1612 года, в честь которой по обету горожан и был воздвигнут в Курске монастырь с его соборным Знаменским храмом, который с 1618 года становится почетным местом хранения иконы «Знамение». Тогда же зарождается своеобразный чин знаменитых ежегодных крестных ходов с перенесением Знаменской иконы и традиция ее попеременного пребывания в Коренной пустыни и в городском соборе.

Многовековое всероссийское почитание чудотворной курской иконы всегда возбуждало злобу в среде людей, настроенных богоборчески. Нельзя не упомянуть о тревожных событиях на рубеже ХХ столетия, явивших, впрочем, новые свидетельства чудесного заступничества Пресвятой Богородицы. В марте 1898 года революционно настроенные террористы, стремясь подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, пошли на дерзкое преступление, решив уничтожить одну из наиболее почитаемых русских святынь. Среди инициаторов замысла – видные эсеры. Мощное взрывное устройство должно было сработать во время праздничного богослужения, для этого кощунственно выбрали Крестопоклонную Неделю. Однако, по вмешательству  Божественного Промысла, часовой механизм бомбы дал сбой, сработав со значительным опозданием, когда в соборе уже никого не оставалось. Мощный взрыв, разорвавший чугунную сень над иконой, вызвал значительные повреждения в храме, даже стена дала трещину. Но среди общего разрушения икона осталась совершенно невредимой, не пострадало даже стекло киота. Покушение на святыню, вопреки чаяниям врага, послужило к еще большему ее прославлению. В память об этом чуде спасения иконы было установлено празднование, совершаемое 21 марта.

Другое вопиющее святотатство было спровоцировано сотрудниками большевистской ЧК. Последнее обстоятельство подтвердилось позднее, после взятия Курска войсками генерала Кутепова. Как вспоминает архиепископ РПЦЗ Серафим (Иванов; 1897–1987), автор известной книги «Одигитрия русского зарубежья», в апреле 1918 года чудотворный образ «Знамение» был из собора похищен. Официальные обращения за помощью к властям, предпринятые правящим епископом Феофаном (Гавриловым), никаких результатов не дали. Помогла молитва, возносимая в течение трех недель всем верующим населением Курска. Икона была чудом обнаружена в старом Феодосиевском колодце, вырытом, по преданию, самим прп. Феодосием Печерским. И произошло это 16 (3 по ст. ст.) мая, в день памяти прп. Феодосия. Тогда же, вместо похищенного драгоценного оклада, на икону была надета запасная риза, довольно простая, серебряная, покрытая голубой эмалью, – та самая, что и поныне украшает святой образ, ставший главной святыней русского зарубежья.

В ноябре 1919 года икона «Знамение» Курская-Коренная вместе с отступающими частями Добровольческой армии покинула курские пределы. Ее увозили на своих руках, спасая от поругания, архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов; на кафедре: 1917–1919), настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, иеромонах Гермоген (Золенко; +1958), окончивший жизнь архимандритом на покое в Иерусалиме, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. А уже в марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении владыки Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России.

 Знаменский собор постигла печальная участь большинства христианских святынь русской земли, подвергшихся в послереволюционное время разорению и поруганию. Однако судьба его, в отличие от тысяч других храмов, не столь трагична – он все же не был разрушен до основания. Собор был закрыт в 1924 году, постепенно с него сняли кресты, снесли колокольни. Собирались сносить главный купол, но что-то остановило безбожников, и они ограничились разрушением четырех малых куполов.

В 1932 году Знаменский приход был ликвидирован, а Курский горсовет принял решение устроить в храме звуковой кинотеатр. В процессе перестройки собор значительно изменил свой внешний вид: в 1935 году были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни, а в 1936 году раскрыт северный портик и снята ограда. Новый кинотеатр в здании собора открылся 23 сентября 1937 года и получил название «Октябрь» (в честь 20-й годовщины Октябрьской революции). Кинозал на 700 мест был устроен прямо под куполом, в алтаре установлены кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма организованы музыкальные фойе.

Вид на Знаменский собор. Курск после освобождения

Общий вид кинотеатра «Октябрь», повреждённого фашистскими оккупантами (1944 г.)
Для увеличения — нажмите на изображение

Выставка оружия, принимавшего участие в освобождении Курска от немецких захватчиков (1943 г.)
Для увеличения — нажмите на изображение

Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра, подожжённое немцами во время отступления 1943 года, сильно пострадало: выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После освобождения Курска в здании сначала размещался склад мясных и молочных продуктов, затем располагался лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года помещение передано создаваемому заводу по производству низковольтной аппаратуры Наркомэлектропрома (сейчас — «Курский электроаппаратный завод»), вывезенному из Германии. Новыми хозяевами в центральной части бывшего собора был устроен склад оборудования, в трапезной размещён штамповочный цех, в южной части помещения — цех пластмасс, на цокольном этаже — заготовительный и сборочный участки, в подвале — кузница и литейный участок. Однако в 1948 году завод отказался от здания, после чего оно было передано Управлению по делам кинофикации, вновь для устройства в нём кинотеатра.

Восстановление кинотеатра «Октябрь»
Для увеличения — нажмите на изображение

В 1956 году закончились восстановление и очередная перестройка кинотеатра «Октябрь», начатые в 1949 году по проекту архитекторов С.И. Фёдорова и Л.А. Литошенко и инженера-конструктора С.Ф. Сурина; в результате внешней и внутренней реконструкции оригинальной архитектуре здания был нанесён значительный урон. Были сооружены двенадцать железобетонных колонн, поддерживавших внутренний купол, которого раньше не было, две открытые лестницы, фойе, перекрытия над двумя смотровыми залами. Заново устроили параболическую оболочку внешнего купола, был раскрыт западный портик. Казалось, что город навсегда утратил свое, некогда главенствующее в архитектурном и духовном отношении, сооружение – настолько необратимыми выглядели все преобразования, исказившие его облик и назначение.

Кинотеатр «Октябрь»

Кинотеатр «Октябрь». 1975 г.
Для увеличения — нажмите на изображение

Вид на кинотеатр «Октябрь» (1980-е)

Для увеличения — нажмите на изображение

Благие перемены стали реально ощутимы с октября 1992 года, когда архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) совершил в тесном, без окон, углу на третьем этаже алтарной части бывшего собора первое богослужение, проходившее под звуки оркестра все еще действующего кинотеатра «Октябрь». Завершался без малого семидесятилетний период поругания святыни. После передачи Знаменского собора Русской Православной Церкви здесь сразу же начали совершаться регулярные богослужения, которые велись под сенью строительных лесов, на фоне не прекращавшихся восстановительных работ. А объем их был поистине грандиозным. Предстояло восстановить четыре малых барабана с куполами, заново отстроить колокольню, перекрыть основной купол, но прежде всего требовалась внутренняя реконструкция: ликвидация сооружений пятидесятых годов. Для этого необходимо было, в частности, убрать двенадцать мощных железобетонных колонн, поддерживавших внутренний фальшивый купол, которым замуровали световой барабан главного купола, разобрать лестничные пролеты и перекрытия между двумя зрительными залами, снести все лишние перегородки. В целом рабочим пришлось вывезти из собора более 600 тонн железобетонных конструкций.

Только к осени 1999 года собор освободился от инородных сооружений, тогда же был подготовлен котлован под фундамент для колокольни. Строители приступили к возведению малых куполов, а весной следующего года на них уже устанавливали кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью и началось строительство колокольни. Затем последовали еще два знаменательных события. 16 ноября 2000 года митрополит Ювеналий освятил главный престол Знаменского кафедрального собора, хотя до окончания реставрационных работ было еще далеко. А 9 августа 2001 года, в день памяти великомученика Пантелеимона, на новую соборную колокольню были подняты шпиль и крест.

Потребовалось еще более полутора лет, чтобы новоотстроенная колокольня наконец ожила. Это свершилось на Крестопоклонной Неделе Великого поста, 3 апреля 2003 года: в этот день владыка Ювеналий возглавил торжественный чин освящения одиннадцати новых колоколов. Весь набор был отлит по специальному заказу на Урале, самый большой колокол весит 1 тонну 380 кг. По завершении освящения монтажникам предстояло поднять колокола на 37-метровую высоту. Надо заметить, что до революции из десяти колоколов кафедрального собора самый большой весил 16 тонн, а звон со Знаменской колокольни был слышен даже в Коренной пустыни, которая расположена в 30 километрах от Курска.

Оформлением интерьера обновленного Знаменского собора занимался коллектив художников Российской Академии художеств из С.-Петербурга, которые еще прежде обрели уникальный опыт, расписывая возрождаемый храм Христа Спасителя в Москве.

В июне 2004 года, в дни подготовки к празднованию 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, были оштукатурены и покрашены колокольня и фасад собора. А уже к 5 июля внутри храма были сняты строительные леса и преображенный собор предстал во всем своем величии.

Адрес храма: 305000, г. Курск, ул. Луначарского, 4
Телефон храма: (4712) 70-21-29, 56-11-97

Запись Мужского хора Знаменского Кафедрального собора г. Курска (регент прот. А. Лобанов).

  «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим»

можно найти ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: