Юности честное зерцало

Юности честное зерцало

 Юности честное зерцало (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.

 Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.

 «Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.

****

Юности честное зерцало.

или

показание к житейскому обхождению.

Собранное от разных авторов.

Напечатася повелением Царскаго Величества.

В Санкт Питербурхе

Лета Господня 1717
Февраля 4 дня.

1. В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.

2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.

4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицем говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. Когда родители или кто другии их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзностно отвещать: да, так, и ниже вдруг наотказ молвить, нет; но сказать: так государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления и слов. Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад не бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.

7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиттся дело и рчь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать. Но ежели чие мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашатца. Еже ли же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему разсуждать не достойно. А еже ли в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать сколько можно и поверенное дело содержать тайно.

8. С духовными должны дети везде благочинно, постоянно, учтиво и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять. Но о духовных вещах и о чине их, или духовныя вопросы предлагать.

9. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давне токмо прославлялись. А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны другая похвалят.

10. С своими или с посторонними служители гораздо не сообщайся. Но ежели оньи прилежны, то таких слуг люби, а не во всем им верь, для того, что они, грубы и невежи (неразсудливы) будучи, не знают держать меры. Но хотят при случае выше своего господина вознестись, а отшедши прочь, на весь свет разглашают, что им поверено было. Того ради смотри прилежно, когда что хощешь о других говорить, опасайся, чтоб при том слуг и служанок не было. А имян не упоминай, но обиняками говори, чтоб дознатца было неможно, потому что такия люди много приложить и прибавить искусны.

11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна. Потому можно от части смотря на прилежность и бодрость или радение слуг признать, како правление котораго господина состоит и содержится. Ибо не напрасно пословица говорится, каков игумен, такова и братия.

14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам.

15. Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетельна; ибо не славная его фамилия, и не высокой род приводит его в шляхетство, но благочестныя и достохвальныя его поступки. Понеже благочестие есть похвала юности, и счастие благополучное, и красота в старости. Того ради оный имеет по правде тому подражать. То бо есть истинное избавление от убожества, и прямая подпора и постоянной столп богатству.

16. Имеет прямый (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив. Ибо гордость мало добра содевает (приносит), и кто сих трех добродетей не имеет, оный не может превзойти, и ниже между другими просиять, яко светило в темном месте или каморе. Понеже что выше чином, то ниже смирением быть должно. Для того и три оныя добродетели: приветливость, смирение, и учтивость, украшают не мало шляхетскую славу. А понеже искони старыя честныя люди оное сохраняли, того ради и юныя имеют оному подражать.

17. Младый человек всегда имеет с благочестными и добродетельными людми обходитися, от которых бы он добру научитца мог. Также и с такими людми которые честное имя и непорочное житие имеют. А от таких, которые легкомысленно и злочестно живут, бегать, яко бы от яду или лютого мору. Благочестныя люди имеют от юных почтены, превозносены, и возлюблены быть. А от злоимянитых должны юныя остерегатися, и от них бегать. Ибо токмо скажи, с кем ты обходишся, то можно признать, какое счастие тебе впредь будет.

18. Младый шляхтич, или дворянин, ежели в еверциции (в обучении) своей совершенен. А наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй розговор учинить, к томуж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть.

19. Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен, и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять, и доносить, а на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдливо бывает, оный с порожними руками от двора отходит. Ибо когда кто господину верно служит, то надобно ему верная и надеждная награда. А кто ища милости служит, того токмо милосердием награждают. Понеже никто ради какой милости должен кому служить кроме Бога. А Государю какову ради чести и прибыли, и для времянной милости.

20. Умный придворный человек, намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил ево другой, которой иногда к томуж охоту имеет.

21. Проезжей отрок, имеет податливо быть с мерою, смотря по состоянию своему. А особливо к тем, которые ему заслужили, а не к лукавым издевочникам и лстецам, которыя ему то говорят, чего он охотно слушает являть себе податлива.

22. Отрок должен быть весма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оной стретившаго на три шага не дошед, и шляпу приятным образом сняв, и не мимо прошедши назад оглядоваясь поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер, и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван.

23. Отрок имеет быть трезв и воздержен, а в чужие дела не мешатца и не вступать, и ни чего что ему не касается не всчинать, и поводу к тому не давать, но с учтивостию уступать. Разве что когда чести его кто коснется, или порекать учнет: то в таком случае уступки не бывает, но по нужде пременение закону дается.

24. Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн. И что кто делает – ведать не надлежит. Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать, но когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним н ступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою переговорят.

25. Младый отрок да не будет пересмешлив, или дурацким шуткам заобычаен, но имеет честь свою исправно охранять. И с такими людми ни чего не всчинати, и поводу к тому не давать, чтобы его одурачили, и на посмех передражнили. Ибо оныя что кому в доме учинят, того и на улицах чинить не оставят. И такия люди бывают токмо обманщики денежныя, и блюдолизы. А ежели кто им ни чего не даст, то они ево пересмехают, и везде в домех поносят.

26. Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами.

27. Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя продает как может.

28. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. А особливо что ближнему ко вреде, урону и умалению чести и славы касатися может. Ибо на сем свете нет иного чувствительнее, чим бы бог до зела прогневан, и ближней озлоблен были, кроме сего.

29. Младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят.

30. Младыя отроки, которыя приехали из чужестранных краев и языков с великим иждивением научились, оныя имеют подражать, и тщатися, чтоб их не забыть, но совершеннее в них обучатися: а имянно чтением полезных книг, и чрез обходителство с другими, а иногда что-либо в них писать и компоновать, да бы не позабыть языков.

31. Оныя, которыя в иностранных землях не бывали, а либо из школы, или из другаго какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать и смирять, желая от всякаго научитися, а не верхоглядом смотря, надев шляпу, яко бы приковану на главе имея, прыгать, и гордитися, яко бы никого в дело ставя: ибо такою гордою поступкою омерзеет и возбудит себе у других ненависть, что всяк компании его гнушатца и бегать, потом и посмеян и поруган будет, и получит себе презирание и убыток.

32. На свадьбы и танцы младый отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай и принят. Ибо в первых, хотя незамужния жены и охотно то видят, однакож свадебные люди не всегда ради тому бывают. И понеже невзначай пришедшия, причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что либо излишняго вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, не пристойным своим невежеством подаст к ссоре причину, или незванной похощет посесть званнаго и возбудит великое неспокойство: ибо говорится, кто ходит не зван, тот не отходит не дран.

33. Не надлежит болши чести и ласки приимать, нежели как кто может удостоен и приличен быть. Ибо услуга для отслуги в гости звана бывает, а не мысли себе акибы тебе кто чем должен оное чинить.

34. Не малая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает пока его танцевать, или к столу итти с другими пригласят, ибо говорится: смирение молодцу ожерелие.

35. Младыя отроки не имеют быть насмешливы, и других людей речи не превращать, и иначе не толковать, и ниже других людей пороки и похулки внушать и предявлять: ибо хотя про кого говорится, чего он может быть и не слышит, однакож со времянем и ему сказано будет, и тем он на гнев приведен и озлоблен искать будет случая со времянем, то потаенно отметит, ибо хотя кто и долго молчит, токмо злобы не забудет.

36. Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами сеое хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет.

37. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили, или что просмотрели.

38. Каждый осторожной и высокоумный кавалер, имеет прилежно подражать, чтоб не озлобить друга своего вымышленными ложными и льстивыми поступки. Ибо, ежели другой то признает тогда оной за недруга себе его почтет и никогда ему верить не будет, но отбегая его, за лукаваго человека разглашать будет.

39. Отрок во всех пирах, банкетах и протчих торжествах и беседах, которыми он равенстников своих потчивает отнюдь никакой скупости или грабителства да не являет, да бы не признали гости. Ибо в том познавается, и в том замыкается его честь, разум, и слава: когда он сам не хощет во всякой дом на подобие дураков в комедии бегать. Ибо надобно разсуждать, что которой призван, також, а может быть и лучший, в доме своем приготован обед имеет, нежели как у него изготовлено есть. А что званной пришел не обед, и то оной токмо для содержания дружбы и добраго согласия учинил. Ибо как выше упомянуто, должен честной отрок по состоянию своему и по преимуществу податлив и чтив быть, а не для худой собственной своей прибыли имя свое в огласку пустить и опорочить.

40. Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычай принята и оныя хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, не смотря на свою честь и не храня славы. Но отрокам надлежит знать что они сим способом в безчестие и ненависть приити могут и таких людей ни мало не почитают, понеже они денги болши любят, нежели самих себя, и ближняго своего. И такой мыслит, что доволно и того, что другой про него ведает, что он богат. Ибо толь помощи может оное добро (которое кому не ползует) как зло, которое кому не вредит; особливо имеет породный шляхтич от сея прелестныя добродетели остерегатца. Ибо оная противится любви к ближнему, без нея же не возможно спастися. Ибо такое ремесло тем за обычно, которыя имеют нечистую совесть и противную веру: яко жиды, мошенники и обманшики.

41. Также излишняя роскошь и прихотливыя протари, зело не похваляются. А на примере: когда кто в год 1000 рублев приходу имеет, хощет с тем равен быть, которому по 6000 приходит для того и говорится: надобно держать по приходу расход.

42. Когда который породный отрок кому что обещает дать, подарить или ино что учинить должен, не откладывая на долго. Ибо в двое приятно бывает и болши того одолжает, когда вскоре что содержано будет. Для того говорится: кто скоро дает, оной сугубо дает.

43. Все, которыя что кому обещают, имеют прилежно трудится, чтоб как возможно без отлагателства оное исполнить. Хотя в том и убыток себе понесть или прежде обещания должно на перед доволно размыслить. Ибо такого человека не много почитают, которой слово свое пременяет, понеже пословица гласит: не молвя слова крепись, а дав слово держись. А особливо должны шляхетныя сие хранить. Оных бо постоянство имеет быть безсмертно и непременно, а не имеетглупой онои пословицы следовать, что говорится: обещать, то дворянски, а слово держать, то крестьянски. Но ведай себе, что и такая есть пословица. Со лжи люди не мрут, а впредь веры неимут. И конечно крестьянина лучше почтут, нежели дворянина, которой шляхетского своего слова и обещания не исполняет и не сохраняет: от чего и ныне случается, что охотнее мужику, нежели дворянину верят.

44. Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с отою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие себе получает.

45. В церкве имеет оной очи свои и сердце весма к Богу обратить и устремить, а не на женской пол, ибо дом Божий, дом молитвы, а не вертеп блудничен, но увы коль часто случается, что тем другия соблазняются и подают злой пример. Понеже прочтыя смотрят болши на знатных и тому себя ведут и поступают, но кто хощет быть знатнейший в чину, оной должен везде в страсе Божием и благочинство первым себя содержать.

46. Когда с кем случится говорить, то должни они с тою персоною учтиво и прилежно говорить, а не так притворять себя, яко бы не охотно кого хотят слышать и ниже задом к кому обращатся, пока кто говорит. Ибо сие есть признак гордости и непочитания, понеже оной с кем ты говориш, может разуметь вослибо он тебе не годен или речь его тебе противна, разве что случится другому важная притчина так поступить, то надобно позволения попросить и оговорится для такой продерзости и неучтивости. Непристойно также когда с кем говориш, быстро в глаза смотреть, яко бы хотел кого на сквозь провидеть, но при случае чтоб можно усмотреть с какою ревностию, осамкою и постоянством кто что расказывает и говорит, да бы ему можно в том отвещать.

47. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.

48. Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.

49. Слугам своим и челядинцам не должно давать злато прикладу, и пред ними никакова соблазну не чинить, и ниже допускать, чтоб они всякими глупостми хозяину подлещались, как обычно такия люди делают, но держать их в страсе, и больше двух крат вины не спущать, но выгнать из дому. Ибо лукавая лисица нрава своего не переменит.

50. Когда кто своих домашних в страхе содержит, оному благочинно и услужено бывает, а слуга может от него научитися, и другие его равестники за разумнаго его почитать будут. Ибо раби по своему нраву невежливи, упрями, безстыдливи, и горди бывают, того ради надобно их смирять, покарять и унижать.

51. Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пес огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать.

52. Когда кто меж своими слугами присмотрит одного мятежника и заговорщика (переговорщика), то вскоре такого надобно отослать. Ибо от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой, гордой, нахалливой, и противной слуга, от чего и пословица зачалась: в нищенской гордости имеет диавол свою утеху.

53. К оным, которые исправно служат, должно быть склонну и верну, и в делах их спомогать, защищать и их любить, пред другими повышать и договорную мзду исправно в прямый срок платить, то напротив того, ему больше счастия и благословения будет от Бога и не даст причины, чтобы его порекали, как инако у них обычай делать. А особливо, когда кто их известную мзду задержит как некоторая в том мало совести имеют.

54. Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (сапоги с острыми носами) быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов.

55. Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от того не згадить или отъиди для того к стороне (или за окошко выброси), дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.

56. Никто честновоспитанный возгрей (соплей) в нос не втягает, подобно как бы часы кто заводил, а потом гнусным образом оныя в вниз глотает, но учтиво, как вышеупомянуто, пристойным способом испражняет и вывергает.

57. Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог и чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить.

58. И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкве детей малых пужает и устрашает.

59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.

60. Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозватца и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою и не кивай головою или иным каким непристойным образом, наподобие немых, которыя признаками говорят или весма ни какой отповеди не дают.

61. Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.

62. Когда кого поздравлять, то должно не головой кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидатися, пока ближе вместе сойдутца. И ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет и не твоя.

63. Младый шляхтич или отрок всегда должен быть охоч к научению всякого добра, и что ему прилично быть может и не имеет дожидатца пока кто его о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в доме прибегали. А наипаче платить возмездие служащим ибо в том есть великий грех и порок, когда кто у кого кровию заслуженною и трудом выработанную мзду наемничу удержит.

Как младый отрок должен поступить, когда оный в беседе с другими сидит.

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти да не явится яко бы оныя бархатом обшиты, умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первой не пии, будь воздержан, избегай пьянства, пии, и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пии, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножем не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не режь, еж что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторый народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать кашлять не пригожо. Когда яси яйцо, отрежь напред хлеба, и смотри, чтоб при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пии, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около свое тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестане ясти, возблагодари Бога, умой руки и лице и выполощи рот.

Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми.

Когда (куда) в которое место приидешь, где ядят или пьют, тогда поклонясь поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, по том поклонясь приими и пии вежливо благодари того, кто тебе дал испить. И уступи назад пока тебя отправят, когда кто с тобою говорить станет, то встань и слушай прилежно что он тебе скажет, да бы ты мог одумався на оное ответ дать. Буде что найдешь хотяб что нибыло, отдай оное назад. Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай. Будь услужен и об одном деле дважды себе приказывать недавай: и таким образом получиш милость. Охотно ходи в церквы и в школы, а не мимо их. Инако бо пойдет путем, которой ведет в погибель. Не пересмехай, не осуждай и ни про кого ничего зла не говори, да не достигнет и тебя зло.

Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдеть из устен твоих. Всякой гнев, ярость, вражда, ссоры и злоба да отдалится от тебя. И не делай, ни приуготовляй никаких ссор: все, что делаешь, делай с прилежанием и разсуждением, то и похвален будешь. Когда ты верно обходисся, то и Богу благоприятно, и так благополучно тебе будет. А ежели ты не верно поступаешь, то наказания Божия не минуешь, ибо он видит все твои дела. Не учись как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло Богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею. Не выходи из дому твоего без ведома и воли родителей твоих, и начальников, и ежели ты послан будешь, то возвратись паки вскоре. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси. Не смотри на других людей, что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать.

Кто тебя наказует, тому благодари и почитай его за такова, которой тебе всякого добра желает.

Где двое тайно между собою говорят, так не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежество.

Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай.

Девической чести и добродетелей венец.

Состоящей в последующих двадесяти добродетелях. А имянно.

Охота, и любовь к слову, и службе Божеи, истинное познание Бога, страх Божий, смирение, призывание Бога, благодарениe, исповедание веры, почитание родителем, трудолюбие , благочиние, приветливость, милоссрдие, чистота телесная , стыдливость и воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая.

1. Первая добродетель, которая благонравной и благочестной девце прилична и пригожа есть охота и любовь к слову Божию, и правой вере, охотно ходить в церквы, и в школы, учитца читать, писать, и молитца прилежно, слушать словеса Божия, оное размышлять, и примечать охотно, к исповеди и святому причастию ходить, катихисис просто и со истолкованием с некоторыми псалмами, и притчи святаго писания наизусть уметь, и протчая.

2. Вторая добродетель девицы есть: истинное познание Бога, и слова Его, правое разумение в творении Божии, и в артикулах, или членах нашея православныя веры.

3. Третия добродетель девическая есть, девической страх к Богу, когда человек размышляя гнев Божий за грехи своя, от сердца убоится, и гнева Божия, и страшнаго Его суда устрашится, греха убегнет, Богу и родителем с должным почтением и послушностию покорится, а наипаче по воли Божией, и по слову Его, все свое намерение управлять будет.

4. Четвертая девическая добродетель есть смирение, когда всяк в истинном страсе Божии свою собственную слабость признает, и всем сердцем себя Богу подвержет, как в принадлежащих делах призвания своего, которыя с помощию Божиею зачинает так и наказании, и в приятном кресте, которой с терпением и покорением носит, при том 6лижнему своему надлежащую и должную честь являет.

5. Зде последует пятая девическая добродетель, то есть: молитва и призывание Бога, когда человек от всещедраго Бога, которой в слово Евангелиа своего и в Сыне Своем открылся, всяких вечных и времянных даров просит, и уповает, что услышан будет по обещанию ходатая Господа Ииcyca Xpиcтa.

6. Шестая добродетель есть благодарение во первых к Богу. Когда кто сердцем и устнами исповедует, что всякое благо не от себя, но от Бога получаемо бывает. По том и ко благодетелным людем, когда кто признает и исповедует, что от другова получил благое. И не токмо оному на словах являть себя благодарна, но и делом оное воздать, и наградить должно по возможности.

7. В седмых следует исповедание веры, в котором xpистианин твердую и постоянную волю, и хотение имеет пред Богом, и человеки, чистоe учение Евангелиа исповедать, и при том исповедании и вере оставатися, не смотря ни на каком страхе, эависть, напасть и муку изгнания.

8. Осмая девственная добродетель касается четвертой заповеди, то есть: должное почтение родителем, и оным, которыя вместо их бывают. Сия добродетель весма преизящна, и украшает девиц безмерно лепо. Ибо Соломон сам в притчах, в главе первой, о сей тако глаголет: оное есть предивнoe украшение главе, и яко гривна златая о выи их. Того ради бывают такия дщери родителем своим, и другим, честным людем благоприятны, угодны Богу, и получат милость не токмо родителей своих, но и от неприятелей, яко история свидетельствует о некоеи милосердой дщери, которая матерь свою плененную, юже непрятель хотя гладом в темнице умертвити, тайно посещая, в темнеце сосцами своими гладЪ ея утоляла, и чрез долгое время тако живот ея спасала, что уведав римляне, с великою угодностию матерь ея свободили, и сломав оную темницу, на месте том церковь состроили, которую церковь страха Божия имяновали. И тако сия добродетель есть истинной признак сущаго девическаго смирения, и страха Божия. Так же потребует честь, да бы родителей своих, или оных, которыя вместо их бывают, по повелению Божию за отца и матерь свою почитать. Оных бо само Бог устроил, и уставил, да чрез них и мы действовать будем. Того ради должно им от сердца всякого добра желать, и оных велми почитать, яко вышний дар от Бога на земли честно содержать, честно о них мыслить и гoвopить, оных за мудрых и благочестивых людей почитать, и со особливым почтением и смирением к ним говорить, яко Сирах во главе седмой упоминает: чти отца твоего всем сердцем, и не забуди коль горко бысть матери о тебе. Товия в главе четвертой: Чти матерь твою во вся дни живота твоего, воспомяни колики напасти имела носяи тя во утробе своей.

9. Ныне приступим к девятой добродетели, которая младым девицам пристойна, а оная есть трудолюбие, да бы человек из младости привыкал к работе, и мыслил, для чего оная ему от Бога наложена и определена. И когда кто оное отправляет, что званию и чину его принадлежит, то оной и благословение наследит. При том должно все попечение мысли, и прилежание, к тому устремить, да бы то что в призванном чине делать ему повелено, со всяким прилежанием, верностию, охотою, скopocтию и постоянством исправить мог, Богу в честь и во всенародную пользу.

10. Десятая девическая добродетель называется благочиние, и постоянство, когда человек все свое злoe желание, похоти, и прелести, тако обуздав воздержит, что в речах, в поступках, и в делах всегда всякой усмотрить может, что сердце оного богобоязливо, любяи благочиние и постоянство, а против того ненавидяи всяких злострастий, и легкомыслия бегая. И таким образом обрящет милость от Бога, и от человек получит себе благодать. В протчем имеют младыя девы, и младыя жены, всегда в благочинии обучатца, и где ни будучи, везде, хотя на постеле в доме, на торжище, на улице, в церкве, или в беседе, или в бане, колико можно подражать постоянству, яко о сем Апостол Павел напоминает к римляном во 12 главе: подражайте постоянству пред кииждом: а против того должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песнеи, скверных басней, сказок, песнеи, истории, загадок, глупых пословиц, и ругателных эабав и издевок. Ибо сие есть мерзость пред Богом.

11. Зде пpиcтупим по чину к добродетели приветливости, ей же и другия подобныя добродетели касаются. А имянно: кротость, терпение, приятство, и исхождение,услужливость с благочестными, доброе иметь содружество, никого нарочно, или с умыслу не изобижать. Ко всякому быть услужливу, ближняго сожалеть, терпеть, ласкову и единодушну быть, а не себя представлять весма, и паче других непорочна в повседневной беседе приятливо и тихо обходится. С чуждым говорить учтиво, отвещать ласково, других охотно слушать, и всякое доброжелателство показывать в поступках, словах, и делах, которыя добродетели выше всех мер украшают девицу.

12. По сей добродетели следует милосердие, что человек милосердует о нищем, и со благонравием сожаление и терпение имеет, да бы и ему взаимно помощи рука следовать могла.

13. Третия надесять добродетелЬ пристойная девицам есть стыдливость: когда человек злой славы, и безчестия боится, и явнаго греха бегает, и опасаяся гнева Божия, и злой совести, так же и честных людей, которыя иногда о иных как кто живет: худо или добро разсуждать могут. Вся своя желания и похоти усмиряет, да бы в словах и в делах так себя явить, что оной с натурою правым умом, и с обычаем других людей согласен, что и всякой похвалит.

14. Четвертая надесять девсптвенная добродетель есть чистота телесная, в которой девица умываясь, в честной одежде, и пpистойном убранстве чисто себя содержать имеет. Таким образом; чтоб с одной стороны гордости, а с другой скверной не было поступки, ежели токмо кто право о том разсуждать будет.

15. Зде же ныне последует воздержание и трезвость, когда человек в естве, и питии желание свое, и хотение тако умеренно укращает, что с одной стороны не может в молитве своей и в повседневном труде помешан быть от отягчения телесного, а с другой стороны здравия своего, и спокойства по вседневным истощанием и голодом помешать и разрушить.

16. Шестая надесять добродетель есть девственное целомудрие, когда человек без всякого пороку, или с другими смешения и без прелести плотския наружно, и внутренно душею, и телом, чисто себя вне супружества содержит, и сия добродетель зело удобно равняется и уподоблена, о котором всем и каждому известно.

17. Седмая надесять добродетель есть бережливость и довольство, когда человек в настоящем времяни тем, что ему Бог определил довольствуется. Помогает убогим, и ближняго носит тяготу, и свое имение которое он от Бога честно получил осторожно и бережно хранит, и из оного столко расточает, как потребность позовет.

18. Осмая надесяшь добродетель девическая, есть благотворение, благодеяние и щедрота, когда человек из собственнаго своего нищым уделяет, и оным служит из природной (или натуралной) должности, когда где потребно явится, так, чтоб в том не было скупости или проторжливости имению.

19. Девятая надесять добродетель девическая имеет быть правосердие, верность, и правда, когда человек мнение сердца своего истинно, праведно, ясно, и чисто открывает, и объявляет, и слова и дела других людей со благоволяет: а что сумнително говорено, или сделано бывает к лутчему толкует, и изъясняет. А без крайней, и важной притчины о мысли, и намерении другаго, ради подозрения во зле, не разсуждает и когда кому добра желает, то имеет быть из прямого добраго сердца, а не лицемерно, должно о благополучии, и счастии другаго от сердца срадоватися и веселитися.

20. Ныне приступим к двадесятой и последней добродетели девической, а имянно к молчаливости. Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два. Тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, сему и древния детей своих обучали. Когда приидеш в чуждей дом, то буди слеп, глух, и нем, которое тебе может в молчаливость причтено быть.

Девическое целомудрие.

Потупляет стыдливая девица очи свои, яко Ревекка, егда узре еще из далеча Иакова грядуща, яко книги первыя Моисея глава 24 пишет, что оная закры тогда лице свое: и каждая стыдливая девица закрывает окна сердца своего. Ибо сердце всегда прелестно очам последует. Того ради блюди, да бы девической стыд пристойную красоту, очи в землю потупляя являл. Также и ты, когда на тебя человек взирает покрасневся, очи свои не возвышай, но зрак свой в землю низпущай.

Украснение девиц, и младых невест так же, и замужних, есть достохвалная фарба, или цвет, и о сем Диоген пишет, что украснение, есть признак к благочестию.

Иназианзин увещает, что един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит, в других странах, когда невеста в день замужства своего имеет итти в церковь предъуготовляют, и при ней девицам обретающымся с сахаром и корицею вареное вино, доброй винной суп, подчивают их, да бы кушали. Увещавая: что от того могут быть изрядно красны, когда пойдут в церковь, но ежели невеста от себя сама не может быть со стыду красна, то винной суп не долго может краску в лице содержать, а кроме того говорится принужденная любовь, и притворная краска не долго постоят.

Разсуждается в человеке от стыда в лице бываемая краска за доброй признак, того ради, и Терентий повествует: кто от стыда покраснеет, тот нужды не имеет. Иныяж безумныя побледнеют, которое однако не всегда зло бывает, но краснота есть приятнее и похвалнее.

Стыдливая (зазорная) девица, не токмо в лице краснеет, но и стыдливыя имеет уши. Устрашится, когда что безстудное слово услышит, яко легкомысленный, неискусныя издевки, и скверныя песни, сущая девица потупит лице свое, яко бы она того не разумеет, или востав отходит далее. А которая смеется, и к тому спомогает, такая не лучше иных. Григорий назианзин советуя нам, вопиет: от скверных слов, и соблазных песнеи заключи уши твоя воском, употребляй оныя всегда к честным, и похвалным делам, и вещам. Кто стыдлив, оный отнюд не говорит сквернаго слова, честный стыд возбраняет безчестныя слова, которые не токмо благочинны девицам, но и благочинным мужчинам досадуют, когда кто сквернословит пред женскими персонами, и младыми людми.

Слепаго Aпиa дочь ради легкомысленнаго слова принуждена заплатить денежной штраф. Чистая девица должна не токмо чистое тело иметь, и честь свою хранить, но должна и чистое, и целомудренное лице, очи, уши, устне, и сердце иметь. Некоторыя девицы, правда: для чести, смирны, однако блудными поступками, легкомысленными словами, и знаками подозрителными, сами себя творят.

При знакомых людех можно себя оправдать, и от подозрения свободитися, но не у знакомых может человек вскоре в подозрение приити. На человека не знакомаго, может всякое подозрение пасть. Младая жена которая с молодым мужчиною издеваетца, и с оным неискусно шутит, тайно в уши шепчет, кто такую может от подозрения оправдать.

Антистиус древний дочь свою изгнал того ради, токмо что оной присмотрел, как она с подозрителным человеком, а имянно токмо с служанкою говорила.

Сулпитин галлин, такожде дочь свою от себя изгнал, ни зачто иное, кроме, что она не покровенною главою чрез улицы бегала. Девическая походка свидетелствует о их состоянии и нраве: поступающая павлиною походкою, да бы себя оказать людем, является, и чрез едину улицу прешедши.

Не порядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам, и улицам розиня пазухи, садился к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не cидит. Но поет блудныя песни, веселитца, и напивается пьяна. Скачет по столам, и скамьям, дает себя по всем углам таскать, и волочить, яко стерва, ибо где нет стыда, там и смирение не является. О сем вопрошая говорит избранная Люкрециа пo правде: ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может;

Демадий премудрый глаголет: стыд у девицы есть, преславная красота, и похвала, еще же и Павел глаголет: уповая, что оной весма потерян, кто стыд свой потерял.

Бахилидий зело древней поет, или стихотворец в притчах, и прикладах своих пишет: когда идол изрядную голову имев, а оную голову потеряет, или сронит, то, по том оставшейся болван весма красоты своея и пригожства лишится. Тако и все другия добродетели, ежели не украшены благочинством и стыдом, не имеют похвалы.

Лютер написал: человеку не может быть ничто приятнее и угоднее как благочинная девица. Греческий стихотворец Теогений согласуяся в сем, рече: Нет приятнее девицы благочинного нрава. С богобоязливою, и благочинною девицею приходит щастие, и благословение во дом. И такое целомудренное чистое и верное сердце, может молитвою своею у Бога многую получить милость, понеже Бог есть целомудренное существо, и хощет от целомудренных сердец призываем быть. О чем Стигелий тако пишет: чистое сердце, и целомудренная мысль, Богу зело приятны бывают. Прямая прехвальная добродетель раждается от чистого, и непорочнаго сердца.

Когда сердце чисто молится, тогда и тело будет нескверно, хотя змии сатанински, сетию xpиcтиaн запинает. Когда девица в церковь, на торг, в гости, или на свадбу идет, надлежит и в походке остерегатися. Ибо по тому об них разсуждается. Иназианзин пишет. Ноги ступающия гордо, не любят благочинства. Ибо может в такой походке, и резвость быть.

По платью такожде примечается, что в ком есть благочинства, или неискусства: легкомысленная бо одежда, которая бывает зело тщеславна, и выше меры состояния своего, показует легкомысленной нрав. Ибо, для чего имеет девица, (которая токмо ради чести одежду носит для излишняго одеяния) в убыток и в долги впасть: сего честная девица никогда не делает.

По поступкам, словам, и нраву познавается девической стыд, и благочинство, когда она за столом прилучится сидеть возле грубова невежы, которой ногами несмирно сидит, и она должна встать от стола.

Благочинная девица досадует, когда оную кто искушать похочет. Ибо оная почитает, что такой искус подобным ему невежам приличен, а не ей, по том впредь оной искушать ее покинет.

Девическое смирение.

Между другими добродетелми, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнейшая и главнейшая добродетель, которая весма много в себе содержит. И того не доволно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себе являть, сладкия слова испущать, сего еще гораздо не доволно, но имеет сердце человеческое Бога знать, любить, и боятися. По том должно свои собственныя слабости, немощи, и несовершенство признавать. Итого для пред Богом себя смирять, и ближняго своего болши себя почитать. Никого не уничижать, себя ни для какого дарования невозвышать, но каждому в том служит, охотну и готову быть: яко и Павел святый к филипписием на поминая во второй главе пишет: смирением почитайте между собою друг друга превыше себе. Писание свидетелствует во многих местах, что воля Божия есть, дабы каждый себя пред ним смирил, и cиe есть праведно, ибо Он есть наш сотворитель, мы же тварь его. Он есть Отец наш, мы же чада его. Пророк Михей в главе 6 глаголет: смиряй себе пред Богом. Такожде и Петр святый пишет: должна мы силной руке Божией покорятися. Еще же Иаков в 4 главе повелевает да смирим себя пред Богом. По таким доказателствам доволно ясно, что Бог сей добродетели требует, и ему оная благоугодна. И кто той подражает, оный имеет богатого благословения от Бога ожидати, якоже святое писание исполнено такими обетованиями. Иоанн глаголет во главе 22: смиряяйся, от Бога вознесется, и воистину npизиpaeт Бог с небеси на смиренных, яко псалом 113 свидетелствует. Также, и Сирах во главе 3 глаголет: творит Господь велия во смиренных. И Пресвятая Богородица у Луки ва главе 1 воспевает, Бог низложи силныя со престол, и вознесе смиренныя. В томже намерении и Cиpax в 10 главе пишет: довлеет гордых искоренити до конца, и да насадит Бог смиренных вместо их. Господь Иисус Xpистос во главе 22 от Матфея глоголет: смиряяйся вознесется. Кто смиренную жену имеет, оный приобрел coкpoвище выше всякого богатства. Где сия добродетель, тамо и премудрость, яко Соломон во главе 11 глаголет: премудрость обретается усмиренных. Тако и Птоломей пишет, что смиреннее человек, то премудрее. Святый Петр во главе 5 перваго послания пишет: да даст Бог смиреннующим милость, тем разумевается телесная и душевная, (и восхитит их от праху земнаго) и возвысит их Господь Бог во время свое. Того ради глаголет Соломон в притчах во главе 29. Смиренныя почтены будут, понеже оныя достойную честь воздают Богу, и во страсе Его пребывают. Того ради взаимно оных почтить обещает, и хотение исполнит, а наипаче молитву их услышит, яко xpaбрая Юдиф в молении своем рече: никогда благоугодны явишася тебе гордии, но всегда тебе смиренных, и уничиженных молитва благоугодна. Таким же образом и Сирах глаголет: смиренных молитва проницает облака, такожде и Григорий пишет: Создатель наш имеет велия недра любве и милосердия, в которыя объемлет наш плачь. БогЪ, Ангели , и человецы милостивы суть к cмиренным людем, во псалме 113 поем, Кто есть, яко Господь Бог наш, седяй во славе высоце, и призираяй на смиренных в небеси, и на земли. Богородица воспела, Яко призре БогЪ на смирение ея. Златоуст пишет, несть Богу приятнее, кроме когда кто себя менши всех других почитает. Яко и приклады свидетельствуют о Иоанне, Павле, о Сотниже, в Капернауме, и протчих. Гиероним написал: несть нам человекам, и Богу приятнее, кроме когда кто в житии своем заслуженна себя явит, и будучи высоким, смирением себя умалит. Ежели кто хощет гнев Божий, и прещение его укротити, и чистым покаянием Крест его понести, таковый имеет во первых cмирением себе унизить, яко блудный Сын, от Луки во главе 15 свидетельствует. Читаем в 7 главе, Иисуса Навина, и в 3 главе Ионы, также и во многих местах старого завета, что тогда во знаке смирения своего облекались во вретище, и посыпаху пепелом главы своя, постишася и молилися, и тако смирением Божией милости искали, и чрез Xристa получили.

Где смирение есть в сердце, тамо и церковь Святаго Духа. Яко Ориген написал: ежели себя не смириш, то и благодати Святаго Духа не получиш, которой источники своя в такия основания изпущает: Тако и Августин написал: что высоко, то изсохнет, а что низко, то исполнено будет. И чудна дела твоя Господи, горы и вершины их ближе суть к солнцу, нежели долины между горами. Однакож солнце жарчае в долинах, нежели в высоте, для того что должны исполнены долгостми и теплотою, того ради растут древеса, и травы, хлебы, и всякия плоды в долинах лучше и совершеннее, нежели на горах. Подобно тому имеют смиренныя сердца теплоту и мокроту Святаго Духа, того ради пpинeceт плод свой во время свое, и будет яко древо насажденное при исходищих вод, яко псаломник во 1 псалме поет. Кроме того превосходит смирение во всех вещах, и похваляется от всех. Возми две штуки золота, одну добраго, а другую плохова, доброе перевесит на весах, и угодно бывает господину своему. Древо имеющее на ветвях своих добрыя плоды, оныя тягнут, и уклоняются в низ. Ежели кто похощет сосуд почерпсти воды, оной должен наклонитися. Всякия травы толченыя, и всякое корение тертое бывают силняе духом. И подобно как малыя рыбы с трудностию сетью и неводом уловлены бывают, так и смиренных с трудностию может сатана сетью уловить, того ради повествуют в двух прикладах, о двух пустынниках.

О некоем Макарии пишет, яко ходящу ему при потоке, стретеся с ним враг человеческого роду, с великою косою, грозяй его оною разсещи в части. Он же приступи к нему ближе не бояся, но той не можаше пустыннику ничего вредити, токмо вопия: О человече человече! побеждаеши меня смирениемЪ своим, которым ты, и живот свой от меня ныне спасаеш.

Такожде читаем о некоем пустыннике Антонии, яко веде оной во сне, что весь свет исплетен сетию. Такому видению удивися оной, с рыданием возопи, О всесильный Боже! Кто может избежати сетей cих! и се ему глас бысть, кто смиренного сердца обрящется, оный спасен быть может от сетей сих.

И тако, кто хотяй пpичacтником быти Царствию Божию, и внити во врата небесная, оной да удалится от всякия гордости, понеже Бог гордость иногда с небес в месте с сатанинским князем испровергнул, и вовеки оных паки в прежнее место не впустит.

И яко прехвалныя врата града Иеросалима, не допустили цесаря Гераклиа, с великою славою внити, явися ему Ангел, глаголя, егда Царь Небесный во врата сия вниде, сотвори оной вход свой во смирении, без всякия славы. Тогда принужден Гераклия все свое тщеславие отложити, егда хотя во врата внити. Коими паче не возможно будет во врата горняго оного Небеснаго Иеросалима беэ смирения внити. Некий Гишпанский Отрок праведно написал: ежели кто хощет в Небеси во дворится, оный сердцем своим, и деянием да смирится. От Бога, гордыня наказана бывает, и адския муки не избегает.

Златоуст написал: кто желает в небе первый быти, оный да будет на земли последний. Тако согласуется изидорий глаголя: являяйся мал воочию людей, оный явится велик во очесах Божиих.

Еще же и Августин написал: творите подобно Ангелом, а не гордитес. Ибо гордость обращает ангела диаволом.

Того ради Нил свидетелствует, яко блажен человек, егоже жизнь высока, а Дух смирен.

Такожде глаголет кесарий во втором своем увещании: благословенна душа от Бога, еяже смирением гордость посрамлена бывает, еяже терпение, ближняго гнев погашает, еяже послунием других леность наказуется, еяже теплота инаго тела не искусство ободряет.

К томуж смиренныя великую пользу имеют. Ибо неимеют оныя жестокого падения опасатися. Кто не высоко подымается, оный не высоко и падает. Овидий пишет, с высоты, высоко и падают. Святый Августин глаголет: кто на земли сидит, оный не может ни како пасти.

Цесарь Фридрих третий, обычайно говаривал: громовыя стрелы розбивают высокая башни, а низкия хижины минуют.

Гордыя не могут пробыть без наказания, смиренныя не останутся без награждения.

Того ради величайший Cтиxoтворец в нынешнем времяни гласит: смирися, Господь бо гордыни не оставит без отмщения. Господь благословит смиренныя сердца, и прокленет гордых.

В древних церковных отцев книгах, многия имянования о похвале добродетели сея обретаются. Оныя бо имянуют тое матерью, содержительницею, и хранителницею протчих добродотелей.

Киприян пишет: смирение всегда было непоколебимый столп святых.

Григорий пишет: смирение есть начало и источник добродетелей. Онже паки глаголет: кто без смирения собирает добродетели, оный подобен яко прах пред лицем ветра. Еще же оный пишет: все что ни делано потеряно, ежели не во смирении совершено будет.

Сему согласуется Златоуст глаголя: тако превосходит смирение похвалу прочих добродетелей, что ежели оной при том не будет, протчия все ни во что.

Августин так же разсуждает, егда пишет, разве что смирение всему. Что мы добра деем, предходит, предстоит, и провождает, а наипаче, ежели возрадуемся сделав добро, то пpищед гордость из рук наших пограбит все.

Единым словом, всякая гордость, хотя в духовном, мирском или в домовном поведении, не служит чести Божией, и не может быть постоянно. Кто летать хощет, не выростя на пред перья, оное неудачно бывает, и срамотою покрывается. Смиренный ожидает время, которое Бог к возвышению его поставил, которое его утешит. Яко Cиpax во главе первой глаголет: и знает оной, что на пред подобает претерпети, пока к чести достигнет яко в притчах Соломоновых во главе 18 пишет: Божие есть токмо строение, гордых низринути, a cмиренных возвысити. Яко и праведный Иов во главе пятой глаголет: Бог возвышает смиренных, и вспомогает печалным. О нем всяк возрадоватися может.

К О Н Е Ц.

Нравоучения от Священнаго Писания по алфавиту избраная.

Слыши сие и вразумляйся.

А.

Аще хощеши работати Господеви, уготови душу твою во смирение.

Аще премудр будеши, себе премудр будеши, и искренным твоим. Аще ли зол будеши, един почерпнеши злая.

Аще узриши разумива, утренюи к нему, и степени стезь его да трет нога твоя.

Б.

Бойся Бога и царя, и ниединому же их протився.

Без совета ничтоже твори.

Буи в смеху вознесет глас свой: муж же мудр едва мало осклабится.

В.

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим. И всею душею твоею, и всею мыслию твоею.

В вине не мужайся. В пире не обличай искренняго.

Все творение приведет Бог на суд.

Г.

Господа чти oт праведных трудов твоих.

Гортань сладок, умножит други своя.

Горе глаголющим свет тму, и тму свет.

Д.

До смерти подввизайся по истине, и Господь поможет ти.

Душа лукава погубит стяжавшагою.

Друга заступати не срамляйся.

Е.

Елико высок еси, толико смиряй себе. Един есть вход всем в житие подобен же и исход.

Есть молчаи, не имать бо совета: и есть молчаи ведый время.

Ж.

Жертвы нечестивых, мерзости Господеви.

Жестоко слово, воздвизает брань.

Житие наше яко сень преходит.

S.

Злословяй отца или матерь, смертию да умрет.

Зaвисть не весть почитати полезнаго.

Зaвистию диаволею смерть вниде в мир.

З.

Знай себе.

Заступи в старости отца твоего, и не опечали его.

Злату глаголющу, молчит всяко слово, весть бо увещати, аще и не может вещати.

И.

Иже хранит своя уста, соблюдает от печали свою душу.

Иже отвещает прежде слышания, студ ему есть.

Имже несть совета, падут аки листвие.

I.

Иерей почитай, старших благоговей.

Иконам покланяяся, не боготвори, но мысль к первообразному возводи.

Идолу подобно сребролюбия несытство.

К.

Кротко ступание, кротко седание, кроток взор, кротко слово тебе да будет.

Конь уготовляется в день брани, а от Господа помощь.

Конь не учен свирепЪ, и сын самоволен блудник будет.

Л.

Любяй своего сына, участит ему раны.

Лев ловит лов, а греси делающих неправду.

Лучше хлеб со сластию в мире, нежели дом исполнен блага со сваром.

М.

Мзда и дарове ослепляют очи премудрых.

Муж двоязычен открыет советы в сонмищи.

Муж яр претворяет свары.

Н.

Небо высоко, земля широка, сердце же царево не облично.

Не оправдай себе пред Богом, и паче царя не мудрися.

Не буди скор языком твоим, и ленив и слаб в делех твоих.

О.

Очи Господни тмами светлеиши солнца еста, прозирающе вся пути человечи.

Огнь палящь угасит вода, и милостыня очистит грехи. Обыкло покаряти не хотящих насилство, Давид бо сие, и исполни многи.

П.

Пред человеком живот и смерть, и еже изволит, дастся ему.

Премудрость смиреннаго вознесет главу его, и посреде велможь посадит его.

Помни суд, чай ответа, и воздаяния по делом.

Р.

Разумей яко о всех сих приведет тя Бог на суд.

Раба разумива да любит душа твоя, и не лиши его свободы.

Рвение и ярость умаляют дни.

С.

Слава царева, чтити повеления его.

Студ отцу ненаказан сын.

Согрешил ли еси, не приложи к тому, и о преждних ти помолися.

Т.

Тайну цареву добро хранити.

Терпелив муж, лучше ищущаго науки.

Tиxa дателя любит Бог.

У.

Уста царя сохрани, и о словесех клятвы Божия не тщися.

Убога горда, богата лжива, и стара прелюбодея возненавидех.

Удержаваяй мзду от наемник, яко проливаяй кровь.

Ф.

Философия истинная есть еже помнити смерть.

Фарисейскаго тщеславия огре6айся.

Фараонитския жестокости отбегай.

X.

Хранит закон сын разумный, а иже xpaнит не сытость, досаждает.

Хранися буяго, да не приимеши труда.

Храни себе, падению же братню не смейся.

Ѿ и Отъ. 

От зрака познан будет мужь, и сретением лица познан будет умный.

Открываяй тайну, погубляет верность, и не имать обрести друга.

От нищих другов, таятся богатых двери. Свешлы же дворы, богатым любезны.

Ц.

Царь премудр, утверждение есть людем.

Цареви ложно ничто же да глаголется.

Царю слава во мнозе языце. Во оскудении же людей, падение силному.

Ч.

Чтый отца, возвеселится о чадех.

Человек премудр молчит до времене.

Чада прелюбодеев не совершена будут, и от законопреступна ложа, семя изчезает.

Ш.

Широк путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий в него.

Шум морский, безумнаго слово: тяготит бреги, не тучнит луга.

Шепотника и двоязычника подобает клясти.

Щ.

Щедр и милостив Господь, но и правосуден.

Щедраго рука не оскудеет.

Щадится праведным богатство нечестивых.

Ю.

Юзники в темнице посещати тщися.

Юродом ближняго нарицати блюдися.

Юдолит и камня, часто каплющая капля.

Юрода же не научат и вся мудрых книги.

.

смерте, яко горка ти есть память, человеку мирну во имении его живущу.

коль страшен ад, коль любезен рай.

коль лжив мир, коль слеп человек, коль кратко время, коль долга вечность.

Я.

Якоже стремление водное, тако и сердце и сердце царево в руце Божией.

Ярость царева, посол смершен.

Яждь яко человек, и не разгребай, да не возненавиден будеши.

кто сохранит сия, и спасется.
Конец и Богу слава.

В формате .pdf скачать можно здесь: Юности честное зерцало

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: