
Храм в честь святого Благоверного князя Александра Невского был освящен в 2000 г. митрополитом Курским и Рыльским Иувеналием.
Адрес: 307620, Курская область, п. Конышевка
Настоятель: протоиерей Николай Мыньо
Телефон: (47156) 2-15-65

Мимо этой святыни, что находится в поселке Конышевка Курской области, пройти просто невозможно! Его архитектура настолько самобытна, что делает храм непохожим на современных собратьев: наличие сторожевых башенок, несколько маковок на крыше, радует глаз и территория при церкви – обилие различных цветов и кустарников – райский сад – ни больше ни меньше. Тем не менее у Конышевской святыни своя неповторимая история созидания, насчитывающая 15 лет. А кто лучше, как не настоятель храма протоиерей Николай МЫНЬО, может ее рассказать.
Как свидетельствует история, до революции в Конышевском районе насчитывалось 22 храма и один монастырь. За годы советской власти практически все они были стерты с лица земли. Уцелели лишь Никитский храм в селе Яндовище (в данный момент находится в полуразрушенном состоянии) и Успенский храм в селе Глазово, где размещался магазин и 10 лет с девяностых годов шли суды по возвращению здания православной церкви. Также сохранилось здание Георгиевского храма в селе Юрьевка, в котором в советское время находилась школа. В здании храма села Толкачевка размещался клуб. От женского монастыря осталось два пустующих строения в плачевном состоянии. В данный момент они переданы церкви и с успехом восстанавливаются. Чтобы помолиться, причаститься, креститься или венчаться, помянуть усопших сродников, конышевцы вынуждены были ездить в храмы соседних районов: Льговского, Дмитриевского, Фатежского.
Эх, как говорят в народе: “Не было бы счастья…” В конце девяностых годов минувшего века у Александра Четверикова, уроженца Конышевского района, депутата Государственной думы, умер отец. На погребении и состоялся первый разговор между будущим и основным жертвователем храма и отцом Николаем.
Как замечает батюшка Николай, поначалу планировалось возвести деревянную церковь, причем сделать это строители хотели всего за сто дней. Но вышло так, что эта идея была оставлена и принято решение возводить каменную церковь, о чем отец Николай и его паства нисколько не жалеют, так как сроки сроками, но о качестве тоже не стоит забывать.
Очень интересно о начале строительства рассказывает одна из прихожанок храма – Александра СТАРОДУБЦЕВА, она даже написала об этом статью:
– Нужно отметить, что практически никто не верил, что в Конышевке можно построить храм. Настоятель подвергался насмешкам, – пишет Александра.- Его жена, матушка Анна, рассказывает, что людские сомнения приносили страшные переживания отцу Николаю. В такой непростой ситуации ей приснился сон, что она посадила лозу и тонкая виноградная веточка выросла и стала крепкой и раскидистой. “После этого сна у меня на душе стало спокойно, появилась уверенность, что Господь благословит наше начинание”, – сказала матушка Анна.
– Так вышло, что мы строим наш храм уже 15-й год, – заметил протоиерей Николай, – так как начали 5 августа 1995 года и еще до сих пор не завершили кое-какие работы.
Еще одним драматичным моментом за годы строительства стала история, связанная с выбором места для будущего храма.
– Когда мы нашли это место, то наткнулись на целую бурю негодования со стороны жителей поселка, – рассказывает отец Николай. – Дело в том, что раньше здесь располагалась поселковая столовая, в которой также проводились застолья с распитием алкоголя. Вот люди и стали возражать: “Как можно строить храм на месте кабака?!” Но, постойте, а разве Христос не был распят рядом с разбойниками и как разбойник! Как можно бояться каких-то предрассудков в таком деле, как строительство храма?
Интересно об этом споре рассказывает и Александра Стародубцева: “В русском полуязыческом народе давно появилось поверье, что церковь, поставленная на месте кабака, непременно провалится. Такое объяснение противоречит словам Христа, обращенным к апостолам: “Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное, больных исцеляйте.., бесов изгоняйте”. Православный человек не боится власти пороков и бесовской силы, потому что он имеет помощником Христа, и только сознательное предательство своей веры лишает его помощи Божией. Поэтому никаких противоречий и помех для строительства Конышевского храма на месте столовой быть не может”.
Таким образом, 5 августа 1999 года, в день почитания иконы Божией Матери Почаевская, тогда еще иерей Николай отслужил водосвятный молебен на месте возведения храма и благословил рабочих на начало строительства. Был вырыт первый ковш земли для фундамента.
Через четыре дня, 9 августа, в день святого великомученика и целителя Пантелеимона, архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов, ныне почивший) освятил закладной камень на месте будущего храма. Отец Николай еще вспоминает, что с конца весны и в течение лета 1999 года на конышевскую землю не упало ни капли дождя, а в день освящения камня на молящихся хлынул теплый дождь. Верующие восприняли это как великую милость Божию.
Когда закончился нулевой цикл строительства, то есть был сооружен цокольный этаж, в нем сразу же решили основать храм, потому что верующие не могли больше ждать, пока возведут верхний этаж.
Престол новой церкви освятили в честь Иоанна Рыльского, болгарского святого, основавшего недалеко от Софии Иоанно-Рыльский монастырь. К слову, преподобный не имел ничего общего с нашим городом Рыльском.
Кстати, в Конышевке уже когда-то существовал храм, освященный в честь святого Иоанна Рыльского.
– Интересно еще и то, что на сегодняшний день во всей Курской области только два храма освящены именно в честь Иоанна Рыльского, – говорит отец Николай.
Однако, желая как-то отметить и главного устроителя и благоукрасителя храма, прихожане решили ходатайствовать перед владыкой Ювеналием о том, чтобы второй престол был освящен в честь святого Александра Невского, небесного покровителя Александра Четверикова. Таким образом, получилось так, что храм в поселке Конышевка двухпрестольный.
Что же касается архитектуры этой потрясающей святыни, то она поражает своей оригинальностью. Автором проекта является Александр Данилов, создавший немало уникальных проектов в городе Курске.
– Во внешнем облике нашего храма совмещены элементы двух культур – византийской, о чем может свидетельствовать крестообразная форма святыни, покатые своды внутри, и старорусской – наличие башенок, так похожих на сторожевые, и множество маковок, – заметил настоятель прихода.
В данный момент одной из основных задач является подведение тепла к верхнему этажу здания храма. Как заметил отец Николай, видимо, общине придется брать для этих целей кредит, но что ни сделаешь для удобства верующих.
В планах на будущее – дальнейшее украшение иконостаса: прибавление резьбы и позолоты. Со временем появится и роспись на стенах. Говоря об иконах, священник замечает, что в храме есть такие, которые написаны семьями прихожан в качестве молитвенной памяти.
– Таких образов у нас чуть более двадцати, – рассказывает отец Николай, – вот такую память о себе оставили эти благочестивые семьи.
Колокола для храма приобретались в городе Воронеже, кстати, главным жертвователем был Александр Четвериков. Поначалу в роли звонаря выступал сам отец Николай, а потом обучил ребят из местной школы – теперь они благовестят о больших православных праздниках или что в храме начинается служба.
Когда речь заходит о том, где батюшка научился звонарному делу, отец Николай замечает, что в этом нет ничего удивительного.
– До революции будущие священники учились семь лет, осваивая при этом, помимо молитвы и литургики, еще и звонарное дело, а также столярное и другие ремесла, которые могли бы пригодиться при строительстве и отделочных работах, – сказал мой собеседник.
Так незаметно наш разговор подошел к тому, как отец Николай стал священником.
– Это Божий промысел. Я ж был обыкновенным советским ребенком. Родился в Западной Украине, жил в Закарпатье, потом пошел в армию. Как у нас любили шутить: “О, спустился с гор за солью, и Родина призвала в свои войска”. После распада Советского Союза переехал в Курск. Принимал участие в восстановлении монастыря и встретился с владыкой Ювеналием (Тарасовым), к сожалению, ныне покойным. После двух лет работы по его благословлению поступил в духовную семинарию, – рассказывает батюшка, – так что я умею, как в одной песенке поется, все, что угодно: и штукатурить, и красить, и даже проекты создавать.
Но, как замечает отец Николай, семья, в которой он вырос, никогда не была атеистской. Его еще с детства обучили молитве “Отче наш”, периодически он даже ходил в храм.
Отец Николай был еще студентом первого курса семинарии, когда его отправили в село Марица Льговского района Курской области восстанавливать храм.
– Когда я начал там служить в девяностые годы, – рассказывает мой собеседник, – в храме не было не то что стекол на окнах – самих окон не было. И я когда с чашей выходил, то опасался, что сверху “что-то” упадет – голуби ж повсюду были. Мы в таких условиях и зимой служили – морозы достигали 32 градусов! Я ж не один – со мной еще хор бабушек. Так, находясь в таких суровых условиях, никто не кашлянул ни разу. Ничего, слава Богу. Недавно 20 лет исполнилось с первого дня моего служения.
Матушку свою отец Николай знал с детства. Они сначала не замечали друг друга, а потом опять же, по Божьему промыслу, он как-то приехал из Курска к родителям, и они встретились, полюбили друг друга и поженились. У них растут четыре красавицы дочери: старшей – 19, а младшей не так давно исполнилось два года.
Батюшка, шутя, замечает, что он в семье – менеджер-организатор, а супруга – основной исполнитель.
Когда речь заходит о пастве, отец Николай говорит: “Приход при храме пусть и небольшой, но дружный”.
– В годы богоборчества были разрушены практически все храмы в округе, – рассказывает отец Николай. – Представляете, сколько лет люди жили без Бога. Поэтому возвращение в лоно церкви, так сказать, идет очень медленно. Но, Слава Богу, люди к нам на причастие ведут много детей. В этом году перед 1 сентября у меня была большая радость – на литургию пришло около 300 учеников! И все они в этот день приобщились к Христовым Тайнам.
